МАОУ Гимназия №2

учитель начальных классов

Сидойкина Ольга Евгеньевна

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 класс

Тип урока: «открытие» новых знаний

УМК: « Система развивающего обучения Л.В. Занкова»

Технологическая карта урока

Тема

Творчество В. Драгунского. Юмор в литературном произведении «Заколдованная буква».

Цель

Создание условий для формирования у обучающихся деятельностных способностей для знакомства с творчеством В.Ю. Драгунского.

Задачи

Образовательные: познакомиться с творчеством В.Драгунского, раскрыть смысл произведения; совершенствовать навыки выразительного и осознанного чтения, формирование навыков словарного запаса.

Способствовать развитию навыков работы с художественным текстом, исследовательских умений, интереса к чтению художественной литературы, произвольного внимания и наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру речи, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе в парной и групповой работе.

Формируемые УУД

Предметные:

понимать, что такое «юмор в литературном произведении», обладать способностью выразительного чтения, чтения по ролям, умением сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли; совершенствовать библиографические навыки, активизировать словарный запас.

Личностные: обладать эмоциональной отзывчивостью на жизненные события, способностью сопереживать человеку; способностью осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как поддержка, понимание, взаимопомощь, честность, трудолюбие, дружба, совесть; обладать эмоциональным отношением к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем).

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Художественное произведение, юмор, биография

Межпредметные связи

Русский язык, риторика, окружающий мир

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

1.В.Ю.Свиридова А. В. Чуракова «Литературное чтение» (Самара: Корпорация «Фёдоров», 2012 год)

2. Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 2 класс.

Мультимедиапроектор, экран, презентация, фильм – биография В. Драгунского индивидуальные карточки с пословицами для работы в парах, кроссворд для каждой группы, для этапа рефлексии — шишки из бумаги для елочки

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(1 мин)

Цели:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-установить тематические рамки;

-уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии(3 мин)

Цели

Актуализация субъектного опыта обучающихся

(личностных смыслов,

опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

-организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

— организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

-повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

III. Выявление места и причины затруднения

(2 мин)

Цели:

— выявить место (шаг, операция) затруднения;

-уточнить тип урока

— зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

(3 мин)

Цели

организовать постановку темы урока;

организовать составление совместного плана действий;

— определить средства.

V. Реализация построенного проекта

(8 мин)

Цель.

— реализовать построенный проект в соответствии с планом;

— зафиксировать новое знание ;

— организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

Физминутка

(2мин)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(5 мин)

Цель.

организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

VII.

Самостоятельная

работа с самопроверкой по эталону

(6 мин)

Цели:

организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

— организовать самопроверку по эталону, самооценку;

— организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Цели:

-зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности;

-поблагодарить одноклассников,

которые помогли получать результат урока

Мотивирует учащихся на работу.

Организует повторение изученного.

Организует работу учащихся. В форме подводящего диалога организует работу, подводит учащихся к формулированию цели урока и темы

В форме подводящего диалога организует учет разных позиций высказываний,

разных мнений.

Организует выполнение обучающимися

плана действий, самостоятельной работы, самопроверку, самооценку

Первичное чтение произведения в исполнении автора.

Стадия вызова.

Работа по учебнику.

Секреты талантливого спора

Приветствуют учителя, гостей.

Повторяют изученный ранее материал.

Узнают фамилию автора и произведение, с которым сегодня познакомятся.

Быть внимательным, быть активным, хорошо работать, слушать товарищей, узнать новое

Урок открытия новых знаний

Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников. Участвуют в диалоге.

Составляют рифмы

Чтение скороговорки.

Называют тему урока.

Работа над темой урока.

Слушание биографии.

Делятся открытиями.

Слуховое и зрительное восприятие текста

Работа в парах

(правила работы в паре)

Выбор пословиц в паре,

объяснение выбора

Исполнение двигательно-

зрительной

физминутки «Лепим снеговика»

Подготовка к чтению.

Лексическая работа

Чтение текста и беседа по содержанию

Осмысление прочитанного

Работа с литературными терминами.

Работа с образными выражениями

Чтение отрывка из текста по ролям

Работа в группах.

(Правила работы в группах)

Кроссворд

Самопроверка в группах.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку.

На елочку, организованно по группам, прикрепляют свою шишечку.

