Максимова Юлия Юрьевна.

Урок литературы для 4 класса «Сказка о Жабе и Розе»

(Программа: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова «Литературное чтение» 4 класс, обеспечивается учебниками «Литературное чтение» — 4 класс в 2-х частях и хрестоматией (те же авторы). Изучается во 2-ой четверти (ноябрь). ( По программе Горецкого, Климановой – 3 четв.декабрь.)

  1. Вступление.

В программе 4-го класса произведения Гаршина изучаются в середине 2-ой четверти, т.е. за плечами дети уже имеют определенный читательский опыт, они умеют выделять главных героев произведения, давать им характеристику через анализ поступков, умеют схематизировать, умеют выбирать некоторые средства художественной изобразительности.

К моменту проведения урока по изучению произведения «Сказка о Жабе и Розе» ребята уже познакомились с творчеством Гаршина, читая и анализируя сказку «Лягушка-Путешественница», «Сказание о Гордом Аггее», «Attalea Princeps». Они уже знают на примере изучения произведения «Attalea Princeps», что текст Гаршина – загадка, которую надо кропотливо разгадывать, учиться читать между строк – искать смысловой идейный подтекст.

Примечательно, что для детей Гаршин написал единственную сказку в конце своего творческого пути – «Лягушка-путешественница», опираясь на сюжет Лафонтена. Остальные произведения Гаршина, вошедшие в круг детского чтения, были написаны им для взрослых, что необходимо учитывать при изучении.

Цель изучения «Сказки о Жабе и Розе» — подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен.

Изучение этого произведения дает богатейший материал для воспитания нравственных ориентиров у учащихся через оценочную деятельность, через анализ причинно-следственных отношений, через эмоционально-чувственное восприятие событий и образов. Поскольку образы в произведении Гаршина символичны, то сделать вывод самостоятельно учащимся обычно непросто: необходима последовательная аналитическая работа, поиск разгадки символов.

События в эпическом произведении даны в авторском изложении, выстроены в авторской логике, поэтому развитие сюжета, последовательность событий определяют путь анализа произведения — вслед за автором. При этом обращаем внимание на язык произведения – осмысление поможет нам подвести учащихся к необходимым промежуточным выводам. Особое значение в работе над «Сказкой о Жабе и Розе» следует уделить анализу финала – он в авторском тексте неслучайно отделен чертой.

Включив работу со структурной схемой, которая помогает разобраться в связях между героями, мы найдем главные линии и совершим открытие.

Это открытие поможет учащимся аргументировать свое доказательство того, что эта сказка и о Жабе и Розе, как заявлено в заголовке, но и не совсем так, и точно не о детях, а о жизни и жизненных нравственных ценностях.

Текст произведения достаточно объемный, богатый и тонкий, так что глубокое изучение произведения, обеспечивающее достижение поставленных целей, возможно в течение двух уроков, при сочетании классной и домашней (самостоятельной) формы работы.

Конспекты уроков по теме: «Сказка о Жабе и Розе»

Урок 1.

Цель 1-го урока:

  • Знакомство с текстом.

  • Определение системы образов.

Ход урока:

1.Орг.момент 30 сек. Цель этапа: Обеспечить готовность учащихся к уроку.

Подготовка рабочего места, тетрадей, иллюстративного материала, листы, краски.

2.Проверка домашнего задания. 7-8 мин. Цель этапа: 1. Работа по развитию речи уч-ся.

2. Проверить уровень подготовки д.з.3. Подвести к изучению нового материала.

Учитель: Скажите, пожалуйста, с произведениями какого автора мы познакомились на прошлых уроках?

Дети: Мы читали произведения Гаршина Вс.М. «Лягушка-Путешественница», «Сказание о Гордом Аггее», «Attalea Princeps».

Учитель: (помещаем портрет на доске). Чем для нас интересны произведения этого писателя?

Дети: В его произведениях, как в басне, герои и события учат

нас чему-то, но не говорят об этом прямо, а намекают,

чтобы мы сами сделали вывод.

Учитель: Действующие герои произведения «Attalea Princeps» —

Растения. Какой же характер у растений?

Дети: В сказке Гаршина растения действуют как люди, у них даже

разные рассуждения и мысли, разное отношение к происходящему.

Возможна проверка домашнего задания: творческий пересказ эпизодов из «Attalea Princeps» с изменением лица, от которого ведется повествование.(от имени травки, пальмы, кактуса и др.)

3.Определение темы и цели урока.5 мин.

Учитель: Сегодня нам предстоит познакомиться ещё с одним произведением, найти его я предлагаю вам самостоятельно в хрестоматии.

