Пикалова Ирина Владимировна, учитель начальных классов МБОУСОШ №15 г. Тула

Тема урока: Произведение классика отечественной литературы. А. С. Пушкин «Зимний вечер».

Учитель: Пикалова И. В.

Класс: 2 Б

Дата:18. 12. 2013 г.

Цель урока: расширить представления детей о внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях.

Задачи урока:

Образовательные: восприятие стихотворения, совершенствование навыков анализа поэтического текста.

Развивающие: развитие познавательной активности, коммуникативных навыков, умения анализировать, обобщать, делать выводы, развитие и обогащение речи учащихся, развитие умения выделять средства выразительности речи.

Воспитательные: формирование духовно-нравственной компетентности.

Оборудование: В. А. Лазарева. Литературное чтение. Учебник для 2 класса. 1 часть. Самара. – Издательство «Учебная книга». – Издательский дом «Фёдоров». 2012 г.4 презентация, компьютер с мультимедийным проектором.

Планируемые результаты:

создать условия для:

  • формирования интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности и к учебному материалу;

(личностные УУД)

Метапредметные:

Содействовать формированию у обучающихся умений:

  • Принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий (регулятивные УУД);

  • Ориентироваться на страницах учебника, в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме, осуществлять анализ, обобщать, делать выводы (познавательные УУД)

  • понимать, что у людей могут быть разные, не совпадающие точки зрения;

  • строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы04

  • формулировать собственное мнение и позицию.

(коммуникативные УУД).

Технологическая карта урока

Этапы урока

Планируемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Методический комментарий

1. Орг. момент.

Приветствие. Пожелание успешной работы на уроке.

Настраиваются на эмоциональное восприятие произведения.

Личностные: доброжелательность, трудолюбие; учебная мотивация;

самоопределение;

Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем .

2. Актуализация знаний.

Посмотрите на портрет поэта. (слайд 2) С произведением какого автора мы будем сегодня знакомиться?

Вспомните, что вы знаете о жизни и творчестве А. С. Пушкина?

Зимой 1825 г. Пушкин по приказу царя был сослан в далёкое и глухое село Михайловское за то, что в своих произведениях он смело осуждал несправедливость существующих порядков, крепостное право, призывал бороться против них. Вместе с ним в ссылку поехала его няня Арина Родионовна. (слайд 3) Место ссылки находилось вдали от столицы, от друзей, и няня была единственным близким человеком, кто находился с ним в это тяжёлое для поэта время.

Слайд 4. На картине художника Н. Н. Ге изображён приезд в Михайловское друга Пушкина Пущина. Но такие счастливые приезда друзей были очень редки, и няня была единственной собеседницей поэта, ей он читал свои произведения, которые сочинял, пребывая в ссылке.(слайд 5)

В один из таких зимних вечеров Пушкин пишет стихотворение «Зимний вечер».

Сегодня мы будем читать произведение А. С. Пушкина.

Ответы детей.

Рассматривание и беседа по картине.

Чтение стихотворных строк со слайда.

Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;

Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью; умение аргументировать свои высказывания; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении;

3. Открытие новых знаний.

Чтение стихотворения учителем.

Какое настроение было у вас, когда вы слушали это стихотворение?

Прочитайте стихотворение про себя, отметьте непонятные слова.

Словарная работа. (слайды 6, 7)

О каком природном явлении пишет поэт в начале стихотворении? Подберите к слову буря слова близкие по значению. (слайд 8)

Слова близкие по значению называются синонимы. Они нужны для обогащения словарного запаса, красоты и образности речи.

Чтение текста стихотворения с анализом.

1 строфа

С чем автор сравнивает бурю?

А как вы думаете, зачем автор природное явление сравнивает с людьми, животными, т. е. с живыми существами?

Мы познакомились с ещё одним литературным «секретом», когда авторы с чем-либо сравнивают людей, явления природы, предметы. В литературе такой приём называется сравнением.

Почему автор начинает с описания ненастной картины природы? Случайно ли здесь такое описание зимнего вечера?

2 строфа

О ком говорит автор в этой части? К кому обращается?

Как называет няню? Найдите эти слова в тексте.

Какое настроение у Пушкина?

3 строфа

Найдите слова, в которых Пушкин говорит о своём настроении в этой части.

Прочитайте, как поэт обращается здесь к няне.

С какой просьбой он обращается к няне?

Зачем Пушкин просит няню спеть песню?

4 строфа

Прочитаем последнюю часть и проследим, изменилось ли настроение поэта в конце стихотворения или осталось прежним?

Подумаем вместе, случайно ли поэт так построил последнюю строфу. А для этого сравним первую часть с последней: одинаковые они по настроению?

Для чего Пушкин написал это стихотворение?

Стихотворение о чувствах человека называют лирическим.

Слушают стихотворение.

Дети обмениваются своими мнениями.

Читают стихотворение, отмечают непонятные слова.

Разбирают смысл непонятных слов.

Подбирают к слову буря слова близкие по значению.

Читают стихотворение по строфам, отвечают на вопросы.

Делают вывод о тяжёлом и безрадостном душевном состоянии и переживаниях автора от того жизненного положения, в котором он пребывал, о тоске и печали поэта.

Читают самостоятельно, находят повторы.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы); взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ и синтез; обобщать знания и делать выводы;

Коммуникативные: вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем; аргументировать свои высказывания; уважительно относиться к позиции другого.

4. Включение новых знаний в систему имеющихся.

Слайд 9. Каково настроение поэта?

Прослушайте два музыкальных фрагмента из произведений П. И. Чайковского. Какой из них подходит по характеру к стихотворению?

Слайд 11. Отработка навыков выразительного чтения.

Выразительное чтение стихотворения учащимися под музыку.

Прослушивают. Выбирают фрагмент, доказывают свой выбор.

Голосом показывают настроение поэта.

Выразительное чтение стихотворения учащимися под музыку.

Личностные: доброжелательность, трудолюбие, аккуратность;

Регулятивные: овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;

Познавательные: применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать других.

5. Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.

Дети захотели нарисовать рисунок.

Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи;

Регулятивные: запоминать и удерживать инструкцию.

6. Рефлексия.

Слайд 12.

— Я работал на уроке много и с удовольствием.

— Мне было интересно на уроке, но я работал мало.

— Я сегодня работал на очень хорошо, но на следующем уроке буду работать лучше.

Учащиеся выбирают позицию, комментируют.

Личностные: самооценка ; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

Регулятивные: осознание уровня и качества усвоения учебного материала.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here