Сведения об авторе: Андриевская Светлана Александровна, учитель начальных классов МБОУ гимназии №7 с.Донского Труновского района Ставропольского края
Урок литературного чтения
Тема урока: Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
Тайны, спрятанные Н.А.Некрасовым в стихотворении «Дедушка
Мазай и зайцы»
УМК «Школа 2100»
Класс: 4
Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева
Цель: совершенствовать навык вдумчивого чтения на основе изучения стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
Задачи:
-
Обучающая: совершенствовать умение анализировать стихотворение, способствовать формированию читательской компетенции учащихся, формировать умение понимать внутренний мир главного героя и выражать личностное отношение к прочитанному, учить обобщать и делать выводы с опорой на текст;
-
Развивающая: способствовать развитию устной речи, наблюдательности, поэтического вкуса и образного мышления, способности эмоционально откликаться на события, описанные автором в произведении, способствовать эстетическому развитию детей, обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию ассоциативного мышления;
-
Воспитывающая: создавать условия для формирования бережного отношения к природе, способствовать раскрытию нравственного смысла произведения: чувство сострадания, заботливое отношение ко всему живому, сильнее азарта человеческое чувство- милосердие, воспитание культуры общения в группе со сверстниками
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок с применением ИКТ
Оборудование:
-
Карточки со словами аршин, сажень, зипун, багор
-
Картинки с изображением предметов, ленты
-
Книга «Тайны»
-
Тест о Некрасове
-
Карточки с тайнами
-
Листы с заданиями для групп
-
Сердце и сердечки для рефлексии
-
Аудиозапись для физминутки
-
Портрет Н.А. Некрасова
-
Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.
-
Учебник «В океане света»
Ход урока
I.Организационный момент. (Слайд)
К вам на урок я пришла с замечательной книгой (показываю «Тайны») и не случайно.
II. Актуализация знаний
1. Беседа
Как называется книга? («Тайны»)
А что такое тайна? (ответы детей) (Слайд)
Толковый словарь Ожегова дает нам такое объяснение этому слову (Слайд)
Назовите однокоренные слова к слову тайна (Слайд)
Подберите синонимы к этому слову
А с каким словом связано слово тайна? (с открытием)
А в математике вы открываете какие тайны?
Какие тайны вы открываете на других предметах?( окружающий мир)
2. Работа над ассоциациями
(Слайд) снег
Блестит
Искорка
Небеса
Красота
С чем ассоциируются эти слова? (зима)
(Слайд) ученый
Открытие
Химия
Газы
Вещества
А сейчас какие ассоциации возникают? (наука)
(Слайд) половодье
Спасение
Островок
Зайцы
Аршин
Сажень
Багор
Какие ассоциации возникли? («Дедушка Мазай и зайцы») (Слайд)
На прошлом уроке вы знакомились с этим стихотворением, а сегодня мы продолжим работать над стихотворением и попытаемся приоткрыть тайны, спрятанные Некрасовым в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» (Слайд – тема урока (Открыть доску)
3. Словарная работа
Но чтобы понять смысл этого произведения, вы должны хорошо знать значения некоторых слов
Аршин – старая русская мера длины, равная 71 см
Сажень – 3 аршина = 213 см
Багор – шест с металлическим крюком и острием
Зипун – крестьянский кафтан из грубого толстого сукна
( картинки, ленты)
Почему у нас возникла необходимость выяснить значения этих слов?(непонятны)
А почему они для нас непонятны?
Кто знает, как называются эти слова? (архаизмы и историзмы)
А почему Некрасов использовал эти слова? (потому что жил в то время)
(Слайд)
В каком веке жил Н.А.Некрасов? (в 19)
А что вы еще знаете о Некрасове, поможет выяснить предложенный мною тест (Слайд)
(Индивидуальная работа по тестам)
Что мы знаем о Н.А.Некрасове? (тест)
1.В какой семье родился Н.А.Некрасов?
А) Родился в богатой дворянской семье
Б) Родился в бедной крестьянской семье
2.Где прошли детские годы поэта?
А) Детские годы прошли в городе
Б) Детские годы прошли в селе Грешневе
3.Каким человеком был отец Некрасова?
