Департамент образования

администрации города Липецка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23

имени С.В. ДОБРИНА города ЛИПЕЦКА

Оценочные и методические материалы

по литературному чтению

для УМК «Школа России»

2 класс

Попадьина Ю.В., учитель начальных классов

Административное контрольное чтение №1

Текст

Невежа.

Девочка сидела на стуле. Вошёл младший братик. Девочка встала и посадила его на свой стул. Пришёл папа. Мальчик встал и уступил место папе. Вошла мама. Папа встал.

Садись, – сказал он маме, и мама села.

Но тут пришла бабушка. Мама встала и подала стул бабушке. Бабушка села, посидела, да вдруг вскочила:

Ай-ай, молоко на плите убежит!

Все бросились на кухню. Пришёл кот, сел на стул, посидел, а потом разлёгся.

Пришли: девочка, братик, папа, мама, бабушка, а кот ни с места – лежит себе и поглядывает на всех.

Брысь, невежа!

(88 слов) (Р. Баумволь)

Вопросы и задания

1. Почему девочка уступила место братишке?

2. Кто из семьи испугался, что убежит молоко на плите?

3. Кого в рассказе назвали невежей?

Контрольное чтение №2

Текст

Лебеди.

Однажды я увидел на озере двух белых птиц. Это были лебеди — кликуны. Моя бабушка сказала, что они плавают здесь уже больше двух недель.  Значит, им понравилось это место. Они хотят здесь поселиться.

Я сделал для птиц плавающую кормушку. Насыпал в нее зерно, моченый хлеб. Лебеди долго не решались приблизиться к кормушке. Но однажды один из них подплыл и взял хлеб.

Постепенно лебеди привыкли ко мне. Они брали угощение прямо из рук.

(70 слов.)(Из журнала «Юный натуралист»).

Вопросы и задания

1. Как лебеди выбирают себе место для жилья?

2. В чем проявилась забота о птицах?

3. Как лебеди выразили доверие к человеку?

Административное контрольное чтение №3

Текст

Муравьиная тропа.

Был у муравьев мостик через ручей — дерево упало, они по нему и бегали. Люди ходили тут и каждый день давили муравьев. Однако насекомых не остановишь, если они выбрали себе тропу. Что придумать?

Кто-то сделал очень просто; взял да и положил рядом другое бревно. Муравьи ползают по своему мостику, а человек делает свои шаги по новому бревну.

Муравьи, конечно, не узнали, кто о них позаботился. Но точно можно сказать: сделал это хороший человек.

(72 слова.)(Из журнала Юный натуралист.)

Вопросы и задания

1. Какой мостик был у муравьёв?

2. Кто, кроме муравьев, пользовался им?

3. Как позаботились о муравьях?

4. Что можно сказать о человеке, который это сделал?

5. Объясните смысл заголовка.

Критерии оценки проверки техники чтения

  • индивидуальную динамику развития скорости чтения;

  • индивидуальную динамику развития плавности чтения

(по слогам, по слогам и целыми словами, целыми словами);

  • индивидуальную динамику развития выразительности чтения;

  • индивидуальную динамику развития понимания текста;

Вид

работы

«5»

(отлично)

«4»

(хорошо)

«3»

(удовлетворительно)

«2»

(неудовлетворительно)

Контрольное чтение

Плавное выразительное чтение с соблюдением интонаций, пауз, передачей голосом характера героев, полные связные ответы на вопросы

Плавное чтение с небольшими отклонениями от литературных норм, не влияющими на передачу смысла текста, незначительные затруднения в ответах на вопросы

Послоговое чтение либо плавное чтение с серьезными нарушениями литературных норм, влияющими на передачу смысла произведения, серьезные затруднения ответах на вопросы, привлечение помощи учителя

Медленное чтение с серьезными нарушениями, влияющими на передачу смысла текста, серьезные затруднения в ответах на вопросы по содержанию даже с помощью учителя

Тесты к разделу «Устное народное творчество»

Русские народные песни, потешки

  1. Объясни значение выражения «передавать из уст в уста».

а) делиться последним куском хлеба

б) угощать

в) сообщать что-нибудь другому человеку

  1. Какие деревья чаще всего воспеваются в русских народных песнях?

а) ель, сосна

б) дуб, клен

в) береза, рябина

г) липа, осина

  1. За что воспевает народ эти деревья?

а) за красоту

б) за пользу в хозяйстве

  1. Какими обычно бывают колыбельные песни?

