Технологическая карта урока литературного чтения

Класс: 2

Учитель: Старикова Эльвира Викторовна

Тема: И. Тургенев « Воробей».

Тип урока: комбинированный.

Цель: через мысли, чувства, ассоциации вести учащихся к пониманию главной мысли (Любовь сильнее смерти. Только любовью держится жизнь)

Задачи:

  • формировать умение понимать содержание, определять тему и главную мысль рассказа;

способствовать развитию критического мышления, устойчивости внимания, умения переключать свое внимание, восприятия, связной речи;

  • создать условия для формирования познавательного интереса к изучению литературного чтения;

создать условия, способствующие бережному отношению к матери

Планируемые результаты (предметные):

Познавательные УУД

Общеучебные:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • формировать осознанное правильное, выразительное чтение, выражать свое отношение к прочитанному;

  • находить информацию в Толковом словаре, анализировать ее содержание;

  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  • обосновывать выбор собственного решения;

  • подводить итог своей деятельности;

Логические:

  • выстраивать логическую цепь рассуждений:

  • самостоятельно выбирать критерии для оценки.

Формирование УУД (метапредметных):

  • регулятивные – определяют и формулируют цель; принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; организовывают и контролируют свою работу, работу в группе, в паре; оформляют свои мысли в устной форме; прогнозируют результат собственной деятельности;

  • коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умеют слушать и вступать в диалог; умеют интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие; умеют договариваться и приходить к общему мнению;

  • личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Оборудование и материалы:

  • Учебник: Н.А. Чуракова «Литературное чтение. 2 класс»

  • Проектор, компьютер

  • Презентация Microsoft Power Poin

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в учебную деятельность.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Ну-ка проверяй, дружок.

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Какое у вас настроение?

Я очень рада, что у вас хорошее настроение. И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.

Настраиваются на работу

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

II. Учебно-познавательная деятельность

1.Этап. Определение темы урока. Постановка цели урока.

-Определим тему нашего урока.

-Найдите в оглавление учебника «Литературное чтение» рассказ, с которым будем знакомиться на уроке.

(слайд 1)

Сформулируйте цель урока

Находят рассказ И.Тургенева «Воробей»

Цель : формирование правильного, выразительного чтения; умение пользоваться словарями для получения дополнительной информации; умение выражать свое отношение к прочитанному.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Регулятивные:

определять тему и цель урока с помощью учителя.

-Так как работать вы будете в группах и в парах, давайте обговорим правила совместной работы.

Обговаривание правил совместной деятельности:

А) работать дружно; быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старших;
Б) своевременно выполнять задания, доводить начатое до конца, следить за временем;
В) качественно выполнять работу, соблюдать технику безопасности, экономию материала;
Г) каждый из группы должен уметь защитить общее дело и своё в частности

Коммуникативные:

уметь договариваться и приходить к общему мнению;

2. Этап подготовки

учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.

3.Первичное чтение рассказа учителем и выявление первичного восприятия текста.

Работа с текстом до чтения:

-Назовите еще раз автора этого произведения? (слайд 2)

Тургенев Иван Сергеевич — знаменитый русский писатель. Родился 28 октября 1818года в городе Орле в дворянской семье. Написал много произведений как для взрослых так и для детей. С одним из них мы сегодня познакомимся.

— Прежде чем я прочитаю этот рассказ, давайте посмотрим на незнакомые слова, которые вам встретятся в рассказе. Где мы можем найти их значение? (слайд 3)

Чтение рассказа учителем.

— Понравился ли вам этот рассказ?

— Поделитесь своими мыслями о прочитанном рассказе.

— Что вас особенно поразило?

— Слушая рассказ, менялось ли ваше настроение?

-Какова тема рассказа?

— Совпадает ли тема рассказа с его названием?

Работа с Толковым словарем (русский язык II часть)

БЛАГОГОВЕТЬ- относиться с глубочайшим почтением; очень сильно любить.

ДЕТИЩЕ – то же, что ребенок.

Отвечают на вопросы

Познавательные:

выделять существенную информацию из рассказа, находить нужную информацию в словарях,

классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Регулятивные:

уметь слушать и отвечать на вопросы в соответствии с целевой установкой

Личностные :внимательно относиться к собственным переживаниям, вызванными восприятием произведения.

Физкультминутка

(слайд 4)

Активное выполнение

Коммуникативные:

проявлять активность в коллективной деятельности.

4. Повторное чтение и анализ рассказа.

— Почему автора восхитил поступок воробья?

1.- Почему собака начала красться? Кого она увидела раньше автора?

3.- Какие строки подтверждают, что это был совсем маленький птенец?

2.- Почему птенец оказался на дороге и сидел неподвижно?

4.- Как воробей кинулся на защиту птенца?

5- А как вы думаете, испытывал ли воробей страх, увидев приближающуюся собаку?

— Какие слова это доказывают?

6.- Что бы вы чувствовали, если оказались на месте воробья?

