Подготовила и провела учитель русского языка и литературы
первой категории Козьмодемьяновского филиала
МБОУ Пестриковской СОШ
Серебрякова Марина Михайловна
Тема: подготовка к написанию сочинения
по произведению А.С.Пушкина
«Капитанская дочка»
Цели: — обобщить накопленный материал по произведению
А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;
— учить размышлять, высказывать своё мнение,
строить развернутые высказывания, изъясняться
точно, ясно, выразительно;
— повторить технологию написания сочинения,
составления плана;
— совершенствовать навыки работы с текстом
произведения, доказывая свои убеждения цитатами из
текста;
— осуществлять связь с жизнью;
— воспитывать доброту, милосердие, человечность.
Тип урока: урок развития речи
-
Сообщение темы и цели урока.
В течение нескольких уроков мы находились во власти пушкинского произведения «Капитанская дочка». Вместе с героями огорчались, попадая в трудные ситуации, переживали и радовались. Мы анализировали характер и поступки героев и тем самым готовились к написанию сочинения.
Сегодня мы с вами обобщим весь накопленный опыт и отберем все необходимое. Ведь очень важно уметь размышлять и записывать свои мысли и впечатления.
— Чем же интересна эта повесть? Чему она вас научила?
Если вы подойдете к написанию сочинения ответственно, то я вас уверяю, это будет интересно.
Вы должны учиться развивать свою мысль, воплощать в записи свои читательские переживания, обосновывать свою точку зрения, убеждать, строить развернутые высказывания. А.С.Пушкин предъявлял такие требования к прозе: «точность и краткость – вот первое достоинство прозы, оно требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат». И хотя мы с вами пишем не повести и романы, а, чаще всего, сообщения, письма, сочинения, вы должны уметь изъясняться точно, ясно, выразительно. И это сочинение будет первой ягодкой в вашем кузовке. Вы, надеюсь. Станете зорче, поймете, что значит точно найти и поставить на место нужное слово.
Урок будет строиться по следующему плану:
-
Ответим на вопрос: чем мне интересно произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Чему оно учит?
2.Вспомним технологию написания сочинения.
-
Основная часть урока.
-
Работа по содержанию
— Повесть А.С.Пушкина читают наши современники. Чем же она заинтересовала вас?
(Ответы детей: произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка» учит нас справедливости, порядочности, верности. Интересна эта повесть тем, что на примерах героев мы видим проявление долга, чести, совести. Много добрых, милосердных людей встречаем мы на страницах повести. Они могут служить примером для подражания нам, живущим в XXI веке, по-своему безжалостном.)
— Судя по вашим ответам. Можно сделать вывод, что ключевыми словами являются такие:
долг, совесть, честь, благородство.
Прокомментируйте, что такое по-вашему долг (это то, что каждый человек должен честно выполнять)
совесть (чувство ответственности за свое поведение перед людьми и обществом)
честь (моральные качества человека, достойные уважения, гордости, доброе имя,
незапятнанная репутация, почет, уважение)
благородство (высокая нравственность, самоотверженность, честность)
— А как вы считаете, добрый человек это какой человек? (отзывчивый, делающий добро
другим, искренний, бескорыстный)
— А кому же из главных героев произведения присуще данные черты характера?
(Андрей Петрович Гринев
Савельич
Петр Гринев
Маша Миронова и ее родители)
2.Характеристика героев.
Докажите выше сказанное, что Андрей Петрович Грине, Савельич, Петр Гринев, Маша Миронова и ее родители обладают такими качествами, как долг, честь, совесть. Благородство, приведите доводы. Факты, можете пользоваться текстом произведения.
а) Какими словами начинается произведение? («Отец мой Андрей Петрович Гринев…»)
Значит, этот герой играет немаловажную роль в повести. Что вы можете сказать про него? Докажите, почему он входит в список перечисленных героев.
( Ответы детей : Андрей Петрович Гринев – отец Петра Гринева- жил в деревне со своею женою Авдотьей Васильевной, принимал участие в боевых сражениях. Был настоящим офицером мужественным и храбрым. Он строгий, но очень любит своего сына. Своего Петрушу они воспитывают и добрым словом и добрым примером. Андрей Петрович хочет, чтобы его сын стал честным и благородным. Самым главным в человеке он считает честь, поэтому и сыну дает напутствие – береги честь смолоду. Отец отправляет Петрушу служить не в Петербург, где много веселья и пустых развлечений, а в Оренбург, где он сможет увидеть и испытать все тяготы воинской службы.
