Урок литературы в 11-м классе по теме «Как же это?» (По «Донским рассказам» М.Шолохова)
Тема урока: «Как же это?!»
Цели:
-
показать гражданское и писательское мужество М.Шолохова, одним из первых сказавших правду о гражданской войне как о трагедии народа;
-
проанализировать художественные особенности рассказов;
-
проверить умение учащихся самостоятельно делать выводы, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
III. Слово учителя
Долгое время Гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики. Шолохов – один из тех, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Главное в жизни – человечность, доброта, а не классовая жестокость и ненависть. По тем временам это было явное отступление, отход от складывающейся литературной традиции. Между тем «Донские рассказы», вышедшие как бы тремя выпусками – «Донские рассказы» (1926 г.), «Лазоревая степь» (1926 г.), «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927 г.), сам Шолохов, словно подчёркивая их самостоятельное значение, выступил в 1931 году в итоговой книге «Лазоревая степь. Донские рассказы» (1923-1925 г.г.). Первым из произведений цикла был опубликован рассказ «Родинка». (В ходе анализа текста обращать внимание учащихся на художественные средства и их значение для конкретного эпизода).
IV. Беседа по тексту рассказа
– Сколько главных героев в рассказе? (Николка Кошевой и атаман)
– Что мы узнаём об этих героях? (Николка – стр.25: «Кошевой Николай. Командир эскадрона. Землероб. Член РКСМ.»; атаман – стр. 30: Плен германский, потом Врангель, лагерь, турецкая филюга и – банда).
– Но это сухие анкеты, никаких психологических полутонов, поверхностная характеристика. Если бы сущность «Донских рассказов» исчерпывалась только подобными примерами «красной» или «белой» идеи, то все они были бы сжаты до простой иллюстрации жестокой классовой борьбы. И трагического финала бы не было, потому что они одного рода, но не одного класса. Здесь переплетаются две сюжетные линии: внешняя и внутренняя.
– Что общее в душевном состоянии атамана и Николки? Жизнь выбилась из привычной нормы. Об этом свидетельствуют портреты и авторские характеристики героев. В портрете Николки Шолохов подчёркивает противоречие между его юным возрастом и тем суровым жизненном опытом, который дала ему Гражданская война /стр. 26, 1и2 абз. ( Со слов «Плечистый Николка…» до слов « не хуже любого старого командира»)/. У атамана «зачерствела душа» /стр.30/. Это же очерствение души, одичание подчёркивается и сравнение атамана с волком /стр. 28 («Со слов «…ведёт атаман банду…»)
— Что является отправной точкой внутреннего сюжета? (Воспоминания Николки об отце, о родном доме (гл. 1))
— К чему рвётся душа Николки ? (К идеальному, вечному, к светлому воспоминанию о доме, о семье)
— А куда спешит атаман? (Не столько банду вёл, мстил советской власти, сколько рвался к родному дому, к сыну.)
– Почему «родинка» – это счастье»? (Родинка, род, родня, родство, родина, народ) Что объединяет эти понятия?
– Найдите в тексте описание дома, в котором квартирует Николка? (Начало 2 главы. Обрыв души, жизни. Николка словно идёт по краю жизни.)
– А о чём он мечтает? (Немало повоевавший он так и не стал «человеком войны», так и не смог привыкнуть к потокам крови. Отвернулся, когда проходил мимо окровавленного лошадиного трупа.)
— Какое значение имеет пейзаж 3 главы в раскрытии душевного состояния атамана?( Пейзаж мы видим глазами бывшего землепашца, ставшего атаманом банды)
– Что ещё подтверждает, что Гражданская война разрушает не только жизнь человека, но и природу?(стр.27 «… на траву, заплаканную, седую от росы».)
– Когда на страницах рассказа появляется волк? (1 – сравнение с атаманом; 2 – волк –активная часть природы. Он то подчёркивает озверение жизни: «за перелеском кто-то взвыл по-звериному», то заставляет героев оглянуться на себя, увидеть себя частью живущей природы. На последних страницах рассказа, в эпизоде схватки красноармейского отряда с бандой, появляется настоящий волк. Но мудрый зверь, услышавший звук выстрелов, уходит в лог, в заросли, спешит укрыться от жестокости людей.)
