Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Калининского района Тверской области
Творческий проект по литературному чтению
«Малые жанры устного народного творчества»
Подготовили учащиеся 3 класса
МОУ «Рождественская СОШ».
Руководитель:
Конькова Елена Фёдоровна
Рождествено
2011
Малые жанры устного народного творчества
Предмет: Литературное чтение
Состав группы: учащиеся 3 класса МОУ «Рождественская СОШ».
Тип проекта: творческий, прикладной.
Руководитель: Конькова Е.Ф.
Проблема детская:
Не можем сочинить считалки, потешки, скороговорки, загадки, побасенки, небылицы, потому что не знаем, как они устроены.
Дидактическая цель:
-
Научить детей различать малые жанры устного народного творчества;
-
Составить структурированные жанровые таблицы;
-
Дать возможность детям сочинить свои произведения по законам жанров устного народного творчества.
Цели проекта:
-
Раскрыть секрет построения жанров устного народного творчества: считалок, потешек, скороговорок, загадок, побасенок, небылиц.
-
Научиться сочинять считалки, потешки, скороговорки, загадки, побасенки, небылицы.
-
Выпустить сборник детских сочинений: «Считалки, потешки, скороговорки, загадки, побасенки, небылицы».
Задачи проекта:
-
Прочитать малые жанры устного народного творчества.
-
Построить таблицы различных жанров устного народного творчества.
-
Сочинить свои считалки, потешки, скороговорки, загадки, побасенки, небылицы.
Актуальность проекта:
Работа в различных позициях:
-
читатель
-
теоретик
-
автор
-
критик
Этапы реализации проекта:
-
Чтение произведений устного народного творчества: считалок, потешек, скороговорок, загадок, побасенок, небылиц.
-
Построение структурированных жанровых схем.
-
Участие в конкурсе сказителей малых жанров устного народного творчества.
-
Сочинение в стиле жанров устного народного творчества.
-
Выпуск сборника детских произведений: считалки, потешки, скороговорки, загадки, побасенки, небылицы.
Структура жанровой таблицы
Задача жанра –
Картина жизни –
Построение КЖ –
Предложение –
Слова –
Звуковой рисунок –
Ритмический рисунок –
Рифма –
Жест –
(ведущий уровень)
Считалка.
-
Задача жанра – помочь весело распределить роли в игре.
-
Картина жизни – может быть непонятной.
-
Построение КЖ – 2-3 части, 3 часть – концовка – выход.
-
Предложение – особые – «раз, два, три»; «Тебе водить»; «Выйди вон».
-
Слова – особые – «води», «вон».
-
Звуковой рисунок – повтор звуков.
ведущий уровень
-
Ритмический рисунок – стихотворный (повтор ударных слогов, закон конца строки).
-
Рифма – может быть (звукоритмический повтор в конце или внутри строки).
-
Жест – указательный (ведет за собой слово).
Потешка.
-
Задача жанра – весело учить малыша жестам, навыкам.
-
Картина жизни связана с действиями героев.
-
Построение КЖ – может иметь несколько частей.
-
Предложение – повтор слов; одинаковое построение предложений.
ведущий уровень
-
Слова – командиры для жестов; слова с уменьшительно-ласкательным значением.
-
Звуковой рисунок – работает на картину жизни.
-
Ритмический рисунок – стихотворный.
-
Рифма – может быть.
-
Жест – разные жесты, управляемые словом.
Скороговорка.
-
Задача жанра – весело учить чистоте произношения.
-
Картина жизни – часто веселая.
-
Построение КЖ – разделить на части нельзя.
-
Предложение – повтор слов и их сочетаний.
-
Слова – сходные по звучанию.
ведущий уровень
-
Звуковой рисунок – повтор трудных звуков (для маленьких), повтор труднопроизносимых сочетаний звуков (для взрослых).
-
Ритмический рисунок – стихотворный.
-
Рифма – может быть.
Загадка.
-
Задача жанра – весело учить угадывать задуманное, сравнивать признаки далеких предметов.
ведущий уровень
-
Картина жизни – отдельные признаки задуманного предмета. Картина жизни предстает тогда, когда известна отгадка.
-
Построение КЖ – нельзя выделить части.
