Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Рождественская средняя общеобразовательная школа»

Калининского района Тверской области

Творческий проект по литературному чтению

«Малые жанры устного народного творчества»

Подготовили учащиеся 3 класса

МОУ «Рождественская СОШ».

Руководитель:

Конькова Елена Фёдоровна

Рождествено

2011

Малые жанры устного народного творчества

Предмет: Литературное чтение

Состав группы: учащиеся 3 класса МОУ «Рождественская СОШ».

Тип проекта: творческий, прикладной.

Руководитель: Конькова Е.Ф.

Проблема детская:

Не можем сочинить считалки, потешки, скороговорки, загадки, побасенки, небылицы, потому что не знаем, как они устроены.

Дидактическая цель:

  • Научить детей различать малые жанры устного народного творчества;

  • Составить структурированные жанровые таблицы;

  • Дать возможность детям сочинить свои произведения по законам жанров устного народного творчества.

Цели проекта:

  • Раскрыть секрет построения жанров устного народного творчества: считалок, потешек, скороговорок, загадок, побасенок, небылиц.

  • Научиться сочинять считалки, потешки, скороговорки, загадки, побасенки, небылицы.

  • Выпустить сборник детских сочинений: «Считалки, потешки, скороговорки, загадки, побасенки, небылицы».

Задачи проекта:

  • Прочитать малые жанры устного народного творчества.

  • Построить таблицы различных жанров устного народного творчества.

  • Сочинить свои считалки, потешки, скороговорки, загадки, побасенки, небылицы.

Актуальность проекта:

Работа в различных позициях:

  • читатель

  • теоретик

  • автор

  • критик

Этапы реализации проекта:

  • Чтение произведений устного народного творчества: считалок, потешек, скороговорок, загадок, побасенок, небылиц.

  • Построение структурированных жанровых схем.

  • Участие в конкурсе сказителей малых жанров устного народного творчества.

  • Сочинение в стиле жанров устного народного творчества.

  • Выпуск сборника детских произведений: считалки, потешки, скороговорки, загадки, побасенки, небылицы.

Структура жанровой таблицы

Задача жанра –

Картина жизни –

Построение КЖ –

Предложение –

Слова –

Звуковой рисунок –

Ритмический рисунок –

Рифма –

Жест –

(ведущий уровень)

Считалка.

  • Задача жанра – помочь весело распределить роли в игре.

  • Картина жизни – может быть непонятной.

  • Построение КЖ – 2-3 части, 3 часть – концовка – выход.

  • Предложение – особые – «раз, два, три»; «Тебе водить»; «Выйди вон».

  • Слова – особые – «води», «вон».

  • Звуковой рисунок – повтор звуков.

ведущий уровень

  • Ритмический рисунок – стихотворный (повтор ударных слогов, закон конца строки).

  • Рифма – может быть (звукоритмический повтор в конце или внутри строки).

  • Жест – указательный (ведет за собой слово).

Потешка.

  • Задача жанра – весело учить малыша жестам, навыкам.

  • Картина жизни связана с действиями героев.

  • Построение КЖ – может иметь несколько частей.

  • Предложение – повтор слов; одинаковое построение предложений.

ведущий уровень

  • Слова – командиры для жестов; слова с уменьшительно-ласкательным значением.

  • Звуковой рисунок – работает на картину жизни.

  • Ритмический рисунок – стихотворный.

  • Рифма – может быть.

  • Жест – разные жесты, управляемые словом.

Скороговорка.

  • Задача жанра – весело учить чистоте произношения.

  • Картина жизни – часто веселая.

  • Построение КЖ – разделить на части нельзя.

  • Предложение – повтор слов и их сочетаний.

  • Слова – сходные по звучанию.

ведущий уровень

  • Звуковой рисунок – повтор трудных звуков (для маленьких), повтор труднопроизносимых сочетаний звуков (для взрослых).

  • Ритмический рисунок – стихотворный.

  • Рифма – может быть.

Загадка.

  • Задача жанра – весело учить угадывать задуманное, сравнивать признаки далеких предметов.

ведущий уровень

  • Картина жизни – отдельные признаки задуманного предмета. Картина жизни предстает тогда, когда известна отгадка.

  • Построение КЖ – нельзя выделить части.

