Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Промышленновская средняя общеобразовательная школа №56»

пгт. Промышленная Промышленновского района

Кемеровской области

Творчество поэтов – земляков

П. А. Мазикин «Край родной»

урок внеклассного чтения в 4 классе

по программе «Школа 2100»

Составитель: Парамонова Любовь Владимировна,

учитель начальных классов

Промышленная

2013

Тема: Творчество поэтов — земляков.

Работа над лирическим стихотворением П.А. Мазикина

«Край родной».
Цель: Развитие творчества детей через работу

над лирическим стихотворением.

Задачи: — познакомить со страницами биографии поэта
П.А. Мазикина, с его стихотворением «Край родной»;

  • повторить ранее изученные стихи А. Береснева;

  • учить видеть красоту окружающего, воссоздавать ее в своем
    воображении, слушая и читая стихи;

  • учить умению вычитывать отношение автора к описываемому;

  • воспитывать любовь к родному краю, родной природе;

  • работать над выразительным чтением стихотворений.

Оборудование: выставка книг поэтов;

портрет П.А. Мазикина;
выставка детских рисунков;

таблицы с литературными терминами;
карточки с рифмами;

музыка из кинофильма «Участок» — «Березы» и «Вы шумите,

березы».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир поэзии наших поэтов – земляков.

  1. Постановка темы и цели урока.

«Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце».

— Как вы объясните смысл этих слов?

(Обогащать духовный мир и свою личность. Уметь видеть красоту в обыденных вещах, в окружающем мире, быть немного в душе поэтом, любить жизнь, видеть в ней радость, уметь творить и дарить людям
тепло, нежность и любовь.)

— Такими замечательными людьми, которые дарят нам радость, тепло, являются поэты. В преддверии 70 – летия образования Кемеровской области,мы много читали стихов поэтов – наших земляков в классе, дома; оформляли выставку рисунков.

— С творчеством, каких поэтов – наших земляков вы знакомы?

А. Береснев.

П. Мазикин.

В. Коньяков.

Г. Купцов.

К. Болдырева.

А. Тарасов.

Л. Таран и др.

— К сожалению, некоторых из них уже нет сейчас рядом с нами.

Выпущены сборники стихов: самый первый «Осенью
рябины хорошеют», который включил в себя стихотворения 8 поэтов,

и «Здешней жизни позывные» (19 поэтов).

— Как вы понимаете смысл слова поэзия?

«Поэзия — это выражение самых сокровенных и высоких чувств»

Поэт — это человек с чуткой душой, воспринимающий окружающий мир в ожидании чуда. Он во всем видит тайну, во всем угадывает душу. Поэзия бывает лирическая и эпическая.

— Мы говорим о лирике.

— Какова же задача лирики?

— Язык поэзии может быть разным: высоким и торжественным, простым и разговорным: может рассказать о глубоких личных переживаниях и о том, что волнует целый народ.

  1. Проверка домашнего задания.

— На предыдущих уроках мы особо уделяли внимание творчеству детского поэта, выпускнику нашей школы А.М. Бересневу.

— Кто желает прочитать стихи, которые вам особенно понравились?

— Вы сейчас будете читать, и постарайтесь ответить на вопрос, почему именно это стихотворение выбрали? Чем оно вас заинтересовало?

(читают несколько человек и прикрепляют свои рисунки к доске)

— Слушая эти стихи, подумайте, можно ли по содержанию стихотворения определить какой по характеру поэт, каково его отношение к окружающему миру?

— А.М. Береснев — детский поэт, его отличает ценное умение смотреть на окружающий мир глазами ребенка, строго взвешивать каждое слово, каждый оборот речи, передает тот или иной пейзаж через детское восприятие, ему близки и понятны душа и сердце сельского жителя, так как он и сам уроженец села.

4. Изучение нового материала.

Знакомство с творчеством поэта А.А. Мазикина.

— Стихи поэтов — земляков отличаются широким диапазоном — от гражданских социально — патриотических мотивов до личных переживаний. Особое место занимает волнующая тема любви к родному краю, его людям.И как никто другой эту любовь мастерски показал П.А. Мазикин в своем творчестве.

Послушайте несколько слов о его жизни (сообщение ученика).

Петр Алексеевич Мазикин родился в 1918 году в селе Морозово нашего Промышленновского района. Откуда ушел служить в армию еще до войны. В должности командира взвода участвовал в боях с фашистами, дважды ранен, кавалер ордена Красной Звезды. Поэзия помогала Петру Алексеевичу выжить в трудных военных условиях. Однажды сложилась такая ситуация, что нужно было действовать быстро и решительно. Петр Алексеевич, рискуя жизнью, крикнул: «Вперед!». Небольшая кучка солдат бросилась на фашистов. От неожиданности немцы отступили, но Петру Алексеевичу дорого достался этот бой. Смертоносная пуля догнала его и поразила левое легкое. Так Петр Алексеевич попал в медсанбат, где его выхаживала медсестра и, поднося к запекшимся губам ложечку меда, просила: «Съешь, миленький!». 
   В мирной послевоенной жизни, наливая чай с медом, он всегда вспоминал медсестру, которая выходила его. В 1944 году Петр Алексеевич вернулся домой.
   Бухгалтер по профессии, после войны жил в Промышленной, работал в железнодорожной больнице, вырастил двух сыновей, имеет 5 внуков. В 80 лет создал первый большой поэтический сборник «Полет в бушующую вечность», затем книгу для детей «Сластена».Всего Петр Алексеевич, этот жизнелюб и удивительно богатый, щедрый душой человек, уже в преклонном возрасте успел выпустить шесть своих замечательных стихотворных книг для взрослых и детей. Последняя из них — «Звездная коляска» — вышла в свет после его смерти летом 2002 года. Он прожил достойную жизнь, подарив Кузбассу своё поэтическое творчество. В настоящее время районная детская библиотека носит имя Петра Алексеевича Мазикина.

