МАОУ Гимназия №2
учитель начальных классов
Сидойкина Ольга Евгеньевна
Предмет: литературное чтение
Класс: 2 класс
Тип урока: «открытие» новых знаний
УМК: « Система развивающего обучения Л.В. Занкова»
Технологическая карта урока
Творчество В. Драгунского. Юмор в литературном произведении «Заколдованная буква». | ||||||
Цель | Создание условий для формирования у обучающихся деятельностных способностей для знакомства с творчеством В.Ю. Драгунского.
| |||||
Задачи | Образовательные: познакомиться с творчеством В.Драгунского, раскрыть смысл произведения; совершенствовать навыки выразительного и осознанного чтения, формирование навыков словарного запаса. Способствовать развитию навыков работы с художественным текстом, исследовательских умений, интереса к чтению художественной литературы, произвольного внимания и наглядно-действенного мышления. Воспитывать культуру речи, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе в парной и групповой работе.
| |||||
Формируемые УУД
| Предметные: понимать, что такое «юмор в литературном произведении», обладать способностью выразительного чтения, чтения по ролям, умением сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли; совершенствовать библиографические навыки, активизировать словарный запас. Личностные: обладать эмоциональной отзывчивостью на жизненные события, способностью сопереживать человеку; способностью осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как поддержка, понимание, взаимопомощь, честность, трудолюбие, дружба, совесть; обладать эмоциональным отношением к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем). Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
| |||||
Основные понятия | Художественное произведение, юмор, биография | |||||
Межпредметные связи | Русский язык, риторика, окружающий мир | |||||
Ресурсы: — основные
— дополнительные | 1.В.Ю.Свиридова А. В. Чуракова «Литературное чтение» (Самара: Корпорация «Фёдоров», 2012 год) 2. Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 2 класс.
Мультимедиапроектор, экран, презентация, фильм – биография В. Драгунского индивидуальные карточки с пословицами для работы в парах, кроссворд для каждой группы, для этапа рефлексии — шишки из бумаги для елочки | |||||
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа | |||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | |||||
I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин) Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -установить тематические рамки; -уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии(3 мин) Цели Актуализация субъектного опыта обучающихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений) -организует выполнение учащимися пробного учебного действия; — организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. -повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин) Цели: — выявить место (шаг, операция) затруднения; -уточнить тип урока — зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
IV. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин) Цели — организовать постановку темы урока; — организовать составление совместного плана действий; — определить средства.
V. Реализация построенного проекта (8 мин) Цель. — реализовать построенный проект в соответствии с планом; — зафиксировать новое знание ; — организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
Физминутка (2мин)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5 мин) Цель. — организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (6 мин) Цели: — организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; — организовать самопроверку по эталону, самооценку; — организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: -зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; — организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности; -поблагодарить одноклассников, которые помогли получать результат урока
|
Мотивирует учащихся на работу.
Организует повторение изученного.
Организует работу учащихся. В форме подводящего диалога организует работу, подводит учащихся к формулированию цели урока и темы
В форме подводящего диалога организует учет разных позиций высказываний, разных мнений.
Организует выполнение обучающимися плана действий, самостоятельной работы, самопроверку, самооценку
Первичное чтение произведения в исполнении автора.
Стадия вызова.
Работа по учебнику.
Секреты талантливого спора
|
Приветствуют учителя, гостей.
Повторяют изученный ранее материал. Узнают фамилию автора и произведение, с которым сегодня познакомятся.
Быть внимательным, быть активным, хорошо работать, слушать товарищей, узнать новое
Урок открытия новых знаний
Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников. Участвуют в диалоге. Составляют рифмы
Чтение скороговорки.
Называют тему урока.
Работа над темой урока.
Слушание биографии. Делятся открытиями.
Слуховое и зрительное восприятие текста
Работа в парах (правила работы в паре) Выбор пословиц в паре, объяснение выбора
Исполнение двигательно- зрительной физминутки «Лепим снеговика»
Подготовка к чтению.
Лексическая работа
Чтение текста и беседа по содержанию
Осмысление прочитанного
Работа с литературными терминами.
