Урок литературы для 4 класса «И.А.Бунин «Листопад»
Тема.
Цели. Цели: ознакомить детей с жизнью и творчеством И.А.Бунина ; учить чувствовать поэтический мир на основе стихотворения «Листопад»;
пополнять словарный запас учащихся; формировать умение точно определять выразительные средства языка, развивать речь, память, мышление и воображение; обучать правильному, выразительному чтению стихотворения.
Оборудование. Учебник «Родная речь», (4 класс) (авт. В.Г. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова); портрет писателя; книга И. Бунина «Листопад»; репродукции картин «Золотая осень» В.Д. Поленова, И.И. Левитана; запись из музыкального цикла «Времена года»П.И.Чайковского «Октябрь»
I. Орг. момент. Мотивация
Настраиваемся на интересную работу! Улыбнитесь гостям, друг другу и мне. Как хорошо!
II. Актуализация знаний
Урок литературного чтения. Отгадайте загадку: В году у дедушки четыре имени.» О чём идёт речь?(Времена года)
—Какое время года нравится вам, чем? КАЖДОЕ ВРЕМЯ ГОДА ПРЕКРАСНО
-Действительно, природа, окружающая нас прекрасна в любое время года. Сейчас у нас поздняя осень, предзимье, но и в этот период осени природа по- особому хороша. А как красива золотая осень, пора листопада! Давайте вспомним эту пору.
Композиторы и художники не остались равнодушны к этому времени года
Это звучит музыка П.И.Чайковского…
Красоту осени изобразили на своих полотнах художники — И.Левитан»Золотая осень», — Поленов «Золотая осень»,- , И. Шишкин «Осень»- и многие другие.
—Итак, вспомнили это время года? Какое настроение вызвала музыка, картины? Поделитесь своими впечатлениями..(Золотая осень очень красива)
А поэты об этой поре говорили так, прочитайте:
А.С.Пушкин «Осень»
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье.
Федор Тютчев
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Афанасий Фет
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
-Следующее стих называется «Листопад»
-Что означает слово листопад? (Явление природы, когда осенью листья опадают с деревьев.)
«Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
III. Целеполагание
-А знаком ли вам автор этих строк?
— Найдите нужную информацию по содержанию учебника — в разделе «Поэтическая тетрадь».
-Итак, автор этих строк Иван Алексеевич Бунин
—Сформулируйте тему урока: ( ЧТО БУДЕМ ИЗУЧАТЬ) Стихотворение И.А. Бунина «Листопад»
—Какую цель мы поставим на уроке?
Выразительное чтение стихотворения И.А. Бунина «Листопад» .
— Сформулируйте задачи, который помогут достигнуть цель :
( Какую работу мы должны провести?)
1. Познакомиться с биографией поэта .
2.Познакомиться со стихотворением.
3.Выяснить значение непонятных слов.
4 Проанализировать стихотворение по смысловым частям
5.Выяснить, какие языковые средства выразительности использованы?
6. Научиться читать выразительно стихотворение.
7. Подвести итог проделанной работе, оценить свою работу на уроке.
-Итак, сформулировав задачи, мы получили план, по которому будем работать.
IV. Открытие нового знания
1. С чего начнём работу?
Познакомимся с биографией поэта
(портрет)
Иван Алексеевич Бунин.
(1870 — 1953г.)
Дальнейшую информацию об авторе вы узнаете из текста, который дан на листочке
«Внимательно прочитайте текст и кратко расскажите, что запомнили «
Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже, в дворянской семье, которая была бедной, но имела богатую родословную.
В 1874 году Бунины решили перебраться из города в деревню, где было поместье семьи. Там и прошли детские годы поэта.
В одиннадцать лет Иван Бунин поступил в гимназию. Но из-за болезни через 4 года его исключили из неё. Когда Ваня окреп, образованием его занялся старший брат Юлий, который закончил университет. Юлий учил младшего брата иностранным языкам, философии, психологии и другим наукам. Оба брата любили литературу.
В 19 лет Бунин покидает имение. Он работает корректором в газете, библиотекарем, журналистом, переходит к литературному творчеству.
После революции Бунин покидает Россию, уезжает во Францию, в Париж. За границей писатель очень тосковал по родине, но не вернулся обратно — умер от тяжелой болезни.
— Что вы узнали о И.А. Бунине?
Добавлю:
Первое стихотворение Бунин написал в восемь лет. За свою долгую жизнь (83 года) Иван Алексеевич написал много стихотворений, а также прозаических произведений. За сборник «Листопад» награждён Пушкинской премией.
Какую задачу урока мы выполнили?
2. Напомните дальнейшие наши действия по плану .- Познакомиться со стихотворением.
Назовите страницу учебника(с.152)
Послушайте стих (Читает учитель )
—Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Какую осень вы увидели? – Что вы услышали? (Дети отвечают.)
