Конспект урока
литературы в 5 классе
учителя русского языка и литературы
МОУ Коченяевская ООШ
Решетовой Светланы Александровны
на конкурс Уполномоченного по правам человека
в Ульяновской области
«Через урок — к правовому просвещению»
Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме «Фольклор». Определение роли и значения сказки в жизни человека. Первоначальные представления о правах и обязанностях человека. Повышение уровня эмоциональной отзывчивости учащихся. Развитие логического мышления, воображения и речи.
Оборудование:
компьютер
презентация
Иллюстрации к сказкам
План урока:
1.Орг. момент
2. Комментированное знакомство со статьями Декларации
3. Работа со сказками
4. Актуализация знаний
5. Систематизация знаний
6. Подведение итогов урока
Ход урока:
-
Орг. момент.
Работа с эпиграфом «Сказка ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам — урок». Ребята, как вы понимаете эти слова? (ответы учеников). Действительно, умный человек всегда найдёт в сказке поучительное. Давным–давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы: Как нужно жить вместе? Что можно делать, а что нельзя? Что обязаны делать люди и что не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют право? Сначала люди просто делали так, как должно быть. Своим примером они воспитывали своих детей. Через устное народное творчество: через песни, пословицы и поговорки, через сказки взрослое поколение делилось свои опытом. Ведь мы с детства учимся по сказкам. Именно сказка первая учит нас, что такое хорошо, а что такое плохо. Это уже потом появились Конституция и Всеобщая Декларация прав человека. Сегодня мы с вами постараемся лучше узнать эти документы. А в этом нам помогут наши любимые народные и авторские сказки.
-
Комментированное знакомство со статьями Декларации: (каждому ученику раздаётся памятка со статьями)
Статья 1. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг другу по-братски.
Статья3. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу
Статья 23. Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор профессии, справедливые условия труда. Каждый работающий имеет право на справедливое вознаграждение, обеспечивающее достойное существование его самого и его семьи.
Статья 24. Каждый человек имеет право на отдых и досуг.
Статья26.Каждый человек имеет право на образование.
Статья 10. Право на справедливый суд
-
Работа со сказками. А сейчас мы по-новому посмотрим на давно знакомые нам сказки.
Работа по сказке «Лиса и заяц». Краткий пересказ сказки. Слайд 1. Нарушение какого права показано на слайде? (право на неприкосновенность жилища).
Слайд 2. право на справедливый суд.
Работа по сказке «Волк и семеро козлят». Краткий пересказ сказки. Слайд нарушение права на неприкосновенность жилища
Слайд – право на жизнь
Работа по сказке «Колобок». Краткий пересказ сказки. Слайд – каким правом воспользовался Колобок, когда покатился по дорожке (на свободное перемещение)
Слайд – какое право Колобка хотели нарушить все звери, которые встречались ему на пути? (право на жизнь)
Работа по сказке «Золой ключик или приключения Буратино».
Слайд – Папа Карло выстругал Буратино из полена. Какое право появилось у Буратино? (на жизнь)
Слайд – папа Карло подарил ему Азбуку. Каким правом не захотел воспользоваться Буратино? (на образование). А вы пользуетесь этим правом?
Слайд – Когда Буратино пошёл в цирк, каким правом он воспользовался? (на отдых)
Слайд – Нарушение каких прав увидел Буратино в цирке? (на свободный выбор профессии, на справедливые условия труда, на справедливое вознаграждение за свой труд, Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Никто не имеет права обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать.)
Слайд – Какое право нарушил Карабас- Барабас, когда ворвался в каморку папы Карло? (неприкосновенность жилища)
-
Актуализация знаний.
Вот видите, ребята, такие знакомые сказки сегодня помогли нам узнать о правах, которые есть у каждого из нас. Давайте попробуем эти знания применить на практике. Каждому из вас будет представлено по две карточки, в которых записаны права. Вы должны объяснить, как они реализуются в вашей семье:
право на справедливое вознаграждение за свой труд (зарплата родителей)
право на свободный выбор профессии (работа)
право на образование (учёба)
право на охрану здоровья и оказание медицинской помощи (лечение)
право на неприкосновенность жилища (никто не может без разрешения войти в дом)
право на пенсию (для пожилых людей)
право выбора места обучения (выбираем сами школу, ВУЗ и т.д.)
право на свободное передвижение (сами решаем, куда идти и ехать)
-
Систематизация знаний.
Сейчас мы проведём музыкальную разминку. Ваша задача прослушать отрывок из песни и определить, о каком праве или о нарушении какого права в нём говорится.
Песенка мамонтенка — право иметь родителей.
Буквы разные писать – право на образование
Антошка — запрет на эксплуатацию
Песня Чебурашки — право на имя.
Эй, вы там, наверху — право на отдых.
6. Подведение итогов урока.
Сказки помогают нам сделать правильный выбор в жизни. Учат нас добру, показывают, как нам всем следует жить. Жизнь каждого человека зависит от того, как все мы будем соблюдать законы, насколько мы ценим и уважаем не только свою жизнь, но жизнь окружающих нас людей.
Домашнее задание. Прочитайте ещё раз драму «Озорник Петрушка» и определите, о каких правах идет речь или какие права нарушены.