Урок литературы для 5 класса «Детство А.С. Пушкина. Годы учения»
Обучающая: Повторить биографические сведения о поэте. Посмотреть особенности этапа творчества, когда создается стихотворение «Няне». Охарактеризовать личность няни Арины Родионовны в жизни и творчестве Пушкина. Проанализировать стихотворение «Няне», « У лукоморья дуб зеленый»
Развивающая: развивать умение работать с текстом учебника; развивать умение давать полноценный устный ответ; развивать умение работать в парах; развивать творческие способности учеников; создавать психологически комфортную обстановку на уроке.
Воспитательная: продолжать воспитывать бережное отношение к книге; продолжать прививать любовь к произведениям литературы; воспитывать хорошее отношение к произведениям русской литературы 19 века.
Оснащение урока:
1. портрет А.С.Пушкина, портрет няни Арины Родионовны, фонохрестоматия, магнитофон, ПК.
2. Учебники.
3. Тексты стихотворения «Няне», « У лукоморья дуб зеленый»
I.Организационный момент
Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!
II. Артикуляционная разминка
а) Развитие артикуляционного аппарата.
— Вращение языком (маятник)
— Вытягиваем губки за ниточку (трубочка), растягиваем (широкий рот), в разные стороны (улыбка)
б) Развитие дикции: работа со скороговоркой.
Карась, в лаз не лазь.
Застрял в лазе карась.
— прочитать
— тихо→ громко.
— медленно-быстро-быстрее
III. Детство А. С. Пушкина. Годы учения
Готовясь к уроку, учитель должен особое внимание обратить на оформление класса и по возможности на музыкальное сопровождение.
Начнем занятие с обращения к детям:
— Что вы знаете о жизни Александра Сергеевича Пушкина?
— Какие произведения великого поэта вы читали?
Величайший русский поэт А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Начальное образование, воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу читать и писать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту много замечательных сказок. Окончил Царскосельский Императорский лицей и был принят на государственную службу.
«Солнечный Пушкин» ( читает заранее подготовленный ученик)
Солнечный, радостный Пушкин –
Зеркало русской земли,
Ты отразил наши души –
И растворился вдали.
Творчество Пушкина бойко
В нашей России звучит –
И с колокольчиком тройка
К нам два столетия мчит.
IV. Чтение статьи учебника
— Чтение вступительной статьи учебника об А. С. Пушкине (с. 87—88).
Сначала ученики читают эту статью целиком, а затем по абзацам, составляя при этом ее план и отвечая на вопросы, включенные в текст статьи.
V. Проверка усвоения нового материала.
Закончите фразу (предложение).
-
А.С.Пушкин родился в… году.
-
Школа, в которой обучался маленький Пушкин, называлась…и находилась в ….
-
Самым близким лицейским другом А.Пушкина стал….
-
Высокую оценку поэтическому творчеству молодого Пушкина дал во время лицейского экзамена известный поэт….
-
Лето после окончания Лицея (1817год) Пушкин провёл в ….
Десятого апреля 1758 года в селе Суйда Петербургской губернии родилась девочка. В церковных книгах и документах именовали ее Ириной, а в жизни звали Ариной Яковлевой. Была она крепостной – сначала графа Апраксина, а затем принадлежала Абраму Петровичу Ганнибалу, прадеду великого поэта – Александра Сергеевича Пушкина. В двадцать три года ее выдали замуж за крепостного Федора Матвеева, который был на семь лет моложе ее. В их семье было четверо детей: два сына и две дочери.
В 1796 году Надежда Осиповна Ганнибал – внучка Абрама Ганнибала – венчалась с отцом поэта Сергеем Львовичем Пушкиным. Венчались они в той же церкви, где пятнадцать лет назад венчалась Арина Родионовна. Через год у них родилась первая дочь, Ольга, и Арину Родионовну взяли к ней няней, и с тех пор вся жизнь Арины Родионовны Яковлевой-Матвеевой была связана с жизнью и судьбой Пушкиных.
Описание внешности Арины Родионовны не сохранилось, кроме кратких сведений в рассказе Прасковьи Александровны Осиповой: “Это была старушка чрезвычайно почтенная – лицом полная, вся седая”.
Хорошо известен рельефный портрет Арины Родионовны работы мастера Якова Серякова (резьба по кости), хранящийся в Государственном музее Александра Сергеевича Пушкина в Москве на Пречистенке.
На полях рабочих тетрадей Александра Сергеевича были обнаружены два профильных портрета. Сначала нарисована голова старушки в повойнике, а рядом с ней – поясной портрет – девушка в сарафане, с косой и повязкой на голове.
