Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Управление образования Администрации г. Ижевска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №77»
Технологическая карта урока литературы. 10 класс
Тема «маленького» человека в русской литературе 19 века.
Подготовка к сочинению.
Злобина И.А.,
учитель русского языка и литературы
2013
Технологическая карта урока литературы. 10 класс
Тема «маленького» человека в русской литературе 19 века
Цель: способствовать созданию условий для успешной деятельности каждого ученика
Задачи:
Образовательные: обобщить знания учащихся по теме «Тема «маленького» человека в русской литературе», подготовить к сочинению.
Развивающие: развивать навыки сравнения, самостоятельного мышления; речь
Воспитательные: способствовать формированию познавательного интереса к предмету; развитию творческих способностей учащихся
Знать: как развивается тема «маленького» человека в русской литературе (А. Пушкин, Н. Гоголь, Ф. Достоевский). Как меняется изображение самого «маленького» человека, его характер, поступки, что общего и чем отличаются герои (на примере произведений А.Пушкина «Станционный смотритель», Н .Гоголя «Шинель», Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)
Уметь: давать характеристику «маленькому» человеку в целом, конкретно — каждому герою: Самсону Вырину, Акакию Башмачкину, Мармеладову. Делать выводы, систематизировать полученные знания, отработать навыки
Усвоить: человек не должен быть «маленьким».
Оборудование: иллюстрации, рисунки детей
Методы: эвристическая беседа, поисковая работа в группах, слово учителя, работа в паре, создание проблемной ситуации
Используемые методы, приемы, формы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
Организационный момент Цель: диагностировать уровень подготовленности учащихся на начальном этапе. | Творческое задание | Настраивает учащихся на работу: приветствие, проверка готовности к уроку, запись в тетрадь числа и темы урока. Цель урока
| -Организационный момент
-Пишут определение к слову «человек» и к словосочетанию «маленький» человек — Исходя из определений, записывают фамилии героев, которые, по их мнению, относятся к «маленьким» людям. — Сверяются с ответом на доске. — Озвучивают ответы «Кто он такой – «маленький» человек? — Выводы записывают в тетрадь. | Регулятивные – принятие и сохранение учебной задачи
Коммуникативные – ориентировка на позицию партнера
Личностные – самоопределение
Познавательные — построение речевого высказывания
|
Цель: проследить, как А. Пушкин изображает своего героя Самсона Вырина; в чем, по мнению Пушкина, причина появления «маленького» человека.
| Обсуждение проблемных вопросов Работа с текстом. | -Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов. — Создает условия для успешного выполнения задания | -Участвуют в обсуждении проблемных вопросов
— Работа с текстом. А. Пушкин «Станционный смотритель» А) Ответы на вопросы. — Почему А. Пушкин заговорил о «маленьком» человеке? Стоило ли поднимать эту проблему? — Каков «маленький» человек в изображении А. Пушкина? -Что за характер предстает перед нами со страниц повести «Станционный смотритель»? -Почему герой не борется за право быть человеком? Б) Выводы записывают в тетрадь | Познавательные – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственных связей.
Регулятивные – внесение необходимых корректив в действие.
Коммуникативные – формулирование собственного мнения. |
Цель: доказать, что Гоголь является продолжателем пушкинских традиций, его повесть «Шинель» — это повесть о «маленьком» человеке в большом и жестоком городе
| Работа с текстом. Беседа. Создание проблемной ситуации | Задает вопросы, слушает, дополняет, ведет беседу.
| Задание. Н. Гоголь «Шинель». — Нарисуйте образ главного героя Акакия Акакиевича. В чем он видит смысл жизни? — Что меняется в изображении «маленького» человека у Гоголя? — Выводы записывают в тетрадь.
| Коммуникативные – формулирование собственного мнения, построение монологического высказывания.
Регулятивные – принятие и сохранение учебной задачи, внесение необходимых корректив.
Личностные – формирование ценностных ориентиров, решение моральных проблем
|
Цель: выявить, какой аспект в изображение «маленького» человека вносит Ф. Достоевский, чего добивается его герой Мармеладов?.
| Работа в группе. Словесное рисование.
| Следит за классом, помогает выделить главное, подвести итог.
| Задания. Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» — Что вы можете сказать о Мармеладове, его чувствах, переживаниях? — Чем отличаются герои Достоевского от героев Пушкина и Гоголя? — Кто виноват, что наши герои — «маленькие» люди? — Выводы записывают в тетрадь.
| Коммуникативные — контроль действий партнера;
Познавательные – структурирование знаний;
Регулятивные — выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
Личностные — создание способов решения проблем |
Цель: диагностировать уровень сформированности знаний по теме «Тема «маленького» человека в русской литературе | Работа в паре
Задания разноуровневого характера
Проблемная ситуация. | Помогает подвести к выводу, обобщить. Осуществляет контроль за выполнением задания.
| Задания разноуровневого характера. 1.Тест «Кто есть кто?» — На доске рисунки с изображением героев, под рисунками – цитаты. Определить, какой герой изображен. 2.Проблемная ситуация. А) Можно ли к разряду «маленьких» людей отнести Раскольникова? (портрет Раскольникова на доске). Привести доказательства. — Можно ли преступление Раскольникова назвать бунтом, протестом? — Выводы записывают в тетрадь. Б) Какой смысл вложил М. Горький в слова «Человек – это звучит гордо!»? В) Как вы считаете, будут ли писатели 21 века обращаться к проблеме «маленького» человека? — Выводы записывают в тетрадь.
| Коммуникативные — построение понятных для партнера высказываний
Познавательные — поиск разнообразных способов решения поставленной задачи
Познавательные — установление причинно-следственных связей;
Личностные – освоение основных моральных норм, оценка своих поступков в соответствии с нормами . Регулятивные – планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей |
Рефлексия Цель: подведение итогов урока | Свобода выбора задания | Благодарит за урок, выставляет оценки, обсуждает оценки с учениками | Оценивают уровень достижения цели. Самооценка Определяют, что получилось и на что необходимо обратить внимание. Рефлексия
| Личностные — самооценка Познавательные – построение речевого высказывания Коммуникативные — адекватное восприятие оценки |
Используемая литература
1.Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. – М.:ВАКО,2009
2.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М.: Просвещение, 2001
3.Конспекты уроков для учителя литературы. 10 класс. Русская литература. / Под ред. Л.Г. Максидоновой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008
4.Кодификатор универсальных учебных действий. http://www.openclass.ru/node/364582
5.Лебедев Ю.В. Русская литература 20 века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение,2011