МБОУ Верхнедонская гимназия

Предмет: Литературное чтение 2 класс (1-4) УМК «Гармония»

Тема урока по учебно-методическому плану:

Специфика авторской сказки С. Козлова «Чёрный омут»

Подготовила: учитель начальных классов

Павлова Ольга Ивановна

Ст. Казанская

Место урока в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.

Тема урока по учебно-методическому плану: «Специфика авторской сказки С. Козлова «Чёрный омут»

Цель: познакомить с авторской сказкой, показать её мудрость и многогранность.

Задачи:

  1. Приобщать к миру литературы посредством расширения читательского опыта учащихся.

  2. Развивать умение работать с текстом, внимание к слову, языковое чутьё.

  3. Воспитывать уверенность в себе и в своих поступках, стремление преодолевать трудности.

Ход урока

I.Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Он позвал ребят всех в класс.

Скажем дружно: мы готовы,

Литературное чтение у нас.

Чтение – это прекрасный урок!

Много полезного в каждой из строк.

II.Проверка домашнего задания (с. 110)

Перескажи сказку К. Ушинского «Два козлика»

Переделай сказку таким образом, чтобы козлики оказались не упрямыми, а сговорчивыми, вежливыми.

III.Речевая разминка

( На экране или на доске)

Ярмарка чудес

Со сказками все дружат –

И сказки дружат с каждым,

Они необходимы,

Как солнышка привет.

Кто любит слушать сказки,

Тому они расскажут

О том, что, может, было,

А может быть, и нет.

М. Пляцковский

  1. Актуализация знаний и постановка цели урока.

— С каким произведением мы будем знакомиться?

— Какие бывают сказки?

Просмотр презентации «Знакомы ли вам эти герои?»

— Из каких они сказок?

— Кто автор этих сказок?

— Со сказкой какого автора мы будем сегодня знакомиться?

Сергей Григорьевич Козлов (1939).

Поэт и сказочник, автор любимых детьми и взрослыми историй про Ёжика и его друзей («Ёжик в тумане», «В сладком морковном лесу», «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды»), а также историй про Львёнка и Черепаху, которые пели песню: «Я на солнышке лежу.»

IV.Изучение нового материала.

Откройте учебники на странице 111 и прочитайте название сказки.

— Поднимите руки те, кто знает значение слова омут. А где можно узнать о значении слова? (Толковый словарь)

Просмотр презентации «Омут»

— Давайте попробуем угадать, о чём эта сказка.

а) Первичное чтение сказки учителем.

— Поделитесь впечатлениями. Что удивило в сказке?

б) Повторное чтение и работа по содержанию.

-Прочитайте начало сказки.

-Давайте словесно нарисуем сказочный Чёрный Омут таким, каким его увидел Заяц.

-Хотели бы вы оказаться в этом месте?

-Прочитайте разговор Зайца и Чёрного Омута.

-Итак, зачем пришёл Заяц к Чёрному Омуту? Почему он решил утопиться? Что ему ответил Чёрный Омут?

-Как вы понимаете эти слова? «Если уж утопиться не страшно, смерти не боишься, так чего же ещё бояться? Разве Волк, Лиса и другие звери – страшнее смерти?»

— С кем первым встретился Заяц после беседы с Чёрным Омутом?

-Перечитаем этот фрагмент.

-Кого Заяц повстречал дальше? Прочитайте и докажите, что Лиса сначала обрадовалась этой встрече.

-Прочитайте разговор Филина с Зайцем.

-Почему Филин просит Зайца уйти из этого леса?

-Смогут ли все зайцы стать такими как наш герой?

Физкультминутка

На полу у каждого рабочего места лежат звездочки жёлтого, красного и синего цвета.

-Дети, встаньте, потянитесь, посмотрите вверх. Светят ли там для вас звёзды? А справа? Слева? Тогда закройте глаза и приготовьтесь нырять. Присели, открыли глаза. Теперь видите звёзды? Взяли в руки одну из них и встали. Взяли звёздочку обеими руками за лучики и втянули руки перед собой. Подняли руки со звёздочкой вверх. Пробежали глазами по лучикам звезды справа налево, а потом слева направо. Положили звёздочку на край стола и тихонько сели.

V.Инсценирование фрагментов сказки.

-Послушайте, пожалуйста, как читает эту сказку актёр Алексей Васильев.

-Прочитайте фрагменты встречи Зайца и Волка, Лисы и Зайца, Зайца и Филина про себя.

-Инсценировка фрагментов. Дети воспроизводят слова так, как запомнили, не заучивая дословно.

-В конце сказки наступила осень. Чего испугался Заяц в осеннем лесу? Прочитайте.

-Как объяснил Чёрный Омут причину страха? Прочитайте.

-Отчего всем страшно?

-А нужно ли бояться, что время улетает, как осенние листья?

-Пройдёт осень, а что дальше? Всё ли пройдёт?

-Так надо ли бояться того, что время проходит?

VI.Итог урока.

В одной песне есть такие слова:

Будут снеги гулять по зиме.

Летом радуга в небе повиснет.

Будут дети идти по земле.

Вот оно – продолжение жизни!

-Что подтверждают эти слова?

-Можете ли объяснить, почему писатель назвал сказку « Чёрный Омут»?

-Чему она научила вас?

VII. Рефлексия.

-Возьмите в руки свои звёздочка и поднимите на такую высоту, которая бы показала какое у вас сейчас настроение. А если считаете, что мы впустую потратили бесценное время, то опустите звёздочки на пол.

Домашнее задание.

-Откройте дневники, положите туда свою звёздочку. Вы её заработали. Запишите домашнее задание: подготовить пересказ сказки, рабочая тетрадь с. 77

Ученикам, которые активно работали, вручаются медальки.

Конспект урока по литературному чтению "Специфика авторской сказки С. Козлова «Чёрный омут»" 2 класс

Используемая литература: поурочные планы по учебнику О. В. Кубасовой / автор – составитель С. В. Николаева – Волгоград: Учитель, 2008 г.,

www . yandex .ru . 1september.ru «Фестиваль педагогических идей»

1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here