План-конспект урока
«Весеннее путешествие прилагательного».
Предмет: русский язык
Программа: Образовательная программа «Школа 2100»
Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2-х частях. – Изд. 3-е, перераб. — М. :Баласс,2005.- 176с. (Образовательная система «Школа 2100»; Серия «Серия «Свободный ум») 2 часть
Тема: Урок — проект «Весеннее путешествие прилагательного»
Цель: Обобщить знания об имени прилагательном, видеть связь между прилагательным и существительным
Задачи: развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и
письменной речи; умение сравнивать, обобщать, делать выводы на основе
полученной информации;
дать представление об изменениях в жизни растений весной;
воспитывать гуманное отношение к природе.
собрать материал для книжки о первоцветах
Ход урока:
1. Организационный момент
Ребята поднимите на меня свои глазки
Я посмотрю, все ли у вас в порядке?
Мы сегодня будем снова раскрывать тайны русского языка.
Готовы? А что будем исследовать, вы узнаете позже.
— Я надеюсь, что вы отлично поработаете на уроке и солнышко, преподнесет нам сюрприз.
2. Минута чистописания
Пришла, улыбнулась, утихли метели
Позванивать стал колокольчик капели
Река пробудилась, растаяли льды
Наряд белоснежный надели сады.
— Кто же пришел? (весна)
-Напишите это слово в середине строчки.
-Назовите орфограмму? Подберите однокоренные слова. Сделаем устно фонетический разбор. Весна — вёсны, весенний, веснянка
— Сегодня мы проделаем путешествие по весне. А в этом нам поможет наш проект о первоцветах. Весь собранный материал по этому проекту о первоцветах будет нам в этом помогать. Давайте рассмотрим нашу книгу.
— Какие цветы мы называем первоцветами?
(Это первые цветы, которые появляются после холодной зимы, когда даже не везде растаял снег. Первоцветы вырастают быстро, цветы их скоро превращаются в плоды с семенами, а корни и луковицы растут и накапливают силы на будущую весну. Летом первоцветы увядают. Кажется, что растения погибли, но они спят и готовятся к новой весне.)
3. Посмотрите на первую страницу нашего сборника.
Прочитайте текст и догадайтесь какие слова пропущены, какие слова вы вставили бы?
Наступила ….. весна. ….. подснежниками покрываются ….. поляны.
-Что объединяет слова, которые вы вставили в предложении? Значит какую тему мы будем закреплять.
(Имя прилагательное) — Что же такое имя прилагательное? Найдите грамматическую основу во втором предложении.
-Выпишите прилагательное синеватыми и сделайте морфологический разбор.
4. Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они?
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.
Подснежник – первый весенний цветок.
-Разберите слово по составу. Сделайте морфемный разбор. Подберите однокоренные слова. Придумайте предложение, чтобы в предложении обязательно присутствовало имя прилагательное.
5. Запись под диктовку.
-А вам приятно любоваться цветами? Как вы это скажете? Выразите это предложением.
Радостно человеку смотреть на чудесные цветы. Поля, луга, леса чаруют сочной зеленью.- Назовите орфограммы.
В данных предложениях найдите словосочетания прил. + сущ., укажите падеж. Сделайте синтаксический разбор второго предложения. Сделайте схему предложения.
6. Вспомните и назовите первоцветы нашего края? (подснежники, пролески, гусиный лук, ветреницы, медуницы, хохлатки)
-Я буду называть цветок, а вы называете признак этого цветка.
-Подснежник первым вырастает, когда еще лежит снег. Как можно охарактеризовать его.
-Назовите цвет перелеска.
-Определите размер ветреницы
-Назовите признак медуницы, хохлатки..
Давайте запишем. Цветут смелые подснежники, ярко-голубые пролески, тонкие ветреницы, нежные медуницы, нарядные хохлатки.
-Подчеркните прилагательные волнистой линией.
— Что обозначают имена прилагательные? (цвет, размер, форму, характер)
-Прочитайте все предложения, которые мы с вами записали. Что получилось? (текст) Охарактеризуйте этот текст. (текст-описание)
— А как бы выглядело бы это предложение без имени прилагательных? Прочитайте.
— Какова роль имен прилагательных в нашей речи?
(Без прилагательных наша речь становится бедной, не выразительной. Прилагательные украшают нашу речь)
7.. Многие первоцветы стали сегодня редкими. Почему?
-Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?
-Ведь недаром говорится: «Поймала я бабочку — она погибла, сорвала я цветок — он увял, и тогда стало понятно — красоте можно лишь прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»
-Ребята! Давайте пообещаем не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и благоухают, радуют людей своим запахом и ярким нарядом.
Дома придумайте и напишете несколько предложений о красоте весеннего леса.
-Прочитайте
Я должен над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать или срезать;
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
— Закройте глазки и солнышко, преподнесет вам подарок. Солнышко улыбнулось оттого что вы хорошо поработали. И преподносит всем сюрприз. Наши Хурамшинские тюльпаны, которые выращивает Роза Гомбоева. Своим трудом Роза Гомбоева прославляет нашу богатую долину Гильбира. Стало в нашем классе уютно от солнечного света и от тюльпанов.. Одарите наших гостей своей улыбкой. Пусть наши гости унесут в своих сердцах наши улыбки. Пусть всегда в ваших сердцах будет весна. Удачи вам!
— А теперь выпустим нашу работу по первоцветам. Этой книжкой будем пользоваться мы с вами и наши младшие школьники.