а) веселыми, задорными

б) спокойными, монотонными

в) грустными, печальными

г) радостными, бодрыми

  1. Какое настроение передается в потешках, прибаутках?

а) грустное

б) сердитое

в) веселое

г) задумчивое

  1. Что такое диалог?

а) вид народного творчества

б) разговор двух или нескольких людей

в) короткий рассказ

Считалки и небылицы

  1. Что должно быть в считалке?

а) повторяющиеся слова

б) шутки, забавные слова

в) четкий ритм

  1. Объясни значение слова «долгогривый»

а) высокий, с длинными ногами

б) веселый, игривый

в) быстрый

г) с очень длинной гривой

  1. Объясни значение выражения «конь ретивый»

а) смелый

б) непослушный

в) быстрый

г) добрый

  1. Каким словом нельзя заменить слово «небылица»?

а) фантазия

б) выдумка

в) рассказ

г) сказка

  1. Какие истории называют небылицами?

а) правдоподобные

б) фантастические

в) реальные

г) интересные

д) загадочные

Загадки, пословицы

  1. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

а) ель

б) еж

в) врач

  1. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом ведет, там заметку кладет.

а) топор

б) стамеска

в) карандаш

г) дятел

  1. Кто говорит молча?

а) книга

б) картина

в) статуя

г) регулировщик

  1. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.

а) часы

б) петух

в) гром

г) телевизор

  1. Закончи пословицу про пословицы: «Пословица — …народная».

а) жизнь

б) шутка

в) мудрость

г) память

  1. Закончи пословицу: «Поговорка – цветочки, пословица — …».

а) ягодки

б) грибочки

в) колючки

г) цветы

д) букет

Загадки и пословицы

  1. Закончи пословицу: «Где смелость, там и …».

а) отвага

б) награда

в) победа

г) война

  1. Закончи пословицу: «Нет друга – ищи, а нашел — …».

а) угости

б) поблагодари

в) помоги

г) береги

  1. Закончи пословицу: «Все за одного, один за …».

а) всех

б) себя

в) народ

г) победу

  1. Закончи пословицу: «Поспешишь – людей …».

а) спасешь

б) насмешишь

в) догонишь

г) обойдешь

  1. Закончи пословицу: «Под … камень и вода не течет».

а) большой

б) красивый

в) тяжелый

г) лежачий

  1. Закончи пословицу: «Делаешь наспех – сделаешь …».

а) на совесть

б) плохо

в) много

г) на смех

Ю. Коваль «Сказки»; Ю. Мориц «Сказка по лесу идет»

  1. Кто писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?

а) А. Пушкин

б) И. Крылов

в) Л. Толстой

г) К. Чуковский

  1. На что похож «урок», который всегда есть в сказке?

а) на строгий приказ

б) на дружеский совет

в) на сложное правило

  1. Сказка учит отличать…

а) фантастическое от реального

б) добро от зла

в) волшебников от людей

г) жизнь от выдумки

  1. Где живет сказка?

а) в заколдованном лесу

б) в тридевятом царстве

в) рядом с ними

г) в книгах

  1. Что царит в сказке?

а) справедливость

б) красота

в) спокойствие

г) уверенность

«Петушок и бобовое зернышко»

  1. Что говорила петушку курочка?

а) не торопись

б) не бойся

в) не уходи

г) не мешай

2. Что случилось с петушком?

а) его утащила лиса

б) он подавился бобовым зернышком

в) он провалился в глубокую яму

г) он подрался с соседским петухом

3. Что курочка попросила у хозяйки?

а) маслице

б) молочко

в) сметанку

г) пшено

4. К кому хозяйка послала курочку?

а) к собаке

б) к корове

в) к лисе

г) к хозяину

5. Что курочка попросила у хозяина?

а) помощи против лисы

б) свежей травы

в) лестницу

г) косу

д) топор

6. Кузнец – это мастер, занимающийся…

а) ручной обработкой древесины

б) ручной обработкой металла

в) изготовлением муки из зерна

г) строительством деревянных домов

7. Что кузнец дал курочке?

а) совет

б) топор

в) косу

г) лестницу

д) пшено

8. Закончи пословицу: «Друзья познаются в …»

а) работе

б) беде

«У страха глаза велики»

  1. Когда используют наперсток?

а) при шитье

б) при готовке

в) при рубке дров

г) при работе в огороде

  1. Что означает слово «схорониться»?

а) убежать

б) спрятаться

в) удивиться

г) испугаться

  1. Назови пятерых героев этой сказки.

