Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Островской средней общеобразовательной школы

Методическая разработка урока литературного чтения

в 4 классе

на тему:

С.Михалков. Басня «Зеркало».

подготовила учитель начальных классов

Джусова Елена Николаевна

2013г

Тема: «С. Михалков. Басня «Зеркало»».

Цель: создать условия для усвоения кейса-текста по произведению

С. Михалкова. Басня «Зеркало»

Задачи:

учить детей формулировать проблему, выдвигать гипотезы и находить правильное решение; 

развивать умение работать в парах, группах, выполнять самоконтроль и самооценку.

-создавать условия для формирования познавательного интереса к литературному чтению, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

 Ход урока

I. Организационный момент

Цели:

  1. Обеспечить снятие психологического барьера перед началом умственной работы;

  2. Активизировать мозг на выполнение учебной деятельности;

  3. Дисциплинировать ум и направить мысли на решение учебной проблемы;

  4. Способствовать развитию познавательной активности.

-Здравствуйте дети. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

 — Сегодня на уроке нам предстоит серьёзная и интересная работа. А начнём мы с разминки.

QЧ ТrЕhНИlЕ БЕЗn РАdЗМЫgШЛrЕНИzЯ — ПУСsТwОЕ v ЗАНЯjkТИЕ.

Вам необходимо расшифровать пословицу и объяснить её смысл.

Дети расшифровывают пословицу.

— Прочитайте.

— Как вы понимаете выражение?

— Какую цель поставите для себя на уроке?

II. Этап актуализации знаний

Цели:

  1. Закрепить литературоведческие понятия «басня», «мораль», , «баснописец»;

  2. Развивать умение высказывать и пояснять свою точку зрения, опираясь на собственный опыт.

— Ребята, назовите автора, над творчеством какого мы сейчас работаем на уроке литературного чтения?

+ С.В. Михалков.

-Это правильно. Прикрепите портрет писателя.

Назовите, литературные жанры, в которых работал С. Михалков ?

+Стихи (Давайте прикрепим табличку с названием жанра к автору

+сказки,

+ рассказы,

+пьесы,

+песни.

-У нас остался ещё один литературный жанр в котором также успешно работал Михалков, но чтобы выяснить этот жанр, посмотрите внимательно на доску.

На доске: портреты баснописцев и надпись к ним.

Эзоп, И. Крылов, И. Хемницер, А. Измайлов, С. Михалков.

-Прочитайте фамилии этих людей.

Читают и рассматривают портреты

-Какой жанр художественного произведения объединяет этих людей?

+ Правильно, басня.

— Как называют людей, которые пишут басни?

+ Баснописцами.

Кто обычно является героями басен?

+Животные.

-Кого мы узнаём в этих животных?

+Людей.

— Какие человеческие пороки высмеивают баснописцы в своих баснях?

+Лень, трусость, хвастовство, ложь, глупость, жадность и др.

— Чем басня отличается от стихотворения?

+В басне есть мораль.

— Что такое мораль басни?

+ Поучительный вывод.

III. Постановка учебной задачи и ход её решения.

1.Постановка темы урока.

-Итак, исходя из выполненного задания как вы думаете о чём пойдёт речь на уроке?

+Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Михалкова , но как с баснописцем.

Убираются портреты остальных баснописцев

-А сейчас послушайте загадку и постарайтесь её отгадать, так как ключевое слово отгадки и будет название произведения с которым мы познакомимся сегодня на уроке.

Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец – глупца, баран – барана.

Овцу в нем видела овца,

И обезьяну – обезьяна,

А вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого.

(зеркало)

Итак, тема нашего урока….. Слайд1

2. Постановка цели урока.

-Какую цель мы поставим перед собой на этот урок?

+Познакомиться с басней и её проанализировать.

3. Предвосхищение возможного содержания басни

Цели:

  1. Подготовить учащихся к восприятию новой басни;

  2. Развивать воссоздающее воображение.

-Выскажите предположения, о чём может пойти речь в этой басне?

-Кто её герои? Какой может быть мораль?

-В начале урока мы сказали, что героями басни часто являются различные животные. Так вот в басне «Зеркало» действующими лицами выступают Слон, Верблюд, Носорог, Жираф и Страус.

