Урок литературного чтения во 2 классе «Школа России»
Тема. Забота о животных в рассказе М.М.Пришвина «Ребята и утята».
Деление на смысловые части и составление простого плана.
Цели. Ознакомить с творчеством М.М. Пришвина;
Формировать понятие о рассказе, как жанре художественной литературы.
Учить определять от какого лица идет повествование, делить текст на смысловые части, составлять его простой план.
Способствовать восприятию и пониманию эмоционально – нравственных переживаний героев произведения, формировать умение аргументировать личную оценку поступков героев.
Воспитывать культурного читателя; человека, любящего животных, природу.
Оборудование. Портрет М.М. Пришвина, таблица «Книги Пришвина», выставка книг М.М. Пришвина, карточки со словами, текстами пословиц; учебник.
ТСО. Магнитофон, запись.
Ход урока.
-
Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Долгожданный дан звонок,
Начинаем любимый наш урок …
Литературного чтения…
-
Актуализация знаний
1). Речевая разминка.
А) Упражнение на дыхание.
Набрать через нос воздух, постепенно порциями выпустить через нос.
Б) Чтение стихотворения А.Шибаева «Кто кем становится?»
С.127, с хоровым договариванием пропущенных слов.
2) Проверка домашнего задания
— Как называется раздел, по которому мы читаем произведения?
/»О братьях наших меньших»/
— Кто они наши «меньшие братья»?
/птицы, рыбы, звери…/
_ Что нас связывает с ними общее?
/жизнь/
_ Какое правило жизни нам напоминает Н.Сладков?
/Не навреди!/
3) Первичная проверка понимания текста самостоятельно прочитанного дома.
Рассматривание иллюстрации к рассказу и рисунков детей.
_ Вам хочется поделиться впечатлениями?
— Давайте поговорим о содержании рассказа М.М.Пришвина.
/учебник с. 132 – 135, «Ребята и утята»/
— Понравился ли вам рассказ? Какие вызвал чувства? Почему?
— Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или художественный?
— Почему вы так считаете?
Писатель изображает (изображать – создавать образ, картину) все, что волнует и интересует человека, с помощью слова.
— Почему уточка так далеко устроила гнездо?
— Зачем мальчики стали ловить утят?
_ Что сказал им автор, когда увидел, что они делают?
— Испугались ли мальчики?
— Что автор приказал сделать?
— Что он закричал вслед утятам?
3. Постановка учебной задачи.
— Сегодня на уроке вы побываете слушателями, исполнителями, читателями. Будем учиться делить текст на смысловые части, озаглавливать. Попытаемся понять мысли автора художественного произведения.
— А кто автор рассказ «Ребята и утята»?
4. «Открытие нового знания»
1) Рассказ учителя.
Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 г. и прожил долгую и насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи.
Получил хорошее естественное образование. Работал агрономом, был сельским учителем, библиотекарем; увлекался охотой, краеведением, путешествиями по стране. Писать начал в 30 лет. Пришвин глубоко любил свою Родину, её красоту, леса, поля и реки, озера, птиц и зверей.
Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.
Рассматривание выставки книг М.М.Пришвина.
«Лисичкин хлеб»
«Золотой луг»
«Кладовая солнца» и др.
— Эти книги вошли в золотой фонд нашей детской литературы.
2) Подготовительная работа перед коллективным чтением вслух.
А) Словарная работа. Упражнения.
Величайшее – большое, огромное.
Разливалось – выходило из берегов.
Зашвыряли – закидали.
Болотистый – сырой.
Верста – русская мера длины, равная 1,06 км, чуть больше 1 км.
Б) Пе- ре лё-ты-ва-ла орфографическое,
За-пы-лён-ные орфоэпическое чтение
В) Словарик учебника.
Паровое поле – отдыхающее поле
С.215 – холмик парового поля – паровое поле:
Поле, оставленное на одно лето незасеянным для очищения от сорняков.
3) Чтение по смысловым частям и их озаглавливание, наблюдение за состоянием чувств, вызванных произведением.
ПОМНИТЕ, ЧТО КОГДА СЛУШЕШЬ И ЧИТАЕШЬ, НАДО ДУМАТЬ, ПРЕДСТАВЛЯТЬ, ПОНИМАТЬ, ЗАПОМИНАТЬ.
— Какие испытывали чувства при чтении и слушании?
План. Чувства
-
Путешествие к озеру. Спокойствие
-
Не выпускать из виду. Тревожность
-
В величайшем волнении. Страх, волнение
-
Живо возвратите утят! Негодование
-
До свидания, утята! Радость
4) Пересказ по плану.
— От чьего лица ведется повествование? /от лица автора/
— А как М.М.Пришвин относится к героям рассказа? К утятам?
5. Физкультминутка.
6. Самостоятельное чтение обучающимися рассказа М.М.Пришвина «Ребята и утята» с целью ответить на вопросы №2 и №4.
А) Выдача карточек для индивидуальной и дифференцированной работы обучающимися, которые быстро справились с заданием.
Б) Беседа по вопросам №2,4.
№2 – что ты можешь сказать о ребятах, которые ловили утят?
Какие они: веселые, жестокие, глупые, несмышленые, беззаботные?
№4. Как называет писатель ребят? Почему? /глупыши/
Г) Вывод. М.М.Пришвин – очень добрый человек, любящий детей. Каждое его слово, написанное для детей и о детях, живет любовью к маленькому читателю.
7 . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
— Я поняла, что вы хорошо поняли произведение. Будем его перечитывать? Если будем, зачем? /Вдруг мы упустили что – то важное, а может быть будем искать ключевые слова, отрабатывать выразительность…/
1) Выборочное чтение.
— Найдите в тексте слова, предложения, которые помогут прочитать рассказ выразительно.
— Читая какое предложение вы стали волноваться?
— Найдите предложения, которые надо читать с тревогой? Сердито? Радостно?
— Почему радостно?
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
— ребята, как вы думаете, о чем это произведение?
— Чему научил нас этот рассказ?
Нас М.М.Пришвин учит быть добрыми, остерегает от совершения глупых, жестоких, легкомысленных поступков. Он писал рассказы простые и мудрые как сама жизнь. Они согревают нас своей добротой, делая мудрее.
9. домашнее задание.
С.132 – 135, в. №2, 6, пересказ по плану.
— Вам дома надо прочитать рассказ родителям, младшим братья, сестрам так, чтобы они тоже смогли пережить эти чувства.
10. Рефлексия деятельности.
— С каким произведением мы познакомились на уроке?
— Кто автор этого рассказа?
— Какую ошибку совершили мальчики?
— Кто им помог её исправить?
— О чем автор помог нам задуматься?
— Как бы вы поступили на месте ребят?
— Какой урок вы взяли для себя?