а) дедушка, бабушка, внучка, собака, кошка

б) отец, мать, сын, дочь, кошка

в) медведь, волк, лиса, заяц, кошка

г) бабушка, внучка, курочка, мышка, заяц

  1. Что четыре героя делали все вместе каждый день?

а) готовили еду

б) убирали дома

в) играли

г) ходили за водой

  1. Почему всполошился зайка?

а) он увидел водоносов

б) он увидел волка

в) на него упало яблоко

г) рядом треснула ветка

  1. Что сделали водоносы?

а) испугались и убежали

б) остановились, как вкопанные

в) посмеялись над зайкой

г) храбро двинулись вперед

«У страха глаза велики»

  1. Кого увидела бабушка?

а) волка

б) кабана

в) лешего

г) медведя

д) Змея-Горыныча

  1. Кого увидела внучка?

а) медведя

б) волка

в) лису

г) Бабу-ягу

д) зайца

  1. Кого увидела курочка?

а) петуха

б) волка

в) лису

г) орла

д) домового

  1. Кого увидела мышка?

а) кота

б) собаку

в) зайца

г) сову

д) лису

  1. Что увидел зайка?

а) стаю собак

б) трех волков

в) четырех охотников

г) шесть лис

  1. Закончи пословицу: «Робкого и … страшит»

а) лес

б) волк

в) тень

г) ветер

«Лиса и тетерев»

  1. Объясни значение слова «кабы».

а) чтобы

б) если

в) около

г) потому что

  1. Объясни значение слова «нынче».

а) теперь

б) потом

в) раньше

г) вчера

  1. Что сказала лиса, увидев тетерева?

а) «Помоги мне в работе»

б) «Пришла тебя проведать»

в) «Не видел ли ты волка?»

г) «Ответь мне на вопрос»

  1. Что ответил тетерев?

а) «Спасибо на добром слове»

б) «Нет, не видел»

в) «Ничего тебе не скажу»

г) «Уходи отсюда»

  1. Как притворялась лиса?

а) «Я плохо вижу»

б) «Я плохо слышу»

в) «Я плохо бегаю»

г) «У меня плохой нюх»

  1. О чем лиса попросила тетерева?

а) «Поднимись повыше»

б) «Сойди на траву»

в) «Залезь в дупло»

г) «Научи меня петь»

«Лиса и тетерев»

  1. О каком указе говорила лиса?

а) «Теперь звери друг другу помогают»

б) «Теперь звери друг друга не трогают»

в) «Теперь звери вместе строят мосты»

  1. Что тетерев сказал лисе?

а) «Вот волк бежит»

б) «Вот собаки бегут»

в) «Вот медведь идет»

г) «Вот охотник с ружьем»

  1. Что сделала лиса?

а) убежала

б) не испугалась

в) спряталась

г) бросилась в драку

  1. Какое слово подходит лисе?

а) добрая

б) ласковая

в) коварная

г) сердитая

  1. Какое слово подходит тетереву?

а) доверчивый

б) злой

в) глупый

г) умный

  1. Закончи пословицу: «На языке медок, а на уме …»

а) сахарок

б) чаек

в) ледок

г) злоба

«Лиса и журавль»

  1. Объясни значение слова «потчевать»

а) звать в гости

б) угощать

в) дружить

г) сердиться

2. Объясни значение выражения «не обессудь».

а) не хвастайся

б) не относись слишком строго

в) не жадничай

г) не говори то, чего не знаешь

3. Объясни значение выражения «несолоно хлебавши».

а) с удовольствием

б) печально, грустно

в) ни с чем

4. Чем лиса угощала журавля?

а) овсяной кашей

б) манной кашей

в) окрошкой

г) блинами

5. Как лиса подала угощение?

а) в узком кувшине

б) на большом блюде

в) размазала по тарелке

г) намазала на хлеб

6. Чем журавль угощал лису?

а) гречневой кашей

б) манной кашей

в) окрошкой

г) пирогами

7. Как журавль подал угощенье?

а) в узком кувшине

б) на большом блюде

в) размазал по тарелке

г) намазал на хлеб

8. Закончи пословицу: «Как аукнулось, так и …»

а) дорога нашлась

б) откликнулось

в) все испугались

«Каша из топора»

  1. Объясни значение слова «чулан».

а) сарай для инструментов

б) помещение в доме, служащее кладовой

в) маленькая комнатка на чердаке

2. Объясни значение слова «сдобрить».

