Урок литературного чтения в 4 классе.
Название раздела учебного курса: Поэты XIX века о природе.
Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Тема : Дедушка Мазай- добрый охотник.
Оборудование:презентация.
Организационный момент.
Начинается урок.
Он пойдет сегодня впрок.
Речевая разминка.
Скажи погромче
Слово «гром»-
Грохочет слово,
Словно гром.
Проверка домашнего задания.
Чтение этюдов, написанных учащимися на тему « Летний дождь»
Легко ли писать на тему природы?
Какие затруднения вы испытывали при написании текста?
Что,на ваш взгляд, вам удалось?
Какие удачные слова и сравнения вы нашли для описания дождя?
— А как описал летний дождь Н.А.Некрасов в своем произведении?
Прочитайте еще раз это описание.
Назовите слова, которые подчеркивают силу дождя (жестоким дождем, прутья стальные)
Сообщение темы урока. Сегодня на уроке мы продолжим изучение произведения Н.А.Некрасова и постараемся больше узнать о его героях.
Стихотворение написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения, пользуясь справочной литературой, вы эту работу выполняли самостоятельно на прошлом уроке. Проверим результат вашей поисковой деятельности.
(слова прочитываются вслух, по группам, ставится ударение, проговаривается значение слов)
Гинут — гибнут
Силки – приспособление в виде затянутой
петли для ловли птиц и мелких животных
Аршин – старорусская мера длины, длина всей руки от плеча (71 см)
Сажень – старинная мера длины, равная 3 аршинам (2м 13 см)
Зипун – старинная верхняя одежда крестьян, типа кафтана без воротника, изготовленная из грубого сукна яркого цвета
Багор – длинная палка с загнутым металлическим крюком.
Гуторить — разговаривать
Горемыка – слово состоит из двух слов: горе и мыкать, что обозначает страдать.
Молодцы! Я очень довольна результатом вашей самостоятельной работы.
Теперь нам намного легче будет предполагать, слушать, читать, думать, представлять.
Ӏᴠ.Работа с текстом во время чтения.
-
Беседа с учащимися:
— Как бы вы озаглавили первую часть текста?
(Дедушка Мазай, Старый Мазай)
— С кем знакомит нас Н.А.Некрасов в первой части своего стихотворения?
-Выберите и подчеркните цитаты, характеризующие Мазая.
— Какой получилась цитатная характеристика дедушки Мазая?
1.“Старый Мазай любит до страсти свой низменный край”
2. “Вдов он, бездетен, имеет лишь внука”
3. “Торной дорогой ходить ему — скука”
4. “За сорок вёрст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочём”
5. “Дня не проводит Мазай без охоты”
6. “Начал частенько Мазай пуделять”
7. “Впрочем, в отчаянье он не приходит”
8. “Знает он много рассказов забавных про деревенских охотников славных”
Что можно дописать в цитатный план – характеристики Мазая?
(обостренное чувство совести и ответственности за слабых, беззащитных)
Прочитаем вторую часть и ответим на этот вопрос. ( чтение вслух цепочкой с комментированием).
— С каких мыслей начинает свой рассказ Мазай?
-Как он к этому относится? Что наболело на душе у Мазая?
-Что значит «наболело»?
-На чем отправился дед Мазай за дровами?
— Почему?
Нарисуйте словами картину половодья.
-Из каких слов ясно, что деду по-настоящему жалко зайцев?
— Только ли ради потехи «прокатил он деревней зайчишек».
-Как вели себя зайцы в лодке сначала и в конце «путешествия»?
— Почему вдруг строки стали короче, а потом опять удлинились?
— Для чего автор применил этот прием?( показать быстроту)мигом.
— Как относится автор к деду Мазаю? (вопрос 5 стр 182)
— Как мы озаглавим вторую часть? Что в ней самое главное?
ᴠ. Физкультминутка.(презентация)
ᴠӀ Работа с текстом после чтения.
Есть очень интересная история написания стихотворения » Дедушка Мазай и зайцы»
(краткий рассказ учителя)
– В деревне Малые Вежи жил дедушка – одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где он жил, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его спутником был дедушка, который знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошел сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и пока пережидали дождь, дедушка рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение, которое назвал «Дедушка Мазай и зайцы»
-Какя же главная мысль этого произведения?
Девизом нашего урока станут слова Е. Евтушенко. Читаем все вместе медленно:
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверят внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
— Как вы понимаете эти строки?
— О каких зверях внутри нас говорит автор? ( Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень, грубость и т. д.)
— К чему призывает автор? (Беречь и любить природу, все то, что нас окружает)
Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из стихотворения.
Нарисовать иллюстрацию, если появится желание.
Самоанализ урока.
Урок литературного чтения был проведен в 4 классе по программе «Школа 2100..». В
данном классе обучается 4 человека. Дети имеют разные уровни подготовки. Качество знаний и умений составляет 75%-100%. На уроках дети работают активно, охотно вступают в диалог, с уважением относятся к чужому мнению. Не все дети обладают развитой речью. Это урок продолжения работы с произведением, он был построен в соответствии с программными требованиями.
Цели и задачи урока:
Предметные: учить анализировать художественное произведение, выделяя основную мысль.
Познавательные: пользоваться разными видами чтения, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, извлекать информацию,
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока,
Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения. слушать и слышать других.
Личностные: видеть точность и красоту языка автора, развивать сознательное усвоение сокровищ родного языка, развивать воображение, речь, оценивать поступки героев, бережно относится ко всему живому.
Создать атмосферу эмоционального отклика на произведение.
Урок построен согласно методики Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой целью которого является обучение детей вдумчивой работе с художественным текстом.
Урок начался с речевой разминки, целью которой была работа над правильностью и четкостью произношения звуков. Во время проверки домашнего задания ребята прочитали свои сочинения на тему «Летний дождь». Работа над развитием и оформлением письменной речи, своих мыслей, проводится регулярно, в системе, но не у всех получается. Далее шла работа с текстом до чтения, мы повторили значения старинных слов, ребята показали результаты своей поисковой деятельности.
Работа с текстом во время чтения (чтение вслух, самостоятельное чтение, объяснение и уточнение значений слов, ответы на вопросы учителя, беседа по содержанию текста, работа над языком, характерами героев и пр.)
Работа с текстом после чтения (ответ на проблемный вопрос к тексту в целом, ведущий к пониманию замысла автора, сведения о писателе, беседа по проблеме раздела, выполнение творческих заданий). Работа по обогащению словаря учащихся, знакомство с новой лексикой строится с помощью толкового словаря.
Посильный объем домашнего задания продуман с учетом интереса учащихся, носит творческий характер. На уроке осуществляется реализация межпредметных связей уроков чтения, риторики. Такая форма урока способствует творческой деятельности, доброжелательности отношения всех участников урока, реализует принцип комфортности. Считаю, что урок чтения по формированию правильной читательской деятельности и создания эмоционального отклика на произведение- достиг своей цели.
Урок достиг своих поставленных целей,дети работали активно с интересом.