1001 идея интересного занятия с детьми

Что за прелесть эти сказки!

Крутоголова Юлия Васильевна, МБОУ «СОШ №2 ст. Архонская», учитель русского языка и литературы, РСО-Алания.

Предмет (направленность): литература.

Возраст детей: 5 класс.

Место проведения: класс.

Тема: Что за прелесть эти сказки!

Тип урока: урок внеклассного чтения по русским народным сказкам и сказкам А.С. Пушкина.

Цели: с помощью нетрадиционной формы урока возбудить интерес к чтению; развивать речь и мышления учащихся; воспитывать вдумчивого читателя; повышать уровень домашнего чтения.

Методы и приёмы: слово учителя, выразительное чтение, викторина (беседа), использование репродукций, иллюстраций, использование ИКТ, выступление библиотекаря школы.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, репродукции картин художников Билибина И.Я., Васнецова В.М. к сказкам Пушкина и русским народным сказкам, выставка книг прочитанных и новинок, компьютер, видеопроектор, жетоны, кубик.

Эпиграф: Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок. (А.С. Пушкин).

Добрый день. Начинаем нашу викторину по сказкам А.С. Пушкина и русским народным сказкам. Почему сказки этого поэта мы рассматриваем вместе с русскими народными?

Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной.

Я надеюсь, что вы с улыбкой воспримите любой результат:

Пусть будет радостною встреча,

В таком знакомстве дружбы суть,

Мы начинаем викторину,

Как говорится, в добрый путь!

Каждый ряд — команда. А чтобы определить капитанов, мы проведём разминку. Кто больше наберёт баллов-жетонов, тот и будет главным на ряду. За каждый правильный ответ — один жетон.

Разминка.

  1. Что такое сказка? (занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях).

  2. Какой бывает зачин сказки, концовка?

  3. Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных, бытовые).

  4. В каких сказках мы сталкиваемся с магией числа 3? («Царевна-лягушка», «Сказка о царе Салтане», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»…).

  5. Как Золотой петушок оповещал всех о наступлении врага или приближении беды?

  6. Каково настоящее имя Царевны-лягушки?(Василиса Премудрая)

  7. Такой ли уж Кощей БЕССМЕРТНЫЙ? Где смерть его? (дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла)

  8. Из какой сказки отрывок: «В кухне злится повариха,

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене…

(«Сказка о царе Салтане…»).

  1. Отгадайте сказку по ассоциации со словами: дед, Жучка, внучка…(«Репка»).

  2. Как отец царевичей проверял своих невесток? (каравай, ковёр, пир)

  3. Кому, в какой сказке и почему помогают ПЕЧКА, ЯБЛОНЯ, МОЛОЧНАЯ РЕКА В КИСЕЛЬНЫХ БЕРЕГАХ? (девочке-сестре в сказке «Гуси-лебеди»).

  4. Назовите сказку, прослушав отрывок из неё: «Не лютый зверь умчал её в дремучий лес, и не хищная птица унесла её к синему морю а когда побежала она за подружками и вскочила в огонь, вдруг потянулась она вверх лёгким паром, свилась в тонкое облачко…» (русская народная сказка «Снегурочка»).

  5. Угадайте героя, которому принадлежат слова: «По щучьему веленью, по моемее хотенью…» (Емеля)

  6. Кто говорит: «Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою…» (Колобок).

  7. Кому принадлежат слова: «Добрый путь вам, господа,

По морю, по океану

К славному царю Салтану;

От меня ему поклон».

(Царь Гвидон)

  1. Что заставило трёх братьев покинуть родной дом в сказке «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»? (дурная весть: собирается чудо-юдо поганое на землю напасть).

  2. Как Поп должен был расплатиться с Балодой?

  3. Назовите сказку по отрывку: «…Вдруг шатёр

Распахнулся…и девица,

Шамаханская царица,

Вся, сияя как заря,

Тихо встретила царя…»

(А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»).

  1. Определите жанр сказки «Царевна-лягушка». Ответ обоснуйте.

  2. Какое условие должна была выполнить Марьюшка в сказке «Финист – ясный сокол», чтобы найти Финиста? (износить 3 пары железных башмаков, изломать 3 железных посоха, порвать 3 железных колпака)

Подведение итогов разминки – определение капитанов команд.

Викторина состоит из шести туров:

  1. Пушкиниана.

  2. Чей это портрет?

  3. Капитанский.

  4. В мире русских народных сказок.

  5. Мультипликационный.

  6. Кроссворд.

На столе 5 карточек с вопросами и названиями туров. Капитаны подходят к столу учителя и бросают кубик, какая цифра выпадает, такой тур, на карточке 9 вопросов, команда произвольно выбирает номер вопроса. За правильный ответ 2 очка.

1 тур. Пушкиниана.

  1. Кому отдала царица приказ:

«Весть царевну в глушь лесную

И, связав её, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам»?(Чернавке, сенной девушке своей).

  1. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Жил старик со своею старухой/У самого синего моря»…).

  2. Кличка пса, который сторожил терем семи богатырей. (Соколко).

