Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ №26 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Нижнекамска Республики Татарстан
Конспект
урока по литературному чтению в 3 классе
Леонид Пантелеев «Честное слово»
подготовила
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Шонина Галина Амировна
2011 год
Тема: Леонид Пантелеев «Честное слово»
Цели 1. Познакомить с творчеством Леонида Пантелеева; учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль.
2. Работать над развитием речи, мышления.
3. Формировать представление о честности, отзывчивости, смелости; формировать нетерпимое отношение к отрицательным поступкам.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, частично поисковый, наглядный.
Оборудование: пословицы, портрет автора, выставка произведений
Л. Пантелеева, словарь Ожегова.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
— С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
(С.Я.Маршак «Урок родного языка»)
2-3 человека рассказывают стихотворение наизусть.
— Что хотел сказать поэт этим стихотворением? (Нам не нужна война)
— Как вы думаете, почему на нас не нападают враги? (У нас сильная армия, хорошие военные)
— А откуда берутся храбрые воины-защитники? (Из народа)
— А какими качествами должны обладать военные? (Они должны быть храбрыми, сильными и честными)
— Какие качества презирались в древней Руси? (Трусость и предательство)
— Назовите антонимы к этим словам. (трусость – храбрость, предательство — честность)
Если трусость и предательство презирались, то храбрость и честность восхвалялись.
III. Изучение нового материала.
Так вот мы сегодня познакомимся с произведением Леонида Пантелеева «Честное слово».
* Показ портрета Пантелеева.
Леонид Пантелеев писал произведения о детях и для детей. Настоящее его имя и фамилия – Алексей Иванович Еремеев.
Родился он в Петербурге в 1908 году в семье военного. В годы гражданской войны его родители погибли, и он попал в школу для беспризорных.
*Выставка его произведений. («Пакет», «Ночка», «Часы», «Республика Шкид»)
Умер писатель в Москве в 1987 году.
«Честное слово»
*Подберите родственные слова к первому слову названия рассказа. (Честь, чествовать, честность, по-честному, бесчестный)
— Объясните смысл слова честь. (Дети предлагают свои варианты)
*Вот как толкует Ожегов слово честь:
-
достойные уважения и гордости моральные качества человека;
-
хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя;
-
почет, уважение.
В рассказе вам встретятся непонятные слова, помогите мне объяснить их:
-
сторожка – помещение для сторожа;
-
безутешно – не находя утешения;
-
часовой – военнослужащий, стоящий на посту;
-
караул – воинское подразделение, несущее охрану кого или чего-либо.
IV. Работа с текстом.
Чтение учителем.
— Понравился вам рассказ, чем?
— Какие чувства вы испытали, слушая рассказ? (Гордость за мальчика)
* Чтение детьми.
— Где происходит действие? (В Ленинграде)
— А кто разбил (посадил) в Санкт-Петербурге знаменитый сад? (Летний сад – Петр I)
— Почему плакал мальчик? (Было страшно)
— Как выглядел мальчик?
— Почему он не мог покинуть свой пост? (Дал честное слово)
— Почему только военный мог снять мальчика с поста? (Так положено у военных)
— Какая песня учила нас быть честными, смелыми?
Физминутка. Исполнение песни «Мы хотим офицерами стать». муз.В.Маклакова сл.Н.Глейзарова.
Служить России –как вы понимаете это выражение?
Прочитайте, как отнесся автор к этой ситуации.
— А почему автор, т.е. рассказчик силой не увел мальчика? (Для мальчика это было серьезно)
Поставьте себя на место мальчика. Как бы вы поступили в подобной ситуации? (Ответы детей)
-
Если вы внимательно слушали и читали, то легко сможете расшифровать эти слова.
ОБОРДАТ — ДОБРОТА
ВИЧОТЫЗТЬОВС — ОТЗЫВЧИВОСТЬ
ВЖИЛСТЬО — ЛЖИВОСТЬ
НССЕТЬЧТО — ЧЕСТНОСТЬ
— Назовите эти понятия одним словом. (Качества человека)
— Назовите «лишнее» слово. (Лживость)
Почему вы так решили? (Дети предлагают свои варианты)
Есть положительные качества у человека, они украшают его. Все хотят походить на героев. Есть отрицательные черты. Какие7 (Предательство, лживость, воровство и т. д.) Они позорят любого человека.
— А вы давали когда-нибудь «честное» слово? А как его выполняли?
-
Работа с пословицами.
— Что вы видите? (Пословицы) Давайте попробуем их восстановить.
Как аукнется а давши — держись
Не давши слова – крепись хозяин
Не по виду суди так и откликнется
Будь своему слову а по делам гляди
Русский народ всегда славился мудростью, составляя пословицы. Поговорки.
— Какие пословицы подходят к произведению Пантелеева?
— Какую бы вы из них выбрали для себя?
V. Итог.
Внимательно просмотрите произведение.
ТЕСТ. Выбери правильный ответ.
-
Определи жанр произведения Л.Пантелеева «Честное слово»
а) сказка
б) рассказ
в) стихотворение
2. В игре мальчик был…
а) постовым
б) караульным
в) часовым
3. В какое время года происходило событие?
а) весна
б) лето
в) осень
4. Что охранял мальчик?
а) пороховой склад
б) штаб
в) казармы
5. Какой чин был у военного, который снял с поста мальчика?
а) капитан
б) майор
в) лейтенант
* Проверка.
IV. Домашнее задание.
— Так какую мысль хотел донести до вас Пантелеев? (Надо всегда держать слово и быть честным)
— А когда этот мальчик вырастет, он станет настоящим человеком?
Если кто-то и вас назовет настоящим человеком, значит, вы не зря живете.
-
Представьте, что вам предложили написать этому мальчику письмо, чтобы вы ему написали?
Оценивание ответов детей.
Д. З. с.91-97, тетрадь с.68, составить рассказ о мальчике.
Литература:
1.Леонид Пантелеев: Честное слово, Искатель, 2010 г. Серия: Библиотека школьника
2. С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка , Издательство «Азъ», 1992.
Интернет- ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/