Урок литературного чтения во 2 классе «Школа России»

Тема. Забота о животных в рассказе М.М.Пришвина «Ребята и утята».

Деление на смысловые части и составление простого плана.

Цели. Ознакомить с творчеством М.М. Пришвина;

Формировать понятие о рассказе, как жанре художественной литературы.

Учить определять от какого лица идет повествование, делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

Способствовать восприятию и пониманию эмоционально – нравственных переживаний героев произведения, формировать умение аргументировать личную оценку поступков героев.

Воспитывать культурного читателя; человека, любящего животных, природу.

Оборудование. Портрет М.М. Пришвина, таблица «Книги Пришвина», выставка книг М.М. Пришвина, карточки со словами, текстами пословиц; учебник.

ТСО. Магнитофон, запись.

Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Долгожданный дан звонок,

Начинаем любимый наш урок …

Литературного чтения…

  1. Актуализация знаний

1). Речевая разминка.

А) Упражнение на дыхание.

Набрать через нос воздух, постепенно порциями выпустить через нос.

Б) Чтение стихотворения А.Шибаева «Кто кем становится?»

С.127, с хоровым договариванием пропущенных слов.

2) Проверка домашнего задания

— Как называется раздел, по которому мы читаем произведения?

/»О братьях наших меньших»/

— Кто они наши «меньшие братья»?

/птицы, рыбы, звери…/

_ Что нас связывает с ними общее?

/жизнь/

_ Какое правило жизни нам напоминает Н.Сладков?

/Не навреди!/

3) Первичная проверка понимания текста самостоятельно прочитанного дома.

Рассматривание иллюстрации к рассказу и рисунков детей.

_ Вам хочется поделиться впечатлениями?

— Давайте поговорим о содержании рассказа М.М.Пришвина.

/учебник с. 132 – 135, «Ребята и утята»/

— Понравился ли вам рассказ? Какие вызвал чувства? Почему?

— Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или художественный?

— Почему вы так считаете?

Писатель изображает (изображать – создавать образ, картину) все, что волнует и интересует человека, с помощью слова.

— Почему уточка так далеко устроила гнездо?

— Зачем мальчики стали ловить утят?

_ Что сказал им автор, когда увидел, что они делают?

— Испугались ли мальчики?

— Что автор приказал сделать?

— Что он закричал вслед утятам?

3. Постановка учебной задачи.

— Сегодня на уроке вы побываете слушателями, исполнителями, читателями. Будем учиться делить текст на смысловые части, озаглавливать. Попытаемся понять мысли автора художественного произведения.

— А кто автор рассказ «Ребята и утята»?

4. «Открытие нового знания»

1) Рассказ учителя.

Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 г. и прожил долгую и насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи.

Получил хорошее естественное образование. Работал агрономом, был сельским учителем, библиотекарем; увлекался охотой, краеведением, путешествиями по стране. Писать начал в 30 лет. Пришвин глубоко любил свою Родину, её красоту, леса, поля и реки, озера, птиц и зверей.

Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

Рассматривание выставки книг М.М.Пришвина.

«Лисичкин хлеб»

«Золотой луг»

«Кладовая солнца» и др.

— Эти книги вошли в золотой фонд нашей детской литературы.

2) Подготовительная работа перед коллективным чтением вслух.

А) Словарная работа. Упражнения.

Величайшее – большое, огромное.

Разливалось – выходило из берегов.

Зашвыряли – закидали.

Болотистый – сырой.

Верста – русская мера длины, равная 1,06 км, чуть больше 1 км.

Б) Пе- ре лё-ты-ва-ла орфографическое,

За-пы-лён-ные орфоэпическое чтение

В) Словарик учебника.

Паровое поле – отдыхающее поле

С.215 – холмик парового поля – паровое поле:

Поле, оставленное на одно лето незасеянным для очищения от сорняков.

3) Чтение по смысловым частям и их озаглавливание, наблюдение за состоянием чувств, вызванных произведением.

ПОМНИТЕ, ЧТО КОГДА СЛУШЕШЬ И ЧИТАЕШЬ, НАДО ДУМАТЬ, ПРЕДСТАВЛЯТЬ, ПОНИМАТЬ, ЗАПОМИНАТЬ.

— Какие испытывали чувства при чтении и слушании?

План. Чувства

  1. Путешествие к озеру. Спокойствие

  2. Не выпускать из виду. Тревожность

  3. В величайшем волнении. Страх, волнение

  4. Живо возвратите утят! Негодование

  5. До свидания, утята! Радость

4) Пересказ по плану.

— От чьего лица ведется повествование? /от лица автора/

— А как М.М.Пришвин относится к героям рассказа? К утятам?

5. Физкультминутка.

6. Самостоятельное чтение обучающимися рассказа М.М.Пришвина «Ребята и утята» с целью ответить на вопросы №2 и №4.

А) Выдача карточек для индивидуальной и дифференцированной работы обучающимися, которые быстро справились с заданием.

Б) Беседа по вопросам №2,4.

2 – что ты можешь сказать о ребятах, которые ловили утят?

Какие они: веселые, жестокие, глупые, несмышленые, беззаботные?

4. Как называет писатель ребят? Почему? /глупыши/

Г) Вывод. М.М.Пришвин – очень добрый человек, любящий детей. Каждое его слово, написанное для детей и о детях, живет любовью к маленькому читателю.

7 . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

— Я поняла, что вы хорошо поняли произведение. Будем его перечитывать? Если будем, зачем? /Вдруг мы упустили что – то важное, а может быть будем искать ключевые слова, отрабатывать выразительность…/

1) Выборочное чтение.

— Найдите в тексте слова, предложения, которые помогут прочитать рассказ выразительно.

— Читая какое предложение вы стали волноваться?

— Найдите предложения, которые надо читать с тревогой? Сердито? Радостно?

— Почему радостно?

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

— ребята, как вы думаете, о чем это произведение?

— Чему научил нас этот рассказ?

Нас М.М.Пришвин учит быть добрыми, остерегает от совершения глупых, жестоких, легкомысленных поступков. Он писал рассказы простые и мудрые как сама жизнь. Они согревают нас своей добротой, делая мудрее.

9. домашнее задание.

С.132 – 135, в. №2, 6, пересказ по плану.

— Вам дома надо прочитать рассказ родителям, младшим братья, сестрам так, чтобы они тоже смогли пережить эти чувства.

10. Рефлексия деятельности.

— С каким произведением мы познакомились на уроке?

— Кто автор этого рассказа?

— Какую ошибку совершили мальчики?

— Кто им помог её исправить?

— О чем автор помог нам задуматься?

— Как бы вы поступили на месте ребят?

— Какой урок вы взяли для себя?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here