Находясь далеко от сына, Андрей Петрович следит за его службой, посылает ему строгие и серьезные письма, в которых грозится проучить своего сына за необдуманные поступки.
Мать и отец Петруши были добрыми людьми. Это видно по их отношению к Маше, когда они приняли ее в свой дом. Это были милые, внимательные и заботливые люди, очень гостеприимные. Машу в своем доме они приняли как родную.)
— Слова «честь», «совесть» были для Андрей Петровича святыми, он гордился тем, что никто в его роду не поступился ни честью, ни совестью, поэтому своего сына он хочет видеть достойным продолжателем рода Гриневых и выбирает для него путь, по которому он будет идти, учась на своих ошибках.
— Это забота отца о сыне. А каков же сам Петр Гринев? Ведь он в душе романтик, он мечтал о веселой праздной жизни с развлечениями в Петербурге, но в один миг этот волшебный мир был разрушен словами отца о том, что Петруша едет служить в Оренбург.
— Каким же раскрывается перед нами Петр Гринев? Какие черты его характера могут послужить примером?
(Ответы детей: Петруша Гринев способен на добрые поступки. Ему не жаль заячьего тулупчика, отданного бродяге. Удивительная черта Петра – на добро отвечать добром. Его душевная доброта и милосердие не раз помогаю ему в жизни. Жизнь сталкивает Петра с разными людьми: с семьей Мироновых и их дочкой Машей, заступаясь за которую он проявляет благородство, с Пугачевым – Петр проявляет честность и преданность, не запятнал честь мундира. Именно эти качества помогли ему победить.)
— Гринев взрослеет у нас на глазах, он тонко чувствует грань, за которую ему, как человеку, переходить нельзя. Только честность и благородство помогают ему победить в любой ситуации. Мы восхищаемся его главным качеством — человечностью. На мой взгляд ничто не может быть выше этого.
— Но не менее человечным является и еще один герой, который следует за Петрушей «след в след», «и денег, и белья рачитель» — это крепостной Савельич.
— Приведите примеры, которые доказывают , что Савельич был верным слугой своему хозяину.
(Ответы детей: Савельич честный и добрый человек, очень любит Петрушу. Учит его бережливости, вниманию, быть рассудительным, добрым. Савельич выполняет роль отца, роль наставника. Петруша тоже относится к нему с теплотой. Провинившись перед Савельичем, когда проиграл деньги с Зуриным, и напрасно оскорбил старика, что он сообщил отцу о дуэли со Швабриным, Петр раскаивался, приносил свои извинения и больше так не поступал. Верному слуге и в голову не приходит предать того, кому служит. Это простой и добрый человек, который выполняет свою работу на совесть.)
— А семья Мироновых? Разве это не пример добродетели? Это доброе семейство живет только по законам совести. Иван Кузьмич –« человек простой, но самый честный и добрый», Василиса Егоровна «дела службы вела как свои хозяйские». Но самое пристальное внимание А.С.Пушкин уделил их дочери Маше Мироновой, об этом говорит и название произведения «Капитанская дочка»
— Что она за человек? Можно ли утверждать, что это хрупкое создание обладает такими качествами как долг, честь, совесть?
(Ответы детей: Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам. В финале повести, спасая любимого Гринева, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы. Т.о., капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.)
— Тихая, робкая капитанская дочка стала победительницей в сложнейших жизненных ситуациях. Победила свою горькую судьбу, обрела дом, семью, счастье. Честность, нравственность, чистота – вот основные черты характера Маши Мироновой. Поэтому не случайно повесть носит такое название. Не было бы Маши, мы бы не узнали о героях.
— Как вы думаете, почему А.С.Пушкину важно было закончить произведение упоминанием о продолжении рода?
