Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ №26 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Нижнекамска Республики Татарстан

Конспект

урока по литературному чтению в 3 классе

Леонид Пантелеев «Честное слово»

подготовила

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Шонина Галина Амировна

2011 год

Тема: Леонид Пантелеев «Честное слово»

Цели 1. Познакомить с творчеством Леонида Пантелеева; учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль.

2. Работать над развитием речи, мышления.

3. Формировать представление о честности, отзывчивости, смелости; формировать нетерпимое отношение к отрицательным поступкам.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, частично поисковый, наглядный.

Оборудование: пословицы, портрет автора, выставка произведений

Л. Пантелеева, словарь Ожегова.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

— С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

(С.Я.Маршак «Урок родного языка»)

2-3 человека рассказывают стихотворение наизусть.

— Что хотел сказать поэт этим стихотворением? (Нам не нужна война)

— Как вы думаете, почему на нас не нападают враги? (У нас сильная армия, хорошие военные)

— А откуда берутся храбрые воины-защитники? (Из народа)

— А какими качествами должны обладать военные? (Они должны быть храбрыми, сильными и честными)

— Какие качества презирались в древней Руси? (Трусость и предательство)

— Назовите антонимы к этим словам. (трусость – храбрость, предательство — честность)

Если трусость и предательство презирались, то храбрость и честность восхвалялись.

III. Изучение нового материала.

Так вот мы сегодня познакомимся с произведением Леонида Пантелеева «Честное слово».

* Показ портрета Пантелеева.

Леонид Пантелеев писал произведения о детях и для детей. Настоящее его имя и фамилия – Алексей Иванович Еремеев.

Родился он в Петербурге в 1908 году в семье военного. В годы гражданской войны его родители погибли, и он попал в школу для беспризорных.

*Выставка его произведений. («Пакет», «Ночка», «Часы», «Республика Шкид»)

Умер писатель в Москве в 1987 году.

«Честное слово»

*Подберите родственные слова к первому слову названия рассказа. (Честь, чествовать, честность, по-честному, бесчестный)

— Объясните смысл слова честь. (Дети предлагают свои варианты)

*Вот как толкует Ожегов слово честь:

  • достойные уважения и гордости моральные качества человека;

  • хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя;

  • почет, уважение.

В рассказе вам встретятся непонятные слова, помогите мне объяснить их:

  • сторожка – помещение для сторожа;

  • безутешно – не находя утешения;

  • часовой – военнослужащий, стоящий на посту;

  • караул – воинское подразделение, несущее охрану кого или чего-либо.

IV. Работа с текстом.

Чтение учителем.

— Понравился вам рассказ, чем?

— Какие чувства вы испытали, слушая рассказ? (Гордость за мальчика)

* Чтение детьми.

— Где происходит действие? (В Ленинграде)

— А кто разбил (посадил) в Санкт-Петербурге знаменитый сад? (Летний сад – Петр I)

— Почему плакал мальчик? (Было страшно)

— Как выглядел мальчик?

— Почему он не мог покинуть свой пост? (Дал честное слово)

— Почему только военный мог снять мальчика с поста? (Так положено у военных)

— Какая песня учила нас быть честными, смелыми?

Физминутка. Исполнение песни «Мы хотим офицерами стать». муз.В.Маклакова сл.Н.Глейзарова.

Служить России –как вы понимаете это выражение?

Прочитайте, как отнесся автор к этой ситуации.

— А почему автор, т.е. рассказчик силой не увел мальчика? (Для мальчика это было серьезно)

Поставьте себя на место мальчика. Как бы вы поступили в подобной ситуации? (Ответы детей)

  • Если вы внимательно слушали и читали, то легко сможете расшифровать эти слова.

ОБОРДАТ — ДОБРОТА

ВИЧОТЫЗТЬОВС — ОТЗЫВЧИВОСТЬ

ВЖИЛСТЬО — ЛЖИВОСТЬ

НССЕТЬЧТО — ЧЕСТНОСТЬ

— Назовите эти понятия одним словом. (Качества человека)

— Назовите «лишнее» слово. (Лживость)

Почему вы так решили? (Дети предлагают свои варианты)

Есть положительные качества у человека, они украшают его. Все хотят походить на героев. Есть отрицательные черты. Какие7 (Предательство, лживость, воровство и т. д.) Они позорят любого человека.

— А вы давали когда-нибудь «честное» слово? А как его выполняли?

  • Работа с пословицами.

— Что вы видите? (Пословицы) Давайте попробуем их восстановить.

Как аукнется а давши — держись

Не давши слова – крепись хозяин

Не по виду суди так и откликнется

Будь своему слову а по делам гляди

Русский народ всегда славился мудростью, составляя пословицы. Поговорки.

— Какие пословицы подходят к произведению Пантелеева?

— Какую бы вы из них выбрали для себя?

V. Итог.

Внимательно просмотрите произведение.

ТЕСТ. Выбери правильный ответ.

  1. Определи жанр произведения Л.Пантелеева «Честное слово»

а) сказка

б) рассказ

в) стихотворение

2. В игре мальчик был…

а) постовым

б) караульным

в) часовым

3. В какое время года происходило событие?

а) весна

б) лето

в) осень

4. Что охранял мальчик?

а) пороховой склад

б) штаб

в) казармы

5. Какой чин был у военного, который снял с поста мальчика?

а) капитан

б) майор

в) лейтенант

* Проверка.

IV. Домашнее задание.

— Так какую мысль хотел донести до вас Пантелеев? (Надо всегда держать слово и быть честным)

— А когда этот мальчик вырастет, он станет настоящим человеком?

Если кто-то и вас назовет настоящим человеком, значит, вы не зря живете.

  • Представьте, что вам предложили написать этому мальчику письмо, чтобы вы ему написали?

Оценивание ответов детей.

Д. З. с.91-97, тетрадь с.68, составить рассказ о мальчике.

Литература:

1.Леонид Пантелеев: Честное слово, Искатель, 2010 г. Серия: Библиотека школьника

2. С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка , Издательство «Азъ», 1992.

Интернет- ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here