УРОК
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
в 3 классе
Ф.И.Тютчев
Учитель начальных классов
I квалификационной категории
МОУ СОШ № 5 г.Балашова Саратовской области
ВАРНАЕВА Елена Владимировна
2013 год
Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою…!»
Цели и задачи урока.
I. Образовательные:
1. Ввести учащихся в мир поэзии Ф.И. Тютчева на примере стихотворения «Чародейкою Зимою…»
-
познакомить с пейзажными зарисовками зимнего времени года Ф. И. Тютчева;
-
формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;
-
закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте;
2. Показать глубину, ёмкость, певучесть, мелодичность поэзии Ф.И. Тютчева.
II. Развивающие:
1. Развивать умения и навыки анализа поэтического текста;
2. Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания;
3. Развивать умение вслушиваться в стихотворение, определять чувства и настроения автора; выявлять творческую индивидуальность поэта;
4. Развитие воображения, памяти, внимания, творческих способностей.
III. Воспитательные:
-
привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;
-
воспитывать чувства прекрасного; любовь и уважение к родной природе; наблюдательности к окружающему миру,
-
утвердить значимость и ценность каждого слова;
-
передать красоту и музыкальность поэтической речи;
-
пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе.
Вид урока: объяснение нового материала.
Оборудование:
-
Компьютер;
-
проектор, экран;
-
презентация MS PowerPoint «Чародейкою Зимою…»
-
музыкальное произведение П.И.Чайковского «Времена года. Зима»;
-
учебники 3 класс (1 — 4) под редакцией З.И. Романовской «Живое слово»;
-
структурно-образная схема (схема образов произведения);
-
1 том — «Стихи Ф.И. Тютчева».
Эпиграф урока
«О Тютчеве не спорят, кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии»
И.С. Тургенев.
(Эпиграф закрыт до конца урока).
Слайды № 2 – 4.
-
Активизация внимания. (1 — 2 минуты).
(включаю музыку).
II. Настройка на восприятие. (на фоне музыки).
. от даты календаря;
. от жизненных впечатлений детей;
-
Итак, сегодня — 17 декабря.
-
Какое это время года по календарю?
-
Подчинилась ли природа календарю?
-
Что изменилось в окружающем вас мире, в природе?
-
Чем вам нравится зима?
-
А вы в лес зимой ходите? Что вы видели там? Что запомнили? Чему удивились? (словесное рисование).
-
А кто хозяйничает в лесу, кто сделал его таким?
-
А как бы вы назвали зиму? Какие эпитеты мы можем подобрать к слову — «Зима»? (волшебница, колдунья, кудесница, художница, кружевница, мастерица и т.д.)
-
Знаете ли вы какие-то стихи о Зиме? (с. Есенин «Пороша»).
III. Тема урока и цели.
-
Молодцы! Вот вы о зиме, о лесе говорите прозой, но говорите о красивом. Это хорошо! Мы не поэты, но учиться красиво выражать свои мысли мы должны у мастеров художественного слова. Главное, что вы видите, чувствуете красоту природы. И сегодня на уроке мы откроем одну из страниц книги зимы. Ведь зимняя природа побуждает людей творить.
-
Вспомните, как передает художник настроение природы? (при помощи кисти и красок).
-
При помощи чего композитору удалось передать настроение природы? (через музыкальные звуки).
-
Верно. А как же поэты, писатели доносят, передают нам своё настроение? (словом).
-
Тема сегодняшнего урока стихотворение Ф.И. Тютчева «Чародейка Зимою…» 1803 — 1873г.г. (указать на доску. Тема, портрет).
И наша задача попытаться вслушаться в стихотворение, понять, как и какими словами и средствами автор доносит до нас читателей красоту окружающего мира.
2. Краткое сообщение об авторе.
(Слайд № 5)
Ф.И. Тютчев был известен своим современникам, как мастер поэтического пейзажа. Но и сегодня читателей и людей, любящих поэзию, очень много. Ф.И. Тютчев родился 23 ноября 1803 года. И совсем недавно весь читательский мир отмечал 200-летие со дня его рождения. Люди чувствуют, любят, помнят его стихи. Стихи живут, радуют любителей поэзии. Ведь в них душа природы, образы природы, красота и мелодичность. Вы уже знакомы с одним из стихотворений Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…» В будущем вам предстоит узнать ещё много его замечательных произведений, а сегодня
(Слайд № 6)
Oткрытие — стихотворение «Чародейкою Зимою…»
IV. Первичное чтение и обмен впечатлениями.
(восприятие) + (словесное рисование).
(Слайд № 7)
1. Чтение стихотворения учителем (под музыку), т. к. в чтении
! подсказка к сказке, к настроению.
-
Понравилось вам стихотворение?
-
Чем? Что напоминает это стихотворение? (сказку)
2. Останьтесь наедине со стихотворением, прочтите его про себя.
Прислушайтесь к своему настроению во время чтения, к своим ощущениям.
(включаю музыку, учащиеся читают).