а) успокоить кого-нибудь

б) починить что-нибудь

в) приправить чем-нибудь дляулучшение вкуса

3. Объясни значение выражения «на побывку».

а) на ночлег

б) домой на короткое время

в) в гости

г) в короткий поход

4. Как солдат оказался в доме у старухи?

а) попросился на отдых

б) пришел в гости

в) приехал к ней из города

5. Почему старуха отказалась накормить солдата?

а) пожадничала

б) у нее не было еды

в) еда была не готова

6. Из чего солдат взялся варить кашу?

а) из крупы

б) из репы

в) из топора

г) из воды

7. Почему солдату удалось сварить хорошую кашу?

а) из топора получается хорошая каша

б) старуха дала ему все нужные продукты

в) он потихоньку взял все нужные продукты

8. Закончи пословицу: «…дороже богатства».

а) власть

б) спокойствие

в) сметка

«Гуси лебеди»

  1. Объясни значение слова «причитывать».

а) плакать, жалуясь на что-нибудь

б) быстро читать

в) громко звать кого-нибудь

  1. Объясни значение слова «кудель».

а) низкая деревянная лодка

б) пучок льна, приготовленный для пряжи

в) моток толстых шерстяных ниток

  1. Объясни значение слова «веретено».

а) приспособление для прочистки печной трубы

б) большая деревянная лохань

в) приспособление для получения нити из шерсти

  1. Объясни значение слова «устьице».

а) маленькое окошко

б) отверстие в печи

в) печная труба

  1. Куда уходил отец с матерью?

а) на свадьбу

б) на работу

в) на войну

г) за грибами

  1. Что сказал отец с матерью дочке, когда уходили?

а) «Сходи за водой»

б) «Приберись в доме»

в) «Не ходи со двора»

г) «Прополи огород»

«Гуси лебеди»

  1. Как поступила дочка?

а) не довела работу до конца

б) все сделала правильно

в) позабыла, что ей приказывали

  1. Что тут произошло?

а) мальчика унес волк

б) мальчик убежал в лес

в) мальчика унесли гуси-лебеди

г) мальчика увез злой волшебник

  1. Куда побежала девочка?

а) к кузнецу

б) за помощью

в) в погоню

  1. Что увидела девочка?

а) мельницу

б) печь

в) избушку

  1. Какой пирожок отказалась есть девочка?

а) ржаной

б) пшеничный

в) с капустой

г) с картошкой

  1. Что потом увидела девочка?

а) грушу

б) сливу

в) яблоню

Обобщение по разделу «Устное народное творчество»

  1. Закончи пословицу: «Любишь кататься – люби и …».

а) ходить

б) саночки возить

в) работать

  1. Закончи пословицу: «Вместе тесно, а врозь …».

а) просторно

б) страшно

в) скучно

  1. Закончи пословицу: «Семь раз отмерь, один раз …».

а) нарисуй

б) пришей

в) отрежь

  1. Если человек сам не пользуется вещью и другим не дает, то его называют

а) принцесса на горошине

б) собака на сене

в) попрыгунья-стрекоза

  1. В каком из видов устного народного творчества предметы не называются, а только указываются их признаки.

а) потешка

б) частушка

в) считалка

г) загадка

д) скороговорка

е) небылица

  1. Как называется разговор двух лиц?

а) пролог

б) монолог

в) диалог

г) каталог

Тест В. Бианки «Музыкант»

  1. Чему хотел научиться старик?

А) научиться метко стрелять

Б) научиться сочинять музыку

В) научиться играть на скрипке

2. Как у него это выходило?

А) отлично Б) средне В) плохо

3. Чем старик был доволен?

А) что у него своя скрипка

Б) что у него хорошее ружьё

В) что у него своя музыка

Г) что его игру всё равно слушают

4. Что сказал старику знакомый колхозник?

А) «Я сейчас медведя видел в лесу»

Б) «Я сейчас волка видел в лесу»

В) «Я сейчас кабана видел в лесу»

Г) «Я сейчас в лесу ведро грибов набрал»

5. Куда пошёл старик?

А) в поле В) на речку

Б) в лес Г) на болото

6. Что он слышал?

А) рёв медведя

Б) вой волка

В) звук: «Дзен!…»

Г) звук: «Плимм!..»

Д) голос кукушки

7. Кого увидел старик?

А) медведя, слушающего скрип дерева

Б) медведя, «играющего» на щепке сломанного дерева

В) медведя, играющего на скрипке

Г) медведя, слушающего соловья

8. Что сделал старик?