(Лес, сверкающий красками осени, лесную поляну, яркое солнышко. Мертвое молчание. Спокойствие…)
Что ещё хочется сказать? (Красота необыкновенная! Кругом красиво, тихо, спокойно)
А кто-нибудь из вас бывал в похожем лесу? Что вспоминается? ( Ты очень наблюдателен)
3 . Продолжаем работу.»Выяснить значение непонятных слов.»
— Самостоятельно прочитайте стихотворение и, работая в паре, обсудите , какие слова вам непонятны, какие вы можете объяснить друг другу, а какие требуется найти в словаре.
-Поработайте со словарем и найдите толкование этих слов.
терем — в древности на Руси дом в виде башни.
лиловый — голубой с розовым оттенком (светло-фиолетовый)
багряный — красный густого, тёмного оттенка
лазурь — светло- синий цвет
Объясните значение слова «заворожённый» -очарованный, околдованный
Объясните слова «И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой»
Какую задачу урока мы выполнили?
Почему важен этот этап работы? (Знакомимся с новыми словами, с толкованием слов, развиваем речь.)
ФИЗМИНУТКА
4. Работаем далее.
Задача «Будем упражняться в чтении и применять приём словесного рисования «
Будем неторопливо читать стихотворение «Листопад» с остановками и объяснять , какие картины рисует поэт, какие приметы осени открылись вам в бунинских строках?
—Опишите словами, что представили :
1 . Солнечный осенний день. Автор радуется золотой осени, восхищается красотами осеннего леса, сравнивая его с теремом.
2. В лесу много деревьев , все праздничные.
3. Стоят могучие дубы, пахнет сосновой смолой.
4. Тихо, тихо ходит по лесу осень. Она постаралась нарядить лес. Кружатся в воздухе листья, шуршат под ногами. Это напоминает последний бал перед долгой зимой. Поэтому немного грустно.
5.Видны паутинки, они подрагивают, очень ажурны.
6.Насекомых не видно, но вот вьется белый мотылёк и замирает, попав на паутинку
7. Яркое голубое небо напоминает об уходящем лете и согревает оставшимся теплом.
8.. И снова картина леса очарованного тишиной.
—Каким настроением проникнуто стихотворение?
ВЫВОД:
Автор радуется золотой осени, восхищается красотами осеннего леса, сравнивая его с теремом.
5 . Художники используют самые разнообразные краски для своих полотен, поэты рисуют картины осенней природы словами. Какая следующая задача стоит перед нами? «Выяснить, какие языковые средства выразительности использованы»
Какие слова помогли Бунину создать яркий образ осени?
Какие средства выразительности вы знаете? (эпитеты, олицетворение, сравнение, метафора)
Найдите эпитеты в тексте стихотворения. Напоминаю, что это слова , которые называют характерные признаки предметов, явлений, отвечающие на вопрос»какой»
Да, их много в стих. (На доске)
-
расписной терем
-
лиловый, золотой, багряный лес
-
весёлой, пёстрою стеной
-
над светлою поляной
-
жёлтою резьбой
-
в лазури голубой
-
в листве сквозной
-
тихою вдовой
-
пёстрый терем
-
на пустой поляне
-
среди широкого двора
-
воздушной паутины
-
последний мотылёк
-
белый лепесток
-
солнечным теплом
-
мёртвое молчанье
-
в синей вышине
-
заворожённый лес
-Почему автор использовал так много эпитетов? (С помощью прилагательных-эпитетов показал яркую красоту осенней природы)
— Назовите олицетворения, слова при помощи которых предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых существ.
-Какой ещё приём использует поэт для создания образа осени? И ещё поэт использует сравнения – это сопоставление одного предмета или явления с другим. При этом используются слова точно, будто, как, что.
V.Самостоятельная работа.
А сейчас поработаем самостоятельно, проверим, как вы умеете находить сравнения
Перед вами лежит листок с текстом стихотворения. Подпишите Ф. И.Вы должны найти в тексте стихотворения сравнения и подчеркнуть их одной чертой, но до начала выполнения задания на волшебной линеечке сделайте отметку по следующим критериям: я знаю эти выразительные средства и достаточно хорошо умею их находить , уверен в своих возможностях, или если вы не очень уверены, сомневаетесь в правильности выполнения поставьте знак там, где считаете нужным, только после этого приступайте к заданию.
Проверка: — Сравните ваши ответы с теми, которые даны на доске. На волшебной линеечке каждый сделайте отметку о том, как вы поработали: всё ли у вас получилось, все ли ваши ответы совпали с теми, которые даны на доске. Сделайте вывод о своей работе. Кто выполнил все верно, нашёл все сравнения, дайте оценку своей работе……
сравнения:
-
лес, точно терем расписной
-
лес стоит стеной
-
как вышки, елочки темнеют
-
синеют просветы в небо, что оконца
-
среди широкого двора
-
паутины ткани, как сеть
-
мотылек, точно белый лепесток
Сравнение помогает понять чувства автора, его настроение
-Сдайте листочки, я проверю ваши работы, поставлю отметку.