А)Отец был деспотичным
Б) Был добрым и заботливым
4. Какой была мать?
А) Мать не любила детей, не уделяла им должного внимания
Б) Мать — умная, образованная женщина доброй души и чуткого сердца
5. Каким мальчиком рос Некрасов?
А)В детстве был шаловливым, веселым, озорным мальчиком
Б)Был очень спокойным и послушным
6. С кем любил играть будущий поэт?
А) Любил играть с детьми богатых помещиков
Б)Очень любил играть с крестьянскими детьми
(Слайд с правильными ответами)
Сделайте вывод (На доске – тайна о Некрасове)
Итак, мы сделали первый шаг в разгадывании тайны стихотворения
III. Работа над стихотворением
-
Беседа о рассказчике
Обратимся к произведению. Откройте учебники на стр. 176
От чьего имени ведется повествование? (от имени рассказчика)
А что вы о нем знаете? Подтвердите текстом
Итак, сделайте вывод: рассказчик – это охотник, который каждое лето приезжает в деревню Малые Вежи и любит слушать рассказы Дедушки Мазая.
(Тайна о рассказчике открыта) – на доске
2. Выборочное чтение
Что же рассказчик нам поведал оДедушке Мазае?
Зачитайте с.177-179 от слов Старый Мазай любит до страсти свой низменный край…
До «Врешь – упадешь!» — добродушно кричит
А давайте попробуем разгадать тайну этого человека, поработав в группах.
Но сначала немножко отдохнем.
Физминутка (Слайды), МУЗЫКА
-
Работа в группах. (Слайд)
1 группа – дает читательскую оценку поступкам героев
2 группа составляет цитатную характеристику Дедушки Мазая
Цитатная характеристика Деда Мазая
1. «Старый Мазай любит до страсти свой низменный край»
2. «Вдов он, бездетен, имеет лишь внука»
3. «Торной дорогой ходить ему — скука»
4. «За сорок вёрст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочём»
5. «Дня не проводит Мазай без охоты»
6. «Начал частенько Мазай пуделять»
7. «Впрочем, в отчаянье он не приходит»
8. «Знает он много рассказов забавных»
3 группа ищет ошибки-опечатки в тексте
Найдите ошибки-опечатки
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы мешками ее не ловили… (сетями)
Только осенние воды нахлынут… (весенние)
Сами ни с места: я взял одного,
прочим скомандовал: плывите за нами… (прыгайте сами)
… Только уселась команда босая,
весь островок пропал под водой…(косая)
Глядь, у куста копошится лосиха… (зайчиха)
мои зайчики точно сбесились,
Смотрят, на задние лапы встают,
Дружно кричат, грести не дают… (лодку качают)
За ночь соседи мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись… (больные)
4 группе определить последовательность «спасательной операции» деда Мазая
4. Проверка работы групп по слайдам
IV. Итог урока
1. Составление синквейна (Слайд)
— Удалось ли нам прикоснуться к тайне дедушки Мазая?
— О какой тайне человеческой души поведал нам Некрасов? (Был охотником, убивал животных, но когда увидел гибнущих зайчат, сразу пришел им на помощь. Когда зайцы на свободе- он охотник, а когда они беспомощны – спаситель.)
-Каждый из вас по-разному воспринял образ дедушки Мазая. Давайте попытаемся отразить свои ощущения, составив синквейн. Я предлагаю составить синквейн в группах, обсудив мнение каждого.
Зачитывание синквейнов
На доске Тайна дедушки Мазая
V. Рефлекия
Какую же самую главную тайну открыли мы сегодня на уроке? (тайну человеческого сердца) Оно вот такое (показываю). (Слайд)
Напишите на листочках, какими же качествами должен обладать человек с таким сердцем и прикрепите свои листочки к сердечку.
А вам хотелось ли быть похожим на дедушку Мазая?
VI. Домашнее задание
Домашнее задание по выбору: выучить наизусть отрывок, который вам захотелось перечитать еще раз, или написать сочинение- этюд «Летняя гроза» по стихотворению Некрасова
(Слайд)
Спасибо за урок!