Работа с образными выражениями
Чтение отрывка из текста по ролям
Работа в группах. (Правила работы в группах) Кроссворд Самопроверка в группах.
Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку.
На елочку, организованно по группам, прикрепляют свою шишечку.
| Слайд 1
Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Поприветствуем улыбкой гостей. Спасибо. Пожелаем мысленно себе удачи, и тихонечко присаживайтесь за парты. Урок я начну словами фран. философа Жан Жака Руссо «Вы талантливые дети! Когда — нибудь вы сами поразитесь, какие вы умные, как много хорошего вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Жан Жака Руссо
Слайд 2 Я прочитаю вам отрывок из произведения, а вы назовите автора, с чьим творчеством мы сегодня знакомимся: «Я люблю дышать носом маме в ушко. Особенно я люблю петь и пою очень громко. Шпроты я тоже люблю». Слайд 3 (Виктор Драгунский. «Что я люблю») Кому адресовано творчество Драгунского? В каком жанре пишет Драгунский? (рассказы для детей) Ребята, а какие произведения пишет Драгунский, весёлые или грустные? — Вам знакомо его творчество?
-А хотите знать больше о творчестве В.Драгунского? — Как вы думаете, какой тип урока сегодня, кто догадался? (Урок «открытия» новых знаний) — Какова цель нашего урока?
— Прочитайте предложение. Слайд 4 У Саши в кармашке шишки да шашки.
-Что это? (скороговорка). — Объясните смысл слова. (рифмованное предложение, которое надо говорить правильно и быстро). -Разработать ротик нам поможет скороговорка.
—Читаем про себя, -Шепотом быстрее, хором, голосом ещё быстрее. -Какое произведение мы будем читать, догадались? «Заколдованная буква»
-Ребята, можете ли вы назвать тему урока? Слайд 5 — Составим план универсальных учебных действий, которые будем учиться совершать на этом уроке: (подбор рифмы) Слайд 6 План открытий ………, Биографию ………, Тексты будем мы …., Рифму к слову …………, На вопросы ……………, И, конечно, без сомненья, Речь при этом …………..! (Слова-подсказки: составлять, узнать, читать, подбирать, отвечать, развивать)
-Ребята, я о Викторе Драгунском знаю и хочу, чтобы узнали и вы. Послушайте. Слайд 7 (Включаю запись с биографией писателя) — Что открыли нового для себя?
— А сейчас вы услышите чтение произведения в исполнении самого автора — Виктора Драгунского. Но предупреждаю, что слова текста могут расходиться с авторским чтением. Какие впечатления от прочитанного? Ваша задача, внимательно послушать, уловить интонацию героев, услышать трудные слова. Слайд 8 Слушаем. Включается запись рассказа. После прослушивания. — Какие ваши впечатления от рассказа? Сравним наши предположения. Работа в парах: какую из этих пословиц вы бы посоветовали запомнить ребятам Слайд 9 1.Не смейся, горох, над бобами, сам будешь валяться под ногами. Значение пословицы: (Пословица используется как ответ на чьи-либо насмешки. Имеется в виду, что не стоит смеяться над другими, так как сам сможешь оказаться в затруднительном, смешном положении) 2. Человек от лени болеет, от труда здоровеет. 3.Чему посмеёшься, того и сам берегись. (1,2) Можете сделать вывод? Как нужно вести себя с товарищами? (не смеяться над другими, не нужно осуждать других и говорить, что у тебя ничего не получается, когда сам этого сделать тоже не можешь) или (не делай другим того, чего себе не желаешь) Слайд 10-18
Слайд19
— Прочитайте название произведения. -Почему такое название? -Ребята, а в жизни у нас нет заколдованных букв? Слайд 20-23 При чтении нам встретятся трудные слова, поучимся их читать? На экране слова, написанные по слогам, а затем целиком.
Причитаем плавно по слогам: ДО-МО-УП-РАВ-ЛЕ-НИ-Е Теперь слитно, целым словом ДОМОУПРАВЛЕНИЕ — Поднимите руку, кто может, объяснить значение этого слова. — В этом слове спряталось два слова, какие это слова? (дом и управление). Верно, ДОМОУПРАВЛЕНИЕ — это организация, которая управляет домами.
