10

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 104

Ворошиловского района города Ростова-на-Дону

Тесты для 9 класса по теме «Творчество Н. В. Гоголя»

подготовила Смирнова Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы



г. Ростов-на-Дону

2012

Тест по теме «Творчество Н. В. Гоголя»

9 класс

I вариант

  1. Найдите соответствия.

  1. Жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою – целых поколений.

  2. Жанр повествовательной литературы, в котором представлена чаще всего история одной человеческой жизни, соприкасающаяся неизбежно с судьбами других людей, рассказанная от имени автора или самого героя.

  3. Жанр повествовательной литературы, в котором даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя.

  4. Жанр повествовательной литературы, в основе которого лежит фантастический сюжет.

  5. Лиро-эпический жанр, в котором представлен развёрнутый сюжет, даётся широкое развитие образа лирического героя, активно включающегося, помимо сюжета, в характеристики персонажей, оценивающего их.

поэма

легенда

рассказ

повесть

роман

  1. К какому жанру принято относить «Мёртвые души» Н. В. Гоголя?

  1. Рассказ

  2. Повесть

  3. Роман

  4. Поэма

  5. Легенда

  1. Какова тема «Мёртвых душ» по утверждению автора?

  1. Изображение городов

  2. Изображение губерний

  3. Изображение чиновников

  4. Изображение помещиков

  5. Похождения «дельца»

  6. «Современный человек и нынешнее состояние его души»

  1. Определите героя «Мёртвых душ» по описанию.

  1. «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

  2. «Он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя», «для довершения сходства фрак на нём был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями он ступал и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги».

  3. «Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределённое, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины». «Ой, баба!». «Конечно, баба!».

Собакевич

Коробочка

Плюшкин

Манилов

Ноздрёв

Чичиков

  1. Чьё это жилище?

  1. «Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам», «покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы», «видна была беседка с плоским зелёным куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединённого размышления»; пониже пруд».

  2. «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами», «зеркала с тёмными рамками», за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок».

Ноздрёв

Плюшкин

Собакевич

Коробочка

Манилов

  1. Определите героя «Мёртвых душ» по характеристике.

  1. Ничтожный, мелочный, жадный, скупой, «прореха на теле человечества».

  2. Безалаберный, хвастливый, наглый, развязный, болтливый, «исторический человек».

  3. Цепкий, беспринципный, склонный к аферам и авантюрам.

Чичиков

Ноздрёв

Плюшкин

Собакевич

Коробочка

Манилов

  1. Кто из героев «Мёртвых душ» употребляет в речи «слова и словечки»?

  1. «Это всё мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы». «Я вам даже не советую дороги знать к этой собаке!».

  2. «Наслышан об экономии и редком управлении имениями», «почёл за долг познакомиться и принести лично своё почтение», «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу двойку».

Чичиков

Ноздрёв

Плюшкин

Собакевич

Коробочка

Манилов

  1. Каждый из помещиков, которых посещает Чичиков, воплощает одну из черт, развившихся в поместном дворянстве под воздействием бесцельности существования и бесконтрольного владения «душами», богатством, землёй. Соотнесите перечисленные «черты» с помещиками из «Мёртвых душ».

  1. Беспочвенное мечтательство

  2. Тупое хозяйствование

  3. Буйная энергия

  4. Цепкость, грубость

  5. Бессмысленное накопительство

Собакевич

Коробочка

Манилов

Ноздрёв

Плюшкин

  1. Что объединяет всех помещиков из «Мёртвых душ»?

  1. Низкий культурный уровень

  2. Безразличие, жестокость по отношению к крепостным «душам»

  3. Убогая, замкнутая жизнь в усадьбах

  4. Забота о процветании государства

  5. Вера в великое будущее своей страны

  1. Кто не относится к «мёртвым душам»?

  1. Чичиков

  2. Помещики

  3. Умершие крестьяне

  4. Чиновники

  1. Особое место в поэме Н. В. Гоголя занимают лирические отступления, различающиеся по эмоциональной окраске, по тематике. Определите эти лирические отступления.

  1. «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстаёт и остаётся позади».

  2. « И долго ещё определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать её сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слёзы!»

  3. «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом!»

  4. «Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей».

  5. «Опрятней модного паркета блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд».

  1. О каком произведении Н. В. Гоголя писал В. Г. Белинский: «<…> творение чисто русское, национальное <…> необъятно художественное по концепции и выполнению <…> и в то же время глубокое по мысли, социальное, общественное и историческое»?

  1. Сборник «Миргород»

  2. Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»

  3. «Петербургские повести»

  4. «Мёртвые души»

  5. «Шинель»

  6. «Ревизор»

  1. В русской литературе существует понятие «маленький человек». С этим понятием связаны довольно разнородные герои. Что объединяет их?