(Ответы детей: дети Петра Гринева и Маши Мироновой впитают лучшие качества своих родителей: верность и преданность, человеколюбие и милосердие, справедливость и честность. Автор дарует этим героям и семейное счастье, и благоденствие их потомству)
— Вспомните пословицы и поговорки о роде-племени:
От яблони яблочко недалеко падает.
Что посеешь, то и пожнешь.
От доброго дерева – добрый плод.
— Объясните смысл последней пословицы. ( Семьи Мироновых и Гриневых живут по совести, проявляют милосердие, доброту и в детях воспитывают то же)
3.Технология написания сочинения
Итак, мы обобщили материал нескольких уроков.
Вспомним технологию написания сочинения.
1.Самое главное – это вдуматься в формулировку темы, т.е. выбрать «свою», над которой будете работать.
Я напоминаю вам темы:
«Становление личности Петра Гринева»
«Маша Миронова в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
«Проблема чести и долга в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
2.В дальнейшей работе необходимо помнить об основной мысли сочинения, в противном случае можно уйти от темы. Отклониться от нее или подменить другой. Чтобы этого избежать, необходимо тщательно отобрать материал.
3.Определите, какой тип текста вы будете использовать. (в основном рассуждение)
4. А каков стиль речи? (художественный)
5. Помните слова из песенки Алисы:
Чтобы не попасть в капкан,
Чтобы в темноте не заблудиться,
Чтобы никогда с пути не сбиться,
Чтобы в нужном месте приземлиться, приводниться –
Начерти на карте план.
План нам нужен для любой темы. Вспомним, из чего он состоит.
Как известно, едва ли не самое трудное – это начать, т.е. написать введение.
— Что сюда можно включить и каким оно может быть?
По объему введение может быть не более половины страницы.
— Например, вы можете воспользоваться введением «Связь с современностью» и начать его такими словами:
«В наше время ощущается дефицит милосердия, когда основной ценностью стали деньги, а не желание придти на помощь из чувства сострадания. Для нашего поколения ярким примером милосердия и человечности являются герои произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
— И далее вы перейдете к основной части.
Формулировка основной части не должна совпадать с темой сочинения. Эту часть необходимо расширить 3-4 подпунктами, где вы, используя доказательства, факты, цитаты, эпиграфы, будете раскрывать мысль сочинения.
Например, «Маша Миронова в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
а) портрет героини
б) характер героини
в) испытания, выпавшие на долю Маши
Эпиграф к сочинению поможет вам настроиться га то, о чем пойдет речь.
Как вы думаете, к какой теме подойдут данные эпиграфы?
«… нельзя было ее узнать и не полюбить» «Береги честь смолоду»
А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Пословица
(«Маша Миронова в произведении ( «Становление личности Петра Гринева»)
А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
— Заключение строиться по тому же принципу, что и введение. Вы можете взять любой из видов и закончить сочинение.
Например, «Из неопытного юноши Петр Гринев превращается в молодого человека, способного защитить свою любовь, сохранить верность и честь»
Далее ваша работа заключается в следующем:
— написать черновик сочинения
— проверить его, сделав необходимые пометки
— прочитать для себя вслух и к следующему уроку сдать готовое сочинение.
Следите за своими словами, чтоб ваша речь была выразительной, точной, яркой.
4.Подведение итога урока.
— Сегодняшний и предыдущие уроки показали, что произведение вами прочитано , что вы умеете характеризовать героев, выделяя в них главные качества, на вопрос урока вы дали подробный ответ.
Урок хочется закончить словами Андрей Петровича Гринева «Береги платье снову, а честь смолоду»
(Оценивание работы учащихся во время урока, запись домашнего задания.)
Использованная литература:
1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5–11-е классы. Базовый уровень. Под редакцией В.Я. Коровиной. Москва, “Просвещение”, 2008.
2. А.С. Пушкин. Сочинения в трех томах. Москва, “Художественная литература”, 1987.
3.В.А. Скрипкина. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. Издательский дом “Дрофа”, 1997.
4. Пушкинская энциклопедия. АС, Москва, 1999.
5.Литература 8 класс учебник-хрестоматия для общеобразовательных школ в двух частях (ч1)
Авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин (Москва «Просвещение» 2011)
6. Н.В.Егорова Поурочные разработки по литературе 8 класс (Москва «ВАКО» 2011)