Тематическое планирование уроков литературного чтения в 3 классе 4 часа в неделю (136 часов)

п/п

Тема урока

Тип

урока

Кол-во

часов

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащегося

Инструментарий оценки достижений

предметные

метапредметные

личностные

Обучаемый научится

Обучаемый получит возможность

Раздел I «Прощание с летом» (6 часов)

1

2-3

4-5

6

Знакомство с учебником. Стихотворения Г. Сапгира «Нарисованное солнце» и Ю. Кима «Светлый день»

Чем можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»)

«Взрослая» жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика (Главы из повести

Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»)

Лето волшебное и разное (Стихотворения К. Бальмонта «Капля» и Б. Заходера «Что красивей всего?»)

Вводный урок

Урок повторения

Урок новых знаний

Урок новых знаний

Урок новых знаний

— работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).

Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.

-правильно строить речь, расширить свой активный словарь, развивать свою речь;

-использовать слова адекватно ситуации речи;

-оформлять свои мысли в предложения и тексты;

-понятно объяснять, аргументированно рассуждать, общаться и взаимодействовать;

находить информацию в книгах, книга – как источник информации;

— пользоваться этой информацией;

-различать литературные жанры;

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)

свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

Аудирование (слушание)

Воспринимают на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечают на вопросы по содержанию,

оценивают свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулируют главную мысль.

Характеризуют особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса);

передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивают свои ответы с ответами других учащихся, оценивают свои и чужие высказывания.

Тексты литературных произведений, вопросы задания к ним.

Работа в рабочих тетрадях.

Письменные проверочные работы учащихся, устные ответы при фронтальной работе , в паре, группе.

Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному.

Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного.

выразительное чтение.

Раздел II «Летние путешествия и приключения» (19 часов)

7

8-9

10-11

12-13

14-16

17

18-19

20-21

22-23

24

25

Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник»

Приключения изыскателей (Главы 1 и 3 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)

Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изы- скателей»)

Повесть о летних путешествиях (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы»)

Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения

Тома Сойера»)

Внеклассное чтение по разделам 1–3. Игра становилась жизнью (А. Гайдар «Тимур и его команда»)

Как слава пришла к А. Гайдару (Б. Емельянов «Игра»)

Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (К. Паустовский «Кот-ворюга»)

Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (К. Паустовский. «Жильцы ста- рого дома»)

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделам 1–2

Обучающее сочинение

Вводный урок

Урок новых знаний

Урок новых знаний, развития умений

Урок новых знаний, развития умений

Урок новых знаний, развития умений

Урок повторения

Урок новых знаний, развития умений

Урок новых знаний, развития умений

Урок новых знаний, развития умений

Урок обобщения и контроля

Урок развития речи

выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;

самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);

составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);

сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;

самостоятельно составлять план рассказа о герое;

отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного или прослушанного текста;

самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания;

использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

-использовать полученные знания в жизни (игры, советы);

-составлять свое мнение о поступках людей.

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему)

— писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).

Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений; иллюстрирование, инсценирование.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –

своих и окружающих людей;

этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Чтение

Читают вслух осознанно, правильно, выразительно, инт онировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение, отрывки прозы.

Читают про себя: понимают текст, проводят словарную работу по ходу чтения, выделяют в тексте логические части, отвечают на вопросы.

Характеризуют текст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фак- туальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль).

Объясняют выбор автором заглавия, его смысл; выбирают заголовок произведения из предложенных.

Ведут диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. Составляют план текста.

Выделяют ключевые слова текста (фрагмента).

Формулируют главную мысль (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно).

Находят в тексте материал для характеристики героя. Пересказывают текст подробно и выборочно. Характеризуют книгу: анализируют обложку, титульный лист, иллюстрации, оглавление.

Выбирают книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге.

Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией

Обоснованные ответы детей.

Устные рассказы детей, подробные пересказы, декламация выученных стихов.