7.- Почему же воробей победил свой страх и был готов пожертвовать собою? Какая сила сбросила его с дерева?

8.- Как повел себя Трезор? Почему?

9. — Почему автора восхитил поступок воробья?

10 .- Какие чувства вызвал старый воробей у автора? Зачитайте.

— Прочитай те последние две строчки рассказа. Как вы их понимаете?

-Какая основная мысль этого рассказа?

— А как бы вы озаглавили этот рассказ, если бы главная мысль отражалась в названии рассказа?

Чтение рассказа учащимися

«Воробей мог остаться на безопасной ветке, но не усидел, хотя ему самому было очень страшно.»

Дети зачитывают строки рассказа.

«Пух на голове, желтизна возле клюва, едва прораставшие крылышки»

«Птенец выпал из гнезда, так как ветер сильно качал березы.»

«Она камнем упала перед самой мордой собаки»

«…и весь взъерошенный…….он жертвовал собою!»

«Любовь, которая сильнее страха смерти»

«Его поразила смелость птицы»

«Благоговел перед маленькой птичкой»

«Героическая птичка»

«Любовь сильнее смерти»

«Только любовью держится жизнь»

Личностные:

умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.

Познавательные:

анализировать содержание произведения.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу

устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей.

5.Составление плана рассказа по картинкам.

(работа в группах)

6.Подведение итога урока.

— Сейчас будем работать в группах.

— На столах у каждой группы лежат рисунки к рассказу и конверт. Расположите эти картинки в нужном порядке. Затем выберите из текста предложения, которые можно подписать под каждым рисунком. А , если будет сложно это сделать, можно достать из конверта уже готовые напечатанные предложения и просто разложить их под картинками.

1. «Я возвращался с охоты и шел по аллее сада.» (слайд 5)

2. «Он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки» (слайд 6)

3. «Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…» (слайд 7)

4. «Мой Трезор остановился, попятился…» (слайд 8)

5. «Я поспешил отозвать смущенного пса и удалился благоговея» (слайд 9)

Работа в парах.

-А сейчас мы проверим , как хорошо вы работали на уроке. Для этого разгадайте кроссворд, который лежит у вас на столах.

(слайд 10,11,12,13)

— Как вы думаете, воробей, который кинулся на защиту своего птенчика, был папой или мамой? Почему вы так думаете.

— Кому же обязан маленький воробей своей жизнью?

— Что побудило мать-воробьиху броситься на собаку?

— Вот на что способна материнская любовь.

Материнское сердце многое может: может радоваться и страдать, может принимать обиды своих детей, и не помнить о них. Оно способно всегда согреть, помочь, защитить, потому что есть в нем великая сила-это любовь. А любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью движется жизнь. С любовью можно преодолеть любые трудности. Помните об этом всегда. (слайд 14)

Раскладывают картинки в нужном порядке и подписывают их соответствующим предложением из текста.

Выступление представителя из групп. Оценивание работы всей группы и отдельных учащихся.

Разгадывают кроссворд.

Выступление представителя из групп.

Оценивают работу в группах.

Оценивают работу в парах.

«Любовь к собственному сыну сделала ее сильнее.»

VIII. Рефлексия урока.

— Вот и подошел к концу наш урок. Оцените свою работу на уроке.

— Спасибо за урок. (слайд 15)

Подводят итог урока.

Личностные:

оценивать собственную и коллективную деятельность, сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой ее товарищами и учителем.

IX. Домашнее задание.

Проиллюстрировать наиболее понравившееся место в рассказе.

Домашнее задание даётся индивидуально, но учитывается желание детей.

Личностные:

формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

http://yadi.sk/d/LZlrm4UJGD7nk

http://yadi.sk/d/ZhglkjBTGD7wD

http://yadi.sk/d/ZhglkjBTGD7wD

1.

1. Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела.

2. Глаза – угольки,
Руки – сучки.
Холодный, большой.
Кто я такой?

3. Отдыхают мужики,
На них белы колпаки
Не шиты, не вязаны.

4. В круглом окне днём
Стекло разбито —
К вечеру вставлено.

5. Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет –
Когда это бывает?

2.

1. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

2. Висит за окошком кулёк ледяной.
Он полон капели и пахнет весной.

3. Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут,

4. На овчарку он похож
Что ни зуб – то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.

5. Маленький, беленький
По лесочку прыг- прыг,
По снежочку тык- тык.

Пословицы и поговорки

  • Мороз невелик, да стоять не велит.

  • Береги нос в большой мороз.

  • Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

  • Спасибо мороз, что снегу нанёс.

  • Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.

  • Зимой льдом не дорожат.

  • Зима лето пугает да всё равно тает.

«Я возвращался с охоты и шел по аллее сада.»

_________________________________________________________________

«Он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки»

_________________________________________________________________

«Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…»

_________________________________________________________________

«Мой Трезор остановился, попятился…»

_________________________________________________________________

«Я поспешил отозвать смущенного пса и удалился благоговея»

_________________________________________________________________

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here