-
Какая картина представилась вам, когда вы слушали и читали стихотворение?
-
Каким настроением проникнуто стихотворение? (весёлое ли, грустное, торжественное, загадочное и т. д.)
-
Какие чувства вы испытали при чтении? Что вы чувствовали?
Проблемный вопрос: Как удалось поэту внушить нам такое настроение, такие чувства? (при помощи красочных, умело подобранных слов и выражений).
-
Нам трудно ответить на этот вопрос, но думаю, что чуть позже, мы на него дадим ясный ответ.
V. Беседа-анализ. Работа над лексикой. Составление структурно — образной схемы.
-
А я задам вам сейчас хитрый вопрос, а вы попытайтесь разгадать хитрость и дать правильный ответ.
-
Как вы думаете, о Ком или о Чём это стихотворение? (Если по грамматике зима, лес — что? А в стихотворении — кто).
-
Почему вам показалось, что правильнее было спросить о ком стихотворение?
-
А вы обратили внимание, с какой буквы написано слово Зима? В каких случаях мы употребляем заглавную букву? (имена собственные). Тогда почему же Тютчев слово Зима пишет с заглавной буквы? (например: хотел показать, что Зима живая, что природа живая и т.д.)
-
Поэт — волшебник совершил чудо и превратил время года Зиму в живое существо. Какой литературный прием использовал автор? (олицетворение) ,
-
Каким красивым словом называет поэт Зиму? (чародейка).
-
Как понимаете смысл слова, его образование?
(например: чаро — деика
волшебство действует, колдует)
-
Поэт мог сказать «Волшебница Зима», — но чаро/дейка — ещё поэтичнее, и в слове уже есть олицетворение: Волшебница зима действует, как колдунья и лес ей подчиняется.
-
Попробуем проследить за действиями Чародейки.
(Слайд № 8)
! На этом этапе начинаем составлять схему образов
-
И
Лес
так, где властвует Зима?
-
А
околдован
каким словом Тютчев показывает состояние леса?
снежная бахрома
-
А какие чары у Зимы?
-
Как вы понимаете смысл слова бахрома? (араб.-кружева mucharramat)
-
К
неподвижная
немая
акая жизнь идёт в лесу под этой снежной бахромой?
! –
!А здесь какой литературный приём? Эпитет.
-
Можно ли сказать, — мертвая жизнь? (и нет и да, т.к. мёртвая, неподвижная лишь на первый взгляд, а на самом деле лес живёт).
-
Ж
чудная жизнь
ивой ли лес? Если да, то какой жизнью он живёт?
-
Как понимаем это слово — чудной жизнью? (например: чудо – что-то от колдовства, загадки, но и: красота, красивая, прекрасная).
-
Многогранное слово, оно, как снежинка, от солнечного и лунного света блестит, (сверкает, переливается, искрится) разными цветами рождается ощущение волшебного царства.
-
Лес живет под снегом, как под бахромой. Какой литературный приём использует Тютчев, употребляя слово бахрома? (сравнение).
-
Мы прочитали слова «неподвижная»,
«немая», но
жизнь идёт
(обрати внимание на доску, стрелки)
-
С помощью какого приёма автор показал, что лес жив, хоть он и неподвижен? (контраст).
(Слайд № 9)
II строфа — прочтите её.
-
Как поэт напоминает нам, что мы очутились В волшебном царстве?
-
(
околдован
например: он ещё раз повторяет
не мертвец
не живой
-
Не мертвец и не живой?
-
Как понимаете эту строку?
-
Почему так сказал поэт о зимнем лесе? (например: лес не умер, но и не живет, как летом, весной, когда тепло).
-
Мертвец живой, когда так говорят, о ком? (о живом существе) одушевленном.
-
И снова какой авторский литературный nриём нам помогает почувствовать, что лес жив? (олицетворение).
-
Тогда, что же, кажется, поэту происходит с лесом? (он спит, как человек !)
-
Какими словами нам это сообщает Тютчев?
сном волшебным
очарован
-
! т.е. Кто очаровал лес, кто заставил его заснуть? (зима).
-
Молодцы! Лес во власти чародейки Зимы. И снова Тютчев применяет, какой прием? (олицетворение).
-
Как понимаем смысл слова «очарован»? (например: колдовство, но и очарование — красота, радость для глаз).
! Помните у А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье».
-
Попробуйте заменить это слово на слово околдован? Лучше? Почему? (например: не чувствуем красоты, загадки, прелести).
-
Действительно, замена невозможна! Очень важно авторское слово. Прочитайте следующие 2 строки.
опутан
(«Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой»)
-
О
окован
путан, окован.
О ком так говорят? (например: о пленнике)
-
К
легкая цепь
то же кого взял в плен. Опутал, оковал? (Зима пленила лес).
-
А плен это хорошо или плохо? (например: плен — вроде всегда плохо, это лишение свободы, угроза жизни, это cтpaшно).
-
Подумайте, как же Зима смогла пленить лес? (например: ей пришлось потрудиться над каждым деревцем, над каждой веточкой, чтобы опутать, сковать весь лес цепью).
