В.В.Бианки «Первая охота». Самостоятельное озаглавливание текста рассказа.

Цель: познакомить с жизнью и творчеством В. В. Бианки; формировать естественный интерес детей к братьям нашим меньшим. Расширять и углублять знания детей о природе. Развивать речь, память, логическое мышление.

Планируемые результаты:

Личностные:

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

3.Адекватно оценивать свои достижения;

4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

1.Осознавать познавательную информацию;

2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

6. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;

7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Коммуникативные:

2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Межпредметные связи: Окружающий мир, ИЗО.

Ресурсы: учебник, предметные картинки, плюшевая игрушка, выставка книг, выставка рисунков, мультимедийная презентация, карточки с заданиями, набор лекарственных трав Ростовской области, ПК, проектор, интерактивная доска, магнитная доска.

Организация пространства: индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.

Ход урока:

Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

Формирование УУД у учащихся

  1. Мобилизующее начало

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Звучит музыка «Звуки леса» для создания эмоционального настроя.

  • Где мы с вами очутились?

  • А что у вас вызвало ощущения, что вы в лесу?

  • Сегодня мы отправимся путешествовать в мир природы вместе с нашими гостями.

  • Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов.

Регулятивные УУД.

Эмоционально-положительный настрой на урок.

Организация учебной деятельности учащихся.

Приветствие гостей.

  1. Актуализация опорных знаний

Фронтальная работа.

  • Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину! (М.М. Пришвин)

  • Как вы понимаете это высказывание?

  • Что значит охранять природу?

Воспринимать на слух речь учителя, понимать смысл высказывания. Смысловое чтение( Познавательные УУД).

Отвечать на вопросы учителя (Коммуникативные УУД).

  1. Мотивация к деятельности. Целеполагание.

  • Сегодня мы познакомимся с творчеством нового писателя.

  • Это Виталий Валентинович Бианки.

  • Постарайтесь определить, о чём писал Виталий Бианки. Для этого прочитайте на слайде слова.

(На слайде: медведь, сорока, берёза, ромашка, осина, ястреб, волк, роза.)

— Распределите их на равные четыре группы.

(В первую группу можно отнести слова медведь, волк — это названия зверей.

Во вторую группу войдут слова сорока, ястреб — это названия птиц.

Третью группу составляют слова берёза, осина. Они обозначают названия деревьев.

К четвёртой группе можно отнести слова ромашка, роза — это названия цветов.)

  • Придумайте какие из четырёх групп можно объединить между собой и скажите, о ком или о чём писал В. Бианки?

(Можно объединить названия зверей и птиц — это животные. Можно объединить названия деревьев и цветов — это растения. Значит В.В. Бианки писал о животных и растениях.)

(Лекарственные растения)

  • Скажите одним словом о чём писал В. Бианки? (о природе).

Повсюду: в лесу на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Ох, так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть.

Фронтальная работа.

Беседа о жизни и творчестве В. В. Бианки.

  • Глядя на портрет В. Бианки и зная о том, что он писал о природе, как вы думаете, каким он был человеком?

В. В. Бианки родился в 1894 г. в г. Петербурге, в семье ученого-орнитолога, хранителя отдела птиц в Зоологическом музее Российской Академии наук Валентина Львовича Бианки. В семье было три сына: Лев, Анатолий и Виталий. (В этом году писателю-журналисту исполнилось бы -120 лет)

В квартире, где жили Бианки, был настоящий музей: многочисленные клетки с птицами от пола до потолка, аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами и змеями. Лето вся семья обычно проводила в деревне, увозя на природу и обитателей клеток и вольеров. Маленькому Виталию особенно запомнились выезды в Лебяжье, что находится на Финском заливе.

В. В. Бианки создал много интересных книг для детей. Его первая сказка «Путешествие красноголового воробья». Также выходят его книги «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Мышонок Пик», «Теремок», «Лис и мышонок», «Красная горка», «Сова» и другие.

Произведения Бианки – прекрасный материал для чтения, воспитания и развития детей.

2. Выставка книг В. В. Бианки.

