Урок литературы

в 6 классе

Икона Владимирской Богоматери.

История появления, значение.

Цели:

1. Дать понятие об иконе, учить внимательно рассматривать репродукции, высказывать свои впечатления от увиденного.

2.Познакомить учащихся со стихотворением М. В. Волошина «Владимирская Богоматерь».

3. Начать работу над составлением плана к сочинению.

4. Работать над выразительным чтением.

Ход урока.

1.  Проверка домашнего задания.

Пересказ притчи «Рождество Иисуса Христа».

2.  Изучение нового материала.

1)  Вступительное слово учителя.

В нашем учебнике на первом форзаце помещена цветная репродукция иконы Владимирской Богоматери. Что же такое «икона»?

Слово икона по-гречески означает «изображение, образ».

Иконопись – особый вид живописи. Икона отличается от картины или портрета не только тем, что она пишется на деревянной доске темперными красками (растёртыми на яичном желтке или специальном клее); у неё своё содержание, свой «язык», своё назначение: говорить людям о Боге, о вечном.

Что изображено на иконе Владимирской Богоматери?

Ребёнок нежно ласкается к матери, а она бережно держит его на руках. Есть немало картин, на которых художники изображали мать с ребёнком. Но на иконе не просто мать и дитя, а Богоматерь с Христом. Мы узнаём об этом по золотым сияниям над их головами – нимбам. Одежды Христа – светлые, как бы струящиеся золотым сиянием. Это тоже знак божественного.

Богоматерь изображается в тёмно-вишнёвом покрывале – мафории, украшенном тремя звездами и золотой каймой с кистями, что говорит о её царственном достоинстве. А всмотритесь в лик Богоматери: он тоже особый, иконописный: большие глаза, тонкий нос, нежные губы. Она не похожа на обычных людей, каких мы встречаем в жизни. Это человек святой, уподобившийся Богу. Таково содержание иконы.

2)  Работа над репродукцией.

— Внимательно вглядитесь в черты лица, наклон головы, положение рук Богоматери. Из приведённых слов выберите такие, которые помогут вам выразить своё впечатление.

(На доске написаны слова: грусть, гордость, кротость, нежность, ласка, печаль, радость, скорбь, страдание, тревога, умиление).

Искусствовед М. В. Алпатов так написал об иконе Владимирской Богоматери: «Растроганная лаской Младенца, Мария своими широко открытыми, грустными глазами смотрит вдаль, точно предвидит грядущие страдания Сына».

— Согласны ли вы с этим словами?

Вглядываясь в лик Богоматери, мы понимаем, что она сохранила в своём сердце и славу, которую пели Богу0Младенцу простые пастухи, и пророчество Симеона о Его грядущей урестной смерти и о неминуемых страданиях для неё; увидели мы и глубокую нежность Матери, и ту божественную любовь. Которую проповедовал Христос, — всё это есть в иконе.

3)  Рассказ об иконе.

1)  Слово учителя.

Икону Богоматери, как драгоценный дар константинопольского патриарха, привезли в 1155 году из Византии в Киев. По преданию, написал её сам евангелист Лука на доске того стола, за которым сидел Христос со своей Матерью. Так ли это, или создана она византийским мастером 12 века, но икона эта – одно из самых знаменитых произведений мирового искусства.

Великий Князь Юрий Долгорукий с благоговением принял дар и поместил икону в Вышгородском монастыре близ Киева. Это было время жестоких междоусобиц. Сын Юрия, Андрей Боголюбский, решил уехать из Киева в более спокойные северные земли. И «вместо иных сокровищ, взял с собою греческий образ Матери, украшенный, как говорят летописцы, пятнадцатью фунтами золота, кроме серебра, жемчуга и камней драгоценных» (Карамзин Н. М., История государства Российского). Там, во Владимире, на высоком берегу Клязьмы, построил он в честь Богоматери Успенский собор. И засияла в том храме икона, и стала она называться Владимирской.

Когда князь Андрей отправился в поход против булгар, он взял с собой икону и с её помощью, как он считал, одержал победу. Слава о чудотворной иконе разошлась далеко за пределы Владимиро-Суздальского княжества. Люди видели в ней свою заступницу, защитницу Руси от врагов. Накануне Куликовской битвы молились перед иконой Богоматери московский князь Дмитрий и всё его войско.

Летопись рассказывает о многих чудесах, связанных с этой иконой. Вот одно из них.

2)  Рассказ заранее подготовленного ученика.

«В 1395 году великий Тамерлан, завоевавший уже весь Восток, с четырёхсоттысячным войском пошёл на Русь. С ужасом слушали московские люди рассказы беженцев о несметных полчищах завоевателей, о том, как тысячи жителей городов и сёл угоняются в плен, в рабство. Вот враг уже прошёл саратовские степи и вторгся в рязанские степи, захватил город Елец и двинулся прямо к Москве.

Князь Василий Дмитриевич собрал войско, выступил к Коломне и готовился у берегов Оки встретить врага. Но войско князя намного меньше, чем у Тамерлана, своими силами ему с врагом не справиться. И повелел тогда князь отправить посольство во Владимир за чудотворной иконой. Владимирцы со слезами на глазах провожали свою святыню, и на всём пути люди выходили навстречу иконе и молились о спасении Руси.

И, как говорил летописец, произошло чудо. В тот самый час, когда в Москве торжественный крестный ход встретил эту икону, Тамерлан вдруг повернул свои полчища и ушёл от Москвы. Это было 26 августа 1395 года».

3) Слово учителя.

С тех пор икона Владимирской Богоматери почитается не только как охранительница Владимира и Москвы, но и как святыня всей Руси. В 15 веке в Московском Кремле знаменитый итальянский зодчий Аристотель Фиораванти построил Успенский собор, и там поместил эту икону. Предание рассказывает, что она ещё не раз спасала Москву от врагов.

