Урок литературного чтения в 4 классе

Тема урока: С.А. Есенин «Лебёдушка».

Цель: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения С. Есенина «Лебёдушка».

Задачи:

Образовательные: продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С. Есенина; учить видеть художественные особенности поэтического слова, близкого к устному народному творчеству, фольклору; учить составлять текст-синквейн, как способа характеристики персонажа.

Развивающие: развивать умение выделять главное сопоставлять факты, делать выводы; развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому.

Средства обучения:

Отрывки из стихотворений к созданию проблемной ситуации в классе, мультимедийная презентация «Лебёдушка», компьютер, проектор.

Оборудование и раздаточный материал:

Маршрутные листы, учебник, мультимедийная презентация

Организационный момент. Вхождение в урок.

Слайд 1

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Вик торовна. Сегодня я с вами проведу урок литературного чтения.

Звучит музыка «Над окошком месяц»

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром.

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

Какие прекрасные строки! Не правда-ли, ребята!

На ваших столах лежат отрывки из произведений этого автора. Прочитайте их… Дети на карточках читают отрывки из стихотворений С.Есенина

Вступительная беседа и актуализация опорных знаний.

— Кто готов прочитать эти строки выразительно …

— Узнали автора стихотворений, отрывки которых сейчас вы прочитали? С Есенин

Душа поэта – тонкая струна,

Дотронешься – и зазвучит она!

И мир Есенина нам предстоит постигнут ь,

В секреты слова красоты проникнуть.

Как вы думаете с произведением какого автора мы сегодня познакомимся?

А название этого произведения вы узнаете, отгадав эту загадку

Длинношеяя та птица

Грациозна, как царица,

Гладью водной проплывает,

Чудно шею извивает. (Лебедь)

-Произведение, которое будем читать, называется «Лебедушка».

-Что знаете об этих птицах?

Лебедь — величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми символ чистоты, благородства, верности. В старину девушку называли лебедушка. В мире существует 7 видов лебедей.

-Как вы думаете, какая цель нашего урока?

-Очень хорошо, а еще мы сегодня на уроке будем создавать текст- синквейн, который поможет дать характеристику главным героям произведения

-Ребята, а что вы знаете о жизни Сергея Есенина?

Детство поэта прошло в селе Константиново, что близ города Рязань в 1895году. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые

луга. Рос мальчик у бабушки с дедушкой. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.

В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни. А если у сказки был плохой конец, он их переделывал на свой лад, чтобы все хорошо закончилось. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет.

— Свои стихи, когда вырос, С. Есенин писал, подражая произведениям устного народного творчества. Многие из его стихов стали любимыми песнями русского народа. Как вы думаете, что объединяет эти стихи?

( Поэт пишет о красоте родной природы)

Родина для него – это его деревня, это мир природы, мир глубоких человеческих переживаний, чувств.

Постановка темы и цели урока

Слайд 2

Слайд 3

Портрет С.Есенина

— Я уверена, что вы любознательные мальчишки и девчонки и очень много знаете, поэтому работа, которую мы будем делать, не составит для вас большого труда. А работать мы будем на уроке при помощи маршрутных листов.

Обратимся к маршрутному листу, задание 1, прочитайте.

— Возьмите карандаш, разделите слова на слоги.

Давайте прочитаем их, эти слова встретятся в тексте. Будьте внимательны.

Первичное чтение стихотворения учителем и подготовленными учащимися.

Обмен впечатлениями. Анализ произведения

Слайд 4

Составляем синквейн

Лексическое значение слов

Слайд 5

-Сейчас, мы с вами познакомимся с произведением. В тексте могут встретиться непонятные вам слова. Отметьте эти слова

Чтение стихотворения (учитель, учащиеся).

( по ходу чтения учащиеся выписывают непонятные слова – задание 2)

— Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

— Что чувствовали, когда слушали стихотворение?

— Как выдумаете, к какому жанру устного народного творчества можно отнести это стихотворение? (народную песню или сказку). Почему?

Как поэт относится к лебедушке?

-Что необычного в изображении лебедушки?

— Как автору удается показать, что она была хорошей матерью.

— Подберите синонимы к слову дозорила.

(охраняла, оберегала, стерегла)

— В этом стихотворении у Сергея Есенина образ Родины слит с образом матери. Он большое внимание уделяет образу матери – лебеди, которая так геройски оберегала своих детей.

Проверка восприятия прочитанного стихотворения

Физминутка

Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу.

Вниз опустили и увидали –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем:

Крылья сложили назад.

Самостоятельная работа в маршрутных листах.

Поиск решения учебной проблемы

Слайд 6

Синквейн

Мы с вами составили характеристику лебёдушки способом синквейн. Синквейн (с французского- 5 вдохновений, 5 удач) – это краткий текст из 5 строчек, написанных по особым правилам Обратитесь к маршрутному листу задание №3. Прочитайте

— Давайте выполним его (работа в парах)

-1 строка- одно существительное (тема)

— 2строка- два прилагательных, определяющих признаки этого существительного, описывающих ваше представление о нем.

-3 строка- три глагола, называющих действия, которые производит существительное.

-4 строка-Фраза (предложение) из четырех слов, передающее ваше отношение к существительному.

-5 строка- синоним к существительному или ваша ассоциация к этому слову (1-2 слова)

Дети работают в маршрутных листах.

Прочитайте, что у вас получилось.

(Учитель слушает несколько работ учащихся)

Выражение решения проблемы.

Проверка выполненной работы

— Этот синквейн помогает нам представить характер героев этого стихотворения лебедушки и орла.

(Сравнительная характеристика)

-Какие две противоположные силы представлены в характеристике этих героев. (Добро и зло)

Итог урока

Слайд

Не хочется заканчивать урок на грустной ноте. Давайте подумаем, если бы вы были волшебниками, что бы вы сделали, чтобы изменить концовку произведения.

Домашнее задание

Учебник ст. 120-125 перечитайте стихотворение, разделите его на части, озаглавив каждую часть, приготовить выразительное чтение отрывка.

Рефлексия «Солнышко»

-Какая у нас была с вами цель урока?

— Достигли мы цели?

— Чему научились?

Если урок научил вас быть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина мы прониклись в мир милосердия и сострадания

Выразите свое настроение на «солнышке» (дети вы-ходят по одному к доске и прикрепляют лучики к солнышку с хорошим настроением или с грустным).

— Спасибо за урок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here