  • Предложение – три основных типа.

1. Перечисление признаков загаданного предмета (детские загадки).

2. Открытое сравнение признаков загаданного предмета с признаками ряда «далеких» предметов: один признак загаданного предмета сравнивается с признаком называемого предмета; без знания отгадки КЖ не складывается. Особый вид – отрицательное сравнение.

3.Скрытое сравнение (метафора) – такое «переназывание» признаков загаданного предмета, которое без знания отгадки вызывает в воображении противоречивую картину жизни.

  • Слово – называет признаки (форма, цвет, действие, часть предмета, величина и т.д.).

  • Звуковой рисунок – работает на картину жизни.

  • Ритмический рисунок – стихотворный.

  • Рифма – может быть.

Побасенка.

  • Задача жанра – высмеять плохие черты характера или показать остроумие героя.

ведущий уровень

  • Картина жизни – разговор о действиях героев, проявляющих их черты характера.

  • Построение КЖ – реплики героев;

диалог (разговор героев);

монолог (речь одного героя).

  • Предложение – короткие вопросительные и восклицательные.

  • Слово – обращение, просторечие.

  • Звуковой рисунок – может быть.

  • Ритмический рисунок – приближается к стихотворному.

  • Рифма – может быть.

Небылица.

  • Задача жанра – весело учить различать действительность и фантазию, развивать воображение.

ведущий уровень

  • Картина жизни – необычная, небывалая.

  • Построение КЖ – зачин, основная часть, выход (в полном варианте).

  • Предложение – одинаковое построение предложений; повтор слов; соединение героя с необычным для него действием.

  • Слово – называет действия.

  • Звуковой рисунок – работает на картину жизни.

  • Ритмический рисунок – стихотворный.

  • Рифма – может быть.

Итоги проекта

  • Структурированные таблицы различных жанров устного народного творчества: считалки, потешки, скороговорки, загадки, побасенки, небылицы.

  • Сборник детских сочинений.

Список используемой литературы

1.Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская . Учебник — хрестоматия «Литературное чтение» (части 1,2). Москва. ОНИКС 21 век. Дом педагогики. 2008 г. (1-4).

2.Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская . Рабочая тетрадь. Москва. ОНИКС 21 век.. 2008 г.

Наше творчество:

считалки, потешки, скороговорки, загадки, побасенки, небылицы

Рождествено

2011

Считалки

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышла мышка погулять.

Добежала до опушки,

Видит зайкину избушку.

Постучалась мышка в дверь,

Вышел зайка к ней,

Говорит он ей:

-Шёрстка, хвостик

Выйди вон!

( учащиеся 3 класса).

Раз, два, три, четыре, пять,

Побежали мы играть.

Прибежали на полянку,

Видим белую поганку,

Шесть, семь, восемь,

Найдем красный мухомор,

Но тебя мы не берем.

Найдем под елкой боровик

Я беру, а ты води!

( Романова Катя).

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышла курица гулять,

А за ней цыплят штук пять,

А потом идет петух,

И ведет ещё он двух.

Все идут они клевать.

А кому же начинать?

Раз, два, три — начинаешь ты.

( Иванова Таня).

Раз – я иду с тобой гулять,

Два – будем в прятки мы играть,

Три – и кому же начинать?

Четыре – ну и где тебя искать?

Пять – не хочу с тобой играть.

Шесть – водишь ты опять!

( Иванова Таня).

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы пойдём сейчас гулять.

Будем в прятки мы играть.

Ну, кому же начинать?

Раз, два, три,

Начинаешь ты.

( Иванова Таня).

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

Прилетели три сороки,

Затрещали: «Ты води!»

( Васильченко Таня).

Я куплю себе дуду

И пойду на улицу.

Громче дудочка дуди,

Я играю, а ты води.

( Васильченко Таня).

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы с тобой пошли гулять.

Мы прогнали всех ребят,

И стали мы с тобой играть.

Ну, кому же начинать?

Раз, два, три, начинаешь ты.

( Васильченко Таня).

Мы собрались поиграть,

Ну, кому же начинать?

Раз, два, три, четыре, пять,

Водишь ты опять.

(Катунцева Юля).

Жила-была царица,

Было у нее две синицы.