Слайд 1

Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение.

Поприветствуем улыбкой гостей.

Спасибо. Пожелаем мысленно себе удачи, и тихонечко присаживайтесь за парты.

Урок я начну словами фран. философа Жан Жака Руссо «Вы талантливые дети! Когда — нибудь вы сами поразитесь, какие вы умные, как много хорошего вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Жан Жака Руссо

Слайд 2

Я прочитаю вам отрывок из произведения, а вы назовите автора, с чьим творчеством мы сегодня знакомимся:

«Я люблю дышать носом маме в ушко. Особенно я люблю петь и пою очень громко. Шпроты я тоже люблю».

Слайд 3

(Виктор Драгунский.

«Что я люблю»)

Кому адресовано творчество Драгунского?

В каком жанре пишет Драгунский?

(рассказы для детей)

Ребята, а какие произведения пишет Драгунский, весёлые или грустные?

— Вам знакомо его творчество?

-А хотите знать больше о творчестве В.Драгунского?

— Как вы думаете, какой тип урока сегодня, кто догадался?

(Урок «открытия» новых знаний)

— Какова цель нашего урока?

— Прочитайте предложение.

Слайд 4

У Саши в кармашке шишки да шашки.

-Что это?

(скороговорка).

— Объясните смысл слова.

(рифмованное предложение, которое надо говорить правильно и быстро).

-Разработать ротик нам поможет скороговорка.

Читаем про себя,

-Шепотом быстрее, хором, голосом ещё быстрее.

-Какое произведение мы будем читать, догадались?

«Заколдованная буква»

-Ребята, можете ли вы назвать тему урока?

Слайд 5

— Составим план универсальных учебных действий, которые будем учиться совершать на этом уроке: (подбор рифмы)

Слайд 6

План открытий ………,

Биографию ………,

Тексты будем мы ….,

Рифму к слову …………,

На вопросы ……………,

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом …………..!

(Слова-подсказки: составлять, узнать, читать, подбирать, отвечать, развивать)

-Ребята, я о Викторе Драгунском знаю и хочу, чтобы узнали и вы. Послушайте.

Слайд 7

(Включаю запись с биографией писателя)

— Что открыли нового для себя?

— А сейчас вы услышите чтение произведения в исполнении самого автора — Виктора Драгунского.

Но предупреждаю, что слова текста могут расходиться с авторским чтением.

Какие впечатления от прочитанного?

Ваша задача, внимательно послушать, уловить интонацию героев, услышать трудные слова.

Слайд 8

Слушаем. Включается запись рассказа.

После прослушивания.

— Какие ваши впечатления от рассказа? Сравним наши предположения.

Работа в парах: какую из этих пословиц вы бы посоветовали запомнить ребятам

Слайд 9

1.Не смейся, горох, над бобами, сам будешь валяться под ногами.

Значение пословицы:

(Пословица используется как ответ на чьи-либо насмешки. Имеется в виду, что не стоит смеяться над другими, так как сам сможешь оказаться в затруднительном, смешном положении)

2. Человек от лени болеет, от труда здоровеет.

3.Чему посмеёшься, того и сам берегись.

(1,2)

Можете сделать вывод? Как нужно вести себя с товарищами? (не смеяться над другими, не нужно осуждать других и говорить, что у тебя ничего не получается, когда сам этого сделать тоже не можешь) или (не делай другим того, чего себе не желаешь)

Слайд 10-18

Слайд19

— Прочитайте название произведения.

-Почему такое название?

-Ребята, а в жизни у нас нет заколдованных букв?

Слайд 20-23

При чтении нам встретятся трудные слова, поучимся их читать? На экране слова, написанные по слогам, а затем целиком.

Причитаем плавно по слогам: ДО-МО-УП-РАВ-ЛЕ-НИ-Е

Теперь слитно, целым словом ДОМОУПРАВЛЕНИЕ

— Поднимите руку, кто может, объяснить значение этого слова.

— В этом слове спряталось два слова, какие это слова? (дом и управление).

Верно, ДОМОУПРАВЛЕНИЕ — это организация, которая управляет домами.

ПОСТАВИТЬ НА ПОПА’ Хором прочитаем.

— Где можно узнать значение любого слова? К какому словарю вы обратитесь за помощью? (к толковому словарю)

ОБЛОМАЕШЬ ШПИЦ

У слова «шпиц» есть два значения.