Раздел III. «Природа летом» (9 часов)

26

27-28

29

30

31-32

33

34

Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», Б. Пастернака

«За поворотом»

Краски и звуки лета

(А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг»)

Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А. Толстого

«Детство Никиты»)

Спасительная сила летней грозы. (Глава «Стрелка барометра» из повести А. Толстого

«Детство Никиты»)

Картины летнего дня. (И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы»)

Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Бианки «Неслышимка» (работа в тетради)

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 3

Урок новых знаний

Урок новых знаний,развития умений

Урок новых знаний

Урок новых знаний

Урок новых знаний,развития умений

Урок развития умений

Урок обобщения и контроля

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить

словарную работу;

делить текст на части, составлять простой план;

самостоятельно формулировать главную мысль текста;

находить в тексте материал для характеристики героя;

подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять рассказ-характеристику героя;

составлять устные и письменные описания;

.

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Культура речевого общения Участвуют в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.

Высказывают и аргументируют своё отношение к прочитанному.

Конструируют устное монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка.

Создают (устно) рассказ- характеристику героя, устное описание.

Культура письменной речи Определяют тему будущего письменного высказывания, тип текста (описание или рассуждение), соответствующие языковые средства.

Создают письменный текст

(описание, отзыв).

Пишут сочинение о личных впечатлениях после предварительной подготовки.

Творческая деятельность Инсценируют текст (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрируют текста.

Сочиняют сказки, рассказы, стихотворения.

Раздел IV. «Уроки и переменки» (12 часов)

35-36

37

38-39

40

41-42

43-44

45

46

Введение в раздел. Необычная школа

(Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов»)

Урок-практикум по развитию читательских умений. Б. Заходер. «Перемена» (работа в тетради)

Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку»)

Путь в Страну невыученных уроков.

(Б. Заходер «Вредный кот», главы 1–4 из повести Л. Гераскиной

«В Стране невыученных уроков»)

Испытания для Виктора Перестукина. (Главы 5–12 из повести Л. Гераскиной

«В Стране невыученных уроков»)

Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 4

Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе

Урок новых знаний, развития умений

Урок развития умений

Урок новых знаний, развития умений

Урок новых знаний

Урок новых знаний

Урок новых знаний

Урок обобщения и контроля

Урок повторения

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений

самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.

Раздел V. «Глухая пора листопада…» (8 часов)

47-48

49

50

51-52

53

54

Введение в раздел. Такая разная осень… (Стихотворения А. Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»)

Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом»)

Стихи о «близости снега». (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»)

Как приходит зима. (К. Паустовский «Прощание с летом», С. Есенин «Нивы сжаты…»)

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 5

Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами

Урок новых знаний

Урок новых знаний

Урок новых знаний

Урок новых знаний, развития умений

Урок обобщения и контроля

Урок повторения

Научится:

подробному и краткому пересказу текста по плану;

выборочному пересказу текста;

словесному рисованию картин к художественным текстам;

составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;

составлению устных рассказов от имени одного из героев;

составлению устных и письменных описаний-миниатюр.

Раздел VI. «И кот ученый свои мне сказки говорил…» (18 часов)

55

56

57-58

59-60

61-62

63-64

65-66

67-68

69-70

71

72

Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка»

«Сказка – ложь, да в ней намёк…». (Русская сказка «Кот и лиса»)

Какие ещё бывают сказки?

(Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил»)

Мир волшебной сказки. (Стихотворение Дж Р.Р. Толкина «Еще не выстыл сонный дом…», арабская сказка «Синдбад-Мореход»)

За что награждают в сказках? (Ш. Перро «Ослиная шкура»)

Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»)

Уроки сказочной повести. (Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)

Сказка для театра. (С. Маршак «Сказка про козла»)

Обобщение по разделу. Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла». Проверочная работа по разделу 6

Внеклассное чтение по разделу 6

Обучающее сочинение

Урок новых знаний

Урок новых знаний

Урок новых знаний, развития умений

Урок новых знаний, развития умений

Урок новых знаний, развития умений

Урок новых знаний, развития умений

Урок новых знаний, развития умений

Урок новых знаний, развития умений

Урок обобщения и контроля

Урок повторения

Урок развития речи

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и

небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.

Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела.

