Конспект урока

литературы в 5 классе

учителя русского языка и литературы

МОУ Коченяевская ООШ

Решетовой Светланы Александровны

на конкурс Уполномоченного по правам человека

в Ульяновской области

«Через урок — к правовому просвещению»

Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме «Фольклор». Определение роли и значения сказки в жизни человека. Первоначальные представления о правах и обязанностях человека. Повышение уровня эмоциональной отзывчивости учащихся. Развитие логического мышления, воображения и речи.

Оборудование:

компьютер

презентация

Иллюстрации к сказкам

План урока:

1.Орг. момент

2. Комментированное знакомство со статьями Декларации

3. Работа со сказками

4. Актуализация знаний

5. Систематизация знаний

6. Подведение итогов урока

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Работа с эпиграфом «Сказка ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам — урок». Ребята, как вы понимаете эти слова? (ответы учеников). Действительно, умный человек всегда найдёт в сказке поучительное. Давным–давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы: Как нужно жить вместе? Что можно делать, а что нельзя? Что обязаны делать люди и что не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют право? Сначала люди просто делали так, как должно быть. Своим примером они воспитывали своих детей. Через устное народное творчество: через песни, пословицы и поговорки, через сказки взрослое поколение делилось свои опытом. Ведь мы с детства учимся по сказкам. Именно сказка первая учит нас, что такое хорошо, а что такое плохо. Это уже потом появились Конституция и Всеобщая Декларация прав человека. Сегодня мы с вами постараемся лучше узнать эти документы. А в этом нам помогут наши любимые народные и авторские сказки.

  1. Комментированное знакомство со статьями Декларации: (каждому ученику раздаётся памятка со статьями)

Статья 1. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг другу по-братски.

Статья3. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

Статья 23. Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор профессии, справедливые условия труда. Каждый работающий имеет право на справедливое вознаграждение, обеспечивающее достойное существование его самого и его семьи.

Статья 24. Каждый человек имеет право на отдых и досуг.

Статья26.Каждый человек имеет право на образование.

Статья 10. Право на справедливый суд

  1. Работа со сказками. А сейчас мы по-новому посмотрим на давно знакомые нам сказки.

Работа по сказке «Лиса и заяц». Краткий пересказ сказки. Слайд 1. Нарушение какого права показано на слайде? (право на неприкосновенность жилища).

Слайд 2. право на справедливый суд.

Работа по сказке «Волк и семеро козлят». Краткий пересказ сказки. Слайд нарушение права на неприкосновенность жилища

Слайд – право на жизнь

Работа по сказке «Колобок». Краткий пересказ сказки. Слайд – каким правом воспользовался Колобок, когда покатился по дорожке (на свободное перемещение)

Слайд – какое право Колобка хотели нарушить все звери, которые встречались ему на пути? (право на жизнь)

Работа по сказке «Золой ключик или приключения Буратино».

Слайд – Папа Карло выстругал Буратино из полена. Какое право появилось у Буратино? (на жизнь)

Слайд – папа Карло подарил ему Азбуку. Каким правом не захотел воспользоваться Буратино? (на образование). А вы пользуетесь этим правом?

Слайд – Когда Буратино пошёл в цирк, каким правом он воспользовался? (на отдых)

Слайд – Нарушение каких прав увидел Буратино в цирке? (на свободный выбор профессии, на справедливые условия труда, на справедливое вознаграждение за свой труд, Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Никто не имеет права обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать.)

Слайд – Какое право нарушил Карабас- Барабас, когда ворвался в каморку папы Карло? (неприкосновенность жилища)

  1. Актуализация знаний.

Вот видите, ребята, такие знакомые сказки сегодня помогли нам узнать о правах, которые есть у каждого из нас. Давайте попробуем эти знания применить на практике. Каждому из вас будет представлено по две карточки, в которых записаны права. Вы должны объяснить, как они реализуются в вашей семье:

право на справедливое вознаграждение за свой труд (зарплата родителей)

право на свободный выбор профессии (работа)

право на образование (учёба)

право на охрану здоровья и оказание медицинской помощи (лечение)

право на неприкосновенность жилища (никто не может без разрешения войти в дом)

право на пенсию (для пожилых людей)

право выбора места обучения (выбираем сами школу, ВУЗ и т.д.)

право на свободное передвижение (сами решаем, куда идти и ехать)

  1. Систематизация знаний.

Сейчас мы проведём музыкальную разминку. Ваша задача прослушать отрывок из песни и определить, о каком праве или о нарушении какого права в нём говорится.

Песенка мамонтенка — право иметь родителей.

Буквы разные писать – право на образование

Антошка — запрет на эксплуатацию

Песня Чебурашки — право на имя.

Эй, вы там, наверху — право на отдых.

6. Подведение итогов урока.

Сказки помогают нам сделать правильный выбор в жизни. Учат нас добру, показывают, как нам всем следует жить. Жизнь каждого человека зависит от того, как все мы будем соблюдать законы, насколько мы ценим и уважаем не только свою жизнь, но жизнь окружающих нас людей.

Домашнее задание. Прочитайте ещё раз драму «Озорник Петрушка» и определите, о каких правах идет речь или какие права нарушены.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here