А) убил медведя

Б) выстрелил, но промахнулся

В) не стал стрелять в медведя

Г) ранил медведя

Тест В. Бианки «Музыкант»

1.Чему хотел научиться старик?

А) научиться метко стрелять

Б) научиться сочинять музыку

В) научиться играть на скрипке

2. Как у него это выходило?

А) отлично Б) средне В) плохо

3. Чем старик был доволен?

А) что у него своя скрипка

Б) что у него хорошее ружьё

В) что у него своя музыка

Г) что его игру всё равно слушают

4. Что сказал старику знакомый колхозник?

А) «Я сейчас медведя видел в лесу»

Б) «Я сейчас волка видел в лесу»

В) «Я сейчас кабана видел в лесу»

Г) «Я сейчас в лесу ведро грибов набрал»

5. Куда пошёл старик?

А) в поле В) на речку

Б) в лес Г) на болото

6. Что он слышал?

А) рёв медведя

Б) вой волка

В) звук: «Дзен!…»

Г) звук: «Плимм!..»

Д) голос кукушки

7. Кого увидел старик?

А) медведя, слушающего скрип дерева

Б) медведя, «играющего» на щепке сломанного дерева

В) медведя, играющего на скрипке

Г) медведя, слушающего соловья

8. Что сделал старик?

А) убил медведя

Б) выстрелил, но промахнулся

В) не стал стрелять в медведя

Г) ранил медведя

Тест

Русская народная сказка «Два Мороза»

1. Чем решили заняться братья Морозы?

а) зверей поморозить

б) людей поморозить

в) деревья поморозить

г) окна узорами разрисовать

2. Кого они встретили?

а) богатого купца и бедного крестьянина

б) злую мачеху и добрую падчерицу

в) грозного царя и храброго богатыря

3. За кем побежал младший брат, Мороз – Красный нос?

а) за богатым купцом

б) за бедным крестьянином

в) за доброй падчерицей

г) за храбрым богатырем

4. Почему?

а) думал, что легче справиться

б) хотел, чтобы было потруднее справиться

в) она ему понравилась

5. Как старшему брату, Морозу – Синему носу, удалось его дело?

а) потому, что мачеха была очень злая

б) потому что царь был очень глупый

в) потому что купец сидел и не двигался

6. Почему младшему брату, Морозу – Красному носу, не удалось его дело?

а) потому что купец был очень тепло одет

б) потому что доброй падчерице помогали лесные звери

в) потому что храбрый богатырь с ним справился

Тест Е. Чарушин «Страшный рассказ»

1. Где жили Шура и Петя?

а) на даче

б) у бабушки в деревне

в) в большом доме

2. Почему мальчики остались одни?

а) родители ушли на работу

б) родители ушли в гости

в) дедушка ушёл на охоту

3. Что сделали мальчики?

а) начали шалить

б) играли допоздна

в) легли спать

4. Что услышали мальчики?

а) что кто-то стучит в окно

б) что кто-то топает в сенях

в) что кто-то лезет к ним под кровать

г) что кто-то возится на чердаке

5. Кого нашли в доме?

а) бандита

б) домового

в) котёнка

г) ежа

д) щенка

6. Чем закончился рассказ?

а) его прогнали

б) он прожил с ребятами всё лето

в) родители схватили детей и с ними убежали

г) дети едва спаслись

Тест Л.Н.Толстой «Филипок»

1. Почему мать не хотела пускать Филиппка в школу?

а) не хотела, чтобы он учился

б) считала, что он ещё мал

в) боялась, что его там обидят

2. Почему Филиппок всё-таки пошёл в школу?

а) ему стало скучно одному

б) ему стало страшно одному

в) он очень хотел учиться

3. Почему мальчик побоялся входить в школу?

а) боялся других мальчиков

б) боялся собаки

в) боялся учителя

г) боялся учёбы

4. Почему он всё-таки вошёл?

а) испугался собаки

б) его пристыдила баба с ведром

в) его пристыдил старик с палкой

г) его позвал учитель

5. Почему Филиппок не отвечал на вопросы учителя?

а) не хотел

б) испугался

в) не знал, что ответить

6. За что учитель похвалил Филиппка?

а) он решил примеры на сложение

б) он сложил из букв своё имя

в) он прочитал несколько слов

Тест М. Пришвин «Осеннее утро»

Выбери правильный ответ.

1. С чем писатель не сравнивает в этом отрывке полёт листьев?