Где бы ни жила няня (в Кобрино ли, в Захарове ли, в Михайловском ли), в ее доме все было простое, русское, деревенское, уютное. Старинные сундуки, лавки, в красном углу, “под святыми”, стол, покрытый домотканой скатертью, жужжащее веретено. На комоде заветный ларец няни. В светлицу няни Пушкин приходил, когда ему было особенно одиноко. Сюда он шел отдохнуть, послушать ее чудесные сказки. Арина Родионовна была искусной рассказчицей, знала множество сказок, пословиц и поговорок.
Мастерица ведь была
И откуда что брала!
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины,—
вспоминал о ней поэт.
Быстро пролетели детство и юность поэта, лицейские годы. Свободолюбивые произведения снискали ему, с одной стороны, признание передовой части общества, с другой — ссылки на юг, а также в имение отца — село Михайловское.
Но и в ссылке Пушкин продолжает работать. Внимательно вслушивается он в народную речь, ее особенности, записывает старинные предания, песни, заслушивается сказками няни Арины Родионовны, с которой коротает долгие вечера в Михайловском.
Заранее подготовленный ученик(исполняет стихотворение Саши Черного):
В руках мелькают спицы,
Трясется голова,
И вьются небылицы –
Волшебные слова:
Про лешего Антипку,
Про батрака Балду,
Про золотую рыбку,
Про кузнеца в аду…
Зарделось в зале лето,
Шумит – шуршит травой.
В простенке – тень поэта
С курчавой головой…
А кот все горбит шубу,
Не тот ли это кот,
Что был прикован к дубу
У синих-синих вод?
“Распелась… Вот чечетка!
Смотри, в саду – светло”.
И крестит няня кротко
Любимое чело.
VI. Стихотворение «Няне»
Учитель. Пушкин, уезжая из Михайловского в Москву, волнуется и пишет в 1826 году “Няне”.
Звучит запись романса Г. Свиридова на стихи А.С. Пушкина “Няне”.
6. Читаем по учебнику, затем слушаем несколько прочтений наизусть.
VII. Беседа
Для беседы можно использовать вопросы учебника (с. 89).
Дети последовательно читают вопросы, уясняют себе их смысл и затем находят ответы.
— Кому посвящено стихотворение? Каким чувством оно пронизано? В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их. (1-й вопрос.)
( Стихотворение «Няне» Пушкин посвятил Арине Родионовне, своей няне. Оно пронизано чувством любви, ласки, нежности, заботы. Мы видим, что поэту важно все в жизни няни: и как она горюет под окном светлицы, и как высохла, «наморщилась» кожа у нее на руках, и как глядит она в «забытые вороты».
Поэт употребляет ласковые обращения:
— Какими представляются автору стихотворения занятия, заботы и чувства няни? (2-й вопрос.)
( Автор представляет себе, что няня живет одна в домике, стоящем в отдаленном поместье, «в глуши лесов сосновых». Она ведет спокойную, размеренную жизнь, вяжет на спицах. Но на душе у нее неспокойно: она волнуется за своего любимого воспитанника, часто глядит в ворота: а вдруг в них покажется знакомый силуэт?)
Учитель: Вот такую молитву читала няня, оставшись одна в Михайловском: « О, может, грех великий в том, Господи, что сильнее детей своих люблю Сашеньку. Но ведь и он тянется ко мне более, чем к матери. А мать строга к нему. Господи, не знает она душу свово сынишки – душу большую, красивую. Не замечает она, что душой своей перерос он всех нас. Все понимает больше нас, все чует сердечком своим. И потому, верно, Господи, одинокий он. Прости, Господи, Надежду Осиповну, ибо не со зла так она к сыну относится, а по невразумению. Вразуми ее, Господи!)
— Как вы понимаете следующие слова и выражения…? (3-й вопрос.)
Поэт побуждает нас вдумываться в каждое выражение.
«Подруга дней моих суровых…» — в самые трудные времена няня была рядом со своим питомцем, утешала его, давала ему силы, дарила свои рассказы, песни и сказки.
«Давно, давно ты ждешь меня…» — воспитанник вырос, трудные времена прошли, и он давно не приезжал к няне, которая ждет его в своей светлице.
«Горюешь, будто на часах…» — выражение «стоять на часах» означает «быть часовым, охранять что-то, не уходя со своего места». Няня горюет, тоскует по своему воспитаннику, она, словно часовой, думает о нем беспрестанно, словно оберегает, охраняет его душу.