Вывешиваю картинки с фото этих животных.

Внешне каждое из этих животных имеет определённую особенность, которая в «басенном мире» превращается в недостаток, изъян. Как вы думаете, кто из них не видит своих отрицательных качеств?

4. Первичное восприятие произведения.

Цели:

  1. Проверить первоначально высказанные предположения;

  2. Развивать навык чтения молча (для себя);

  3. Развивать умение эмоционально отзываться на прочитанное.

— Предлагаю проверить наши предположения. Откройте учебник на стр. 116 и прочитайте басню.

Читают

— Давайте обменяемся впечатлениями о прочитанном.

— Какие чувства вы испытали? Понравилась ли вам эта басня?

— Что вас удивило?

5. Анализ текста басни.

Цели:

  1. Развивать умение использовать простейшие приёмы анализа художественного текста;

  2. Развивать умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения; уважать мнение собеседника;

  3. Составлять несложные монологические высказывания о произведении, героях;

  4. Развивать внимание к художественному слову;

  5. Демонстрировать понимание прочитанного текста, определяя главную мысль, отвечая на вопросы по содержанию.

— Назовите главного героя этого произведения?

+Носорог

-Как вы считаете, он положительный или отрицательный герой? Обоснуйте свой ответ.

+Я считаю, что он отрицательный герой, так как, он дразнит всех животных обидными словами.

+ Я тоже считаю, что носорог отрицательный герой, так как он издевается над всеми животными.

……

а) Работа в парах.

— Найдите в тексте обидные слова, которыми называл Носорог животных: Верблюда, Слона, Жирафа, Страуса. и как каждый из них реагировал на оскорбление?

Зачитывают

Верблюда — Горбун! Горбун! — возмущался

Слона — Толстокожий удивлялся

Жирафа- Дяденька, достань воробышка!- огрызался

Страуса- Недощипанный, голоногийпрятал голову

Соотнесение морали с реальными жизненными ситуациями.

— Могло ли что-то подобное произойти с людьми, как вы думаете, посовещайтесь.

Обсуждение в парах

Я думаю, в жизни тоже встречаются ситуации, подобные той, что описана в басне .Вот вам ситуация 1:

Вы идёте по улице. Навстречу вам идёт одноклассник и начинает вас обзывать. Как нужно себя вести. Подумайте в группе, обсудите и дайте ответ.

Ситуация 2:

Два одноклассника громко разговаривают и начинают называть друг друга обидными словами. Вы проходите мимо. Как вы поступите?

— Что же придумали животные?

+Они решили показать носорогу, что у него тоже есть недостатки.

— С какими словами они обратились к Носорогу? Найдите и зачитайте.

+Послушай, друг! Неужели ты сам себя красавцем считаешь?

+Что ответил им носорог?

+Конечно. Кто же в этом сомневается?

— Как повел себя Носорог, когда увидел свое изображение?

Он посмотрел и захохотал.

— Почему Носорог смеялся над своим изображением?

Так как он не понял, что в зеркале он видит себя.

— Как же потом поступили животные?

+Они просто перестали обижаться

— Что же высмеивается в этой басне?

глупость, хвастовство.

6. Выразительное чтение текста басни по ролям (в группах по 6 человек)

Задания группам.

Игра «Радиотеатр» (1 группа).

— Вам нужно подготовиться и исполнить басню так, будто вы заслуженные артисты России читает это произведение по радио.

Игра «Живые картины» (2 группа 6человек).

— Ваша задача, используя только мимику и жесты обыграть басню.

Игра «Писатели»

Представьте, что у вас есть возможность встретиться с главным героем басни. Напишите ему письмо.

7. Выразительное чтение басни как интерпретация авторского замысла.

Выступление групп.

IV. Итог урока (рефлексия).

— Какие открытия сделали на уроке? Что вас удивило?

— О чём хотите узнать больше?

— Что бы вы изменили в себе после этого урока?

— Что понравилось больше всего? Какое задание было интересно выполнять?

— Какое задание оказалось сложным? Почему?

V. Домашнее задание (по выбору):

Подготовить пересказ басни от лица одного из героев;

Сочинить басню в прозаической форме с моралью, выраженной в пословице «Человек с коротким умом обзаводится длинным языком».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here