-
Предложение – три основных типа.
1. Перечисление признаков загаданного предмета (детские загадки).
2. Открытое сравнение признаков загаданного предмета с признаками ряда «далеких» предметов: один признак загаданного предмета сравнивается с признаком называемого предмета; без знания отгадки КЖ не складывается. Особый вид – отрицательное сравнение.
3.Скрытое сравнение (метафора) – такое «переназывание» признаков загаданного предмета, которое без знания отгадки вызывает в воображении противоречивую картину жизни.
-
Слово – называет признаки (форма, цвет, действие, часть предмета, величина и т.д.).
-
Звуковой рисунок – работает на картину жизни.
-
Ритмический рисунок – стихотворный.
-
Рифма – может быть.
Побасенка.
-
Задача жанра – высмеять плохие черты характера или показать остроумие героя.
ведущий уровень
-
Картина жизни – разговор о действиях героев, проявляющих их черты характера.
-
Построение КЖ – реплики героев;
диалог (разговор героев);
монолог (речь одного героя).
-
Предложение – короткие вопросительные и восклицательные.
-
Слово – обращение, просторечие.
-
Звуковой рисунок – может быть.
-
Ритмический рисунок – приближается к стихотворному.
-
Рифма – может быть.
Небылица.
-
Задача жанра – весело учить различать действительность и фантазию, развивать воображение.
ведущий уровень
-
Картина жизни – необычная, небывалая.
-
Построение КЖ – зачин, основная часть, выход (в полном варианте).
-
Предложение – одинаковое построение предложений; повтор слов; соединение героя с необычным для него действием.
-
Слово – называет действия.
-
Звуковой рисунок – работает на картину жизни.
-
Ритмический рисунок – стихотворный.
-
Рифма – может быть.
Итоги проекта
-
Структурированные таблицы различных жанров устного народного творчества: считалки, потешки, скороговорки, загадки, побасенки, небылицы.
-
Сборник детских сочинений.
Список используемой литературы
1.Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская . Учебник — хрестоматия «Литературное чтение» (части 1,2). Москва. ОНИКС 21 век. Дом педагогики. 2008 г. (1-4).
2.Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская . Рабочая тетрадь. Москва. ОНИКС 21 век.. 2008 г.
Наше творчество:
считалки, потешки, скороговорки, загадки, побасенки, небылицы
Рождествено
2011
Считалки
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышла мышка погулять.
Добежала до опушки,
Видит зайкину избушку.
Постучалась мышка в дверь,
Вышел зайка к ней,
Говорит он ей:
-Шёрстка, хвостик
Выйди вон!
( учащиеся 3 класса).
Раз, два, три, четыре, пять,
Побежали мы играть.
Прибежали на полянку,
Видим белую поганку,
Шесть, семь, восемь,
Найдем красный мухомор,
Но тебя мы не берем.
Найдем под елкой боровик
Я беру, а ты води!
( Романова Катя).
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышла курица гулять,
А за ней цыплят штук пять,
А потом идет петух,
И ведет ещё он двух.
Все идут они клевать.
А кому же начинать?
Раз, два, три — начинаешь ты.
( Иванова Таня).
Раз – я иду с тобой гулять,
Два – будем в прятки мы играть,
Три – и кому же начинать?
Четыре – ну и где тебя искать?
Пять – не хочу с тобой играть.
Шесть – водишь ты опять!
( Иванова Таня).
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы пойдём сейчас гулять.
Будем в прятки мы играть.
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три,
Начинаешь ты.
( Иванова Таня).
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
Прилетели три сороки,
Затрещали: «Ты води!»
( Васильченко Таня).
Я куплю себе дуду
И пойду на улицу.
Громче дудочка дуди,
Я играю, а ты води.
( Васильченко Таня).
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы с тобой пошли гулять.
Мы прогнали всех ребят,
И стали мы с тобой играть.
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три, начинаешь ты.
( Васильченко Таня).
Мы собрались поиграть,
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три, четыре, пять,
Водишь ты опять.
(Катунцева Юля).
Жила-была царица,
Было у нее две синицы.
Одна синица улетела.
А другая прилетела.
Раз, два, три,
Водишь ты.
