Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Промышленновская средняя общеобразовательная школа №56»
пгт. Промышленная Промышленновского района
Кемеровской области
Творчество поэтов – земляков
П. А. Мазикин «Край родной»
урок внеклассного чтения в 4 классе
по программе «Школа 2100»
Составитель: Парамонова Любовь Владимировна,
учитель начальных классов
Промышленная
2013
Тема: Творчество поэтов — земляков.
Работа над лирическим стихотворением П.А. Мазикина
«Край родной».
Цель: Развитие творчества детей через работу
над лирическим стихотворением.
Задачи: — познакомить со страницами биографии поэта
П.А. Мазикина, с его стихотворением «Край родной»;
-
повторить ранее изученные стихи А. Береснева;
-
учить видеть красоту окружающего, воссоздавать ее в своем
воображении, слушая и читая стихи; -
учить умению вычитывать отношение автора к описываемому;
-
воспитывать любовь к родному краю, родной природе;
-
работать над выразительным чтением стихотворений.
Оборудование: выставка книг поэтов;
портрет П.А. Мазикина;
выставка детских рисунков;
таблицы с литературными терминами;
карточки с рифмами;
музыка из кинофильма «Участок» — «Березы» и «Вы шумите,
березы».
Ход урока.
-
Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир поэзии наших поэтов – земляков.
-
Постановка темы и цели урока.
«Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце».
— Как вы объясните смысл этих слов?
(Обогащать духовный мир и свою личность. Уметь видеть красоту в обыденных вещах, в окружающем мире, быть немного в душе поэтом, любить жизнь, видеть в ней радость, уметь творить и дарить людям
тепло, нежность и любовь.)
— Такими замечательными людьми, которые дарят нам радость, тепло, являются поэты. В преддверии 70 – летия образования Кемеровской области,мы много читали стихов поэтов – наших земляков в классе, дома; оформляли выставку рисунков.
— С творчеством, каких поэтов – наших земляков вы знакомы?
А. Береснев.
П. Мазикин.
В. Коньяков.
Г. Купцов.
К. Болдырева.
А. Тарасов.
Л. Таран и др.
— К сожалению, некоторых из них уже нет сейчас рядом с нами.
Выпущены сборники стихов: самый первый «Осенью
рябины хорошеют», который включил в себя стихотворения 8 поэтов,
и «Здешней жизни позывные» (19 поэтов).
— Как вы понимаете смысл слова поэзия?
«Поэзия — это выражение самых сокровенных и высоких чувств»
Поэт — это человек с чуткой душой, воспринимающий окружающий мир в ожидании чуда. Он во всем видит тайну, во всем угадывает душу. Поэзия бывает лирическая и эпическая.
— Мы говорим о лирике.
— Какова же задача лирики?
— Язык поэзии может быть разным: высоким и торжественным, простым и разговорным: может рассказать о глубоких личных переживаниях и о том, что волнует целый народ.
-
Проверка домашнего задания.
— На предыдущих уроках мы особо уделяли внимание творчеству детского поэта, выпускнику нашей школы А.М. Бересневу.
— Кто желает прочитать стихи, которые вам особенно понравились?
— Вы сейчас будете читать, и постарайтесь ответить на вопрос, почему именно это стихотворение выбрали? Чем оно вас заинтересовало?
(читают несколько человек и прикрепляют свои рисунки к доске)
— Слушая эти стихи, подумайте, можно ли по содержанию стихотворения определить какой по характеру поэт, каково его отношение к окружающему миру?
— А.М. Береснев — детский поэт, его отличает ценное умение смотреть на окружающий мир глазами ребенка, строго взвешивать каждое слово, каждый оборот речи, передает тот или иной пейзаж через детское восприятие, ему близки и понятны душа и сердце сельского жителя, так как он и сам уроженец села.
4. Изучение нового материала.
Знакомство с творчеством поэта А.А. Мазикина.
— Стихи поэтов — земляков отличаются широким диапазоном — от гражданских социально — патриотических мотивов до личных переживаний. Особое место занимает волнующая тема любви к родному краю, его людям.И как никто другой эту любовь мастерски показал П.А. Мазикин в своем творчестве.
Послушайте несколько слов о его жизни (сообщение ученика).
Петр Алексеевич Мазикин родился в 1918 году в селе Морозово нашего Промышленновского района. Откуда ушел служить в армию еще до войны. В должности командира взвода участвовал в боях с фашистами, дважды ранен, кавалер ордена Красной Звезды. Поэзия помогала Петру Алексеевичу выжить в трудных военных условиях. Однажды сложилась такая ситуация, что нужно было действовать быстро и решительно. Петр Алексеевич, рискуя жизнью, крикнул: «Вперед!». Небольшая кучка солдат бросилась на фашистов. От неожиданности немцы отступили, но Петру Алексеевичу дорого достался этот бой. Смертоносная пуля догнала его и поразила левое легкое. Так Петр Алексеевич попал в медсанбат, где его выхаживала медсестра и, поднося к запекшимся губам ложечку меда, просила: «Съешь, миленький!».
В мирной послевоенной жизни, наливая чай с медом, он всегда вспоминал медсестру, которая выходила его. В 1944 году Петр Алексеевич вернулся домой.