Дети осуществляют в хрестоматии поиск произведения Гаршина при работе с содержанием книги, самостоятельно называют тему: «Сказка о Жабе и Розе».

Учитель: Итак, речь пойдет о сказке. Что вы знаете о сказке? Какие бывают сказки? (Попутное повторение уже изученной классификации сказок.)

Дети: Сказка – произведение фольклора, повествующее о чём-нибудь необычном, невероятном. Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах или событиях, с участием волшебных, фантастических лиц.

Учитель: Как вы думаете, к какой категории можно отнести «сказку о Жабе и Розе»?

Дети: Это авторская сказка, может быть, это сказка о животных.

Учитель: Что бы вы хотели узнать, читая эту сказку? (постановка целей).

Дети: «Узнать, какая Роза…», «Что произошло с героями…», «узнать, какая это сказка…»

«Почему жаба общается с розой?» и др. – фиксируем интересные формулировки на доске.

4.Знакомство с новым материалом. 15 -20 минут Цель: 1. Организовать знакомство с новым текстом.2. Анализ экспозиции.3. Организация анализа литературного образа.

1. Выразительное чтение текста и анализ по частям. (Читает учитель, сильный ученик)

  • Картина 1 – цветник.

Организация беседы по первичному чтению:

Вопросы учителя

Ответы детей

  1. Где росла Роза?

Роза росла в старом тенистом саду.

  1. Как вы представляете садик?

В саду много больших растений, высокие кусты, тень, сыро, узкие дорожки.

3.Какие слова текста указывают на запущенность старого цветника?

Картина 2 – Роза

Вопросы учителя

Ответы детей

Выберите действия Розы

распускалась, раскрывала, точно плакала, увидела небо, почувствовала и т.д

Кому обычно принадлежат такие действия?

человеку.

Определение в системе «положительный-отрицательный» через анализ эпитетов и метафор текста.

Выберите эпитеты в описании розы.

Что источала Роза? – Как об этом пишет автор?

(Запах был словами, слезами, молитвой).

Какие слова помогают это представить?

Картина 3 – Жаба.

Вопросы учителя

Ответы детей

Выберите описание Жабы.

  1. (по тексту «… на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная жаба…и т.д.»

Какое впечатление производит Жаба?

отталкивающее, отвратительное

С помощью каких слов автор добивается такого ощущения?

плоским брюхом, жирная, грязно-серые бородавчатые и липкие бока и др.

Учитель: Прочитайте отрывок-описание Жабы так, чтобы он вызывал соответствующие тексту ощущения. (Выделяем голосом эпитеты, соблюдаем темп и т.п.)

Слушаем выразительное чтение.

Картина 4 – Вася и Маша. Работа проводится аналогично анализу предыдущих эпизодов.

  1. составление портретов, подбор аргументов.

Определение в системе «положительный-отрицательный» через анализ эпитетов и метафор текста.

Учитель: Можно ли сказать, что действие сказки началось? Почему вы так считаете?

Дети: Нет, пока мы все узнали о героях – это экспозиция.

5.Первичное закрепление.7 мин и 6 мин Цель: Осмысление системы образов произведения.

1. Класс делится на три группы для организации обобщения по прочитанному материалу.

Каждая группа должна подготовить в течение 6 минут рассказ об одном из героев в рамках принципа «Факты подтверждаем аргументами»* — Работа по принципу «Факты подтверждаем аргументами» подразумевает развернутые ответы с обоснованием каждого оценочного суждения-утверждения словами текста или кратким пересказом необходимого эпизода.

1 группа — о Розе.

2 группа – о Жабе

3 группа – о детях.

2. Презентация работы групп и анализ выступлений. Подведение итогов урока . 5 мин

Цель: 1. организовать анализ деятельности относительно поставленных целей.

1. Возвращаемся к началу урока (фиксированные цели на доске) и организовываем рефлексию.

2. Инструктаж о д.з. – самостоятельно дочитать произведение, подготовить вопросы другой группе по тексту и его содержанию.

Примечание: время проведения этапов урока рассчитано на высокий темп работы хорошо подготовленного класса, в зависимости от уровня готовности класса, групповую работу можно вынести в школе полного дня на самоподготовку или с этого начать следующий урок литературного чтения.

Урок 2. Цель изучения «Сказки о Жабе и Розе» — подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен, решение ряда воспитательных задач (внимательное отношение к человеку, природе).

1.Орг.момент 30 сек. Подготовка рабочего места, тетрадей, иллюстративного материала, листы, фломастеры.

