Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 28 ст. Еремизино-
Борисовской Тихорецкого района Краснодарского края
на Всероссийский конкурс
«Современный урок»
2007 год
Цели:
-
Выработка навыков комментированного художественного текста.
-
Обеспечение усвоения учащимися текста поэмы.
-
Выработка навыков выразительного чтения поэтического текста.
-
Развитие воображения, мышления, познавательных интересов учащихся.
-
Формирование в учащихся гражданской позиции, воспитание гуманизма.
-
Развитие речи учащихся.
Оборудование:
-
иллюстрации учащихся к поэме;
-
портреты поэтессы;
-
журнал «Литература в школе» № 3 за 1989 год;
-
журнал «Звезда» № 1 за 1989 год;
-
журнал «Новый мир» № 1 за 1989 год;
-
сб. «Новое в школьных программах. Русская поэзия 20 века». Изд-во Московского университета, 1999.
Ход урока.
-
Мотивация учебной деятельности.
Учитель предлагает ученикам записать в рабочих
тетрадях дату, тему и эпиграф урока.
Нет, это не я, это кто-то другой
страдает.
Я бы так не могла, а то,
что случилось,
Пусть чёрные сукна покроют,
И пусть унесут фонари…
«Ночь». А. Ахматова.
Учитель: Один великий поэт однажды сказал, что «поэт в России больше, чем поэт». Это особенно касается женщины-поэтессы, стремящейся передать в своих стихах не только боль, но и страдания «стомильонного народа», трагизм современной ей эпохи. Я имею в виду Анну Ахматову и её поэму «Реквием», которую мы сегодня будем читать, исследовать и комментировать. Главная наша задача – почувствовать выражение народного горя, горя беспредельного, которым пронизана вся поэма.
На доске эпиграф к уроку. Попытайтесь его прокомментировать.
План, записанный на доске, поможет нам исследовать и проанализировать поэму «Реквием». Итак, приступаем к работе:
План:
-
Исторический и жизненный контекст поэмы.
-
Особенности композиции поэмы «Реквием».
-
Идейно-тематический анализ, смысл названия и эпиграфа поэмы.
-
Комментированный анализ поэмы.
-
Эпилог – смысл жизни А. Ахматовой.
-
А. Ахматова – «целая эпоха в жизни нашей страны».
2. Работа по новой теме.
Учитель: Познакомьте с историческим и жизненным контекстом поэмы.
Ответ: Расстрел мужа – Николая Гумилёва – в 30-х годах; арест сына Льва, обвинение – враг народа в 1935Ю 1938, 1989 годах; тюремные очереди – 17 месяцев. Всё это предшествовало написанию поэмы «Реквием». К тому же сталинская политика, основанная на «культе личности» и репрессиях, народные страдания также послужили поводом к написанию произведения.
Учитель: Как вы можете охарактеризовать ежовскую политику в России 30-х годов?
Ответ: Для того чтобы представить политику Ежова, я прочту предисловие к поэме. Вывод: поэма «Реквием» — плод страдания и боли всех русских женщин – жён, матерей, сестёр, дочерей, невест.
Учитель: Как построена поэма, в чём особенность её композиции? Каковы тема и идея произведения?
Ответ: В поэме 10 главок, начинается она с Посвящения, затем идёт вступление. Потом главы «Приговор», «К смерти», «Распятие», «Эпилог». Все главки имеют конкретные даты, так как писались она в разные годы, в течение 5 лет, с 1935 по 1930 годы.
Учитель предлагает учащимся изобразить опорную схему.
Композиция Посвящение – пушкинские мотивы «невольным подругам»
Посвящение Вступление – тюремный Ленинград
арест сына
вступление одиночество матери
очередь в Кресты на 17 мес.
приговор
к смерти распятие Приговор — призыв помнить
эпилог К смерти — желание умереть
Я МЫ безумие
(лирический (народ) Распятие — Богоматерь-защитница
герой) горе матери
Ученик: Основная тема поэмы – тема памяти. Это объясняют строки поэмы.
Эпилог – предназначение поэта и поэзии, идея заступничества, пушкинские мотивы памятника. Кроме этого в поэме возникают темы смерти и безумия, народного страдания и скорби, тема поэта и долга, тема любви к сыну.
Основная идея поэмы – стремление донести скорбь и страдание «100 мильонного народа» до потомков. Именно поэтому «Я» лирической героини сливается с «МЫ» всего русского народа. Это отражено в эпиграфе поэмы:
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Учитель: ребята, поэма не случайно названа «реквием». Кто из вас попытается объяснить смысл названия?
Ответ: Реквием – богослужение по умершим у католиков и траурное музыкальное произведение. «Реквием» Ахматовой – песнь по погибшим в 30-е годы. К тому же многие строчки поэмы музыкальные, несмотря на свой трагизм.
Учитель: В чём смысл посвящения к поэме?
Ответ (с опорой на текст): Поэма посвящается «невольным подругам» — матерям, жёнам, дочерям, невестам и сёстрам, простоявшим в тюремных очередях и находящимся теперь неизвестно где.
Затем учитель предлагает ученикам провести исследование
с комментированным чтением по главам.
4. Обобщение. Вывод.
Ученик: Ахматова –заступница всего в 2 страницах поэмы смогла передать трагизм тоталитарной эпохи 30-хгодов 20 века. Её поэма – выражение народного горя. Личной трагедии как части общего страдания. Недаром Константин Паустовский говорил, что «Анна Ахматова – целая эпоха в поэзии нашей страны».
5. Итоги урока.
6. Домашнее задание.
1 гр. – сравнительный анализ стихотворений Ахматовой и Цветаевой.
2,3 гр. – письменный ответ на вопрос «О чём заставила задуматься вас поэма Ахматовой «Реквием»?