  1. Незначительность по размерам

  2. Невысокое общественное или служебное положение

  3. Детский возраст

  1. В какой повести Н. В. Гоголя тема изоляции, одиночества и беззащитности «маленького человека» стала доминирующей?

  1. «Тарас Бульба»

  2. «Вий»

  3. «Страшная месть»

  4. «Шинель»

  5. «Сорочинская ярмарка»

  1. Из чего возник сюжет повести Н. В. Гоголя «Шинель»?

  1. Из канцелярского анекдота о чиновнике, который утерял на охоте ружьё, приобретённое неутомимыми трудами и лишениями

  2. Из канцелярского анекдота о чиновнике, который лишился шинели, приобретённой через «аскетический подвиг»

  3. Сюжет повести «подарил» А. С. Пушкин

  1. Определите тему повести Н. В. Гоголя «Шинель».

  1. Человеческое страдание, вызванное невозможностью существования в бездуховном обществе

  2. Предназначение человека, его возможность самореализоваться

  3. «Преждевременная старость души»

  1. Кому принадлежит высказывание о том, что в «Шинели» Гоголь сумел «не в комизме, а в положительной пошлости жизни найти трагическое»?

  1. В. Г. Белинскому

  2. А. И. Герцену

  3. А. С. Пушкину

  4. Н. Г. Чернышевскому

  1. Кто через несколько дней после смерти Н. В. Гоголя посвятил ему стихотворение?

Питая ненавистью грудь,

Уста вооружив сатирой,

Проходит он тернистый путь

С своей карающею лирой…

Его преследуют хулы:

Он ловит звуки одобренья

Не в сладком ропоте хвалы,

А в диких криках озлобленья.

И веря и не веря вновь

Мечте высокого призванья,

Он проповедует любовь

Враждебным словом отрицанья…

  1. И. С. Тургенев

  2. Н. А. Некрасов

  3. Н. Г. Чернышевский

  4. А. С. Пушкин

  5. М. Ю. Лермонтов

Тест по теме «Творчество Н. В. Гоголя»

9 класс

II вариант

  1. О каком произведении Н. В. Гоголь пишет А. С. Пушкину: «Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет смешон… Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь»?

  1. Сборник «Миргород»

  2. Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»

  3. «Петербургские повести»

  4. «Мёртвые души»

  5. «Шинель»

  6. «Ревизор»

  1. Кто произнёс после чтения первых глав «Мёртвых душ»: «Боже, как грустна наша Россия!»?

  1. В. А. Жуковский

  2. А. С. Пушкин

  3. В. Г. Белинский

  4. М. Ю. Лермонтов

  1. Н. В. Гоголь писал: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Восстановите последовательность «галереи помещиков» в поэме.

  1. Плюшкин

  2. Манилов

  3. Собакевич

  4. Коробочка

  5. Ноздрёв

  1. Определите героя «Мёртвых душ» по описанию.

  1. «Господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

  2. «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару».

  3. «Женщина пожилых лет», «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи», «а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки».

Собакевич

Коробочка

Плюшкин

Манилов

Ноздрёв

Чичиков

  1. Чьё это жилище?

  1. «Посреди [деревни] виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей» и «дикими стенами, — дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов. Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина».

  2. «Он вступил в тёмные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба». «На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук приладил паутину».

Ноздрёв

Плюшкин

Собакевич

Коробочка

Манилов

  1. Определите героя «Мёртвых душ» по характеристике.

  1. Обходительный, добрый, вежливый, бесхарактерный, сентиментальный, инфантильный фантазёр.

  2. Дубинноголовая, невежественная, расчётливая помещица.

  3. Грубый, неуклюжий человеконенавистник.

Чичиков

Ноздрёв

Плюшкин

Собакевич

Коробочка

Манилов

  1. Кто из героев «Мёртвых душ» употребляет в речи «слова и словечки»?

  1. «Разинь, душенька, свой ротик», «препочтеннейший», «прелюбейзнейший», «пофилософствовать о чём-нибудь», «именины сердца», «магнетизм души».

  2. «Фетюк», «скалдырник», «жидоморд», «каналья», «дрянь», «чёрта лысого», «субтильной суперфлю», «скандальозно».

Чичиков

Ноздрёв

Плюшкин

Собакевич

Коробочка

Манилов

  1. К какому приёму часто прибегает Н. В. Гоголь при описании характеров помещиков?

  1. Олицетворение

  2. Овеществление

  3. Преувеличение

  4. Идеализация

  1. Восстановите «принцип» изображения барских поместий и описания образа жизни их обитателей в «Мёртвых душах».

  1. Двор помещика

  2. Интерьер дома

  3. Портрет помещика

  4. Деревня

  1. Чичиков – центральный герой «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя. Какие характеристики не подходят Павлу Ивановичу?

