Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 села Безопасного Труновского района Ставропольского края
Урок литературного чтения
во 2-ом классе по рассказу В. Осеевой
«Волшебное слово»
(Учебно-методический комплект «Планета знаний»)
Урок подготовила:
Пронякина Светлана Викторовна – учитель начальных классов МБОУ СОШ №3
Тема: В. Осеева «Волшебное слово»
Цель:
-
создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным текстом.
Задачи:
-
показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;
-
развивать интерес к чтению;
-
учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
-
формировать коммуникативные навыки работы в группах;
-
воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях;
-
воспитание любви и уважения в семье.
Оборудование:
-
учебник «Литературное чтение» 2 класс Э.Э. Кац.
-
рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»;
-
портрет писателя;
-
выставка книг В. Осеевой;
-
презентация к уроку (для учащихся);
-
мультимедийный проектор;
-
иллюстрации к рассказу «Волшебное слово».
Тип урока: работа с художественным текстом.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приёмы:
-
чтение с остановками;
-
обращение к личному опыту учащихся;
-
прогнозирование по названию;
-
кластер;
-
синквейн;
-
бортовой журнал;
-
использование «толстых» и «тонких» вопросов.
Девиз урока: (Записано на доске)
Относись к людям так,
как бы ты хотел,
чтобы относились к тебе.
ХОД УРОКА:
-
Организационный момент
-
Психологический настрой
Слайд.
Дети читают хором:
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.
— Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
— Что вы почувствовали?
— Какое у вас настроение?
-
Проверка домашнего задания
— Ребята, что вы готовили к уроку дома? (выразительное чтение отрывков из рассказов В. Осеевой).
Дети рассказывают отрывки. Делятся впечатлениями о прочитанном.
Слайды. «Просто старушка», «На катке», «Сыновья», «Хорошее», «Кто всех глупее», «Обидчики».
— Что объединяет все эти рассказы? (Они поучительные. Рассказы учат уважать людей, заботиться, приходить на помощь.)
-
Изучение нового материала
-
Стадия вызова
Предлагается синквейн без первой строчки
Слайд.
1 ———— (уважение)
2 воспитанный, внимательный, вежливый
3 помогает, заботится, радует
4 Он доброжелателен к окружающим.
5 Человек.
Вопрос:
— Определите первое слово синквейна. ( Дети говорят свои предположения. Выбирается ключевое слово «уважение»)
?будем говорить сегодня на уроке О чём мы-
(Об уважении, вежливости во взаимоотношениях между людьми).
— Как человек может показать, что он уважает другого?
— Дети, как вы понимаете слова «уважение», «вежливость»?
Заполняется бортовой журнал.
Уважение
Говорить вежливые слова
Радовать
Помогать
Дарить добро
Быть неравнодушным
Любить
Слайд. В.Осеева «Волшебное слово».
— Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся
Прогнозирование. — О чем может быть рассказ с таким названием?
Дети говорят свои предложения.
— Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?
Физминутка для глаз «Солнечные зайчики»
-
Стадия осмысления
-
Чтение с остановками.
Слайд. Иллюстрации к рассказу.
Фрагмент 1
Начинает читать учитель. Затем читают дети, уловившие интонацию чтения.
(По ходу чтения подчеркивают непонятные слова, объясняют значения слов, используя словарь).
Вопросы по осмыслению текста:
-Как выглядел мальчик, когда он встретился со стариком?
-Какое у него было настроение?
Выборочное чтение.
— Выделите и прочитайте отрывки, в которых говорится об отношении Павлика к сестре, брату, бабушке.
— Как Павлик вёл себя при общении с сестрой? (Раздраженно).
— С бабушкой? (Он обижался на неё).
— С братом? (Был назойлив и злился на него).
Заполнение кластера.
— Давайте вспомним, каким был Павлик до встречи со стариком и заполним синие ячейки.
Физминутка под музыку.
Прогноз: — Можете вы предположить, что сказал Павлику старик?
Фрагмент 2. Читают дети «цепочкой»
Вопросы по осмыслению:
— О чем Павлик узнал от старика? (Он узнал о «волшебном слове»).
Слайд «Волшебное слово»
— Как изменяется герой под влиянием мудрого совета старика?
— Какие изменения произошли в отношениях Павлика с родными?
— Какое волшебное слово говорил Павлик?
Слайд «Пожалуйста»
— Как можно по-другому назвать слово «пожалуйста». (Вежливое слово)
— Какие ещё вежливые слова вы знаете?
Слайд: пожалуйста, спасибо, будьте добры, извините, доброго пути, добрый день.
Работа в группах.
— Ребята, сейчас мы с вами поработаем в группах.
— Какие правила общения в группе нужно соблюдать? (умение слушать другого, высказывать своё мнение, быть уважительным).
Задания:
Группа 1. Что чувствовал Павлик, когда говорил волшебное слово? Как нужно говорить слово «пожалуйста», чтобы оно стало волшебным?
Группа 2. Что чувствовали люди, к которым обращался Павлик с волшебным словом. Почему они выполняли его просьбы?
Группа 3. Что хотел сказать Павлик старику, когда он прибежал в сквер?
Группа 4. Как вы думаете, каким человеком станет Павлик?
Группа 5. Запишите антонимы:
Зло —
Грусть –
Ненависть –
Капризный –
Непослушный –
— Какие слова вы выберите для характеристики Павлика?
Заполнение кластера.
Игра «Добрый круг»
Дети встают в круг, по часовой стрелке передают игрушку-сердечко и говорят вежливые слова. (группы по 5 человек).
-
Стадия рефлексии
Вопросы:
— Как вы думаете, как автор относится к своему герою?
— Рассказ начинается и заканчивается противоположными событиями. Почему?
— Считаете ли вы, что слова могут изменить отношения между людьми?
— Всегда ли вежливый человек является уважительным, добрым?
— Какие добрые дела вы сделали, или хотели бы сделать?
— Давайте вспомним, какие добрые дела мы делали в классе.
Слайды: «Наши добрые дела» (фотографии из классного альбома).
В чём разница между значением слов «вежливость» и «уважение»?
— Что ещё необходимо в общении между людьми? (Люди должны быть терпимыми друг к другу).
Заполняется бортовой журнал.
Уважение
Говорить вежливые слова терпимость
Радовать толерантность
Помогать
Дарить добро
Быть неравнодушным
Любить
-
Домашнее задание: — Какое задание вы предложили бы выполнить дома?
На доске: стр. 100 – 103 по ролям.
стр. 104 – 105, вопросы.
-
Итог урока.
Чтение на доске:
Относись к людям так,
Как бы ты хотел,
Чтоб относились к тебе.
— Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?
Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью «солнечных зайчиков», которые они приклеивают вокруг яркого, улыбающегося солнышка.
-
Зеленые «зайчики» — я уважителен и доброжелателен к людям,
-
Розовые «зайчики» — я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.
-
Коричневые «зайчики» — мне трудно быть уважительным и вежливым.
— Спасибо за урок!
Используемая литература.
Учебник «Литературное чтение». 2 класс. Э. Э. Кац.
Методическое пособие «Уроки литературного чтения во 2 классе» Э. Э. Кац.
Выставка книг В.А. Осеевой:
«Волшебное слово»
«Хорошее»
«Просто старушка»
«Сыновья»
«На катке»
Ресурсы Интернета.
Lib.rus.es
Lukoshko.net
Ru.wikipedia.orq