«Глядишь в забытые вороты…» — ворота забыты, т. е. давно не отворялись тем человеком, которого в этом доме так ждут. Няня глядит на них, словно ждет, что ее любимый воспитанник вот-вот приедет.
В вороты — устаревшая форма предложного падежа существительного ворота.
«Тоска, предчувствия, заботы, // Теснят твою всечасно грудь…» — переживания за дорогого человека вызывают волнение, сердце начинает сильнее биться, возникает ощущение, что ему тесно в груди, что оно будто бы хочет вырваться на свободу.
— Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление о напряженном ожидании няней своего питомца? (4-й вопрос.)
В этом вопросе говорится о метафоре. Подробно эта тема рассматривается в 6 классе, но уже в этом году дети будут постоянно сталкиваться с метафорой. Поэтому по ходу работы поясним и запишем в тетради:
Метафора — скрытое сравнение.
Поясним, что обычное сравнение мы можем легко найти при помощи сравнительных слов как, будто, словно, как будто. В метафоре сравнение есть, а слова, указывающего на него, нет. Пример можно привести из стихотворения С. А. Есенина: «…Задрожало зеркало затона…» — вода затона сравнивается с зеркалом, перед нами метафора.
Ощущение напряженного ожидания няней своего питомца передают такие художественные средства:
— сравнение: «горюешь, будто на часах»;
— эпитеты: «в забытые вороты», «на черный отдаленный путь»;
— метафора: «Тоска, предчувствия, заботы // Теснят твою всечасно грудь…»;
— противопоставление (антитеза): светлый — черный («ты под окном своей светлицы» — «на черный отдаленный путь»).
Учитель.
Когда Ольга Сергеевна Пушкина (в замужестве Павлищева), сестра поэта, выходила замуж, как хозяйку дома и доброго духа семейства Пушкиных, взяла она к себе из деревни Арину Родионовну. В доме Павлищевых, недолго поболев, няня и умерла 31 июля 1828 года. Была похоронена на Смоленском кладбище
Беседу завершим выразительным чтением стихотворения (прочитают его несколько детей).
VIII. Физкультминутка.
Литературу любим мы, друзья,
Читаем пушкинские строки…
Но нам без отдыха никак нельзя!
Так отдохнём мы на уроке:
Раз, два, три, четыре, пять…
Мы не будем уставать!
Руки – вверх, потом – направо…
И начнём считать сначала.
Раз, два, три, четыре, пять…
Нам приятно отдыхать!
Руки – вверх, потом – налево…
Отдохнул? Работай смело!
IX. Вспомним сказки А.С.Пушкина.
Ребята, а знаете ли вы сказки Пушкина? Давайте проверим!
а) Литературная разминка.
Из какой литературной сказки А.С.Пушкина эти стихотворные отрывки и художественные иллюстрации.
-
Пустились бесёнок и зайка:
Бесёнок по берегу морскому,
А зайка в лесок и до дому.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордашку поднявши,
Прибежал бесёнок, задыхаясь,
Весь мокрёшенек, лапкой упираясь…
-
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
-
Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною дворянкой столбовою…
-
Не видать милого друга!
Только видит, вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля…
-
Ох, дети, дети!
Горе мне! Попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! Смерть моя пришла!
X .Слово учителя.
Пушкин записал в Михайловском со слов няни семь сказок. Одна из них послужила материалом для “Сказки о царе Салтане”, другая – для “Сказки о попе и о работнике его Балде”, третья – для “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”. Одну запись Пушкин передал поэту Василию Андреевичу Жуковскому, который использовал ее для своей сказки о царе Берендее.
1. Сегодня мы познакомимся с вводной вступительной частью поэмы А.С.Пушкина, которую вы верно назвали, «Руслан и Людмила».
Это удивительное произведение, посвящённое молодым современникам автора, будущей молодёжи и вам тоже.
Поэт записал со слов няни Арины Родионовны несколько народных русских сказок, среди них была такая: «Что за чудо, — говорит мачеха, — вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет. — Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб…»
(Демонстрация иллюстраций к поэме «Руслан и Людмила», подарочного издания поэмы).
Это очаровательная поэма, в которой причудливо переплетаются нянины сказки, романтические баллады, рыцарские поэмы. Это мир добрых и злых волшебников, мир увлекательных и интересных, опасных приключений, похищений, фантастических превращений.
XI. «У лукоморья дуб зеленый…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок
а).Работа в группах.
-
По данным опорным (ключевым) словам (на доске) составить мини – текст и озаглавить его.
-
Чтение составленных учащимися текстов.