а) с парашютиком

б) с винтиком

в) с самолётиком

г) с мотыльком

2. Вместе с кем летят листья?

а) с птицами

б) с лётчиками

в) с бабочками

г) со стрекозами

3. Как бывает писателю, когда он стоит в эту пору один на берегу?

а) весело и неспокойно

б) грустно и хорошо

в) тревожно и нехорошо

г) радостно и спокойно

4. Что происходит в семье писателя, когда солнце выйдет?

а) завтрак

б) полдник

в) обед

5. Чему радуются в эту пору?

а) бабьему лету

б) жаркому дню

в) тёплому дню

г) первому снегу

6. Какие птицы ещё должны улететь на юг?

а) журавли, гуси, грачи

б) ласточки, стрижи, скворцы

в) лебеди, утки, дрозды

ТЕСТ

по творчеству Александра Сергеевича Пушкина

  1. Как всегда называют А. С. Пушкина?

  1. Звезда русской поэзии

  2. Солнце русской поэзии

  3. Светило русской поэзии

  1. Какая белка живёт в хрустальном домике?

  1. Дикая

  2. Золотая

  3. Ручная

  1. Как поэт называет её?

  1. Затейница

  2. Волшебница

  3. кудесница

  1. Объясни слова поэта: «…север тучи нагоняя, дохнул, завыл..»

  1. Завыл злой колдун

  2. Затрещали северные льды

  3. Подули северные ветры

  1. Из какого произведения взят отрывок «У лукоморья дуб зелёный..»?

  1. «Руслан и Людмила»

  2. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

  3. «Евгений Онегин»

Тест Э. Хогарт «Мафин и паук»

1. Где ослик Мафин встретил паука?

А) в саду Б) на огороде В) в лесу Г) на берегу озера

2. Почему ему захотелось удрать?

А) паук был похож на чудовище

Б) паук хотел его съесть

В) ослик был очень труслив и всего боялся

3. Почему он всё же не удрал?

А) ослик понял, что бояться нечего

Б) у ослика отнялись ноги от страха

В) паук был очень печален

4. Что рассказал ослику паук?

А) что он никого не любит, поэтому живёт один

Б) что от него все в страхе убегают, поэтому он одинок

В) что его все гонят и бьют

Г) что он живет весело и интересно

5. Что обещал пауку ослик?

А) научить паука быть весёлым и жизнерадостным

Б) принести пауку овощей и фруктов

В) познакомить паука со своими друзьями

6. Почему ослик немного сомневался в своих друзьях?

А) они были дерзкими и нетерпеливыми

Б) паук был слишком страшным

В) друзья могли не придти

7. Где ослик собрал своих друзей?

А) в сарае Б) на поляне В) на берегу пруда Г) в доме

8. Что ослик рассказал своим друзьям?

А) что он хочет сделать им подарок

Б) что он познакомит их с пауком

В) что он их любит и уважает

9. Что решили друзья?

А) что им жаль паука В) что они любят и уважают Мафина

Б) что нужно немедленно бежать Г) что нужно прогнать паука

10. Что произошло с пауком?

А) он убежал В) он оказался злым и коварным

Б) он стал с ними дружить Г) он превратился в фею

11. Что стало происходить в саду?

А) в нём стали вянуть цветы

Б) сад стал ещё прекраснее

В) в нём стали расти удивительные фрукты

Г) в нём стала слышаться музыка

12. Как теперь друзья стали встречать всех пауков?

А) с ужасом Б) приветливо В) с подозрением

13. Почему?

А) они ещё больше боялись пауков

Б) они не доверяли паукам

В) они не знали, кто скрывается под уродливой внешностью

Проверочная работа по теме «Писатели детям»

Имя Фамилия ______________________

1.Почитай текст.

Карасик

Мама подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка, красивая! Серебристый карасик — вот как она называлась. Виталик был рад. Первое время он кормил её, менял воду, а потом привык к ней и даже забывал ее покормить.

А ещё у Виталика был котёнок Мурзик. Он был серый, пушистый. Мурзик очень любил смотреть на рыбку.

— Ты смотри за Мурзиком, — говорит Виталику мама. — Как бы он не съел твоего карася.

— Не съест, — отвечал Виталик. — Я буду смотреть.

(Н.Н. Носов)

2. Какие произведения С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова, Н. Носова ты читал раньше? Назови их.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как ты думаешь, почему произведения этих писателей объединены в один раздел? Что сближает этих авторов? Выбери ответ:

пишут интересно, весело;

ругают детей;

радуются хорошим детским поступкам;

помогают избавиться от недостатков;

показывают плохих детей (подшучивают над плохими детьми);

учат добру.