1. небольшая комнатная собачка с пушистой шерстью.

2. устаревшее слово то же, что и шпиль — острый кончик верхушки.

— Какое нам из значений подходит? (2)

Причитаем плавно по слогам: ЗА-АК-ТИ-РО-ВАТЬ

Теперь слитно, целым словом ЗААКТИРОВАТЬ

ЗААКТИРОВАТЬ ЁЛКУ — составить документ, который называется «акт».

Слайд 24

Чтение текста и беседа по содержанию.

Читать будем по частям. Первым начнет: до слов: А мы остановилось возле елки. Достаточно.

Первая остановка

— О чем вы прочитали?

-Кто главные герои?

-Как оказались они у ёлки?

— Какие ошибки в речи шофера и дворника вы заметили? (левея, правея, становь)

— Почему они так говорили? (в школе плохо учились) Кто исправит ошибки?

— чем закончилась эта часть?

Продолжим.

Вторая остановка

Читаем до слов: Только и слышно: «Сыски!» — «Хыхки!» — «Сыски!».

Какая большая часть, о чем здесь говориться?

(дети спорят)

-В жизни возникает спор? (Да.)

В жизни нам часто приходится спорить, т.к. в споре рождается истина, поэтому психологи предлагают нам секреты талантливого спора.

Слайд 25

1.Не спорить по пустякам.

2.Помни всегда, о чём споришь.

3.Имей всегда в споре примеры и доказательства.

5. Веди спор достойно: будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение.

— Кто из детей не умеет называть слово «шишка»? Как назвала Алёнка? (Сыски) Как назвал Мишка?

(Хыхки)

— Чем закончилась эта часть?

— Почему они заплакали?

Продолжим.

Завершающий этап чтения

— Почему же никто из них не смог сказать слово правильно? Покажите ваши зубки, хорошо у вас все зубки на месте.

— Как правильно надо сказать?

Слайд 26

-К какому литературному жанру относится это произведение? (рассказ)

— Какие бывают рассказы? (художественные и научные)

Какой это рассказ?

(художественный)

Докажите (в нём есть сюжет и художественный вымысел)

Слайд 27

— Как вы думаете, этот рассказ смешной или нет? (да) Почему вы так решили? И мне было весело.

— А за счет чего? (смешных слов)

— Найдите смешные слова:

Я немножко поднажал:.(прибавить мощь)

Поддавал жару:: (делал ситуацию напряженной)

Воспаление мозга :(болит голова)

Полезло на ухо ::.(мимическое выражение лица)

Давай реветь:::.(громко спорить)

Умру от смеха :::.

Прочитаем по ролям:

С.150.Слайд28

Слайд 29-30

Разгадав кроссворд,

мы узнаем, как можно назвать такой рассказ.

— Получилось слово

ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ.

— Почему так можно назвать рассказ?

Слайд 31

— Наше общение у нас сегодня с вами завершилось.

— Какое открытие вы сделали для себя на уроке?

— Достигли мы поставленной цели?

— Поблагодарите одноклассников за полученные результаты на уроке.

— Если вы чувствуете, что на уроке у вас всё получилось, прикрепите к своим елочкам шишечку синего цвета.

— Если всё удалось, но не сразу – желтого.

— Если трудных моментов было много, прикрепите шишечку красного цвета.

Слайд 20

Я вижу, что наша елочка стала яркой, весёлой, доброй и нежной!

С Наступающим Новым годом!

  1. реализовывать

  2. потребность в общении со сверстниками;

проявлять интерес к общению

высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию

  1. уважать

  2. мнение

собеседников;

участвовать

в выразительном

чтении по ролям,

в инсценировках;

следить за действиями

других участников

в процессе коллективной творческой деятельности;

  1. Уважать

мнение

собеседников;

участвовать

в выразительном

чтении по ролям,

  1. в инсценировках;

следить за действиями

других участников

в процессе кол- лек лективной твор-

ческой

деятельности.

Определять главную мысль произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображенному. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев.

Уметь выделять определять в тексте подтверждающие мысли

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге. Уметь выделять в тексте подтверждающие мысли

Внутренняя позиция школьника.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последователь-ность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникатив-ные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последователь-ность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

.

.

.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here