Пикалова Ирина Владимировна, учитель начальных классов МБОУСОШ №15 г. Тула
Тема урока: Произведение классика отечественной литературы. А. С. Пушкин «Зимний вечер».
Учитель: Пикалова И. В.
Класс: 2 Б
Дата:18. 12. 2013 г.
Цель урока: расширить представления детей о внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях.
Задачи урока:
Образовательные: восприятие стихотворения, совершенствование навыков анализа поэтического текста.
Развивающие: развитие познавательной активности, коммуникативных навыков, умения анализировать, обобщать, делать выводы, развитие и обогащение речи учащихся, развитие умения выделять средства выразительности речи.
Воспитательные: формирование духовно-нравственной компетентности.
Оборудование: В. А. Лазарева. Литературное чтение. Учебник для 2 класса. 1 часть. Самара. – Издательство «Учебная книга». – Издательский дом «Фёдоров». 2012 г.4 презентация, компьютер с мультимедийным проектором.
Планируемые результаты:
создать условия для:
-
формирования интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности и к учебному материалу;
(личностные УУД)
Метапредметные:
Содействовать формированию у обучающихся умений:
-
Принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий (регулятивные УУД);
-
Ориентироваться на страницах учебника, в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме, осуществлять анализ, обобщать, делать выводы (познавательные УУД)
-
понимать, что у людей могут быть разные, не совпадающие точки зрения;
-
строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы04
-
формулировать собственное мнение и позицию.
(коммуникативные УУД).
Технологическая карта урока
Планируемая деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учащихся | Методический комментарий | |
1. Орг. момент.
| Приветствие. Пожелание успешной работы на уроке. | Настраиваются на эмоциональное восприятие произведения. | Личностные: доброжелательность, трудолюбие; учебная мотивация; самоопределение; Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем .
|
2. Актуализация знаний.
| Посмотрите на портрет поэта. (слайд 2) С произведением какого автора мы будем сегодня знакомиться? Вспомните, что вы знаете о жизни и творчестве А. С. Пушкина? Зимой 1825 г. Пушкин по приказу царя был сослан в далёкое и глухое село Михайловское за то, что в своих произведениях он смело осуждал несправедливость существующих порядков, крепостное право, призывал бороться против них. Вместе с ним в ссылку поехала его няня Арина Родионовна. (слайд 3) Место ссылки находилось вдали от столицы, от друзей, и няня была единственным близким человеком, кто находился с ним в это тяжёлое для поэта время. Слайд 4. На картине художника Н. Н. Ге изображён приезд в Михайловское друга Пушкина Пущина. Но такие счастливые приезда друзей были очень редки, и няня была единственной собеседницей поэта, ей он читал свои произведения, которые сочинял, пребывая в ссылке.(слайд 5)
В один из таких зимних вечеров Пушкин пишет стихотворение «Зимний вечер».
| Сегодня мы будем читать произведение А. С. Пушкина.
Ответы детей.
Рассматривание и беседа по картине.
Чтение стихотворных строк со слайда. | Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью; умение аргументировать свои высказывания; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении; |
3. Открытие новых знаний. | Чтение стихотворения учителем. Какое настроение было у вас, когда вы слушали это стихотворение? Прочитайте стихотворение про себя, отметьте непонятные слова. Словарная работа. (слайды 6, 7) О каком природном явлении пишет поэт в начале стихотворении? Подберите к слову буря слова близкие по значению. (слайд 8) Слова близкие по значению называются синонимы. Они нужны для обогащения словарного запаса, красоты и образности речи. Чтение текста стихотворения с анализом. 1 строфа С чем автор сравнивает бурю? А как вы думаете, зачем автор природное явление сравнивает с людьми, животными, т. е. с живыми существами? Мы познакомились с ещё одним литературным «секретом», когда авторы с чем-либо сравнивают людей, явления природы, предметы. В литературе такой приём называется сравнением. Почему автор начинает с описания ненастной картины природы? Случайно ли здесь такое описание зимнего вечера? 2 строфа О ком говорит автор в этой части? К кому обращается? Как называет няню? Найдите эти слова в тексте. Какое настроение у Пушкина? 3 строфа Найдите слова, в которых Пушкин говорит о своём настроении в этой части. Прочитайте, как поэт обращается здесь к няне. С какой просьбой он обращается к няне? Зачем Пушкин просит няню спеть песню? 4 строфа Прочитаем последнюю часть и проследим, изменилось ли настроение поэта в конце стихотворения или осталось прежним? Подумаем вместе, случайно ли поэт так построил последнюю строфу. А для этого сравним первую часть с последней: одинаковые они по настроению? Для чего Пушкин написал это стихотворение? Стихотворение о чувствах человека называют лирическим.
| Слушают стихотворение. Дети обмениваются своими мнениями.
Читают стихотворение, отмечают непонятные слова. Разбирают смысл непонятных слов.
Подбирают к слову буря слова близкие по значению.
Читают стихотворение по строфам, отвечают на вопросы.
Делают вывод о тяжёлом и безрадостном душевном состоянии и переживаниях автора от того жизненного положения, в котором он пребывал, о тоске и печали поэта.
Читают самостоятельно, находят повторы.
| Личностные: самоопределение; Регулятивные: определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы); взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ и синтез; обобщать знания и делать выводы; Коммуникативные: вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем; аргументировать свои высказывания; уважительно относиться к позиции другого. |
4. Включение новых знаний в систему имеющихся. | Слайд 9. Каково настроение поэта? Прослушайте два музыкальных фрагмента из произведений П. И. Чайковского. Какой из них подходит по характеру к стихотворению?
Слайд 11. Отработка навыков выразительного чтения. Выразительное чтение стихотворения учащимися под музыку.
| Прослушивают. Выбирают фрагмент, доказывают свой выбор.
Голосом показывают настроение поэта.
Выразительное чтение стихотворения учащимися под музыку.
| Личностные: доброжелательность, трудолюбие, аккуратность; Регулятивные: овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного; Познавательные: применять новые знания на практике. Коммуникативные: объективно оценивать других. |
5. Домашнее задание. | Выучить стихотворение наизусть. | Дети захотели нарисовать рисунок. | Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи; Регулятивные: запоминать и удерживать инструкцию. |
6. Рефлексия. | Слайд 12. — Я работал на уроке много и с удовольствием. — Мне было интересно на уроке, но я работал мало. — Я сегодня работал на очень хорошо, но на следующем уроке буду работать лучше. | Учащиеся выбирают позицию, комментируют. | Личностные: самооценка ; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности; Регулятивные: осознание уровня и качества усвоения учебного материала. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
|