2. Проверка домашнего задания. 7-8 мин. Цель этапа: 1. Работа по развитию речи уч-ся. 2. Проверить уровень подготовки д.з. 3. Подвести к изучению нового материала. Обеспечить мотивацию.

1.Организация проверки домашнего задания (самостоятельно дочитать произведение, подготовить вопросы другой группе по тексту и его содержанию.) предусматривается в виде соревнования между тремя группами, когда каждая группа следующей по кругу задает подготовленные заранее вопросы по содержанию или на понимание прочитанного текста. Оценивание ведется как в групповом, так и в индивидуальном зачёте.

(Примеры вопросов, подготовленных детьми:

-Какие слова использует автор для описания розы, жабы?

-Что говорила жаба, когда подбиралась к Розе?

-Почему мальчик не выходил в сад?

-Какие звуки издавал ёжик? И др.)

По ходу игры результаты ответов оцениваются « +» игроку в команде, можно ставить «+» за удачный интересный вопрос.

1-я группа

2-я группа

3-я группа

Анна ++

Ирина+++

Алексей +

Итог:

Борис ++

Василий ++

Татьяна ++

Лида +

Никита ++

Николай +++

  1. Обсуждение детских впечатлений от прочитанного.

Учитель: Скажите ,пожалуйста, чем же закончилась история. Что вы думаете об этом?

Дети: Очень жалко мальчика. Почему так заканчивается произведение? (Дети не готовы принять смерть мальчика в финале).

Учитель: Обратите внимание на заглавие этого произведения «Сказка о Жабе и Розе». Почему?

Дети затрудняются дать ответ.

  1. Определение темы и цели урока. 3 мин. Цель: 2. Организация целеполагания учащихся.

Учитель: Я предлагаю сегодня ответить на этот вопрос и постараться разгадать загадки писателя Гаршина. Какие вопросы к сегодняшнему уроку вы могли бы поставить?

Дети: 1. Узнать, почему такой финал.2. Зачем в произведении дети? 3. Разгадать загадку заголовка.

4.Анализ литературного произведения .15 -20 минут. Цель: 1. Организовать анализ текста. 2. Организация осмысления сюжетных линий. 3.Организация деятельности учащихся для поиска и формулировки идеи произведения.

1.Составление плана-«горки» в сюжетной схеме: предполагается групповая форма организации деятельности учащихся на уроке. Дети решают поставленную задачу вместе, представляют свое решение.

Экспозиция – завязка — развитие действия –кульминация – развязка с использованием пиктографических элементов записи (схематичных рисунков) – составление опоры для краткого пересказа.

2.Учитель: в произведении несколько сюжетных линий и они тесно переплетаются. Давайте разберемся в них. Есть четыре действующих лица. Какие связи образуются между ними в ходе сюжета?

Группам предлагается составить свой вариант расстановки сюжетных линий в структурной схеме:

  • Группы представляют свои варианты с комментарием.

Учитель: На стрелках попробуйте расставить знаки «+» или «-» , оценивая отношения героев.

  • Анализ результатов: видим, что стрелки исходящие со знаком + возвращаются со знаком + к субъекту, стрелка со знаком – не дает субъекту +.

Учитель: Почему финал произведения именно такой, как бы мы могли расставить стрелки, если автор написал иначе.

Дети: Гаршин таким образом показал особое значение добрых дел. Помог нам понять, что хорошее сохраняется.

Учитель: Вспомните, что Гаршин сравнивал Розу с человеком, может быть это ключ к разгадке существования символов в творчестве писателя.

Я предлагаю вам подумать над тем, что спрятал автор под символами «Роза» и «Жаба» и чему учат символы.

Групповой мозговой штурм.

Представление вариантов групп

Варианты ответов детей: Люди, которые делают добро, — прекрасны, жадные и ленивые – отвратительны, их никто не любит. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.

Ответы могут быть оформлены как плакаты.

Учитель: Мы подобрались к смыслу произведения и ответили на вопросы (фиксированные цели на доске), поставленные в начале урока.

5.Перенос в новые условия. 5 мин.

Учитель: Но у меня остался один вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая?

Дети: В этом произведении она, конечно, несет зло и представляет собой жадность. Значит. Плохая.

Учитель: Я хочу вам напомнить о том, что у Гаршина Жаба – символ. А вспомните Жабу в сказке «Серая звездочка» Бориса Заходера. Какая она?

Дети: Она добрая и полезная, потому что помогала растениям в саду.

Учитель: Как же ответить на вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая?

Дети: Надо смотреть по делам. Добрые дела – доброе мнение. В природе жаба полезна.

Учитель: Я предлагаю вам в качестве домашнего задания составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту Жабы».

7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here