-
Какой образ возникает в воображении, когда читаете эти строки? (например: Могучий великан, очарованный волutе6ным сном, окованный цепью).
-
Но какая цепь у автора? (легкая, волшебная, пуховая).
-
Пуховая — что это за слово в литературе? (эпитет).
-
А если лес-великан проснется то, что он сделает? (сбросит цепи).
-
Но пока лес спит, плененный чародейкой Зимой. Он пленен красотой Зимы?
-
Какой же авторский литературный прием мы услышали в этих двух строках? (метафора).
-
Строфа заканчивается многоточием. Что это означает? Почему? Зачем не точка? (например: недосказанность, повторяемость, бесконечность во времени. Что дальше?)
-
Подумайте, как вам показалось, в какое время суток нарисовал нам лес поэт в первых двух строфах (пятистишиях)? (например: Может быть ночью. Ведь не слышно ни одного звука).
-
А если взойдет солнышко, изменится ли что-то в этой картине?
(Слайд № 10)
III строфа.
-
П
затрепещет
рочтите 3-ю строфу и попробуйте ответить. (например: Солнышко это тепло, жизнь, когда все пробуждается).
-
А какая картина у Тютчева? (поэт говорит, что в лесу ничто не
-
Трепещет – как понимаем смысл? (дрожать). Кто может трепетать? (одушевленное существо)
-
И снова, какой литературный nриём? (олицетворение).
-
Можем ли мы сказать, что Зима, соперничая в своей власти над лесом с самим Солнцем, побеждает? (например: да).
-
Почему? (лес продолжает оставаться под чарами Зимы, в волшебном сне).
-
Н
вспыхнет
о прочитайте две последние строчки. Какое действие совершается под действием Солнечного луча?
заблещет
-
Сравните эти две строки с текстом II строфы
(обратиться к доске).
Контраст! Снова
-
К
ослепительная краса
ак называет эту картину поэт в завершающей строке стихотворения?
Приём! Метафора.
-
Почему краса? (например: чары – краса, а не волшебство, хотя и это могло быть).
(Слайд № 11)
[Обращаемся к схеме]
-
Последняя строка как итог, вывод как слово-оценка, в нарисованной картине.
-
Так какую же главную поэтическую мысль хотел передать нам поэт? (например: умейте видеть, чувствовать красоту родной природы. Учитесь рассказывать об увиденном так, чтобы перед глазами возникла эта волшебная картина — сказка!)
-
Проблемный вопрос — Как удалось поэту, с помощью каких выразительных средств, литературных nриёмов нарисовать эту картину, внушить нам чувство сказки? (При помощи красочных слов и выражений).
(Слайд № 12)
(Открываю таблицу после ответов детей).
-
Давайте ещё раз сверим наши ответы.
| олицетворение | |
Не мертвец, не живой
|
|
контраст |
Сном волшебным очарован
|
| метафора |
Опутан окован легкой цепью пуховой
|
| сравнение |
Бахрома пуховая
|
|
метафора |
Вспыхнет, заблещет ослепительной красой
|
| |
Неподвижная немая жизнь |
| контраст |
— Молодцы! Но мало увидеть картину. Важно ещё и услышать поэта, т.е. самим передать при чтении его настроение.
VI. Работа над выразительным чтением.
1. — Попробуйте с помощью волшебного слова «хочу» — выразить, что вы хотите передать слушающим ваше чтение. (например: — хочу, чтобы все мы очутuлись в волшебном царстве Чародейки Зимы);
-
Хочу, нарисовать в звучании, при чтении красоту лесного царства; Хочу, чтобы слушателям запомнилась картина волшебного царства леса;
-
Хочу, чтобы тишину волшебного царства ничто не разрушало;
-
Хочу в стихотворении в конце передать радость, восторг от красоты и т.Д.
-
Молодцы! Но чтобы передать эти «хочу» — чувства определим:
-
силу голоса (негромко — как в сказке!)
-
темп чтения (медленно, чуть протяжно, как в сказке)
-
высоту голоса (2 строфы приглушенно, а в 3 строфе уже чуть громче, но последние 2 строки очень громко, восторженно).
Такова голосовая партитура, но при чтении обратите внимание на паузы и логические ударения, многоточие.
(Слайды № 13 – 15)
2. Чтение учащимися (1 — 2 — 3 — т.к. 3 строфы):
-
Чтение одним учащимся — полностью
-
Чтение под музыку хором.
VII. Итог.
-
Чему учились на уроке?
-
Что запомнилось?
-
Что мы могли бы сказать о поэте, создавшем такое чудо?
(Слайд № 16)
-
Эпиграф: «______________» (открываю)
-
Я думаю, что и нам удалось прикоснуться к тайне зимнего леса, к волшебству мастера поэтического слова Ф.И. Тютчева, почувствовать его настроение.
VIII. Оценки.
IX. Домашнее задание. Наизусть.
(Слайд № 17)
Спасибо за активную работу! Урок окончен.