А ещё автор использует такой приём, который позволяет не только увидеть лес , но и услышать звуки, как, например, в тишине шуршат листья.
А вы хотите услышать это шуршание? Медленно и тихо прочитаем последние строки и обратим внимание на согласные звуки, которые повторяются ? Такой прием называется звукопись, он позволяет услышать и ярче представить какой то образ.
А где еще использован приём повтора?
Как вы думаете, зачем поэт повторил начало стихотворения в его завершении? Все ли он повторил? Показывает, что вся эта красота скоро исчезнет
Автор не перестает восторгаться прелестью золотой осени, ему хочется, чтобы читатели прониклись этим чувством.
Обобщение: — Скажите, зачем Бунин использует в стих эпитеты, сравнения, повторы звукопись и др.средства выразительности?
(Для создания ярких образов)
Скажите, чем полезен для вас этот этап работы?
VI . Включение в систему знаний и повторение.
1. А какая дальше задача перед нами стоит?
Выразительное чтение стих.
-Скажите, а захотелось ли вам попробовать прочитать это стих выразительно?
Чтобы читать выразительно, подумайте в каком темпе надо читать(медленно, быстро, плавно) можно ли читать это стих торопливо? (Нет, когда торопишься, не замечаешь красоту. А поэт старается всё увидеть и запомнить.)
Какой должна быть эмоциональная окраска звучания (радостно, грустно, торжественно, задушевно, задорно, тепло, нежно, таинственно)
Обратите внимание, где сделать паузы, где поставить логическое ударение, для этого я еще раз вам прочитаю это стихотворение, послушайте, можно за мной шептать губами,
Попробуйте сами, поупражняйтесь прочитать выразительно. помните, что цель вашего чтения передать голосом, интонациями, мимикой отношение автора к увиденным картинам, передать восхищение красотой леса в пору листопада
2. Прослушивание. Отметка.
3.:Д/З: Я увидела, что все вы оказались не равнодушны к этому стихотворению, всем хочется прочитать его лучше и лучше, это и будет ваше д/з — выразительно читать стих «Листопад» И.А.Бунина. По желанию — нарисовать к стих рисунок и сделать подпись строками стих.
Итак, справились и с этим пунктом плана.
VII . Рефлексия:
Заканчиваем работу по плану
-Какая тема урока была, а цель урока достигнута? А где нам это пригодится? (выступать на конкурсах чтецов, тем более у нас есть неплохие результаты)
— Ребята, что нового вы открыли для себя на сегодняшнем уроке?
-Что показалось вам наиболее интересным?
-Скажите, теперь, когда вы окажетесь осенью в лесу, какие строки вы будете цитировать?
-Как оцениваете свою работу на уроке?
-А хотите я сейчас перенесу вас в пору золотой осени, в пору листопада, в наполненный красками и завороженный тишиной лес, в котором побывали мы сегодня на уроке
Возьмите листочки на парте, встаньте, сейчас , поднимите руки вверх, помашите листьями.
Наш осенний лес тоже красив!
-Всем спасибо за работу.
Приложение 1
Ф.И. | |||
| Иван Алексеевич Бунин
Листопад
Лес, точно терем расписной , Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, ёлочки темнеют, А между клёнами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пёстрый терем свой. Сегодня на пустой поляне, Среди широкого двора, Воздушной паутины ткани Блестят, как сеть из серебра. Сегодня целый день играет В дворе последний мотылёк И, точно белый лепесток, На паутине замирает, Пригретый солнечным теплом; Сегодня так светло кругом, Такое мёртвое молчанье В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Заворожённый тишиной…
|
| Иван Алексеевич Бунин
Листопад
Лес, точно терем расписной , Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, ёлочки темнеют, А между клёнами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пёстрый терем свой. Сегодня на пустой поляне, Среди широкого двора, Воздушной паутины ткани Блестят, как сеть из серебра. Сегодня целый день играет В дворе последний мотылёк И, точно белый лепесток, На паутине замирает, Пригретый солнечным теплом; Сегодня так светло кругом, Такое мёртвое молчанье В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Заворожённый тишиной… |
Приложение 2
Внимательно прочитайте текст и кратко расскажите, что вы узнали о Бунине.
Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже, в дворянской семье, которая была бедной, но имела богатую родословную.
В 1874 году Бунины решили перебраться из города в деревню, где было поместье семьи. Там и прошли детские годы поэта.
В одиннадцать лет Иван Бунин поступил в гимназию. Но из-за болезни через 4 года его исключили из неё. Когда Ваня окреп, образованием его занялся старший брат Юлий, который закончил университет. Юлий учил младшего брата иностранным языкам, философии, психологии и другим наукам. Оба брата любили литературу.
В 19 лет Бунин покидает имение. Он работает корректором в газете, библиотекарем, журналистом, переходит к литературному творчеству.
После революции Бунин покидает Россию, уезжает во Францию, в Париж. За границей писатель очень тосковал по родине, но не вернулся обратно — умер от тяжелой болезни.
____________________________________________________________________________