Тема урока: Тема Родины в творчестве Сергея Есенина (11 класс)
«Россия! Какое хорошее слово.
И «роса», и «сила», и «синее» что-то»
С. Есенин
Цель: открыть учащимся новые страницы жизни писателя, обогатить представление о его личности; раскрыть образ Родины и художественные средства его воплощения в лирике С.Есенина.
Задачи:
-
формирование навыков выразительного чтения и интерпретации текста;
-
умение анализировать художественное произведение, истолковывать прочитанное, внимательно задумываясь над каждым словом и задавая вопрос, почему поэт сказал так. А не иначе.
Предварительное домашнее задание: ознакомиться с текстами следующих произведений С.Есенина : «Гой ты, Русь, моя родная…», «Русь», «Инония», «Иорданская голубица», «Русь советская», «Русь уходящая», определите тему и идею каждого стихотворения.
Ход урока.
-
Вступительное слово учителя.
— Певцом России был Сергей Есенин. «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве», — говорил поэт. Родина в его стихах – это не только «родимый дом» и «рязанские раздолья», а намного больше и шире. В его стихах мы не только видим, но и слышим, и чувствуем звуки и запахи полей, лугов, лесов. Тема Родины развивается на протяжении всего творческого пути Есенина. «Страна березового ситца» — Россия-буря – «великие штаты СССР» — это как бы грани единой темы.
Наша задача – сегодня на уроке через анализ стихотворений разных годов написания, посвященных теме Родины, проследить развитие этой темы. Для этого мы проанализируем следующие стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Русь уходящая» (1924), «Инония» (1918), «Иорданская голубица» (1918), «Русь» (1914), «Русь советская» (1924). -
Анализ стихотворений по группам.
1 группа – «Гой ты, Русь, моя родная…», «Русь»
2 группа – «Инония», «Иорданская голубица»
3группа – «Русь советская», «Русь уходящая»
Название стих-я, дата написания | Время, пространство | Образы и ключевые слова, мотивы | Художественные средства | Чувства и позиция лирического героя | Вывод | |
1 группа |
|
|
|
|
|
|
2 группа |
|
|
|
|
|
|
3 группа |
|
|
|
|
|
|
-
Подведение итогов анализа стихотворений.
Вывод: есенинская Русь начинается от родительской избы, от обвитого крапивой плетня, от капустных грядок. Он воспевал и бревенчатую Русь, и мужицкую Россию, и социалистическую Инонию, даже пытался принять СССР. Поэту бесконечно дороги все приметы его родной земли, ему дорог великий русский народ, который переносит все беды и страдания и живет верой в светлое будущее своей страны. Родина для поэта — это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает.
Тема Родины на протяжении всего творческого пути поэта трансформируется. От юношеских стихов, воспевающих «страну березового ситца», есенинская мысль прошла долгий и сложный путь до тревожных раздумий, философских размышлений о судьбе родной земли, о будущем, рождающемся в боли и крови. Но одно осталось неизменным – чувство любви к родному краю, чувство любви к своей стране. -
Домашнее задание.
По аналогии с сегодняшней работой сделайте анализ стихотворения «Русь бесприютная» (1924).