ПОСТАВИТЬ НА ПОПА’ Хором прочитаем. — Где можно узнать значение любого слова? К какому словарю вы обратитесь за помощью? (к толковому словарю)
ОБЛОМАЕШЬ ШПИЦ У слова «шпиц» есть два значения. 1. небольшая комнатная собачка с пушистой шерстью. 2. устаревшее слово то же, что и шпиль — острый кончик верхушки. — Какое нам из значений подходит? (2)
Причитаем плавно по слогам: ЗА-АК-ТИ-РО-ВАТЬ Теперь слитно, целым словом ЗААКТИРОВАТЬ ЗААКТИРОВАТЬ ЁЛКУ — составить документ, который называется «акт». Слайд 24 Чтение текста и беседа по содержанию. Читать будем по частям. Первым начнет: до слов: А мы остановилось возле елки. Достаточно. Первая остановка — О чем вы прочитали? -Кто главные герои? -Как оказались они у ёлки? — Какие ошибки в речи шофера и дворника вы заметили? (левея, правея, становь) — Почему они так говорили? (в школе плохо учились) Кто исправит ошибки? — чем закончилась эта часть? Продолжим. Вторая остановка Читаем до слов: Только и слышно: «Сыски!» — «Хыхки!» — «Сыски!». Какая большая часть, о чем здесь говориться? (дети спорят) -В жизни возникает спор? (Да.) В жизни нам часто приходится спорить, т.к. в споре рождается истина, поэтому психологи предлагают нам секреты талантливого спора. Слайд 25 1.Не спорить по пустякам. 2.Помни всегда, о чём споришь. 3.Имей всегда в споре примеры и доказательства. 5. Веди спор достойно: будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение.
— Кто из детей не умеет называть слово «шишка»? Как назвала Алёнка? (Сыски) Как назвал Мишка? (Хыхки) — Чем закончилась эта часть? — Почему они заплакали? Продолжим. Завершающий этап чтения — Почему же никто из них не смог сказать слово правильно? Покажите ваши зубки, хорошо у вас все зубки на месте. — Как правильно надо сказать? Слайд 26 -К какому литературному жанру относится это произведение? (рассказ) — Какие бывают рассказы? (художественные и научные) Какой это рассказ? (художественный) Докажите (в нём есть сюжет и художественный вымысел) Слайд 27 — Как вы думаете, этот рассказ смешной или нет? (да) Почему вы так решили? И мне было весело. — А за счет чего? (смешных слов) — Найдите смешные слова: Я немножко поднажал:.(прибавить мощь) Поддавал жару:: (делал ситуацию напряженной) Воспаление мозга :(болит голова) Полезло на ухо ::.(мимическое выражение лица) Давай реветь:::.(громко спорить) Умру от смеха :::. Прочитаем по ролям: С.150.Слайд28
Слайд 29-30
Разгадав кроссворд, мы узнаем, как можно назвать такой рассказ. — Получилось слово ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ. — Почему так можно назвать рассказ?
Слайд 31 — Наше общение у нас сегодня с вами завершилось. — Какое открытие вы сделали для себя на уроке? — Достигли мы поставленной цели? — Поблагодарите одноклассников за полученные результаты на уроке. — Если вы чувствуете, что на уроке у вас всё получилось, прикрепите к своим елочкам шишечку синего цвета. — Если всё удалось, но не сразу – желтого. — Если трудных моментов было много, прикрепите шишечку красного цвета. Слайд 20 Я вижу, что наша елочка стала яркой, весёлой, доброй и нежной! С Наступающим Новым годом!
|
– проявлять интерес к общению
высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию
собеседников; – участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; – следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
мнение собеседников; – участвовать в выразительном чтении по ролям,
– следить за действиями других участников в процессе кол- лек лективной твор- ческой деятельности.
Определять главную мысль произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображенному. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев.
Уметь выделять определять в тексте подтверждающие мысли
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге. Уметь выделять в тексте подтверждающие мысли |
Внутренняя позиция школьника. Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последователь-ность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникатив-ные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последователь-ность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
| |
|
|
|
| . |
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
| . |
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
.
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|