Замечательный русский поэт и художник Максимилиан Александрович Волошин (1877-1932) увидел икону Владимирской Богоматери в московском музее. Тогда (в1918 г.) её только недавно отреставрировали: сняли с неё толстые слои копоти и открыли под ними прекрасную древнюю живопись. Волошин так был потрясён этим произведением искусства, что несколько дней подряд приходил на свидание с иконой в музей и подолгу смотрел на неё. Репродукция иконы с тех пор стояла на столе Волошина.

4)  Чтение стихотворения М Волошина «Владимирская Богоматерь»

учащимися.

1-й ученик:

Не на троне – на Её руке,

Левой ручкой обнимая шею,-

Взор во взор, щекой припав к щеке,

Неотступно требует… Немею –

Не ни сил, ни слов на языке…

2-й ученик:

Собранный в зверином напряженье,

Львёнок — Сфинкс к плечу Её прирос,

К Ней прильнул и замер без движенья,

Весь — порыв, и воля, и вопрос.

3-й ученик:

А она в тревоге и печали

Через зыбь грядущего глядит

В мировые рдеющие дали,

Где престол пожарами повит.

И такое скорбное волненье

В чистых девичьих чертах, что Лик

В пламени молитвы каждый миг

Как живой, меняет выраженье.

1-й ученик:

Кто разверз озёра этих глаз?

Не святой Лука-иконописец,

Как поведал древний летописец,

Не Печерский тёмный богомаз.

Древний Печерский монастырь близ Киева славился иконописцами, или, как их называли на Руси, богомазами.

В раскалённых горнах Византии,

В злые дни гонения икон

Лик Её из огненной стихии

Был в земные краски воплощён,

2-й ученик:

Но из всех высоких откровений,

Явленных искусством,- он один

Уцелел в костре самосожжений,

Посреди обломков и руин:

От мозаик, золота, надгробий,

От всего, чем тот кичился век,-

Ты ушла по водам синих рек

В Киев княжеских междоусобий.

3-й ученик: И с тех пор в часы народных бед

Образ Твой, над Русью вознесённый,

В тьме веков указывал нам след

И в темнице выход потаённый.

Ты напутствовала перед концом

Воинов в сверканье литургии…

Страшная история России

Вся прошла перед Твоим Лицом.

1-й ученик:

Не погром ли ведая Батыев –

Степь в огне и разоренье сёл –

Ты, покинув обречённый Киев, 3

Унесла великокняжий стол.

И ушла с Андреем в Боголюбов, 4

В прель и глушь владимирских лесов,

В тесный мир сухих сосновых срубов,

Под намёт шатровых куполов.

2-й ученик:

А когда Хромец Железный 5 предал

Окский край мечу и разорил,

Кто в Москву ему проходу не дал

И на Русь дорогу заступил?

3-й ученик: От лесов, пустынь и побережий

Все к Тебе за Русь молиться шли:

Стража богатырских порубежий…

Цепкие сбиратели земли…

В 8 веке византийские императоры запрещали почитание икон, заставляли сжигать иконы.

Литургия – обедня, церковное богослужение.

В 1240 году Киев разрушен Батыем, и уже с середины 12 века титул Великого князя перешёл к владимиро-суздальскому князю.

Боголюбов – городок, заложенный Андреем близ Владимира.

Хромец Железный – Тамерлан, завоеватель Средней Азии.

1-й ученик:

Здесь, в Успенском, в сердце стен Кремлёвских,

Умиляясь на нежный облик Твой,

Сколько глаз жестоких и суровых

Увлажнялось светлою слезой!

2-й ученик:

Простирались старцы и черницы,

Дымные сияли алтари,

Ниц лежали кроткие царицы,

Преклонялись хмурые цари…

3-й ученик:

Чёрной смертью и кровавой битвой

Девичья светилась пелена,

Что осьмивековою молитвой

Всей Руси в веках озарена…

1-й ученик:

И Владимирская Богоматерь

Русь вела сквозь мерзость, кровь и срам,

На порогах киевским ладьям

Указуя правильный фарватер.

2-й ученик:

Но слепой народ в годину гнева

Отдал сам ключи своих твердынь,

И ушла Предстательница – Дева

Из своих поруганных святынь.

3-й ученик:

А когда кумачные помосты

Подняли перед церквами крик,-

Из-под риз и набожной коросты

Ты явила подлинный Свой Лик.

1-й ученик:

Светлый Лик Премудрости-Софии,

Заскорузлый в скаредной Москве,

А в грядущем – Лик самой России-

Вопреки наветам и молве.

2-й ученик:

Не дрожит от бронзового гуда

Древний Кремль, и не цветут цветы:

Нет в мирах спасительнее чуда

Откровенья вечной красоты!

Фарватер – путь, по которому плывут корабли.

Речь идёт о революции 1917 года.

Предстательница – молитвами защищающая людей, покровительница, заступница.

Икона была реставрирована в 1918 году.

— Как поэт описывает икону? Что говорит он об истории произведения древней живописи?

— Каким чувством проникнуто стихотворение? Какова его главная мысль?

5) Самостоятельная работа.

— Составьте устный рассказ об истории иконы Владимирской Богоматери, используя материал обоих текстов, прозаического и стихотворного.

(Учащимся раздаётся распечатка стихотворения Волошина.)

— Вот примерный план изложения (можно составить собственный):

1) Происхождение иконы.

2) Как икона Владимирской Богоматери попала на Русь?

3) Владимиро-суздальская святыня.

4) Заступница Руси.

5) В наши дни.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here