Класс: 2 (1-4).
Предмет: литературное чтение.
Программа: «Школа 2100».
Тип урока: урок обучения чтению нового текста.
Форма урока: урок-исследование.
Тема: «Анализ поэтического произведения. Р.Сеф «Странное дело»».
Цели: 1) формировать тип правильной читательской деятельности,
учить прогнозированию содержания текста, проводить анализ
прочитанного произведения через «диалог с автором», находить в тексте
материал для характеристики героев и формулировки основной мысли
стихотворения;
2) развивать устную речь (грамотно строить предложения), логическое и
образное мышление, воображение, внимание, навык работы в парах
постоянного состава;
3) обогащать жизненный опыт учеников, открывать мир нравственных
ценностей, формировать чувства коллективизма, товарищества,
доброжелательности.
Оборудование: доска – портрет Р.Сефа, выставка книг Р.Сефа, рисунки с изображением
сапожника и художника, пословицы, слова – черты характера героев
стихотворения, слова «стихотворение», «Р.Сеф», «Странное дело»,
слова – цели урока; на партах – лист с заданиями для каждого ученика,
учебник.
1. Актуализация знаний.
Урок литературного чтения. Нас ждёт интересное путешествие в мир книг, знакомство с новым произведением. Каким? Кто его автор? Как оно называется? Попробуем предположить.
Подвиньте к себе лист с заданиями. Выполните задание №1.
( для 1 группы – Расшифруй слово, и ты узнаешь жанр произведения.
т о С т о е и
х р и в н е
для 2 группы – Узнай имя автора. Его нужно исключить из списка.
Н.Носов, Р.Сеф, Л.Толстой
для 3 группы – Прочти название произведения.
еоннартс олед )
По мере ответов на доске появляются слова: стихотворение
Р.Сеф
«Странное дело»
— Проверим, верны ли наши предположения. Откройте учебник на странице 32.
2. Работа с текстом до чтения.
а) — Назовите жанр произведения. Автор? Знакомы ли вы с его творчеством?
— Поставьте учебную задачу.
(Выбор одной из фраз-целей урока: Познакомиться с творчеством…)
Учитель вывешивает на доску портрет Р.Сефа и обращает внимание
на выставку его книг.
— Роман Семёнович Сеф – наш современник, он родился и живёт в г.Москва. Своё первое стихотворение поэт написал в 5 лет, и звучало оно так: «Берёза ждёт мороза! Берёза ждёт мороза!» Юный поэт был счастлив.
С тех пор Р.Сеф написал более 25 книг, и все они для вас, ребята.
б). — Как называется стихотворение? Как можно сказать по-другому?
— Сформулируйте следующие цели. (формулировка целей с опорой на фразы: Прочитать,
Проанализировать…)
— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Что заметили? Как вы думаете, о чём это
произведение?
3. Чтение текста про себя.
— Проверим, подтвердятся ли наши предположения. Прочитайте стихотворение про себя.
— Итак, подтвердились наши предположения? А как вы теперь ответите на вопрос: «О чём это стихотворение?»
На доску вывешиваются иллюстрации с изображениями художника и сапожника.
— Сапожник и художник – совсем непохожие профессии, но автор именно их, таких разных людей, сделал героями своего произведения. Почему? Есть над чем подумать.
— Предлагаю провести исследование. Определим его тему. Как вы думаете, почему автор так назвал своё произведение? Что странного он подметил?
(Дети: Сапожника называли художником, а художника – сапожником.)
— А почему?
— Наши мнения разделились. Надо думать. Сформулируйте тему исследования.
(Дети: Почему сапожника называли художником, а художника – сапожником?)
Доска: изображение ? изображение
сапожника ↔ художника
— Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны…(повторное обращение к целям урока: Прочитать…, Проанализировать…)
— Что будет объектом нашего исследования?
(Дети: Стихотворение.)
— А кто станет предметом исследования?
(Дети: Сапожник и художник.)
— Впереди у нас серьёзная работа. Поможем организму подготовиться.
(Физминутка)
4.Работа с текстом во время чтения.
— Давайте перечитаем стихотворение вслух, заглянем в глубь строки и поделимся возникшими мыслями.
1 – 2 строки
— Прочитайте две первые строки. Что услышали в этой фразе? Достаточно этих слов, чтобы понять, над чем размышляет автор? (Дети: Нет.)
— Дочитаем предложение до точки.
3 – 6 строки
— Что вам напомнили эти строки? И кто её герой? Кто такой сапожник? Узнаем о нём побольше. Прочтите следующие две строки.
7 – 8 строки
— Каким вы представили себе сапожника? Мог быть такой человек на самом деле? Значит это не сказка, а что…? Дочитаем страницу.
9 – 11 строки
— Задайте вопрос автору.
(Дети: Почему сапожника называли художником?)
— А как вы на него ответите?
(Дети: Сапожник – мастер своего дела.)
— Итак, это первая часть нашей рабочей версии ответа по теме исследования.
— Прочтите следующее предложение.
12 – 17 строки
— Что заметили? Зачем автор повторяет строки? Кто такой художник? Что о нём говорит автор?
