Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №27»
Тест на знание текста стихотворений Н.А. Некрасова
(для учащихся 10 класса)
Авторская разработка
подготовила
Косовских Яна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №27»
Пермь, 2013
Методическое сопровождение теста
Творчество Н.А. Некрасова изучается школьниками в полном объеме в 10 классе. На уроках литературы рассматривается биография поэта, анализируются стихотворения по основным темам. Однако изучение лирики Некрасова невозможно без детального знания теста стихотворений. Поэтому перед углублением в содержание произведений учитель должен проверить, насколько серьезно учащиеся знакомы с лирикой поэта. Данный тест позволяет сделать срез знаний школьников.
Тест на знание текста стихотворений Н.А. Некрасова
1.Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
2.Как на грех, девятнадцатый год
Мне в ту пору случись… посадили
На тягло — да на ней и женили…
Тоись, сколько я нажил хлопот!
Вид такой, понимаешь, суровый…
Ни косить, ни ходить за коровой!..
Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось!
3. Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
4. Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, —
Столько добрых, благородных,
Сильных, любящих душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
5.И с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор —
В томящий летний зной защита и прохлада, —
И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,
Понурив голову над высохшим ручьем,
И набок валится пустой и мрачный дом,
Где вторил звону чаш и гласу ликований
Глухой, и вечный гул подавленных страданий,
И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил…
6. Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви;
И если ты богат дарами,
Их выставлять не хлопочи:
В твоем труде заблещут сами
Их животворные лучи.
7. И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни, — появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.
8. Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
9. Со всех сторон его клянут
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя!
10. Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.
Труд этот, Ваня, был страшно громаден —
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
11.Тихо по двору похаживал
Да постукивал топориком,
Избу ветхую облаживал,
Огород обнес забориком;
Перекрыть сарай задумывал.
Не сбылись его желания:
Слег – и встал на ноги резвые
Только за день до скончания!
12. Назовите стихотворение, в котором Н.А. Некрасов, вспоминая о своем детстве, выходит на обобщение и говорит о поколении крепостников и о России в целом?
13. Какое стихотворение построено как диалог-спор героев о роли поэзии и назначении поэта?
14.В каком стихотворении Н.А. Некрасов задается вопросом: «Народ освобожден, но счастлив ли народ»?
15.В каком из стихотворений поэт упоминает М.В. Ломоносова, называя его «архангельским мужиком»?
16. В каком из стихотворений Н.А. Некрасов пишет о крестьянке, чья судьба была искалечена по «прихоти» барина?
17. В каком стихотворении поэт утверждает, что выход из тяжелого положения в знании и труде, и выражает свою веру в талант русского народа?
18. Какое стихотворение показывает созидательную силу труда и в то же время его тяжесть, сложность?
19. В каком стихотворении Н.А. Некрасов противопоставляет двух поэтов, различных по принципам изображения действительности в произведениях?
20. В каком произведении показана судьба матери, потерявшей сына-рекрута?
Ответы:
-
«Элегия»
-
«В дороге»
-
«Вчерашний день…»
-
«Школьник»
-
«Родина»
-
«Поэт и гражданин»
-
«Тройка»
-
«Размышление у парадного подъезда»
-
«Блажен незлобивый поэт»
-
«Железная дорога»
-
«Орина, мать солдатская»
-
«Родина»
-
«Поэт и гражданин»
-
«Элегия»
-
«Школьник»
-
«В дороге»
-
«Школьник»
-
«Железная дорога»
-
«Блажен незлобивый поэт»
-
«Орина, мать солдатская»
Интернет-ресурсы:
-
http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/nekrasov.html
-
http://www.stihi-rus.ru/1/Nekrasov/