Раздел VII. «Поет зима аукает…» (12 часов)

73

74

75-76

77

78-79

80-81

82

83

84

Введение в раздел. Звуки и краски зимы (Стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает…», «Пороша»)

«Подарки» зимы. (Стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», И. Бродского

«Вечером»)

В ожидании новогоднего чуда. (Стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза»)

Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Драгунский. «Кот в сапо- гах» (работа в тетради)

Зимние впечатления. (Стихотворения Б. Пастернака «Снег идёт», А. Башлачёва

«Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний»)

Суровые законы жизни зимнего леса. (В. Бианки «По следам»)

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 7

Обучающее сочинение

Внеклассное чтение по разделу 7

Урок новых знаний, вводный урок

Урок новых знаний

Урок новых знаний, развития умений

Урок развития умений

Урок новых знаний, развития умений

Урок новых знаний, развития умений

Урок обобщения и контроля

Урок развития речи

Урок повторения

Раздел VIII. «Животные в нашем доме» (9 часов)

85

86-87

88-89

90-91

92

93

Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира

«Морская собака»

У каждого – своё место в природе (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»)

Замечательные собаки. (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон»)

Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин»)

Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 8

Урок новых знаний

Урок новых знаний, развития умений

Урок новых знаний, развития умений

Урок новых знаний, развития умений

Урок новых знаний

Урок обобщения и контроля

Раздел IX. «Мы с мамой и папой» (12 часов)

94

95

96

97-98

99-100

101

102-103

104

105

Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»

Мечты о «взрослой» жизни. (В. Драгунский «…Бы»)

Подарки – это серьёзное дело. (Ю. Коринец. Глава «Подарки под подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой», А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном»)

Во что нельзя «играть». (И. Дик «Красные яблоки»)

Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре»)

Хорошо, когда рядом – папа! (С. Маршак «Хороший день»)

Когда мама сердится… (В. Драгунский «Тайное всегда становится явным)

Внеклассное чтение по разделам 8 и 9 или творческая работа-сочинение о своей семье

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 9

Урок новых знаний,вводный урок

Урок новых знаний

Урок новых знаний

Урок новых знаний, развития умений

Урок новых знаний, развития умений

Урок новых знаний

Урок новых знаний, развития умений

Урок повторения и развития речи

Урок обобщения и контроля

Раздел X. «Наполним музыкой сердца» (9 часов)

106

107

108-109

110-11

112-113

114

Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», И. Тургенев «Певцы» (фрагмент)

Как рождается музыка (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

Волшебная сила бессмертной музыки (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

Сказка о маленьком Моцарте

(Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)

Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка»)

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 10

Урок новых знаний

Урок новых знаний

Урок новых знаний, развития речи

Урок новых знаний, развития умений

Урок новых знаний, развития умений

Урок обобщения и контроля

Раздел XI. «День смеха» (4 часа)

115

116-117

118

Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»

Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)

Весёлые стихи. (Двустишия О. Григорьева, стихотворение Ю. Мориц «Малиновая кошка»)

Урок развития умений

Урок новых знаний, развития речи

Урок новых знаний

Раздел XII. «О весна, без конца и без краю…» (8 часов)

119-120

121-122

123

124

125-126

Введение в раздел. Как приходит весна (Стихотворения А. Макаревича «Снег…», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…», А. Блока «Ветер принёс издалека…»)

Озорные стихи о весне. (Стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша», Саши Чёрного «Зелёные стихи»)

Проверка уровня развития читательских умений. (А. Толстой, глава «Весна» из повести «Детство Никиты») (работа в тетради)

Картины весны. (Б. Окуджава «Весна»)

Обобщение по разделам 11–12. Проверочная работа по разделам 11–12

Урок

новых знаний развития умений

Урок новых знаний, развития умений

Урок контроля

Урок новых знаний

Урок обобщения и контроля

Раздел XIII. «День Победы» (5 часов)

127

128-129

130

131

Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга»

Трудная тема – война. (В. Драгунский «Арбузный переулок»)

Стихи о войне. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины…»)

Внеклассное чтение по разделу 13

Урок

новых знаний

Урок новых знаний, развития умений

Урок повторения

Раздел XIV. «Родная земля» (4 часа)

132

133

134

135

136

Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие»

Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)

Заключительный урок. С. Козлов, Г. Цыферов «Где живёт солнце?»

Заключительный урок внеклассного чтения

Резервный урок, урок итогового контроля

Урок

новых знаний

Урок новых знаний

Урок обобщения

Урок повторения

Урок контроля

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here