Урок литературного чтения в 4 классе
Тема урока: С.А. Есенин «Лебёдушка».
Цель: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения С. Есенина «Лебёдушка».
Задачи:
Образовательные: продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С. Есенина; учить видеть художественные особенности поэтического слова, близкого к устному народному творчеству, фольклору; учить составлять текст-синквейн, как способа характеристики персонажа.
Развивающие: развивать умение выделять главное сопоставлять факты, делать выводы; развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому.
Средства обучения:
Отрывки из стихотворений к созданию проблемной ситуации в классе, мультимедийная презентация «Лебёдушка», компьютер, проектор.
Оборудование и раздаточный материал:
Маршрутные листы, учебник, мультимедийная презентация
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Вик торовна. Сегодня я с вами проведу урок литературного чтения.
Звучит музыка «Над окошком месяц»
Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы, Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром. И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!» Какие прекрасные строки! Не правда-ли, ребята! На ваших столах лежат отрывки из произведений этого автора. Прочитайте их… Дети на карточках читают отрывки из стихотворений С.Есенина
| |
Вступительная беседа и актуализация опорных знаний.
| — Кто готов прочитать эти строки выразительно …
— Узнали автора стихотворений, отрывки которых сейчас вы прочитали? С Есенин
Душа поэта – тонкая струна, Дотронешься – и зазвучит она! И мир Есенина нам предстоит постигнут ь, В секреты слова красоты проникнуть.
Как вы думаете с произведением какого автора мы сегодня познакомимся?
А название этого произведения вы узнаете, отгадав эту загадку Длинношеяя та птица Грациозна, как царица, Гладью водной проплывает, Чудно шею извивает. (Лебедь) -Произведение, которое будем читать, называется «Лебедушка». -Что знаете об этих птицах? Лебедь — величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми символ чистоты, благородства, верности. В старину девушку называли лебедушка. В мире существует 7 видов лебедей. -Как вы думаете, какая цель нашего урока? -Очень хорошо, а еще мы сегодня на уроке будем создавать текст- синквейн, который поможет дать характеристику главным героям произведения
-Ребята, а что вы знаете о жизни Сергея Есенина?
Детство поэта прошло в селе Константиново, что близ города Рязань в 1895году. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые луга. Рос мальчик у бабушки с дедушкой. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных. В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни. А если у сказки был плохой конец, он их переделывал на свой лад, чтобы все хорошо закончилось. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. — Свои стихи, когда вырос, С. Есенин писал, подражая произведениям устного народного творчества. Многие из его стихов стали любимыми песнями русского народа. Как вы думаете, что объединяет эти стихи? ( Поэт пишет о красоте родной природы) — Родина для него – это его деревня, это мир природы, мир глубоких человеческих переживаний, чувств. |
Постановка темы и цели урока
Слайд 2
Слайд 3
Портрет С.Есенина
| |
| — Я уверена, что вы любознательные мальчишки и девчонки и очень много знаете, поэтому работа, которую мы будем делать, не составит для вас большого труда. А работать мы будем на уроке при помощи маршрутных листов. |
| Обратимся к маршрутному листу, задание 1, прочитайте. — Возьмите карандаш, разделите слова на слоги. Давайте прочитаем их, эти слова встретятся в тексте. Будьте внимательны. |
Первичное чтение стихотворения учителем и подготовленными учащимися. Обмен впечатлениями. Анализ произведения
Слайд 4
Составляем синквейн
Лексическое значение слов Слайд 5 | -Сейчас, мы с вами познакомимся с произведением. В тексте могут встретиться непонятные вам слова. Отметьте эти слова Чтение стихотворения (учитель, учащиеся).
( по ходу чтения учащиеся выписывают непонятные слова – задание 2)
— Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? — Что чувствовали, когда слушали стихотворение? — Как выдумаете, к какому жанру устного народного творчества можно отнести это стихотворение? (народную песню или сказку). Почему? Как поэт относится к лебедушке? -Что необычного в изображении лебедушки? — Как автору удается показать, что она была хорошей матерью. — Подберите синонимы к слову дозорила. (охраняла, оберегала, стерегла)
— В этом стихотворении у Сергея Есенина образ Родины слит с образом матери. Он большое внимание уделяет образу матери – лебеди, которая так геройски оберегала своих детей.
|
Проверка восприятия прочитанного стихотворения |
Физминутка Руки подняли и помахали Это деревья в лесу. Вниз опустили и увидали – Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем- Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем: Крылья сложили назад. |
Самостоятельная работа в маршрутных листах. Поиск решения учебной проблемы
Слайд 6 Синквейн
| Мы с вами составили характеристику лебёдушки способом синквейн. Синквейн (с французского- 5 вдохновений, 5 удач) – это краткий текст из 5 строчек, написанных по особым правилам Обратитесь к маршрутному листу задание №3. Прочитайте — Давайте выполним его (работа в парах) -1 строка- одно существительное (тема) — 2строка- два прилагательных, определяющих признаки этого существительного, описывающих ваше представление о нем. -3 строка- три глагола, называющих действия, которые производит существительное. -4 строка-Фраза (предложение) из четырех слов, передающее ваше отношение к существительному. -5 строка- синоним к существительному или ваша ассоциация к этому слову (1-2 слова)
Дети работают в маршрутных листах. Прочитайте, что у вас получилось. (Учитель слушает несколько работ учащихся)
|
Выражение решения проблемы.
Проверка выполненной работы | — Этот синквейн помогает нам представить характер героев этого стихотворения лебедушки и орла. (Сравнительная характеристика) -Какие две противоположные силы представлены в характеристике этих героев. (Добро и зло)
|
Итог урока
Слайд | Не хочется заканчивать урок на грустной ноте. Давайте подумаем, если бы вы были волшебниками, что бы вы сделали, чтобы изменить концовку произведения. |
Домашнее задание | Учебник ст. 120-125 перечитайте стихотворение, разделите его на части, озаглавив каждую часть, приготовить выразительное чтение отрывка. |
Рефлексия «Солнышко» | -Какая у нас была с вами цель урока? — Достигли мы цели? — Чему научились? Если урок научил вас быть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина мы прониклись в мир милосердия и сострадания Выразите свое настроение на «солнышке» (дети вы-ходят по одному к доске и прикрепляют лучики к солнышку с хорошим настроением или с грустным). — Спасибо за урок. |