— Прочтём следующие три строки.
18 – 20 строки
— Опишите художника. Какой он? А такой человек может жить рядом с нами? Как вы думаете, почему автор не даёт подробного описания внешности сапожника и художника, только примерный возраст?
— Дочитаем предложение до точки.
21 – 23 строки
— Что хотел сказать автор этой фразой?
(Дети: Художник ленился. Он писал плохие картины.)
— Это вторая часть рабочей версии ответа по теме нашего исследования.
— Дочитаем стихотворение.
24 – 25 строки
— Обратите внимание на знак в конце предложения. О чём спрашивает нас автор?
(Дети: Может ли быть, чтобы сапожника называли художником, а художника – сапожником?)
— Попробуйте на него ответить.
(Дети: Сапожник был мастером своего дела, у него «золотые руки». Он делал не
только удобную, но и красивую обувь. Его называли художником.
Ххудожник не вкладывал в свою работу душу, у него не было таланта. Он
писал некрасивые картины. За это его называли сапожником.)
— Мы сформулировали нашу версию ответа по теме исследования. Отдохнём и подготовимся к последнему этапу исследования.
(Физминутка)
5.Работа над выразительностью чтения.
— Как вы думаете, это стихотворение – игра, фантазия, сказка, раздумье? Докажите.
— Как нужно читать стихотворение? Какие строки наиболее ярко выражают размышление?
— Прочтите удивлённо, задумчиво.
— Мы сказали, что для понимания главной мысли стихотворения внешний вид героев неважен. А что тогда, по-вашему, важно?
— Найдите на ваших листах задание №2 и выполните его.
(Задание одинаковое для всех: Назови черты характера сапожника, художника.
Слова на выбор: трудолюбие,лень,небрежность,безответственность,мастерство,равнодушие,надёжность, аккуратность.)
— Назовите черты характера сапожника.
(По мере ответов детей слова — карточки появляются на доске и размещаются под изображением сапожника.)
— Как автор относится к герою? А вы разделяете его точку зрения?
— Прочтите строки о сапожнике так, чтобы мы это почувствовали, услышали?
— Так почему Р.Сеф называет сапожника художником?
(Дети: Сапожник – мастер своего дела.)
— Это первая часть итоговой версии нашего исследования.
— Назовите черты характера художника.
(Ответы – слова на карточках размещаются под изображением художника.)
— Как автор относится к художнику? А вы согласны с ним?
— Прочтите строки о художнике, выразив своё отношение к нему.
— Почему Р.Сеф называет художника сапожником?
(Дети: Художник – человек, который не вкладывал в свой труд душу, ленился.)
— Это вторая часть нашей итоговой версии.
— Прочитайте две последние строки так, чтобы мы услышали обращение автора к нам, читателям, с вопросом.
— Чтобы дать ответ на вопрос автора, прочитаем стихотворение выразительно, передав своё отношение к героям.
— Кто хочет, может выучить стихотворение наизусть к следующему уроку.
— Итак, ответьте на вопрос автора.
(Дети: Нет, это не странное дело.)
— Почему?
(Дети отвечают, объединяя в ответ 1 и 2 части итоговой версии.)
— Это наша итоговая версия исследования.
6. Работа с текстом после чтения.
— Как вы думаете, можно ли словами «сапожник», «художник» назвать повара, музыканта, футболиста, ученика? Поделитесь своими мыслями.
— А рядом с вами есть такие люди?
— Дома подготовьте рассказ об одном из таких людей; кто затрудняется, может рассказать о сапожнике или художнике из стихотворения так, как будто это ваши знакомые.
— Итак, пришло время подвести итог нашего исследования. Выполните задание №3 на листочках.
(Задание общее: Прочитай предложение – главную мысль стихотворения.
-
Как хорошо быть сапожником!
-
Человек славен трудом.
-
Все работы хороши!)
— Какая формулировка главной мысли кажется вам наиболее точной?
— Итак, мы сделали окончательный вывод по теме нашего исследования, который звучит так:
Доска: «ЧЕЛОВЕК СЛАВЕН ТРУДОМ!»
— Наше исследование закончено.
(Выставление отметок)
7. Рефлексия.
— Книги, как деревья, раскрывают свои страницы – листочки навстречу нам, читателям, и помогают стать настоящими людьми. И люди, как деревья.
— Встаньте, дети, опустите руки. Наше тело – ствол дерева. Ноги – корни. Кто познакомился с творчеством Р.Сефа, научился выразительно читать стихотворение, поставьте ноги на ширину плеч. Наши руки – ветки. Кому удалось справиться со всеми заданиями, согните руки в локтях. На ветках набухают почки – кулачки, а раскрытые ладошки – листья.
— Кто понял, что хотел сказать нам, читателям, своим стихотворением Р.Сеф, раскройте кулачки – почки.
— Мысленно оцените свою работу на уроке. Кто может назвать себя художником – читателем, поднимите руки – ветки и помашите ими. Это наша благодарность художнику – поэту Роману Семёновичу Сефу.
Наш урок окончен.