«Большегалкинская СОШ»
Урок литературного чтения в 4 классе
«Г. Х. Андерсен. Русалочка.»
(Составила и провела учитель нач. классов Н.В. Григоревская)
Большая Галка – 2012г.
Нет сказок лучше тех,
которые создаёт сама жизнь.
Г. Х. Андерсен.
Цели. 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по сказке Г. Х. Андерсена «Русалочка».
2. Работать над техникой и выразительностью чтения.
3. Развитие внимательности, памяти, умение работать с художественным текстом, производить его анализ и делать выводы.
4. Воспитывать нравственные черты характера: доброты, человеколюбия, отзывчивости на примере сказки Г. Х. Андерсена «Русалочка».
Оборудование: портрет Г. Х. Андерсена, иллюстрации к сказке, алгоритм написания синквейна, выставка книг Г. Х. Андерсена, магнитофон , музыка к мультфильму «Русалочка».
Тип урока: урок- обобщение.
Ход урок.
-
Организационный момент.
— Мы приветствуем вас, дорогие гости, на нашем литературном чтении. Ребята, повернитесь, поздоровайтесь с нашими гостями. Давайте мы с вами пожелаем себе удачи и хорошей работы, а гостям нашим приятного времяпровождения.
2. Повторение изученного материала.
Добрые сказки вы помните с детства,
Хочу, чтобы сказки любили вы,
Чтобы подкралась к самому сердцу
И зародило зерно доброты и любви.
-Так о чём пойдёт сегодня речь?
— Сейчас мы проведём небольшую викторину.
Викторина.
-
Как звали мальчика, которому в глаз и в сердце попали осколки дьявольского зеркала? (Кай. «Снежная королева»)
-
В кого превратился гадкий утёнок? (Лебедь. «Гадкий утёнок»)
-
В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (Лебеди. «Дикие лебеди»)
-
Как звали девочку, имя которой придумали благодаря её росту ? ( Дюймовочка»).
-
Кто был сыном старой оловянной ложки ? (Оловянный солдатик).
-
Какой предмет помог королеве выяснить настоящая перед ней принцесса? (Горошина)
-
Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев? (Из крапивы. «Дикие лебеди»)
-
Какую новую ткань ткали два обманщика в сказке «Новое платье короля»? (Никакую)
-
Кто охранял сундуки с медью., серебром и золотом? ( Собаки. «Огниво»)
-
Что больше всего любила Русалочка? (Слушать рассказы о людях)
— Кто же написал все эти замечательные сказки? (Г. Х. Андерсен)
3. Проверка домашнего задания.
Сейчас мы проверим свои знания об авторе, выбираете номер ответа.
Тест.
В какой стране жил великий сказочник?
-
Швеция.
-
Германия
-
Дания
В каком возрасте мальчик научился читать?
-
В 4года.
-
В 7 лет.
-
В 9 лет.
Где учился Ганс Христиан?
-
В лицее.
-
В пансионате.
-
В школе для бедных.
Какое произведение не принадлежит перу Г. Х, Андерсену?
-
«Дюймовочка»
-
«Красная шапочка»
-
«Принцессе на горошине»
Как объявлен день рождения 2 апреля?
-
Международным женским днём.
-
Международным днём женской книги.
-
Днём Святого Валентина.
(31322)
-Какое число получили?
-Найдите сумму выбранных ответов и узнаете в каком возрасте Ганс остался без отца и стал зарабатывать на жизнь? (В11 лет.)
-Хорошо.
— Да, Андерсена прославили его сказки, их количество достигает 170. На предыдущих уроках мы говорили, размышляли с вами над образами и поступками героев сказки «Русалочка». Сегодня мы обобщаем знания по данному произведению и раскроем тему добра и любви в сказке. Для этого , чтобы настроиться на работу, давайте на время закроем глаза и прислушаемся … (Звучит музыка).
— Что вы представили, когда звучала музыка? Какие чувства испытали?
— Как вы думаете может ли эта композиция стать «музыкальной иллюстрацией» к нашей сказке? Почему?
— Действительно, эти звуки напоминают нам именно то место, где жила героиня сказки- Русалочка. Давайте найдём это в тексте.
— Найдите в тексте портрет героини и зачитаем.
— Какая заветная мечта была у Русалочки? (Оказаться на поверхности моря и познакомиться с этим удивительным миром.)
-Что она при этом испытывала? (Радость, восторг)
— Кого встречает здесь Русалочка? Прочитайте.
— Что она при этом испытывала? ( Любовь.)
— Далее события развиваются стремительно. Внезапно начинается буря. Прекрасный принц падает в воду и начинает тонуть. Что при этом делает Русалочка?
— Почему Русалочка, не думая о том, что сама может погибнуть, бросилась спасать принца?
— Какое качество Русалочки раскрывается в данном эпизоде? (Доброта)
-Как бы вы поступили на её месте?
— Что в образе Русалочки покорило вас?
— Почему она решает стать человеком?
— На какую жертву пошла Русалочка, Чтобы принц полюбил её?
— Любил ли принц Русалочку так, как она его? Как он её называл?
— Почему он на ней не женился?
-Могла ли она спастись? Что для этого она должна была сделать? Прочитайте.
— Какое решение приняла Русалочка?
— Как относился автор к своей героине? Докажите текстом.
-Так почему же тогда он позволил ей умереть?
— Что подарил автор своей любимой героине? (Бессмертную душу).
-
Физминутка.
Рыбки весело играли
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся
То зароются в песке.
-
Составление диафильма.
(По классу развешаны иллюстрации к сказке Андерсена «Русалочка»)
— Расположите иллюстрации в нужном порядке. (Играет музыка 1,5 мин)
— А теперь нам нужно подписать наши иллюстрации..
(Каждый ученик выбирает себе карточку с отрывком из текста и помещает под иллюстрацией).
— Какую проблему поднимает Андерсен в данной сказке?
— В чём её основная мысль ? Какие выводы вы сделали для себя?
— Можно сказать, что сюжет завершён?
— У вас имеются модели обложки. Вам их нужно будет оформить.
-
Итог урока.
— Мы с вами плодотворно поработали и чтобы подвести итог, я предлагаю вам написать синквейн.
Обратите внимание на эту книжную выставку.
– Как вы думаете для чего она здесь представлена?
— Какому герою сказок на родине Андерсена В Дании поставлен памятник? (Русалочке)
-Как вы думаете почему?
-
Домашнее задание.
Написать отзыв на сказку Андерсена «Русалочка» по плану:
-
автор, название;
-
тема сказки;
-
главные герои;
-
эпизод, который произвёл впечатление;
-
основная мысль сказки, вывод.
-
Рефлексия.
— У вас на партах лежат сердечки разных цветов. Сейчас вы поднимите сердечко того цвета, которое соответствует вашему настроению.
Красное — радостное, активное, весёлое.
Зелёное – нормальное, спокойное, хорошее.
Серое – унылое, грустное, печальное.
Чёрное – плохое тоскливое, тревожное.
Вывод : нужно уметь понимать, прощать других людей, не жить только для себя, стараться стать добрыми и благородными людьми.