4. Какой ты представляешь Федору из стихотворения К. Чуковского? Опиши её.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В каких произведениях предметы показаны как живые? Запиши эти предметы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. На самом ли деле шляпа из рассказа Носова была живая? Что хотел сказать автор читателям этим названием?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Весёлые или грустные рассказы написал Н. Носов? Нравятся ли вам герои произведений Н. Носова? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какое настроение вызывают у тебя стихи А. Барто? Кому они посвящены? Из каких стихов видно, что поэт любит детей?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Назови своё самое любимое стихотворение С. Михалкова. Почему оно тебе нравится?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Вспомни названия произведений.

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел, Борис молчал,

Николай ногой качал…

________________________________________

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки

Оказалось, это брюки.

_____________________________________________

И горы встают перед ним на пути,

И он по горам начинает ползти,

А горы всё выше, а горы всё круче,

А горы уходят под самые тучи!

_____________________________________________

Тесты к разделу «Люблю природу русскую. Осень».

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

  1. Какой великий русский поэт всегда радовался приходу осени?

а) М.Ю. Лермонтов

б) Н.А. Некрасов

в) А.С. Пушкин

г) А.И. Фет

  1. Разгадай загадку: «Молоко по речке плыло, ничего не видно было. Растворилось молоко – стало видно далеко».

а) дождь

б) облако

в) туман

г) льдина

  1. Разгадай загадку: «Серебряные нити сшивают землю и небо».

а) снег

б) лучи солнца

в) дождь

г) град

  1. Объясни значение слова «серп».

а) ручное орудие длясрезывание хлебных злаков с корня

б) орудие для мелкого рыхления почвы

в) ручное орудие для ворошения скошенных злаков и травы

  1. Объясни значение слова «праздный».

а) ленивый

б) ничем не занятый

в) пустынный

г) праздничный

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

  1. Объясни значение слова «борозда».

а) грядка

б) канавка

в) инструмент

  1. О какой осени говорит Ф.Тютчев?

а) первоначальной

б) поздней

  1. Каким поэту кажется день?

а) фарфоровым

б) хрустальным

в) стеклянным

г) прозрачным

  1. Какой поэт называет борозду?

а) праздной

б) поздней

в) широкой

  1. Какие чувства поэт передает этим стихотворением?

а) печаль

б) удивление

в) умиротворение

г) восторг

д) тревогу

А. Плещеев «Осень наступила…»

  1. Как глядят голые кусты?

а) печально

б) уныло

в) весело

г) тревожно

  1. Каким цветом окрашены луга?

а) желтым

б) зеленым

в) серым

  1. Каким цветом окрашены поля?

а) желтым

б) зеленым

в) серым

  1. Какие осенние явления природы не упоминает поэт в этом стихотворении?

а) увядание травы

б) моросящий дождь

в) листопад

г) отлет птиц

  1. Какое настроение помогает создать упоминание осенних явлений природы?

а) грустное

б) веселое

в) спокойное

г) бодрое

д) умиротворенное

А. Фет «Ласточки пропали…»

  1. Каких птиц не упоминает поэт в этом стихотворении?

а) уток

б) грачей

в) ласточек

г) журавлей

  1. Как поэт переносит осеннюю погоду?

а) хорошо

б) плохо

в) с радостью

  1. Каким поэт изображает ветер?

а) добрым

б) ласковым

в) злым

г) задумчивым

  1. Чего ждет поэт?

а) снега, вьюги

б) ясной погоды

в) весны

А. Толстой «Осень. Осыпается весь наш бедный сад…»

  1. Объясни значение слова «долина».

а) удлиненная равнина вдоль реки или среди гор

б) широкий луг на берегу реки

в) глубокий овраг с пологими склонами

  1. Чем любуется поэт?

а) летящими листьями

б) вянущими рябинами

в) облетевшим садом

  1. Какое чувство передает это стихотворение?

а) радость по поводу прихода осени

б) спокойное отношение к переменам в природе

в) сожаление о том, что пришла осень

  1. Каким настроением проникнуто это стихотворение?

а) сильной грустью

б) легкой грустью

в) спокойной радостью

г) весельем

д) восторгом

С. Есенин «Закружилась листва золотая…»

  1. Какой называет поэт воду в пруду?

а) голубой

б) чистой

в) розоватой

г) зеленоватой

  1. С чем сравнивает поэт листву?