– Но не только бандиты озверели. Как выглядит во время боя Николка?(Лицо злобой перекошено)
– В чём состоит самый важный конфликт? (Конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны.)
– В чём драматизм ситуации, лежащей в основе сюжета? (Убийство врага, оправданное ситуацией войны, осознаётся героем как детоубийство, грех, которому нет оправдания, который можно искупить только смертью. Христианское раскаяние оказывается сильнее классовой ненависти.)
V. Выразительное чтение эпизода убийства сына.
– А какое первое предложение в 4 главе? («Зарёю стукнули первые заморозки»)
– Что предшествует гибели Николки? («За перелеском кто-то взвыл по-звериному и осёкся. Солнце закрылось тучей…упали …тени…»)
– В рассказе много эпитетов, метафор, сравнений, с которыми мы с вами встретились при знакомстве с текстом. С какой целью автор употребляет столько художественных средств?
Драматический раскол казачьей семьи становится основой сюжета многих рассказов цикла. Но если в «Родинке» детоубийство происходит как трагическая случайность, то в «Продкомиссаре» аналогичный поступок – сознательный выбор героя.
VI. Беседа по тексту рассказа
– Кто сходится в непримиримой схватке в рассказе? (Отец и сын)
– Что мы узнаём об отце и сыне?
– Чьи жизненные позиции сталкиваются в рассказе? (Позиция представителей новой власти – областного продкомиссара, председателя ревтрибунала – абсолютно непримирима, потому что они чужие для казаков, как и казаки для них. Позиция Бодягина-старшего и его односельчан более основательна, так как они отстаивают нажитое своим трудом добро и продразвёрстка для них просто грабёж. Наиболее сложная позиция Бодягина-младшего. Выполняя свой революционный долг, который велит ему расстрелять отца, он не может до конца преодолеть узы кровного родства и, подчиняясь долгу, всё же ощущает предосудительность сделанного им выбора, потому и говорит: «Не серчай, батя…» Однако эта фраза говорит о том, что он воспринимает свой поступок как простительный.)
– Так ли смотрит на это автор? Где мы можем это увидеть? (Иначе смотрит на это автор. Вероятно,поэтому рассказ не замыкается на сюжете, посвящённом взаимоотношениям отца и сына, а имеет двухчастную композицию: вслед за эпизодом отцеубийства идёт эпизод спасения ребёнка.)
– Почему Бодягин-младший спасает ребёнка? (В судьбе мальчишки он увидел отражение собственной судьбы («Я – сирота…по миру хожу «), но истинными мотивами поступка становятся жажда искупительной жертвы, проснувшееся в герое чувство родства, что-то вроде отцовского чувства.)
– Можно ли спасением ребёнка оправдать жестокость? (Нет. Жестокость Бодягина остаётся жестокостью, как и жестокость его врагов, о чём свидетельствует финал рассказа.)
– Какова авторская позиция по отношению к Гражданской войне?
– Зачем Шолохов «убивает» своих героев в финале?
– О чём бы вы спросили у Шолохова?
VII. Рассказы Шолохова критика поначалу оценила положительно. Но уже к концу 20-х годов отношение критики резко меняется – тон и характер рецензий становятся всё более придирчивыми, жёсткими. Под прицельный огонь попали и тематика рассказов, и творческий метод, и идейная позиция автора. Шолохова обвиняли в «натурализме», «схематичности» и в отклонении от пролетарской литературы, а сверх того – объявили «колеблющимся середняком» и «мелкобуржуазным гуманистом.
Ученики зачитывают отрывки из критики «Донских рассказов».
VIII. Вывод по уроку
Гражданская война для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей. Родинка – это не только примета, по которой узнаёт атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Род, родня, родство, родина, народ – всё это оказалось расколотым, разрушенным Гражданской войной. Где выход? Однозначного ответа не было, да и быть не могло. Писатель возлагал надежды прежде всего на инстинкт самосохранения народа, на созидательное начало как главный признак здоровья нации.
IX. Оценки за урок
X. Домашнее задание
Литература:
1. Шолохов М.А. Донские рассказы. – М.: Дет.