Самостоятельное формулирование познавательной цели (Познавательные УУД).

Читать сообщение об авторе; находить в тексте сообщения известную и неизвестную информацию.

Дополнять информацию об авторе на основе рассматривания выставки книг.

Дети рассматривают портрет В. В. Бианки.

Находить на выставке нужную книгу.

Рассказывать об этой книге (название, тема, герои).

  1. Физминутка

Отгадайте загадку.

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной — …. 

(Лиса)

Проведем физминутку про лисичку и скакалку.

  1. Работа по теме урока.

Работа по учебнику.

Назовите животных, которых видите на иллюстрации в учебнике с. 99.

Самые разные представители окружающей человека природы стали героями его произведений. Два таких представителя изображены В. Бианки в произведении “ Первая охота”.

Зная название произведения и по иллюстрации, предположите, о чем вы узнаете из произведения?

Первичное чтение текста. Чтение диктором.

  • У кого предположения оправдались?

  • Назовите героев произведения.

  • Что произошло со щенком? (Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось).

  • Кто из вас видел ящериц? Что вы о них знаете? (Мини – сообщение учащихся о ящерицах).

Вторичное восприятие текста.

  • Прочитайте текст. (Дети читают вслух произведение).

  • Скажите, что в начале рассказа делала ящерка? (Грелась на солнышке).

  • Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (Щенок подкрался и схватил её за хвост).

  • Как повела себя ящерка? (Извернулась)

  • Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост отделился и остался в зубах у щенка).

  • Откусил он хвост или он отпал сам?

  • Можете ли вы объяснить это явление?

  • Удачной ли была охота щенка на ящерку?

Физминутка.

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

(Аист)

Поисковая деятельность в парах по озаглавливанию частей текста.

  • Прочтите  соседу по парте   текст  первого абзаца целыми словами так, чтобы слушателю было приятно ваше чтение.

  • Пусть ваш товарищ задаст вам вопросы по прочитанному.

  • Обсудите  возможные  варианты  заголовков,  выберите из предложенных наиболее подходящий, либо предложите свой.

  • Наклейте его на карточку возле цифры 1, то есть 1 часть.

Ту же работу должен сделать ваш сосед по парте, но уже со вторым абзацем, со второй частью. То есть:

Прочтите  соседу по парте   текст  второго абзаца.

Пусть ваш товарищ задаст вам вопросы по прочитанному.

Обсудите  возможные  варианты  заголовков,  выберите из предложенных наиболее подходящий, либо предложите свой.

Наклейте его на карточку возле цифры 2, то есть 2 часть.

  1. Не забудьте поблагодарить  друг  друга  за  совместную  работу!

— Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост)

Словарная работа.

Фыркнул

Извернулась

Отращивать

(Объяснение смысла слов с помощью Толкового словаря).

Анализ произведения.

— Понравился ли вам рассказ?

— Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?

— Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост)

— И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок, неправильных решений.

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение (Коммуникативные УУД).

Работа с иллюстрацией учебника и подбор к ней содержания текста.

Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.

Читать самостоятельно текст.

Работать в группах.

Пересказывать текст на основе опорных слов.

Придумывать свои заголовки; соотносить заголовки с содержанием текста.

Формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы (Коммуникативные УУД).

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.(Личностные УУД).

Отвечать на итоговые вопросы урока. (Коммуникативные УУД).

Выражать свое мнение (Личностные УУД).

  1. Итог урока

С творчеством какого писателя мы познакомились сегодня на уроке?

Какое его произведение изучали на уроке?

Что учились делать? (Озаглавливать текст)

1. Найти загадки о тех, кто живет в лесу.

2. Нарисовать рисунок к произведению В.В. Бианки.

Отвечать на итоговые вопросы урока. (Коммуникативные УУД).

  1. Рефлексия

— Я для себя сделал открытие:

— Меня удивило:

— Оказывается, что:

— Кто из героев вам больше всего понравился? Почему? Выберите себе шаблон с соответствующей картинкой.

Регулятивные УУД.

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные УУД

смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here