Урок литературы в 5 классе на тему
«Всё, что не проза, то стихи, а всё что не стихи, то проза»
Храпова Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
ННОУ СОШ «Олимп-Плюс»
ЗАО г. Москвы
Цель:
— формирование системы универсальных учебных действий;
-познакомить с различием стихотворной и прозаической речи;
-дать определение рифме, ритму, формировать представление о белом стихе.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование: — интерактивная доска,
— В.Коровина. Литература. Учебник для 5 класса – с. 110-111,
— несколько карточек с фрагментами орнамента (рисунок 1,2),
— раздаточный материал (Приложение 2).
Ход урока.
-
Организационный момент.
Здравствуйте. Начинаем наш урок. Поздоровайтесь с гостями. Слайд 1.
Прочитайте, как называется наш урок. Спасибо.
Посмотрите небольшую инсценировку и попробуйте сформулировать цель урока, т.е. поставить на предстоящие 45 минут учебную задачу.
-
Создание эмоционального настроя.
Итак, отрывок из пьесы Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве» представляют:
Господин Журден –
Учитель философии —
Спасибо актёрам. Садитесь на места.
— Знали ли вы это раньше? Или не подозревали, подобно господину Журдену, что говорите прозой?
Если это так, то вам ещё далеко до сорока и узнаете вы о стихах и прозе гораздо раньше — сегодня на уроке.
Итак, о чём пойдёт речь на уроке? Какие понятия рассмотрим?
Вывешивание на доску карточек с понятиями: стихи, проза, законы стихосложения, ритм, рифма.
-
Объяснение нового материала.
-
Проза и стихи.
— Да, в обычной жизни мы стихами не говорим. (Бывают, правда, моменты в жизни, когда хочется говорить стихами, но это особые случаи, о них поговорим позднее). А ведь литература- это искусство, часто литературу называют искусством слова. Как это понимать?
Что используют при создании музыкального произведения искусства?
…живописного?
…скульптуры?
Конечно, художник – цветом, а писатель и поэт – словом создают свои шедевры. Но чтобы создать стихотворный шедевр, нам надо ещё подучиться. А для начала проверить: различаем ли мы стихи и прозу.
— Прочитайте отрывки и сделайте свой выбор. Ответ объясните. Слайд 2.
Ветер упал, стало тихо повсюду,
но тяжелая рожь более не поднялась.
Антошка поглядел туда, где живет
бабушка, и он увидел ее.
А. П. Платонов
Нелюдимо наше море,
День и ночь шумит оно;
В роковом его просторе
Много бед погребено.
Н. М. Языков
Последний день июля месяца.
На тысячи верст кругом Россия,
родной край. Безветрие, теплынь.
Воздух — молоко парное!
И. С. Тургенев
-В стихах есть рифма.
-Назовите рифмующиеся слова, где они располагаются в строках.
-Предполагаемый ответ. Стихотворение Н.М. Языкова, потому что рифмуются слова «море» — «просторе», «оно» — «погребено». Эти слова заканчивают строки. Слайд 3.
2. Рифма.
Что такое рифма? Попробуйте дать определение. Сравним это определение с данным в учебнике на стр. 110. Откройте. Прочитайте. Хорошо. Запомните определение рифмы. Слайд 4.
Ри́фма (этимология не доказана, возможно от дарный слог обозначают
Расставив ударения, учащиеся приходят к выводу, что здесь есть правильное чередование ударных и безударных слогов, то есть ритм. Значит, это стихи. Но здесь нет рифмы, значит, стихи — белые.
Старайтесь развивать в себе чувство ритма, читая стихи вслух и про себя.
-А сейчас проверим свои силы. Попробуем составить свои сказки, подбирая правильно рифмы и соблюдая ритм. Творческое задание №6. (Акцент на словах для справок сделать только для слабо подготовленных детей.)
Чтение работ. Оценивание коллективное.
5. Итог урока.
Пора завершать урок.
Подведем итоги. Слайд 13.
Над какой темой мы работали?
Как называется род литературы, где главное рифма и ритм?
Что такое рифма? (приведите примеры)
Что такое ритм? (приведите примеры)
Какие стихи называются белыми?
(Выставление оценок за урок.)
-
Домашнее задание. Слайд 14.
Выучить термины (ритм, рифма, стопа, буриме).
Составить стихотворения по рифмам.
-
океан — уши — ураган — суши
-
огонь — ладонь — конь — гармонь
-
стакан — банан — карман — обман
-
сок — молоток — Наташка — чебурашка
7. Рефлексия.
Поднимите руку те, кому понравился урок?
Поднимите руку те, кто считает, кто усвоил тему хорошо, понял, что такое рифма и ритм.
Впереди ещё много интересного по теме стихосложение. Скоро я вам расскажу о том, что рифмы бывают мужские и женские, кольцевые, перекрестные и другие, о том, что есть понятие стихотворного размера, научу различать ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест.
В завершении урока мой вам завет. Я сама его сочинила, пользуясь правилами стихосложения.
Наполнить ум и душу светом,
Про ритм и рифму всё понять,
Тогда вы сможете с успехом
Стихи прекрасные слагать.
Библиография.
-
Коровина В.Я. Литература. Учебник для 5 класса .- М.: просвещение, 2009.
-
Авлова Т.Г., Краснова Н.В. Тайны словесного искусства. Ч.1. Учебник-хрестоматия. – Спб.: Специальная Литература, 1997.
-
Орнамент http://www.100polok.ru/mirrors.html?index=mirrors&page=2
-
Орнамент .http://www.bellydance.su/34b.php
-
Пироги. http://www.restoclub.ru/news/page21/