Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Управление образования Администрации г. Ижевска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №77»
Технологическая карта урока литературы. 10 класс
Родион Раскольников и его двойники на страницах романа
«Преступление и наказание».
Злобина И.А.,
учитель русского языка и литературы
2013
Технологическая карта урока литературы. 10 класс
Родион Раскольников и его двойники на страницах романа «Преступление и наказание».
Цель: способствовать созданию условий для успешной деятельности каждого ученика
Задачи:
Образовательные: продолжить поисковую работу по исследованию характера Р. Раскольникова
Развивающие: развивать навыки сравнения, самостоятельного мышления; речь
Воспитательные: способствовать формированию познавательного интереса к предмету; развитию творческих способностей учащихся
Знать: кто такие двойники Раскольникова, их мир; значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа главного героя; смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым.
Уметь: доказать, что в мире главного героя переплетаются две противоположные позиции, что отрицательные элементы теории Раскольникова отражаются в сознании его двойников, что, сталкивая своих героев, автор опровергает теорию Раскольникова.
Усвоить: никакая благая цель не оправдывает нечистые, бесчеловечные средства.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации, рисунки детей
Методы: эвристическая беседа, поисковая работа в группах, слово учителя, работа в паре, в группе
Используемые методы, приемы, формы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
Организационный момент Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности | Творческое задание | Настраивает учащихся на работу: приветствие, проверка готовности к уроку, запись в тетрадь числа и темы урока. Цель урока
| -Организационный момент -Подбирают синонимы к слову «двойник»
-Сверяются с ответом на доске
| Личностные – самоопределение
Познавательные — построение речевого высказывания |
Обсуждение проблемных вопросов Цель: актуализировать учебное содержание | Обсуждение проблемных вопросов | -Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов. — Создает условия для успешного выполнения задания | -Участвуют в обсуждении проблемных вопросов -Озвучивают ответы «Кто такие двойники Раскольникова?» -Определяют по цитатам «Кто есть кто?» — «…возлюби прежде всего себя одного». — «…я и сам хочу жить, а то лучше и не жить»… — «…натуры своей и не рассчитал…»
| Познавательные – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственных связей.
Регулятивные – внесение необходимых корректив в действие.
Коммуникативные – формулирование собственного мнения. |
Актуализация знаний Цель: проследить, как Достоевский раскрывает образ Лужина (взгляды на жизнь, отношение к людям, цель) | Работа с текстом. Беседа. Создание проблемной ситуации Инсценирование. | Задает вопросы, слушает, дополняет, ведет беседу.
| 1.Работают с текстом романа – часть 2, гл.5
2.Отвечают на вопросы: -Кто такой Лужин? Что мы знаем о нем? -Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории. Согласны ли вы с ним? — Какие рассуждения из письма матери о Лужине привлекли особое внимание Раскольникова? — Какие мысли и чувства они рождают у Раскольникова и почему? — Вспомните сцену посещения Раскольникова Лужиным. Чем он выделяется среди собравшихся здесь? — Почему Лужин вызывает особую враждебность у Раскольникова?
3.Подводят итог, выказывают свое отношение к образу Лужина.
4.Заранее подготовленный ученик выступает в роли Лужина и утверждает или отрицает все ранее сказанное.
| Познавательные — чтение, выделение существенной информации, анализ.
Коммуникативные – понимание возможности различных позиций, формулирование собственного мнения, построение монологического высказывания.
Регулятивные – принятие и сохранение учебной задачи, внесение необходимых корректив.
Личностные – формирование ценностных ориентиров, решение моральных проблем
|
Цель: опровержение утверждения Свидригайлова: Раскольников и Свидригайлов – «одного поля ягоды»
| Работа в группе. Словесное рисование. Инсценирование. | Следит за классом, помогает выделить главное, подвести итог.
| Работают в группе: 1 группа объясняет, кто такой Свидригайлов и как характеризуют его первые сведения в романе.
2 группа рассказывает о том, что сближает Раскольникова со Свидригайловым: — взаимный интерес; -неприятие окружающего мира; — оба неординарные личности; — все позволено.
3 группа показывает, чем отличаются наши герои: — разное социальное положение; — различные жизненные ориентиры; — другие пути к возрождению личности; -наказание Раскольникова и Свидригайлова.
Заранее подготовленный ученик выступает в роли Свидригайлова и подводит итог сказанному (Я, Свидригайлов…)
| Коммуникативные — контроль действий партнера;
Познавательные – структурирование знаний;
Регулятивные — выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
Личностные — формирование границ собственного знания |
Цель: раскрыть смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым
| Работа в паре | Помогает подвести к выводу, обобщить.
| Работают в парах. Отвечают на вопрос «Для чего нужно сопоставление Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?» | Коммуникативные — построение понятных для партнера высказываний Познавательные — поиск разнообразных способов решения поставленной задачи |
Цель: диагностировать уровень знаний по теме «Двойники Раскольникова» | Свобода выбора задания | Контроль за выполнением задания. | Письменно выполняют творческое задание, выбирают одного из героев: -Можно ли встретить Раскольникова (Лужина, Свидригайлова) в наши дни? Чем он мог измениться, а что должен был сохранить, чтобы остаться Раскольниковым (Лужиным, Свидригайловым)? Какой урок усвоили вы, познакомившись с героями? | Познавательные- установление причинно-следственных связей;
Личностные – освоение основных моральных норм, оценка своих поступков в соответствии с нормами. Регулятивные – планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей |
Рефлексия Цель: подведение итогов урока |
| Благодарит за урок, выставляет оценки, обсуждает оценки с учениками | Оценивают уровень достижения цели. Самооценка Определяют, что получилось и на что необходимо обратить внимание. Рефлексия
| Личностные — самооценка Познавательные – построение речевого высказывания Коммуникативные — адекватное восприятие оценки |
Используемая литература
1.Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. – М.:ВАКО,2009
2.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М.: Просвещение, 2001
3.Конспекты уроков для учителя литературы. 10 класс. Русская литература. / Под ред. Л.Г. Максидоновой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008
4.Кодификатор универсальных учебных действий. http://www.openclass.ru/node/364582
5.Лебедев Ю.В. Русская литература 20 века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение,2011