  3. Что пообещал царь Дадон мудрецу за золотого петушка? («За такое одолженье,-/Говорит от восхищенья,-/Волю первую твою/Я исполню, как мою…»).

  4. С какими словами обращается царица к зеркальцу? («Свет мой, зеркальце! Скажи,/Да всю правду доложи…»).

  5. В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (в комара, муху, шмеля).

  6. Какое произведение А.С. Пушкина так начинается:

«У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…»?

(Поэма «Руслан и Людмила»).

  1. Сколько лет рыбачил старик в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (30 лет и 3 года).

  2. Какую песенку пела белочка «при честном народе»? («Во саду ли, в огороде…»).

2 тур. Чей это портрет?

  1. Кто это? В сказке какого писателя вы о нём читали?

«…В сарачинской шапке делой,

Весь, как лебедь, поседелый…

Старый друг его скопец…»

(Звездочёт из сказки А.С. Пушкина).

  1. Кому посвящены эти строки: «Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя…»?

(няне Арине Родионовне).

  1. О ком это сказано?

«Между тем росла, росла

Поднялась и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…» (о царевне).

  1. Кто это?

«Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит…»

(Царевна Лебедь).

  1. Назовите, кто это и из какой сказки?

«…под большой елью сидит его дочь, весёлая, румяная, в соболевой шубе, вся в золоте, в серебре…»(Падчерица из сказки «Морозко».)

  1. «Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива».

(Царица-мачеха, «Сказка о царе Салтане…»).

  1. «Все красавцы удалые,

Великаны молоджые,

Все равны как на подбор,

С ними дядька Черномор».

(33 богатыря, «Сказка о царе Салтане…»).

  1. «В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Перед нею усердные слуги».

(Старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке»).

  1. «Подъехала карета к рыльцу, и вышла из неё девица – сама, как солнце ясное, светится. Все на неё дивятся, любуются, от удивления слово промолвить не могут». (Василиса Премудрая «Царевна-лягушка»).

3 тур. Капитанский.

Конкурс проводит библиотекарь.

К доске вызываются капитаны.

  1. По иллюстрациям к сказкам художников Билибина И.Я., Васнецова В.М. ребята должны назвать произведение и главных героев.

  2. Пазлы. Несколько иллюстраций, сделанных учениками к уроку, разрезаны на части. Необходимо назвать сказку, собрав цельный рисунок.

4 тур. Русские народные сказки.

  1. Этот герой любит мёд и кашу, а ещё пирожки… Скажите, как это его на пирожках провели? («Маша и медведь»).

  2. В какой сказке от брошенной шапки избушка зашаталась? («Иван — крестьянский сын и чудо — юдо»).

  3. Вспомните пир в сказке «Царевна-лягушка». Какие чудеса творила Василиса Премудрая? (махнула рукой – озеро разлилось, другой – лебеди полетели).

  4. Назовите сказку. «Не откроем мы тебе дверь, ты не матушка наша: у той голос добрый и тонкий, а твой голос — толстый». («Волк и семеро козлят»).

  5. В сказке: «Катится наливное яблочко по серебряному блюдечку, а на блюдечке все города видны, сёла на полях и корабли на морях, и гор высота, и небес красота, ясно солнышко с светлым месяцем кружатся, звёзды в хоровод собираются». А что у нас теперь в жизни вместо наливного яблочка да серебряного блюдечка? (телевизор, подзорная труба, телескоп, кино…)

  6. Назовите русскую народную сказку, в которой раскрываются отношения мачехи и падчерицы. («Морозко»).

  7. Назовите сказку по ассоциациям со словами: ворон, сокол, орёл, Кощей, Яга Ягишна. («Марья Моревна»).

  8. Кто и с кем такой делёж устраивал: «Твои вершки, а мои корешки»? (сказка «Мужик и медведь» или «Вершки и корешки»).

  9. Почему Василису называли Прекрасной? (не только за красоту, но и за сочетание редких душевных качеств).

5 тур. Мультипликационный.

  1. По отрывку из мультфильма отгадать сказку.

  2. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

  3. «Сказка о мёртвой царевне и о сем богатырях».

  4. «Вершки и корешки».

  5. «Сказка о золотом петушке».

  6. «Сказка о попе и работнике его Балде».

  7. «Лиса и волк».

  8. «Зимовье»…

6 Тур. Кроссворд.

Задание – разгадать кроссворд первым (кроссворд составила ученица этого же класса, получив опережающее задание).

Задания:

Ответы:

Подведение итогов.

Каждый ряд подсчитывает количество жетонов. Выигравшая команда получает «5», ряд, занявший второе место – «4», а третья команда получает домашнее задание – прочитать сказки «Безручка», «Мудрая жена»… (по выбору учителя).

А.С. Пушкин подал пример наполнения сюжета народных сказок новыми идеями. Вся послепушкинская история создания литературных сказок по мотивам народных пошла по пути Пушкина. Как вы понимаете слова из «Сказки о золотом петушке»:

Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.

Библиотекарь познакомит вас с не менее интересными сказками других писателей, представленных на книжной выставке, а я надеюсь, что после её выступления вы пойдёте в библиотеку за новыми открытиями.

11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here