Одна синица улетела.

А другая прилетела.

Раз, два, три,

Водишь ты.

( Катунцева Юля).

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышла киска поиграть.

Добежала до бобрёнка,

Покричала на бобрёнка.

Говорит ему она:

— Поводи ты за меня.

— Я согласен, да, да, да!

(Голубева Даша).

Ука-Бука, чака-бака,

Вышел шишел из чуки.

Поиграл он в думу- муму

И сказал он: «Выйди ты!»

( Голубева Даша).

Вышли ребята погулять,

Ну, кому же начинать.

Раз, два, три,

Начинаешь ты.

( Нигматулло Бехруз).

Cкороговорки

Кот и кошка сидели у окошка.

( Голубева Даша).

Рубль дал, два рубля разыскал.

(Голубева Даша).

Жил жук Жорик,

Жил под жасмином.

( Голубева Даша).

Кот и кошка

Сидели у окошка.

( Голубева Даша).

Тамара корову доила, доила,

Да не выдоила.

( Катунцева Юля).

Бежит коза, на траве роса.

Не беги коза, когда роса.

( Иванова Таня).

Идёт Егорка, несёт ведёрко.

Не беги Егорка, не пролей ведёрко.

( Иванова Таня).

Идет Наташка, с нею Машка.

Побежит Наташка, а за нею Машка.

( Иванова Таня).

Пошла Катя на базар и купила самовар.

Несет Катя самовар, пошла снова на базар.

( Иванова Таня).

Крокодил, крокодил,

Большую муху проглотил.

( Романова Катя).

Пошел кот в скот

Съел кот скот.

( Васильченко Таня).

Тараторка по дороге тараторит.

( Нигматулло Бехруз).

Потешки

Ладушки, ладушки,

С кем вы были?

— С бабушкой!

— Что там делали, ребятки?

— Огород пололи, грядки.

И морковку посадили.

И коровку подоили.

— Что же делать нам сейчас?

Сели, сели, посидели,

И домой мы улетели.

( Голубева Даша, Катунцева Юля).

Скачет зайчик по дорожке,

У него устали ножки.

Добежал он до полянки,

Видит маленькие санки.

Сел на санки зайчик наш.

С горки санки полетели,

На полянку сели.

( Васильченко Таня).

Антошка, Антошка

Топал по дорожке,

Топ – топ – топ – топ.

Не ходи, Антошка,

Топать по дорожке,

А то дяденька придет,

Тебя в сумке унесет.

( Иванова Таня).

Лиза, Лиза маленька,

Лизонька удаленька.

Пойдет Лиза в огород

И морковки наберет.

Кушай, Лизонька, морковку

Зубки будут крепки.

( Иванова Таня).

Скачет зайка по дорожке,

У него устали ножки.

Тут бежала мышка

Кишмишка – докторишка.

Эта мышка полечила

Заячьи ножки,

И побежал он быстрее кошки.

( Катунцева Юля).

У Кати длинный волос,

У Кати рыжий волос,

Чеши его почаще,

И будет он блестящий.

(Голубева Даша).

Загадки

Стоит трёхглазый чародей.

Откроет красный глаз: «Стоять!»

Откроет жёлтый: «Приготовиться!»

Откроет, наконец, зелёный глаз

И есть движение для нас.

(Светофор).

учащиеся 3 класса.

Круглый, как мяч,

Оранжевый, как солнце.

Сладкий, как сахар.

(Апельсин).

Васильченко Таня.

Не трава, а зелёная.

Не иголка, а колючая.

Не столб, а на одной ножке стоит.

(Елка).

Васильченко Таня.

Лежит – молчит,

А если поднимут, то разговаривает.

(Телефон).

Васильченко Таня.

Рыжая, а не лиса.

Хвост пушистый, а не кошка.

По веткам прыгает, а не обезьяна.
(Белка).

Васильченко Таня.

Ровные линии три угла соединяют.

(Треугольник).

Романова Катя.

Что ночью выше дома.

(Звёздное небо).

Романова Катя.

Между двух озер – гора.

(Глаза, нос).

Иванова Таня.

Пять братьев в одном доме.

(Пальцы).

Иванова Таня.

Светит ярко, но смотреть на него трудно.

(Солнце).