( Катунцева Юля).
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышла киска поиграть.
Добежала до бобрёнка,
Покричала на бобрёнка.
Говорит ему она:
— Поводи ты за меня.
— Я согласен, да, да, да!
(Голубева Даша).
Ука-Бука, чака-бака,
Вышел шишел из чуки.
Поиграл он в думу- муму
И сказал он: «Выйди ты!»
( Голубева Даша).
Вышли ребята погулять,
Ну, кому же начинать.
Раз, два, три,
Начинаешь ты.
( Нигматулло Бехруз).
Cкороговорки
Кот и кошка сидели у окошка.
( Голубева Даша).
Рубль дал, два рубля разыскал.
(Голубева Даша).
Жил жук Жорик,
Жил под жасмином.
( Голубева Даша).
Кот и кошка
Сидели у окошка.
( Голубева Даша).
Тамара корову доила, доила,
Да не выдоила.
( Катунцева Юля).
Бежит коза, на траве роса.
Не беги коза, когда роса.
( Иванова Таня).
Идёт Егорка, несёт ведёрко.
Не беги Егорка, не пролей ведёрко.
( Иванова Таня).
Идет Наташка, с нею Машка.
Побежит Наташка, а за нею Машка.
( Иванова Таня).
Пошла Катя на базар и купила самовар.
Несет Катя самовар, пошла снова на базар.
( Иванова Таня).
Крокодил, крокодил,
Большую муху проглотил.
( Романова Катя).
Пошел кот в скот
Съел кот скот.
( Васильченко Таня).
Тараторка по дороге тараторит.
( Нигматулло Бехруз).
Потешки
Ладушки, ладушки,
С кем вы были?
— С бабушкой!
— Что там делали, ребятки?
— Огород пололи, грядки.
И морковку посадили.
И коровку подоили.
— Что же делать нам сейчас?
Сели, сели, посидели,
И домой мы улетели.
( Голубева Даша, Катунцева Юля).
Скачет зайчик по дорожке,
У него устали ножки.
Добежал он до полянки,
Видит маленькие санки.
Сел на санки зайчик наш.
С горки санки полетели,
На полянку сели.
( Васильченко Таня).
Антошка, Антошка
Топал по дорожке,
Топ – топ – топ – топ.
Не ходи, Антошка,
Топать по дорожке,
А то дяденька придет,
Тебя в сумке унесет.
( Иванова Таня).
Лиза, Лиза маленька,
Лизонька удаленька.
Пойдет Лиза в огород
И морковки наберет.
Кушай, Лизонька, морковку
Зубки будут крепки.
( Иванова Таня).
Скачет зайка по дорожке,
У него устали ножки.
Тут бежала мышка
Кишмишка – докторишка.
Эта мышка полечила
Заячьи ножки,
И побежал он быстрее кошки.
( Катунцева Юля).
У Кати длинный волос,
У Кати рыжий волос,
Чеши его почаще,
И будет он блестящий.
(Голубева Даша).
Загадки
Стоит трёхглазый чародей.
Откроет красный глаз: «Стоять!»
Откроет жёлтый: «Приготовиться!»
Откроет, наконец, зелёный глаз
И есть движение для нас.
(Светофор).
учащиеся 3 класса.
Круглый, как мяч,
Оранжевый, как солнце.
Сладкий, как сахар.
(Апельсин).
Васильченко Таня.
Не трава, а зелёная.
Не иголка, а колючая.
Не столб, а на одной ножке стоит.
(Елка).
Васильченко Таня.
Лежит – молчит,
А если поднимут, то разговаривает.
(Телефон).
Васильченко Таня.
Рыжая, а не лиса.
Хвост пушистый, а не кошка.
По веткам прыгает, а не обезьяна.
(Белка).
Васильченко Таня.
Ровные линии три угла соединяют.
(Треугольник).
Романова Катя.
Что ночью выше дома.
(Звёздное небо).
Романова Катя.
Между двух озер – гора.
(Глаза, нос).
Иванова Таня.
Пять братьев в одном доме.
(Пальцы).
Иванова Таня.
Светит ярко, но смотреть на него трудно.
(Солнце).
Иванова Таня.