  1. «Герой», дитя своего времени

  2. Знает людей, легко входит в доверие

  3. Изворотлив

  4. Активен, обладает огромной энергией

  5. «Страшная и подлая» сила

  6. «Надувать мастак»

  7. «Мёртвая душа»

  8. Обладает актёрскими способностями

  9. Носитель лучших человеческих качеств

  1. В конце первого тома «Мёртвых душ» Чичиков «несётся в своей тройке». Почему Н. В. Гоголь избирает именно такой финал?

  1. Это загадка, поскольку автор поэмы не определил направление движения

  2. Чичиков направляется «к прошедшему», «он движется к своим истокам, как бы подбирая на дороге то, что растерял в юности»

  3. Финал первого тома поэмы логичен: Гоголь направил движение птицы-тройки «к спасению», «к жизни», «вперёд», чтобы оторваться от грешной земли, «очиститься».

  1. О каком произведении Н. В. Гоголя писал В. Г. Белинский: «<…> творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни, столько же истинное, сколько и патриотическое, беспощадно сдёргивающее покров с действительности и дышащее страстною, нервистою, кровною любовью к плодовитому зерну русской жизни»?

  1. Сборник «Миргород»

  2. Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»

  3. «Петербургские повести»

  4. «Мёртвые души»

  5. «Шинель»

  6. «Ревизор»

  1. На полпути из «ада» в «чистилище», от первого тома «Мёртвых душ» ко второму, лежит последняя петербургская повесть Гоголя, отличающаяся от остальных масштабом осмысления тем. Какое это произведение?

  1. «Невский проспект»

  2. «Нос»

  3. «Записки сумасшедшего»

  4. «Шинель»

  1. Почему Акакий Акакиевич Башмачкин, главный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель», трудится добросовестно?

  1. Переписывание канцелярских бумаг приносит ему эстетическое наслаждение

  2. Желает угодить начальству

  3. Боится увольнения

  4. Рассчитывает на материальное стимулирование

  1. Был у Акакия Акакиевича безусловный враг –

  1. петербургская зима.

  2. московская весна.

  3. петербургская осень.

  4. московское лето.

  1. Новая шинель для Башмачкина —

  1. роскошь.

  2. прихоть.

  3. единственная защита от холода и смерти.

  4. способ отвлечься от работы.

  1. «Гость в виде шинели» оживил на миг жизнь Акакия Акакиевича, осветил его каморку неземным сиянием – и оставил навсегда. Что произошло?

  1. Молодые чиновники «подсмеивались» над «титулярным советником», «обижали» его

  2. Башмачкина ограбили «люди с усами»: «А ведь шинель-то моя!»

  3. Акакию Акакиевичу запретили переписывать канцелярские бумаги

  4. Явился таинственный мститель: «А! так вот ты наконец! наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно!»

  1. Кто считал, что «должно приписать исключительно Гоголю заслугу введения в русскую изящную литературу сатирического или, как справедливее будет назвать, критического направления»?

  1. И. С. Тургенев

  2. Н. А. Некрасов

  3. Н. Г. Чернышевский

  4. В. Г. Белинский

Использованная литература

  1. Белинский В. Г. Избранные статьи. – М.: «Детская литература», 1980.

  2. Гоголь Н. В. Собрание сочинений в восьми томах. – М.: «Правда», 1984.

  3. Книга для учащихся «Литература. Справочные материалы» под общей редакцией С. В. Тураева. – М.: Просвещение, 1988.

  4. Курдюмова Т. Ф., Леонов С. А., Марьина О. Б., Колокольцев Е. Н. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях «Литература. 9 класс». – М.: Дрофа, 2009.

  5. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/Э. Л. Безносов, Е. Л. Ерохина, А. Б. Есин и др. – М.: Дрофа, 1998.

  6. Михайлова И. М. Учебно-методическое пособие для учителя «Литература: Тесты. 9-11 классы». — М.: Дрофа. 1998.

  7. Программа для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2009.

Ответы к тестам для 9 класса по теме «Творчество Н. В. Гоголя»

I вариант

II вариант

  1. Роман.

  2. Повесть.

  3. Рассказ.

  4. Легенда.

  5. Поэма.

4

4

2

6

2,4,5,3,1

  1. Ноздрёв.

  2. Собакевич.

  3. Плюшкин.

  1. Чичиков.

  2. Манилов.

  3. Коробочка.

  1. Манилов.

  2. Коробочка.

  1. Собакевич.

  2. Плюшкин.

  1. Плюшкин.

  2. Ноздрёв.

  3. Чичиков.

  1. Манилов.

  2. Коробочка.

  3. Собакевич.

  1. Собакевич.

  2. Чичиков.

  1. Манилов.

  2. Ноздрёв.

  1. Манилов.

  2. Коробочка

  3. Ноздрёв.

  4. Собакевич.

  5. Плюшкин.

2

1,2,3

4,1,3,2

3

9

1,2,3

3

4

4

2

4

4

1

1

1

1

3

1

2

2

3

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here