б).Учитель. Интересно вам послушать текст, который создал А.С.Пушкин с использованием этих слов?
(фонохрестоматия).
в)Запись в словарь учащихся:
Лукоморье – изгиб морского берега.
По ходу работы слова, требующие особого внимания, записываем на доске и в тетрадях, по необходимости выделяя корень слова, подбирая однокоренные слова.
— Почему автор употребляет не слово золотая, а говорит: «златая цепь»?
Постараемся, чтобы дети услышали торжественность слова златая, почувствовали аромат старины, исходящий от этого звучания.
XII. Беседа по прослушанному.
1. Ваши впечатления? Понравилось? Чем?
2. В каких словах, по – вашему, выражена основная мысль отрывка? Как вы понимаете это выражение?
3. Как вы думаете, почему этот отрывок воспринимается не как часть поэмы, а как отдельное произведение?
4. — О каких чудесах, необыкновенных героях вы знаете из народных сказок? Приведите пример чудесных превращений героев. (1-й вопрос, с. 90.)
В народных сказках происходят самые разные чудеса. Лягушка может превращаться в Василису Премудрую, волк — в златогривого коня и в царевну, лента — в реку, гребень — в частый лес. Мальчик Иванушка превращается в козленочка, Марьюшка — в уточку. Появляется персонаж, которого нет: Сват Наум, или руки, которые выполняют нужные работы. Баба-яга со своей избушкой и летающей ступой — это одно из самых удивительных чудес. Животные в сказках умеют разговаривать, помогать людям в нужный момент, как медведь, заяц и утка, которых пощадил Иван-царевич. Волшебные предметы помогают людям или нечистой силе, например, волшебный клубочек указывает героям путь, золотое блюдечко с золотым яблочком позволяет увидеть, что происходит с героями, которые находятся далеко, серебряное донце и золотое веретенце помогают отвлечь внимание злой царицы.
5. — Как вы представляете себе лешего, русалку? Где вы встречались с этими персонажами?
6. — Что значит выражение «на неведомых дорожках»?
Можно обратить внимание на сноску в учебнике. Возможно, дети увидят корень слова неведомый самостоятельно.
7. «…Избушка там на курьих ножках // Стоит без окон, без дверей…»
— Кто живет в избушке на курьих ножках? В каких сказках мы встречаем Бабу-ягу? .
8.«…Там лес и дол видений полны…»
— Что такое дол? Почему автор не употребляет, например, слова долина?
9. — Как вы представляете себе видения, которыми полон дол?
10. — Что добавляет в картину лукоморья выражение «о заре прихлынут волны» и слово брег!
«…И тридцать витязей прекрасных…»
11. — В какой сказке Пушкина вы читали об этих витязях?
12. — О каком произведении Пушкина нам напоминают строки:
13. — Как вы понимаете выражение «царевна тужит»? Подберите синонимы к слову тужить.
14. «…Там ступа с Бабою-ягой /
/ Идет, бредет сама собой…»
— Что такое ступа? Как вы себе представляете эту картину?
15. — Как вы понимаете выражение «царь Кащей над златом чахнет»?
16. — Для каких произведений характерна такая концовка: «И я там был, и мед я пил…»?
XIII . — Рассмотрите иллюстрацию палехских художников Б. Парилова и В. Дудорова к этому отрывку на форзаце учебника.
— Нравится ли вам этот рисунок? Найдите персонажей того сказочного мира, который создает Пушкин. Вспомните строки, которые относятся к этим персонажам.
XIV. Прослушивание звукозаписи «Пролога» в исполнении заслуженного артиста РСФСР А. Шварца будет логичным и эмоциональным завершением данного урока.
Завершая комплексную работу над текстом, можно еще раз прочитать его коллективно.
XV. Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка «У лукоморья дуб зеленый…» или стихотворения «Няне» — для менее подготовленных учеников.
Подготовить рассказ об А. С. Пушкине, опираясь на статьи учебника и самостоятельно прочитанные книги.
Индивидуальное задание
Нарисовать иллюстрации к отрывку «У лукоморья дуб зеленый…».
Напишите сочинение-миниатюру о своей бабушке, няне или о другом родном человеке. возьмите за основу какой-нибудь наиболее запомнившийся случай.
XVI. Подводим итоги.
1. Ребята, что больше всего понравилось сегодня на уроке?
2. Что бы вы изменили?
3. Появилось у вас желание прочитать эти произведения еще раз ?
4. Попробуйте переформулировать тему нашего урока и предложите свои варианты?
5. Скажите, все ли намеченные цели и задачи мы выполнили?
Всем спасибо, урок окончен.