 — Ребята, сейчас я вам прочту стихотворение «Край родной». Вслушайтесь в звучание, почувствуйте настроение (лейтмотив), попытайтесь представить в своем сознании образы, нарисованные поэтом. (После чтения пауза, а затем ответы детей.)

— Каждое слово — отдельный образ, но автор сумел объединить их все в одно целое.Что можете сказать об авторе, в каких строках он говорит об этом открыто.

Физкультминутка.

Анализ стихотворения.

— А теперь вернемся к началу стихотворения и проследим, как образы, слово, словосочетание, предложение работают на то, чтобы донести до нас авторскую мысль — чувство любви к родному краю.

— Обратите внимание на название «Край родной».

а) — В чем смысл?

— Почему так названо стихотворение?

Подберите синонимы к слову край(малая Родина, уголок родной земли, где родился)

— Какой эпитет подобран? (родной)

— Почему? Задумайтесь! (родные родители, кровносвязанные с поэтом, самый близкий)

— Как еще поэт обращается к своей малой родине? (мой край, души моей отрада)

— Как понимаете слово отрада? (радость)

б) — Прочитайте шепотом стихотворение, отмечая непонятные слова, и постарайтесь увидеть картины, которые изобразил поэт.

— Какие картины увидели? (весна, лето, осень, зима)

— Мы будем открывать не только красочные картины, но и видеть средства их изображения, тайны поэзии.

в) — В парах поработайте с рифмой.

— Называем.

— Вид?(перекрестная рифма)

— Почему именно такой вид рифмы?(задает определенный ритммелодичные переливы)

г) — Поработаем с картинами.

1 картина. Образ весны (читайте про себя)

— Кто прочитает вслух выразительно?

Люблю тебя, мой край,весной /

эпитет

Когда в прозрачной сини
Плывет /, качаясь над землей
метафора
Черемуховый иней.

— Какие слова вас привлекли?

— Какие приемы использованы?

— Почему синь (синева) прозрачна?

— Как понимаете выражение «черемуховый иней»?

— Уместно здесь эта метафора или нет?

— Какой вы видите черемуху?

— Запах почувствовали?

— Какие приемы цветописи использованы?

— Какое настроение возникло?

— Работаем дальше. Читаем шепотом 2 картину.

— Кто желает показать выразительное чтение от всего сердца?

— Попробуйте почувствовать, как нужно читать эти строки?

2 картина. Лето.

метафора

Люблю разливы хлебных нив, /
Их ширь и даль без края. //
Смотрю,/ дыханье затаив,
И радость не скрывая. //

— Какая картина видится за словами первой строки?

— Нива — ? разливы — ? — какие краски нужны?

— Одно выражение, а сколько мыслей возникает у вас, сколько чувств, любви!

3 картина.Осень (чтение шепотом, вслух)

/

Люблю застенчивость твою

эпитет

В прохладные рассветы, /

Когда роняет лес листву,

Стесняясь быть раздетым. //

— А здесь ничего не заметили особенного?

— Не окрыли тайну поэта? (прием олицетворения)

— Он изобразил картину живую, природа у поэта живет, чувствует. Поэт одухотворяет природу!

— Звук [с] часто слышится. Что напоминает? (аллитерация -разновидность звукописи)

4 картина.Зима (чтение шепотом, вслух)

Приятен мне приход зимы,

эпитет

Всегда неповторимый

Покровом мягкой белизны

эпитет

Полей необозримых.

— Чем замечательна эта строфа?

— Как кратко и емко!

— Какие краски увидели? (цветопись)

— А теперь давайте проследим за движением поэтического чувства, как меняется мир души поэта (люблю, люблю, люблю — повтор от избытка чувств, приятен, счастлив я, и большего не надо)

5 строфа. Вывод.

/

В любую пору ты красив, //

Души моей отрада!

С тобой лишь только я счастлив,

Мне большего не надо.

— Как вы думаете, что заключено в этой строфе? (основная мысль)

— Проникнуто чувством любви, нежности к родному краю!

— Поэт передает целую гамму разнообразных настроений — и любование и восторг, нежность и теплоту, любовное отношение ко всем временам года.

— Послушайте слова А.Блока:

«Каждое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды».

— Это слова — ключевые.

— Какие же слова стихотворения, с которым мы познакомились, светятся как звезды?

д) Выразительное чтение.

— Какая картина вас больше привлекла?

— Почитайте!

— Обратите внимание на знаки препинания, тон голоса, интонацию, темп, какие слова хочется выделить (логическое ударение).

— Почему именно эта картина?

  1. Домашнее задание.

Выберите сами:

  1. Кому стихотворение по душе, выучить.

  2. Нарисовать рисунок и подтвердить словами из текста.

  3. Найти другие стихи поэта, познакомить класс с ними.

  1. Творческая работа.

— Может быть, у вас появилось желание писать стихи. Давайте попробуем!

… снежинки … морозы

на тропинки, …кружева.

… у реки, … березы

…уголки …синева.

— Слушаем!

  1. Итог урока.

— Наш урок подошел к концу.

— С каким чувством вы уходите с урока?

— Спасибо за работу!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here