Урок литературы с использованием технологии
критического мышления.
Л.Н. Толстой.
«После бала».
8-й класс
Цели урока:
-
познакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого «После бала»;
-
стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся с помощью приемов: составление рассказа с помощью ключевых слов, «сводная таблица», телеграмма;
-
способствовать развитию личных достижений учащихся через творческую активность.
Оборудование урока: музыка П.Чайковского «Вальс цветов из балета «Щелкунчик»», фильм, раздаточный материал.
Ход урока
I стадия. Вызов
1. Подготовка к изучению новой темы.
— Сегодняшний урок мы начнём с музыки. Послушайте и попробуйте представить ситуацию: где и когда мы можем слышать эту музыку?
Звучит музыка П.Чайковского «Вальс цветов из балета «Щелкунчик».
Ответы учащихся после прослушивания (основной ответ: на балу)
— Что это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты. (Запись на доске: волшебная, волнующая, воздушная, легкая, добрая и т.д)
— Что ёще можно услышать на балу? (Легкий шорох платьев, скольжение туфелек по полу, разговоры, веселье и т.д.)
— Я предлагаю вам окунуться в атмосферу бала XIX века. (Воспроизведение на экране отрывка из фильма «Анна Каренина»).
— Подберите слова для описания увиденного? (Запись на доске: вальс, танцы, бальные платья, счастье, улыбки, любовь, яркий свет, много света, роскошь, кавалеры, и т.д.)
2. Попробуйте по ключевым словам составить небольшой рассказ. Каждой группе учащихся раздаются ключевые слова: вальс, мазурка, барышня, полковник, перчатка, черные мундиры, татарин, визгливая мелодия.
3. Слушаем рассказы групп. В рассказах учащихся прозвучала общая мысль: какое-то происшествие на балу.
II стадия. Осмысление
— Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого «После бала».
ФИЗМИНУТКА
— Вы в своих рассказах придумали разные происшествия на балу, а как вы думаете, почему так называется рассказ Льва Толстого? (Записываем предположения учащихся на доске).
— После знакомства с рассказом мы сравним наши предположения.
— Дома вы должны были прочитать произведение «После бала». Сейчас через викторину «СВОЯ ИГРА» мы и проверим как вы запомнили произведение.
(С помощью жеребьевки определяется какая команда начнет игру )
Викторина состоит из 9 вопросов, составленные по содержанию текста, команда поочередно отвечают на вопросы и получают свои заслуженные баллы. Свои ответы ребята должны подтвердить отрывками из текста. Если команда затрудняется ответить на вопрос, право ответить переходит ко второй команде.
III стадия. Рефлексия
— Сравните ваши предположения до чтения рассказа и после.
— На сколько частей можно разделить рассказ? (на 2)
— Почему? (части противоположны, контрастны.)
— Что такое контраст? (противопоставление, выразительный приём, способ оказывать эмоциональное воздействие на читателя)
Появляется «сводная таблица»
Характеристика | После бала | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— Какие линии сравнения мы можем выделить? (Части рассказа различаются по цвету, звукам, меняется полковник, сам Иван Васильевич) заготовка таблицы раздаётся каждому учащемуся и ребята начинают заполнять.
Фронтально заполняем таблицу на доске.
— Ребята, обратите внимание, у каждой команды на столе лежит конверт. В этих конвертах пазлы. Задача команд — собрать картину и назвать какое событие изображено на картинке. Представитель победившей команды собирает пазл на доске.
— А теперь скажите, можете ли вы уже сейчас определить идею рассказа? ( Главная идея рассказа Толстого – Страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека; отвращение к издевательствам, к бесчеловечности).
— А теперь задание на выбор: 1) составить синквейн (стихотворение из 5 строчек);
2) написать текст телеграммы Ивану Васильевичу, которую он получит утром, после бала.
IV. Итог урока. Выставление оценок.
— Ребята, сегодня оценки за урок вам и мне , будут выставлять ваши капитаны. Капитанам вручается «Лист самооценки», командиры должны подписать имена участников на против заслуженной оценки, включая учителя.
Домашнее задание:
-
индивидуальное задание: сообщение о Л.Н.Толстом;
-
индивидуальное задание: подобрать иллюстрации к произведению.