МБОУ «Погорельская СОШ»
Зубцовского района Тверской области
Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина «Дубровский».
Урок литературы в 6 классе.
Учитель Кириллова Г.Л.
Вводный блок технологической карты
Название предмета: _литература_____________________ Класс _6___________
Урок № _18_____ Дата___14.10.13.___________________________________
Тема: «А.С.Пушкин. «Дубровский». Изображение русского барства в романе.»________________________
Автор УМК: В.Я.Коровина________________________________________________________
ЦЕЛИ:
Образовательные: познакомить с историей создания романа; выявить первоначальные впечатления о романе; в процессе сравнительного анализа образов Дубровского — старшего и Троекурова проследить, как изображено русское барство в романе.
Развивающие: совершенствовать навыки работы учащихся с текстом художественного произведения, навыки выразительного чтения, составления устных пересказов, развивать логическое мышление, повторить литературные понятия.______________________________________________________
Воспитательные: формировать нравственно – эстетические представления учащихся, адекватное отношение к моральным ценностям.____________________________________________________
ЗАДАЧИ:
-
Учить выделению этапов развития сюжета.
-
вырабатывать навык анализа эпизода.
-
Учить сравнительной характеристике героев.
Место урока в системе уроков данного раздела: 1 урок из 11___________
Тип урока:_вводный урок по теме – постановка учебной задачи._________________________________________________________
Основные термины и понятия: роман, сюжет, эпизод._________________________________________
Наглядность: мультимедийная презентация_______________________________________________________
Оборудование: Альбом «А.С.Пушкин», компьютер, мультимедиапроектор, рабочие тетради учащихся.
Используемые технологии: технология коллективного способа обучения, диалоговая технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
____________________
Формы работы: индивидуальная, в группах, коллективная.______________________________________________________
Методы обучения: словесный, наглядно – иллюстративный, поисковый.
Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока. | . сюжет, эпизод. |
Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока. | Будут знать: основные этапы развития сюжета, значение литературных терминов. На основе знаний будут уметь: анализировать эпизод, делать сравнительную характеристику героев, составлять тезисный план для пересказа. |
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока. | Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: у меть планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.
|
Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов) | Планируемые результаты УУД | |
I.Организационный момент (1 мин) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха |
| Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
| Приветствуют, настраиваются на урок. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.
|
II. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: Формулирование темы урока и постановка целей и задач, прогнозирование предстоящей деятельности | Объявление темы урока. Демонстрация слайдов презентации.
| Помогает сформулировать цели и задачи урока |
Запись учащимися числа, темы урока.
| Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование |
III. Актуализация знаний (проверка и обобщение пройденного материала) (10 мин)
Цели: Обострить интерес к анализу романа, выделить вопросы, требующие развёрнутого доказательства, учить выявлять главное и уметь анализировать. |
| Задаёт вопросы. | Учащиеся отвечают на вопросы.
| Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя и одноклассников Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |
IV. Изучение нового (10 мин) Цели: формирование представлений учащихся о главных героях произведения. | В чём причины ссоры Дубровского и Троекурова? Кто виноват в ссоре? Как во время ссоры проявились характеры Троекурова и Дубровского? Почему не состоялось примирение?
|
Демонстрирует слайды презентации, объясняет.
| Дополняют, уточняют ответы одноклассников. Дают объяснения «говорящих» имён героев (индивидуальное задание 2 ученикам). Кирилл (гр.) – господин, владыка, повелитель; Пётр (гр.) – скала, утёс, камень; Андрей (гр.) – мужественный, храбрый; Гавриил (др.-евр.) – сильный муж, муж Божий или крепость).
| Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
|
IIV.Динамическая пауза (физкультминутка) (2 мин) Цель: произвести релаксационную разгрузку учащихся, произвести смену вида деятельности |
| Организует выполнение действий физкультминутки и сам участвует в динамической паузе | Выполняют движения по образцу. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке и выполнять требования учителя. Коммуникативные УУД: Умение выполнять действия в коллективе
|
IIIV. Изучение нового материала (10 мин) Цель: формирование исследовательских навыков работы с текстом для решения основной проблемы урока.
| Анализ эпизода «На псарне». Создание проблемной ситуации – ответ на вопрос «Кто виноват в ссоре?» | Организует работу в группах, предлагает задания для учащихся (слайд). | 1группа находит цитаты, доказывающие виновность Троекурова, 2 – Дубровского, 3 – псаря Парамошки. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, выполнять практическую работу в группе. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
|
IX. Обобщение изученного материала. (5 мин)
Цель: с помощью аналитической беседы помочь учащимся понять мотивы поведения героев произведения.
| Почему Троекуров был рад «дерзкому замечанию» псаря?
Почему Троекуров воздержался от намерения разорить усадьбу Дубровского?
| Задаёт вопросы и анализирует ответы учащихся, отслеживается индивидуальное усвоение материала учащимися
| Отвечают на поставленные вопросы. | Личностные: Умение правильно построить ответ на поставленный вопрос Регулятивные УУД: Умение анализировать и делать выводы. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |
X. Рефлексия деятельности. (3 мин) Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
| Продолжите фразу:
| 1.Анализирует ответы учащихся
| Учащиеся отмечают удачные ответы одноклассников, оценивают их. | Личностные УУД: Самооценка на основе успешности Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли Познавательные УУД: Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
XI. Итог урока и домашнее задание (2 мин) Цель: Выставить оценки за урок, прокомментировать домашнее задание.
| Знать содержание 2, 3 глав. Подготовить пересказ сцены суда. «Троекуров в суде», «Дубровский в суде» (по выбору). | 1.Выставляет оценки (комментарий), учитывает мнение учащихся.
2. комментарий по домашнему заданию. | Записывают задание в дневники. | Личностные УУД: Самооценка на основе успешности Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли Познавательные УУД: Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |