В.В.Бианки «Первая охота». Самостоятельное озаглавливание текста рассказа.
Цель: познакомить с жизнью и творчеством В. В. Бианки; формировать естественный интерес детей к братьям нашим меньшим. Расширять и углублять знания детей о природе. Развивать речь, память, логическое мышление.
Планируемые результаты:
Личностные:
1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.
Регулятивные (способность организовать свою деятельность):
1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
3.Адекватно оценивать свои достижения;
4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Познавательные (искать, получать и использовать информацию):
1.Осознавать познавательную информацию;
2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;
3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;
6. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;
7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
Коммуникативные:
2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Межпредметные связи: Окружающий мир, ИЗО.
Ресурсы: учебник, предметные картинки, плюшевая игрушка, выставка книг, выставка рисунков, мультимедийная презентация, карточки с заданиями, набор лекарственных трав Ростовской области, ПК, проектор, интерактивная доска, магнитная доска.
Организация пространства: индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.
Ход урока:
Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации. | Формирование УУД у учащихся | |
| Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Звучит музыка «Звуки леса» для создания эмоционального настроя.
| Регулятивные УУД. Эмоционально-положительный настрой на урок. Организация учебной деятельности учащихся. Приветствие гостей. |
| Фронтальная работа.
| Воспринимать на слух речь учителя, понимать смысл высказывания. Смысловое чтение( Познавательные УУД). Отвечать на вопросы учителя (Коммуникативные УУД).
|
|
(На слайде: медведь, сорока, берёза, ромашка, осина, ястреб, волк, роза.) — Распределите их на равные четыре группы. (В первую группу можно отнести слова медведь, волк — это названия зверей. Во вторую группу войдут слова сорока, ястреб — это названия птиц. Третью группу составляют слова берёза, осина. Они обозначают названия деревьев. К четвёртой группе можно отнести слова ромашка, роза — это названия цветов.)
(Можно объединить названия зверей и птиц — это животные. Можно объединить названия деревьев и цветов — это растения. Значит В.В. Бианки писал о животных и растениях.) (Лекарственные растения)
Повсюду: в лесу на полянке, В реке, на болоте, в полях- Ты встретишь героев Бианки, У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек Рассказы и сказки прочтёшь И лучше знакомых зверушек Узнаешь, дружок, и поймешь.
Ох, так написать о природе Непросто, ведь нужно уметь На вещи, знакомые вроде, Всегда удивлённо смотреть.
Фронтальная работа. Беседа о жизни и творчестве В. В. Бианки.
В. В. Бианки родился в 1894 г. в г. Петербурге, в семье ученого-орнитолога, хранителя отдела птиц в Зоологическом музее Российской Академии наук Валентина Львовича Бианки. В семье было три сына: Лев, Анатолий и Виталий. (В этом году писателю-журналисту исполнилось бы -120 лет) В квартире, где жили Бианки, был настоящий музей: многочисленные клетки с птицами от пола до потолка, аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами и змеями. Лето вся семья обычно проводила в деревне, увозя на природу и обитателей клеток и вольеров. Маленькому Виталию особенно запомнились выезды в Лебяжье, что находится на Финском заливе. В. В. Бианки создал много интересных книг для детей. Его первая сказка «Путешествие красноголового воробья». Также выходят его книги «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Мышонок Пик», «Теремок», «Лис и мышонок», «Красная горка», «Сова» и другие. Произведения Бианки – прекрасный материал для чтения, воспитания и развития детей. 2. Выставка книг В. В. Бианки.
| Самостоятельное формулирование познавательной цели (Познавательные УУД).
Читать сообщение об авторе; находить в тексте сообщения известную и неизвестную информацию. Дополнять информацию об авторе на основе рассматривания выставки книг.
Дети рассматривают портрет В. В. Бианки.
Находить на выставке нужную книгу. Рассказывать об этой книге (название, тема, герои).
|
| Отгадайте загадку. Всех зверей она хитрей, (Лиса) Проведем физминутку про лисичку и скакалку. |
|
| Работа по учебнику. – Назовите животных, которых видите на иллюстрации в учебнике с. 99. – Самые разные представители окружающей человека природы стали героями его произведений. Два таких представителя изображены В. Бианки в произведении “ Первая охота”. – Зная название произведения и по иллюстрации, предположите, о чем вы узнаете из произведения? Первичное чтение текста. Чтение диктором.
Вторичное восприятие текста.
Физминутка. Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. (Аист) Поисковая деятельность в парах по озаглавливанию частей текста.
Ту же работу должен сделать ваш сосед по парте, но уже со вторым абзацем, со второй частью. То есть: Прочтите соседу по парте текст второго абзаца. Пусть ваш товарищ задаст вам вопросы по прочитанному. Обсудите возможные варианты заголовков, выберите из предложенных наиболее подходящий, либо предложите свой. Наклейте его на карточку возле цифры 2, то есть 2 часть.
— Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост)
Словарная работа. Фыркнул Извернулась Отращивать (Объяснение смысла слов с помощью Толкового словаря). Анализ произведения. — Понравился ли вам рассказ? — Кто из героев вам больше всего понравился? Почему? — Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост) — И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок, неправильных решений.
| Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение (Коммуникативные УУД).
Работа с иллюстрацией учебника и подбор к ней содержания текста.
Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.
Читать самостоятельно текст. Работать в группах. Пересказывать текст на основе опорных слов. Придумывать свои заголовки; соотносить заголовки с содержанием текста.
Формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы (Коммуникативные УУД).
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.(Личностные УУД).
Отвечать на итоговые вопросы урока. (Коммуникативные УУД). Выражать свое мнение (Личностные УУД). |
| С творчеством какого писателя мы познакомились сегодня на уроке? Какое его произведение изучали на уроке? Что учились делать? (Озаглавливать текст)
1. Найти загадки о тех, кто живет в лесу. 2. Нарисовать рисунок к произведению В.В. Бианки.
| Отвечать на итоговые вопросы урока. (Коммуникативные УУД).
|
| — Я для себя сделал открытие: — Меня удивило: — Оказывается, что: — Кто из героев вам больше всего понравился? Почему? Выберите себе шаблон с соответствующей картинкой. | Регулятивные УУД. Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.
Личностные УУД смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор. |