Иванова Таня.

Что мы зимой носим дома,

А летом на улице?

(Тапки).

Иванова Таня.

Что дома есть у всех на полке,

Но берёт еёне каждый?

(Книга).

Иванова Таня.

Круглый, а не мяч,

Рыжий, а не солнце,

Сладкий, а не сахар.

(Апельсин).

Катунцева Юля.

Есть девица на лугу,

У нее два усика,

Крылья расписные,

Все лето летает,

Пыльцу собирает.

(Бабочка).

Катунцева Юля.

Колка, да не иголка.

(Ёлка)

Катунцева Юля

Не мяч, а круглый,

Не солнце, а красный,

Не сахар, а сладкий.

(Апельсин).

Нигматулло Бехруз.

У него три цвета есть:

Красный, как помидор,

Жёлтый, как лимон,

Зелёный, как огурец,

Стоит на одной ноге.

(Светофор).

Нигматулло Бехруз.

Не мяч, а круглый,

Не компьютер, а думает.

(Голова).

Нигматулло Бехруз.

Побасенки

— Катя, иди в школу.

— Не могу, живот болит.

— Катя, иди свечи на торте задувать.

— Бегу, бегу! Без меня не задувайте.

( Васильченко Таня).

— Толя, иди уроки делать!

— Не могу, голова раскалывается!

— Толя, иди мармелад есть!

— Сейчас, бегу! Без меня не начинайте!

( Голубева Даша).

— Садись, Даша, до школы довезу.

— Нет времени, в школу опаздываю.

( Голубева Даша).

— Ты мармелад съел?

— Не, не я!

— А какой он на вкус был?

— Клубничный.

( Романова Катя).

— Маша, иди полы мыть!

— Не могу, голова болит!

— Маша, иди арбуз есть!

— Бегу, бегу! Без меня не режьте!

( Романова Катя).

— Игорь, стих выучил?

— Да, очень хорошо!

— Так расскажи!

— Да я забыл!

(Нигматулло Бехруз).

— Папа, папа, я зайца поймал!

— Так принеси его.

— Да не могу, он сбежал!

(Нигматулло Бехруз).

— Ты что делаешь?

— Конфеты ем.

— А он что делает?

— Мне помогать пришёл.

(Катунцева Юля).

— Одень меня,

Обуй меня,

Собери меня,

А там поди я и сам до школы дойду.

(Катунцева Юля).

Небылицы

Как у нашего двора,

Песни пела детвора.

Пели громче всех котята,

А щенки пустились в пляс.

Птички – на гармошке,

Хрюшки — те на ложках,

А цыплята — молодцы

Все играли в бубенцы.

( Иванова Таня).

Расскажу я вам сейчас,

Сказку интересную,

Как я по лесу иду
Рыбку собираю.

На деревьях рву малину,

Очень вкусная она.

Под кустом нашёл кита.

В небе яркая луна

И зима кругом белым — бела.

( Иванова Таня).

Медведь на работе рыбу воротит,

Рак на колоде картошку молотит,

Кошка на окошке шьет себе сапожки,

Кот на печи мурлычет от души.

(Романова Катя).

Свинья в магазине стоит у витрины,

И просит ей взвесить грамм 200 свинины.

А в будке сидит рыжий кот Тимофей

И лает на всех проходящих людей.

Мохнатая такса размером с медведя

Лежит и мурлычет в ногах дяди Феди.

По небу летает кудрявый баран.

В колодце купает ребёнка Степан.

( Голубева Даша).

Раз пошёл я в наш сарай,

Чтоб животных накормить,

На шесте сидит коза,

Под козой мычит свинья,

В клетке бегают козлята,

Только хрюкают котята.

А корова моя

На лугу пасёт козла.

Вот такие у меня

Все животные – друзья!

(Иванова Таня).

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Федот,

Сам на медведе,

Жена на лисе,

Дети на волках,

Внуки на зайцах.

(Нигматулло Бехруз).

Как у нашего Ермошки

Появились коты да кошки.

Коты избу метут,

А кошки сухари толкут.

(Катунцева Юля).

Из – за леса, из – за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на сковородке,

Бабка на ложке,

Внуки на вилке,

Детки в дуршлаге.

(Катунцева Юля).

16

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here