Урок литературы
в 6 классе
Икона Владимирской Богоматери.
История появления, значение.
|
Цели:
1. Дать понятие об иконе, учить внимательно рассматривать репродукции, высказывать свои впечатления от увиденного.
2.Познакомить учащихся со стихотворением М. В. Волошина «Владимирская Богоматерь».
3. Начать работу над составлением плана к сочинению.
4. Работать над выразительным чтением.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
Пересказ притчи «Рождество Иисуса Христа».
2. Изучение нового материала.
1) Вступительное слово учителя.
В нашем учебнике на первом форзаце помещена цветная репродукция иконы Владимирской Богоматери. Что же такое «икона»?
Слово икона по-гречески означает «изображение, образ».
Иконопись – особый вид живописи. Икона отличается от картины или портрета не только тем, что она пишется на деревянной доске темперными красками (растёртыми на яичном желтке или специальном клее); у неё своё содержание, свой «язык», своё назначение: говорить людям о Боге, о вечном.
— Что изображено на иконе Владимирской Богоматери?
Ребёнок нежно ласкается к матери, а она бережно держит его на руках. Есть немало картин, на которых художники изображали мать с ребёнком. Но на иконе не просто мать и дитя, а Богоматерь с Христом. Мы узнаём об этом по золотым сияниям над их головами – нимбам. Одежды Христа – светлые, как бы струящиеся золотым сиянием. Это тоже знак божественного.
Богоматерь изображается в тёмно-вишнёвом покрывале – мафории, украшенном тремя звездами и золотой каймой с кистями, что говорит о её царственном достоинстве. А всмотритесь в лик Богоматери: он тоже особый, иконописный: большие глаза, тонкий нос, нежные губы. Она не похожа на обычных людей, каких мы встречаем в жизни. Это человек святой, уподобившийся Богу. Таково содержание иконы.
2) Работа над репродукцией.
— Внимательно вглядитесь в черты лица, наклон головы, положение рук Богоматери. Из приведённых слов выберите такие, которые помогут вам выразить своё впечатление.
(На доске написаны слова: грусть, гордость, кротость, нежность, ласка, печаль, радость, скорбь, страдание, тревога, умиление).
Искусствовед М. В. Алпатов так написал об иконе Владимирской Богоматери: «Растроганная лаской Младенца, Мария своими широко открытыми, грустными глазами смотрит вдаль, точно предвидит грядущие страдания Сына».
— Согласны ли вы с этим словами?
Вглядываясь в лик Богоматери, мы понимаем, что она сохранила в своём сердце и славу, которую пели Богу0Младенцу простые пастухи, и пророчество Симеона о Его грядущей урестной смерти и о неминуемых страданиях для неё; увидели мы и глубокую нежность Матери, и ту божественную любовь. Которую проповедовал Христос, — всё это есть в иконе.
3) Рассказ об иконе.
1) Слово учителя.
Икону Богоматери, как драгоценный дар константинопольского патриарха, привезли в 1155 году из Византии в Киев. По преданию, написал её сам евангелист Лука на доске того стола, за которым сидел Христос со своей Матерью. Так ли это, или создана она византийским мастером 12 века, но икона эта – одно из самых знаменитых произведений мирового искусства.
Великий Князь Юрий Долгорукий с благоговением принял дар и поместил икону в Вышгородском монастыре близ Киева. Это было время жестоких междоусобиц. Сын Юрия, Андрей Боголюбский, решил уехать из Киева в более спокойные северные земли. И «вместо иных сокровищ, взял с собою греческий образ Матери, украшенный, как говорят летописцы, пятнадцатью фунтами золота, кроме серебра, жемчуга и камней драгоценных» (Карамзин Н. М., История государства Российского). Там, во Владимире, на высоком берегу Клязьмы, построил он в честь Богоматери Успенский собор. И засияла в том храме икона, и стала она называться Владимирской.
Когда князь Андрей отправился в поход против булгар, он взял с собой икону и с её помощью, как он считал, одержал победу. Слава о чудотворной иконе разошлась далеко за пределы Владимиро-Суздальского княжества. Люди видели в ней свою заступницу, защитницу Руси от врагов. Накануне Куликовской битвы молились перед иконой Богоматери московский князь Дмитрий и всё его войско.
Летопись рассказывает о многих чудесах, связанных с этой иконой. Вот одно из них.
2) Рассказ заранее подготовленного ученика.
«В 1395 году великий Тамерлан, завоевавший уже весь Восток, с четырёхсоттысячным войском пошёл на Русь. С ужасом слушали московские люди рассказы беженцев о несметных полчищах завоевателей, о том, как тысячи жителей городов и сёл угоняются в плен, в рабство. Вот враг уже прошёл саратовские степи и вторгся в рязанские степи, захватил город Елец и двинулся прямо к Москве.
Князь Василий Дмитриевич собрал войско, выступил к Коломне и готовился у берегов Оки встретить врага. Но войско князя намного меньше, чем у Тамерлана, своими силами ему с врагом не справиться. И повелел тогда князь отправить посольство во Владимир за чудотворной иконой. Владимирцы со слезами на глазах провожали свою святыню, и на всём пути люди выходили навстречу иконе и молились о спасении Руси.
И, как говорил летописец, произошло чудо. В тот самый час, когда в Москве торжественный крестный ход встретил эту икону, Тамерлан вдруг повернул свои полчища и ушёл от Москвы. Это было 26 августа 1395 года».
3) Слово учителя.