Бухгалтер по профессии, после войны жил в Промышленной, работал в железнодорожной больнице, вырастил двух сыновей, имеет 5 внуков. В 80 лет создал первый большой поэтический сборник «Полет в бушующую вечность», затем книгу для детей «Сластена».Всего Петр Алексеевич, этот жизнелюб и удивительно богатый, щедрый душой человек, уже в преклонном возрасте успел выпустить шесть своих замечательных стихотворных книг для взрослых и детей. Последняя из них — «Звездная коляска» — вышла в свет после его смерти летом 2002 года. Он прожил достойную жизнь, подарив Кузбассу своё поэтическое творчество. В настоящее время районная детская библиотека носит имя Петра Алексеевича Мазикина.
— Ребята, сейчас я вам прочту стихотворение «Край родной». Вслушайтесь в звучание, почувствуйте настроение (лейтмотив), попытайтесь представить в своем сознании образы, нарисованные поэтом. (После чтения пауза, а затем ответы детей.)
— Каждое слово — отдельный образ, но автор сумел объединить их все в одно целое.Что можете сказать об авторе, в каких строках он говорит об этом открыто.
Физкультминутка.
Анализ стихотворения.
— А теперь вернемся к началу стихотворения и проследим, как образы, слово, словосочетание, предложение работают на то, чтобы донести до нас авторскую мысль — чувство любви к родному краю.
— Обратите внимание на название «Край родной».
а) — В чем смысл?
— Почему так названо стихотворение?
— Подберите синонимы к слову край(малая Родина, уголок родной земли, где родился)
— Какой эпитет подобран? (родной)
— Почему? Задумайтесь! (родные родители, кровносвязанные с поэтом, самый близкий)
— Как еще поэт обращается к своей малой родине? (мой край, души моей отрада)
— Как понимаете слово отрада? (радость)
б) — Прочитайте шепотом стихотворение, отмечая непонятные слова, и постарайтесь увидеть картины, которые изобразил поэт.
— Какие картины увидели? (весна, лето, осень, зима)
— Мы будем открывать не только красочные картины, но и видеть средства их изображения, тайны поэзии.
в) — В парах поработайте с рифмой.
— Называем.
— Вид?(перекрестная рифма)
— Почему именно такой вид рифмы?(задает определенный ритм — мелодичные переливы)
г) — Поработаем с картинами.
— 1 картина. Образ весны (читайте про себя)
— Кто прочитает вслух выразительно?
Люблю тебя, мой край,весной /
эпитет
Когда в прозрачной сини
Плывет /, качаясь над землей
метафора
Черемуховый иней.
— Какие слова вас привлекли?
— Какие приемы использованы?
— Почему синь (синева) прозрачна?
— Как понимаете выражение «черемуховый иней»?
— Уместно здесь эта метафора или нет?
— Какой вы видите черемуху?
— Запах почувствовали?
— Какие приемы цветописи использованы?
— Какое настроение возникло?
— Работаем дальше. Читаем шепотом 2 картину.
— Кто желает показать выразительное чтение от всего сердца?
— Попробуйте почувствовать, как нужно читать эти строки?
2 картина. Лето.
метафора
Люблю разливы хлебных нив, /
Их ширь и даль без края. //
Смотрю,/ дыханье затаив,
И радость не скрывая. //
— Какая картина видится за словами первой строки?
— Нива — ? разливы — ? — какие краски нужны?
— Одно выражение, а сколько мыслей возникает у вас, сколько чувств, любви!
3 картина.Осень (чтение шепотом, вслух)
/
Люблю застенчивость твою
эпитет
В прохладные рассветы, /
Когда роняет лес листву,
Стесняясь быть раздетым. //
— А здесь ничего не заметили особенного?
— Не окрыли тайну поэта? (прием олицетворения)
— Он изобразил картину живую, природа у поэта живет, чувствует. Поэт одухотворяет природу!
— Звук [с] часто слышится. Что напоминает? (аллитерация -разновидность звукописи)
4 картина.Зима (чтение шепотом, вслух)
Приятен мне приход зимы,
эпитет
Всегда неповторимый
Покровом мягкой белизны
эпитет
Полей необозримых.
— Чем замечательна эта строфа?
— Как кратко и емко!
— Какие краски увидели? (цветопись)
— А теперь давайте проследим за движением поэтического чувства, как меняется мир души поэта (люблю, люблю, люблю — повтор от избытка чувств, приятен, счастлив я, и большего не надо)
5 строфа. Вывод.
/
В любую пору ты красив, //
Души моей отрада!
С тобой лишь только я счастлив,
Мне большего не надо.
— Как вы думаете, что заключено в этой строфе? (основная мысль)
— Проникнуто чувством любви, нежности к родному краю!
— Поэт передает целую гамму разнообразных настроений — и любование и восторг, нежность и теплоту, любовное отношение ко всем временам года.
— Послушайте слова А.Блока:
«Каждое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды».
— Это слова — ключевые.
— Какие же слова стихотворения, с которым мы познакомились, светятся как звезды?
д) Выразительное чтение.
— Какая картина вас больше привлекла?
— Почитайте!
— Обратите внимание на знаки препинания, тон голоса, интонацию, темп, какие слова хочется выделить (логическое ударение).
— Почему именно эта картина?
-
Домашнее задание.
— Выберите сами:
-
Кому стихотворение по душе, выучить.
-
Нарисовать рисунок и подтвердить словами из текста.
-
Найти другие стихи поэта, познакомить класс с ними.
-
Творческая работа.
— Может быть, у вас появилось желание писать стихи. Давайте попробуем!
… снежинки … морозы
…на тропинки, …кружева.
… у реки, … березы
…уголки …синева.
— Слушаем!
-
Итог урока.
— Наш урок подошел к концу.
— С каким чувством вы уходите с урока?
— Спасибо за работу!