Что мы зимой носим дома,
А летом на улице?
(Тапки).
Иванова Таня.
Что дома есть у всех на полке,
Но берёт еёне каждый?
(Книга).
Иванова Таня.
Круглый, а не мяч,
Рыжий, а не солнце,
Сладкий, а не сахар.
(Апельсин).
Катунцева Юля.
Есть девица на лугу,
У нее два усика,
Крылья расписные,
Все лето летает,
Пыльцу собирает.
(Бабочка).
Катунцева Юля.
Колка, да не иголка.
(Ёлка)
Катунцева Юля
Не мяч, а круглый,
Не солнце, а красный,
Не сахар, а сладкий.
(Апельсин).
Нигматулло Бехруз.
У него три цвета есть:
Красный, как помидор,
Жёлтый, как лимон,
Зелёный, как огурец,
Стоит на одной ноге.
(Светофор).
Нигматулло Бехруз.
Не мяч, а круглый,
Не компьютер, а думает.
(Голова).
Нигматулло Бехруз.
Побасенки
— Катя, иди в школу.
— Не могу, живот болит.
— Катя, иди свечи на торте задувать.
— Бегу, бегу! Без меня не задувайте.
( Васильченко Таня).
— Толя, иди уроки делать!
— Не могу, голова раскалывается!
— Толя, иди мармелад есть!
— Сейчас, бегу! Без меня не начинайте!
( Голубева Даша).
— Садись, Даша, до школы довезу.
— Нет времени, в школу опаздываю.
( Голубева Даша).
— Ты мармелад съел?
— Не, не я!
— А какой он на вкус был?
— Клубничный.
( Романова Катя).
— Маша, иди полы мыть!
— Не могу, голова болит!
— Маша, иди арбуз есть!
— Бегу, бегу! Без меня не режьте!
( Романова Катя).
— Игорь, стих выучил?
— Да, очень хорошо!
— Так расскажи!
— Да я забыл!
(Нигматулло Бехруз).
— Папа, папа, я зайца поймал!
— Так принеси его.
— Да не могу, он сбежал!
(Нигматулло Бехруз).
— Ты что делаешь?
— Конфеты ем.
— А он что делает?
— Мне помогать пришёл.
(Катунцева Юля).
— Одень меня,
Обуй меня,
Собери меня,
А там поди я и сам до школы дойду.
(Катунцева Юля).
Небылицы
Как у нашего двора,
Песни пела детвора.
Пели громче всех котята,
А щенки пустились в пляс.
Птички – на гармошке,
Хрюшки — те на ложках,
А цыплята — молодцы
Все играли в бубенцы.
( Иванова Таня).
Расскажу я вам сейчас,
Сказку интересную,
Как я по лесу иду
Рыбку собираю.
На деревьях рву малину,
Очень вкусная она.
Под кустом нашёл кита.
В небе яркая луна
И зима кругом белым — бела.
( Иванова Таня).
Медведь на работе рыбу воротит,
Рак на колоде картошку молотит,
Кошка на окошке шьет себе сапожки,
Кот на печи мурлычет от души.
(Романова Катя).
Свинья в магазине стоит у витрины,
И просит ей взвесить грамм 200 свинины.
А в будке сидит рыжий кот Тимофей
И лает на всех проходящих людей.
Мохнатая такса размером с медведя
Лежит и мурлычет в ногах дяди Феди.
По небу летает кудрявый баран.
В колодце купает ребёнка Степан.
( Голубева Даша).
Раз пошёл я в наш сарай,
Чтоб животных накормить,
На шесте сидит коза,
Под козой мычит свинья,
В клетке бегают козлята,
Только хрюкают котята.
А корова моя
На лугу пасёт козла.
Вот такие у меня
Все животные – друзья!
(Иванова Таня).
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Федот,
Сам на медведе,
Жена на лисе,
Дети на волках,
Внуки на зайцах.
(Нигматулло Бехруз).
Как у нашего Ермошки
Появились коты да кошки.
Коты избу метут,
А кошки сухари толкут.
(Катунцева Юля).
Из – за леса, из – за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на сковородке,
Бабка на ложке,
Внуки на вилке,
Детки в дуршлаге.
(Катунцева Юля).