Глушенкова Татьяна Ивановна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №14 г. Арзамаса
Урок литературы в 4 классе
Тема урока: «Крылов И. А. « Ворона и лисица»»
Цель урока: Познакомить учащихся с басней И.А Крылова « Ворона и лисица»
Задачи:
— Учить понимать мораль, язык басни.
— Отрабатывать навыки выразительного чтения.
-Воспитывать высокие моральные качества.
Оборудование:
— Портрет И. А. Крылова
— Фотография памятника Крылову в С.- Петербурге с героями его басен
-Иллюстрация к басне
— Толковые словари Ожегова и Даля
Ход урока.
-
Оргмомент
-
Работа над новым материалом. Рассказ о Крылове И.А.(1769-1844)
Родился в Москве, но семья жила в Оренбурге. Отец его Андрей Прохорович служил капитаном. Мать-Мария Алексеевна была неграмотной женщиной и училась грамоте вместе с сыном. Семья жила небогато. Основным богатством отца был сундучок, в котором он хранил книги. Он собирал их много лет, тратя на них последние гроши. В сундуке отца лежали басни Эзопа. Маленький Ваня любил их читать. Писать он начал свои басни с 14 лет. Первая его басня вышла в 1806 году – « Разборчивая невеста» .В 1809 году вышла его первая книга, в которой было 23 басни.
-Что такое басня?
БАСНЯ- это короткий иносказательный рассказ с нравоучением.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с героями басни И. А. Крылова , живущими в стране лести.
-Что такое лесть?
ЛЕСТЬ – это лицемерное , угодливое восхваление.
-Значит, какие люди живут в этой стране?
— Как вы думаете, почему эти люди страны ЛЕСТИ незаслуженно восхваляют другого человека?
3. Слушание басни. ( Читают подготовленные дети)
— Назовите героев басни
— Выскажите своё отношение к героям басни
4. Словарная работа.
АНГЕЛЬСКИЙ ГОЛОСОК — нежный голосок, в котором слышится доброта.
ВЕЩУНЬЯ – предсказательница
БОГ ПОСЛАЛ – говорят о случайно добытом
5. Характеристика героев басни.
— Как описывает Крылов ворону?
Почему при описании вороны он использует выражение НА ЕЛЬ ВОРОНА ВЗГРОМОЗДЯСЬ
— Как по — другому сказать? ( взобралась, примостилась, взлетела, пристроилась, уселась)
— Какая по характеру была ворона?
— Как понимаете слова ОТ РАДОСТИ В ЗОБУ ДЫХАНЬЕ СПЁРЛО
— Какой внешне показана лиса?
Как она подходила к дереву?
— Какой была по характеру?
— Почему она льстила вороне?
— Как понимаете выражение ЛИСИЦУ СЫР ПЛЕНИЛ ( увлёк, покорил)
— Как Крылов назвал лису в басне?
— Почему плутовка?
6. Прослушивание басни. ( Дать задание перед прослушиванием , записанное на доске)
— Как говорила лиса хвалебные слова вороне?
— Как лиса называла ворону?
— Что она хвалила у вороны?
— А на самом деле какая была ворона?
— Какое впечатление произвела на ворону льстивая речь лисы?
7. Выразительное чтение басни.
— Прочитайте басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую ворону, а рядом умную, хитрую, лживую плутовку Лисицу.
8. — Какие слова стали пословицей?
Работа с пословицей « РЕЧИ, КАК МЁД , ДЕЛА, КАК ПОЛЫНЬ»
— Крылов показал в своих баснях целый зверинец. Под видом животных он изображал недостатки людей. Басни Крылова любит народ, они не могут состариться, потому что сильные и правдивые слова не стареют. Очень хорошо о его творчестве сказал М.В.Исаковский:
ВСЁ ЗНАЛ И ВИДЕЛ УМ ПЕВЦА ПЫТЛИВЫЙ
ВСЕГО СИЛЬНЕЙ ЖЕЛАЯ ОДНОГО,
ЧТОБ ЖИЛИ ЖИЗНЬЮ ВОЛЬНОЙ И СЧАСТЛИВОЙ
НАРОД ЕГО И РОДИНА ЕГО.
9 . Работа над моралью басни.
— Найдите мораль басни. Как вы понимаете смысл первых трех строк? А что означают слова: «И в сердце льстец отыщет уголок»
— Скажите, о чем предупреждает своих читателей И.А.Крылов?
— О чем он советует помнить постоянно?
— Какие пороки людей осуждаются?
— Если вы встретите людей, которые льстят ради своей выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят?
— Какие строки из басни «Ворона и Лисица» стали крылатыми, т.е. употребляются как пословицы? (в сердце льстец всегда отыщет уголок)
-В г. С.-Петербурге в Летнем саду находится памятник И. А. Крылову. Этот памятник сооружён на деньги народа. Почему народ любит басни Крылова?
— Он помогает увидеть недостатки и подсказывает, как с ними бороться.
— Чтение его басен обогащает нас знанием жизни , родного языка.
— Познакомиться с басней Крылова , значит, стать умнее, узнать многое о людях.
10. Домашнее задание.
Выучить басню наизусть.