а) со снежинками

б) с бабочками

в) с птицами

  1. Что передает это стихотворение?

а) поэт сожалеет о наступившей осени

б) поэт любуется красотой осени

в) поэт радуется приходу осени

В. Брюсов «Сухие листья, сухие листья…»

  1. Какие звуки хочет передать поэт в этом стихотворении?

а) шорох листьев

б) завывание ветра

в) шум дождя

  1. С помощью чего он это делает?

а) звуков «у», «и», «о», «а»

б) звуков «б», «в», «д», «т»

в) звуков «с», «ш», «х»

  1. С помощью чего поэт передает кружение листьев?

а) звуков «с», «ш», «х»

б) повторений одних и тех же слов

в) звуков «у», «и», «о», «а»

г) вопроса в конце стихотворения

  1. Каким поэт называет ветер?

а) резким

б) злым

в) тусклым

г) нежным

И. Токмакова «Опустел скворечник…»

  1. Кого напоминают И. Токмаковой осенние листья?

а) бабочек

б) снежинок

в) птиц

  1. Какое начало у стихотворения?

а) веселое

б) грустное

в) задумчивое

г) бодрое

  1. Чем заканчивается стихотворение?

а) вопросом

б) интересной мыслью

в) шуткой

г) пословицей

  1. Каким можно назвать это стихотворение в целом?

а) задумчивым

б) веселым

в) бодрым

г) грустным

д) грустно-шутливым

е) умиротворяющим

В. Берестов «Хитрые грибы»

  1. Объясни слова поэта: «Увела меня дорожка…»

а) он пошел по дорожке

б) дорожка специально заманила его

в) дорожка по-дружески показала ему путь в лес

  1. Что взял с собой поэт?

а) корзину

б) лукошко

в) сумку

г) пакет

  1. Почему поэт называет грибы хитрыми?

а) они знают много интересного

б) они хорошо спрятались

в) они заманили поэта в чащу

  1. Чем перепугал поэт грибы?

а) своим видом

б) большой корзиной

в) громкой песней

  1. Какое настроение передает это стихотворение?

а) задумчивое

б) грустное

в) веселое

г) умиротворенное

«Грибы»

  1. Чем считают грибы ученые?

а) растениями

б) животными

в) особым царством живой природы

  1. Сколько на свете видов грибов?

а) около 10 тысяч

б) около 100 тысяч

в) около миллиона

  1. Что из этого не является грибом?

а) трутовик

б) кипарис

в) плесень

М. Пришвин «Осеннее утро»

  1. С чем писатель не сравнивает в этом отрывке полет листьев?

а) с парашютиком

б) с винтиком

в) с самолетиком

г) с мотыльком

  1. Вместе с кем летят листья?

а) с птицами

б) с летчиками

в) с бабочками

г) со стрекозами

  1. Как бывает писателю, когда он стоит в эту пору один на берегу?

а) весело и неспокойно

б) грустно и хорошо

в) тревожно и нехорошо

г) радостно и спокойно

  1. Что происходило в семье писателя, когда солнце выйдет?

а) завтрак

б) полдник

в) обед

  1. Чему радуются в эту пору?

а) бабьему лету

б) жаркому дню

в) теплому дню

г) первому снегу

  1. Какие птицы еще должны улететь на юг?

а) журавли, гуси, грачи

б) ласточки, стрижи, скворцы

в) лебеди, утки, дрозды

И. Бунин «Сегодня так светло кругом…»

  1. Каким поэт называет молчанье?

а) глубоким

б) страшным

в) мертвым

г) ледяным

  1. Где царить это молчанье?

а) в лесу и в долине

б) в лесу и в небе

в) в поле и на лугу

г) в роще и на опушке

  1. Что можно услышать в этой тишине?

а) полет птицы

б) листика шуршанье

в) плеск воды

г) потрескивание дерева

  1. Что поэт подчеркивает последними словами?

а) всю глубину этой тишины

б) красоту осеннего леса

в) ясность погожего осеннего дня

г) свое сожаление о приходе осени

  1. Какое настроение передает это стихотворение?

а) грустное

б) радостное

в) веселое

г) спокойное

д) доброе

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень».

  1. В стихотворении обязательно должны быть:

а) рифма и ритм

б) не меньше 5 предложений

в) описание времен года

  1. Кто такой С. Есенин?

а) поэт

б) художник

в) певец

  1. Подбери рифму к слову «ветка»

а) рука

б) аптека

в) отметка

г) лопатка

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here