План-конспект урока

«Весеннее путешествие прилагательного».

Предмет: русский язык

Программа: Образовательная программа «Школа 2100»

Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2-х частях. – Изд. 3-е, перераб. — М. :Баласс,2005.- 176с. (Образовательная система «Школа 2100»; Серия «Серия «Свободный ум») 2 часть

Тема: Урок — проект «Весеннее путешествие прилагательного»

Цель: Обобщить знания об имени прилагательном, видеть связь между прилагательным и существительным

Задачи: развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и

письменной речи; умение сравнивать, обобщать, делать выводы на основе

полученной информации;

дать представление об изменениях в жизни растений весной;

воспитывать гуманное отношение к природе.

собрать материал для книжки о первоцветах

Ход урока:

1. Организационный момент

Ребята поднимите на меня свои глазки

Я посмотрю, все ли у вас в порядке?

Мы сегодня будем снова раскрывать тайны русского языка.

Готовы? А что будем исследовать, вы узнаете позже.

— Я надеюсь, что вы отлично поработаете на уроке и солнышко, преподнесет нам сюрприз.

2. Минута чистописания

Пришла, улыбнулась, утихли метели

Позванивать стал колокольчик капели

Река пробудилась, растаяли льды

Наряд белоснежный надели сады.

— Кто же пришел? (весна)

-Напишите это слово в середине строчки.

-Назовите орфограмму? Подберите однокоренные слова. Сделаем устно фонетический разбор. Весна — вёсны, весенний, веснянка

— Сегодня мы проделаем путешествие по весне. А в этом нам поможет наш проект о первоцветах. Весь собранный материал по этому проекту о первоцветах будет нам в этом помогать. Давайте рассмотрим нашу книгу.

— Какие цветы мы называем первоцветами?

(Это первые цветы, которые появляются после холодной зимы, когда даже не везде растаял снег. Первоцветы вырастают быстро, цветы их скоро превращаются в плоды с семенами, а корни и луковицы растут и накапливают силы на будущую весну. Летом первоцветы увядают. Кажется, что растения погибли, но они спят и готовятся к новой весне.)

3. Посмотрите на первую страницу нашего сборника.

Прочитайте текст и догадайтесь какие слова пропущены, какие слова вы вставили бы?

Наступила ….. весна. ….. подснежниками покрываются ….. поляны.

-Что объединяет слова, которые вы вставили в предложении? Значит какую тему мы будем закреплять.

(Имя прилагательное) — Что же такое имя прилагательное? Найдите грамматическую основу во втором предложении.

-Выпишите прилагательное синеватыми и сделайте морфологический разбор.

4. Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они?

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех.

Подснежник – первый весенний цветок.

-Разберите слово по составу. Сделайте морфемный разбор. Подберите однокоренные слова. Придумайте предложение, чтобы в предложении обязательно присутствовало имя прилагательное.

5. Запись под диктовку.

-А вам приятно любоваться цветами? Как вы это скажете? Выразите это предложением.

Радостно человеку смотреть на чудесные цветы. Поля, луга, леса чаруют сочной зеленью.- Назовите орфограммы.

В данных предложениях найдите словосочетания прил. + сущ., укажите падеж. Сделайте синтаксический разбор второго предложения. Сделайте схему предложения.

6. Вспомните и назовите первоцветы нашего края? (подснежники, пролески, гусиный лук, ветреницы, медуницы, хохлатки)

-Я буду называть цветок, а вы называете признак этого цветка.

-Подснежник первым вырастает, когда еще лежит снег. Как можно охарактеризовать его.

-Назовите цвет перелеска.

-Определите размер ветреницы

-Назовите признак медуницы, хохлатки..

Давайте запишем. Цветут смелые подснежники, ярко-голубые пролески, тонкие ветреницы, нежные медуницы, нарядные хохлатки.

-Подчеркните прилагательные волнистой линией.

— Что обозначают имена прилагательные? (цвет, размер, форму, характер)

-Прочитайте все предложения, которые мы с вами записали. Что получилось? (текст) Охарактеризуйте этот текст. (текст-описание)

— А как бы выглядело бы это предложение без имени прилагательных? Прочитайте.

— Какова роль имен прилагательных в нашей речи?

(Без прилагательных наша речь становится бедной, не выразительной. Прилагательные украшают нашу речь)

7.. Многие первоцветы стали сегодня редкими. Почему?

-Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?

-Ведь недаром говорится: «Поймала я бабочку — она погибла, сорвала я цветок — он увял, и тогда стало понятно — красоте можно лишь прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»

-Ребята! Давайте пообещаем не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и благоухают, радуют людей своим запахом и ярким нарядом.

Дома придумайте и напишете несколько предложений о красоте весеннего леса.

-Прочитайте

Я должен над цветами наклониться,

Не для того, чтоб рвать или срезать;

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

— Закройте глазки и солнышко, преподнесет вам подарок. Солнышко улыбнулось оттого что вы хорошо поработали. И преподносит всем сюрприз. Наши Хурамшинские тюльпаны, которые выращивает Роза Гомбоева. Своим трудом Роза Гомбоева прославляет нашу богатую долину Гильбира. Стало в нашем классе уютно от солнечного света и от тюльпанов.. Одарите наших гостей своей улыбкой. Пусть наши гости унесут в своих сердцах наши улыбки. Пусть всегда в ваших сердцах будет весна. Удачи вам!

— А теперь выпустим нашу работу по первоцветам. Этой книжкой будем пользоваться мы с вами и наши младшие школьники.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here