С тех пор икона Владимирской Богоматери почитается не только как охранительница Владимира и Москвы, но и как святыня всей Руси. В 15 веке в Московском Кремле знаменитый итальянский зодчий Аристотель Фиораванти построил Успенский собор, и там поместил эту икону. Предание рассказывает, что она ещё не раз спасала Москву от врагов.
Замечательный русский поэт и художник Максимилиан Александрович Волошин (1877-1932) увидел икону Владимирской Богоматери в московском музее. Тогда (в1918 г.) её только недавно отреставрировали: сняли с неё толстые слои копоти и открыли под ними прекрасную древнюю живопись. Волошин так был потрясён этим произведением искусства, что несколько дней подряд приходил на свидание с иконой в музей и подолгу смотрел на неё. Репродукция иконы с тех пор стояла на столе Волошина.
4) Чтение стихотворения М Волошина «Владимирская Богоматерь»
учащимися.
1-й ученик:
Не на троне – на Её руке,
Левой ручкой обнимая шею,-
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует… Немею –
Не ни сил, ни слов на языке…
2-й ученик:
Собранный в зверином напряженье,
Львёнок — Сфинкс к плечу Её прирос,
К Ней прильнул и замер без движенья,
Весь — порыв, и воля, и вопрос.
3-й ученик:
А она в тревоге и печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где престол пожарами повит.
И такое скорбное волненье
В чистых девичьих чертах, что Лик
В пламени молитвы каждый миг
Как живой, меняет выраженье.
1-й ученик:
Кто разверз озёра этих глаз?
Не святой Лука-иконописец,
Как поведал древний летописец,
Не Печерский тёмный богомаз.
Древний Печерский монастырь близ Киева славился иконописцами, или, как их называли на Руси, богомазами.
В раскалённых горнах Византии,
В злые дни гонения икон
Лик Её из огненной стихии
Был в земные краски воплощён,
2-й ученик:
Но из всех высоких откровений,
Явленных искусством,- он один
Уцелел в костре самосожжений,
Посреди обломков и руин:
От мозаик, золота, надгробий,
От всего, чем тот кичился век,-
Ты ушла по водам синих рек
В Киев княжеских междоусобий.
3-й ученик: И с тех пор в часы народных бед
Образ Твой, над Русью вознесённый,
В тьме веков указывал нам след
И в темнице выход потаённый.
Ты напутствовала перед концом
Воинов в сверканье литургии…
Страшная история России
Вся прошла перед Твоим Лицом.
1-й ученик:
Не погром ли ведая Батыев –
Степь в огне и разоренье сёл –
Ты, покинув обречённый Киев, 3
Унесла великокняжий стол.
И ушла с Андреем в Боголюбов, 4
В прель и глушь владимирских лесов,
В тесный мир сухих сосновых срубов,
Под намёт шатровых куполов.
2-й ученик:
А когда Хромец Железный 5 предал
Окский край мечу и разорил,
Кто в Москву ему проходу не дал
И на Русь дорогу заступил?
3-й ученик: От лесов, пустынь и побережий
Все к Тебе за Русь молиться шли:
Стража богатырских порубежий…
Цепкие сбиратели земли…
В 8 веке византийские императоры запрещали почитание икон, заставляли сжигать иконы.
Литургия – обедня, церковное богослужение.
В 1240 году Киев разрушен Батыем, и уже с середины 12 века титул Великого князя перешёл к владимиро-суздальскому князю.
Боголюбов – городок, заложенный Андреем близ Владимира.
Хромец Железный – Тамерлан, завоеватель Средней Азии.
1-й ученик:
Здесь, в Успенском, в сердце стен Кремлёвских,
Умиляясь на нежный облик Твой,
Сколько глаз жестоких и суровых
Увлажнялось светлою слезой!
2-й ученик:
Простирались старцы и черницы,
Дымные сияли алтари,
Ниц лежали кроткие царицы,
Преклонялись хмурые цари…
3-й ученик:
Чёрной смертью и кровавой битвой
Девичья светилась пелена,
Что осьмивековою молитвой
Всей Руси в веках озарена…
1-й ученик:
И Владимирская Богоматерь
Русь вела сквозь мерзость, кровь и срам,
На порогах киевским ладьям
Указуя правильный фарватер.
2-й ученик:
Но слепой народ в годину гнева
Отдал сам ключи своих твердынь,
И ушла Предстательница – Дева
Из своих поруганных святынь.
3-й ученик:
А когда кумачные помосты
Подняли перед церквами крик,-
Из-под риз и набожной коросты
Ты явила подлинный Свой Лик.
1-й ученик:
Светлый Лик Премудрости-Софии,
Заскорузлый в скаредной Москве,
А в грядущем – Лик самой России-
Вопреки наветам и молве.
2-й ученик:
Не дрожит от бронзового гуда
Древний Кремль, и не цветут цветы:
Нет в мирах спасительнее чуда
Откровенья вечной красоты!
Фарватер – путь, по которому плывут корабли.
Речь идёт о революции 1917 года.
Предстательница – молитвами защищающая людей, покровительница, заступница.
Икона была реставрирована в 1918 году.
— Как поэт описывает икону? Что говорит он об истории произведения древней живописи?
— Каким чувством проникнуто стихотворение? Какова его главная мысль?
5) Самостоятельная работа.
— Составьте устный рассказ об истории иконы Владимирской Богоматери, используя материал обоих текстов, прозаического и стихотворного.
(Учащимся раздаётся распечатка стихотворения Волошина.)
— Вот примерный план изложения (можно составить собственный):
1) Происхождение иконы.
2) Как икона Владимирской Богоматери попала на Русь?
3) Владимиро-суздальская святыня.
4) Заступница Руси.
5) В наши дни.