Учитель русского языка и литературы: Козлова Ольга Васильевна
ОГАОУ «Центр образования «Ступени» г.Биробиджан.
Урок литературы в 7 классе
Тема: Что такое настоящий подвиг? ( по рассказу М Горького «Старуха Изергиль»)
Цель урока: Помочь учащимся осмыслить понятие «подвиг», поступки героев с точки зрения человеческой личности.
Показать особенности ранней прозы Горького, отметить её народно- поэтические истоки.
Воспитывать уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, добру, мужеству, служению людям.
Оборудование: портрет Горького, книги с текстом рассказа Горького «Старуха Изергиль», мультимедийное оборудование.
Эпиграф
Подвиг есть сраженье,
Подвиг есть борьба,
Высший подвиг – в терпенье,
В любви и мольбе.
А.Хомяков.
Я называю героем лишь того, кто велик сердцем.
Р, Ролан.
Ход урока
Вступительное слово учителя: Тема сегодняшнего урока: «Что такое настоящий подвиг?»
Зачитайте эпиграф(Слайд 2) и скажите, о чём мы с вами будем говорить? На какие вопросы должны найти ответы? ( после ответов учеников учитель подводит итог)
Обратим внимание на значение слова «подвиг», поговорим о том, как совершаются подвиги. Попробуем ответить на вопрос: все ли могут совершить подвиг? Попробуем доказать, что люди, которые совершают подвиги – герои.
Кроме этого, рассмотрим на примере героев рассказа Горького «Старуха Изергиль», какими чертами характера обладают герои, что их побуждает совершать такие поступки, называемые подвигом.
Учитель: С жизнью и творчеством М. Горького мы с вами уже знакомы. Но мне хотелось обратиться к его рассказу «Старуха Изергиль», который относится к раннему периоду его писательской деятельности.
Именно этот рассказ входит в особую группу романтических произведений.
(Слайд 3.)
Горький писал: «Мечтать — значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали как колокол набата, тревожили бы всё и, сотрясая, толкали вперёд».
Так понимал высший смысл жизни писатель. Искал сильное, яркое слово, которое могло бы подвигнуть человека на подвиг и заставить изменить жизнь.
-Чем был вызван романтизм в творчестве М.Горького?
Ученик: Он искал для себя новые пути в литературе. Жизнь была сложна и трудна. Писатель желал видеть в человеке всё благородное и быстро. И такие герои могли быть в литературе.
— Что такое романтизм? Дайте определение этому слову. Сверим ответы.
(Слайд 4.) Романтизм- литературное направление, проникнутое стремлением показать в ярких образах высокое предназначение человека.
—Какими чертами должен обладать романтический герой? После ответов детей на слайде ответы.
(Слайд 5)
-личность яркая, исключительная;
-герои отважны, сильны, красивы, горды;
-стремятся к свободе, к духовному совершенству;
-поступками движет любовь к людям;
-действуют в вымышленном мире.
-Вспомните, а что такое легенда?
(Слайд 6 ) Легенда- фантастическое предание чудесном событии.
Именно легенда как нельзя лучше подходит для замысла – коротко, взволнованно, ярко воспеть всё лучшее, что есть в человеке.
— Каков идеал человека для Горького?
Ученик: Это человек сильный, яркий, стремится к свободе, готовый жертвовать собой во имя других. (Слайд 7)
— Что значит свобода для Горького?
Ученик: Понятие «свобода» связано с понятием «подвиг».(Слайд 8)
-А что такое подвиг?
(Слайд 9) Подвиг — героический самоотверженный поступок, это естественное стремление человека пожертвовать собой во имя других. По мнению Горького, подвиг — это высшая степень свободы от любви к людям.
-Каждый ли человек способен совершить подвиг? (Слайд 10) Попробуем это рассмотреть на примере двух героев: Данко и Ларры. Их нельзя рассматривать отдельно друг от друга, так как они оба сильные, смелые, гордые и красивые. Это привлекло внимание не только писателя, но и наше.
Задание: Я предлагаю вам выполнить задание: составить словесный портрет
1 группа- портрет Данко; 2 группа- портрет Лары; 3 группа — составляет синквейн по предложенным исходным словам.( из портретной характеристики героев).
Ответы проверяются , синквейны зачитываются.
-Что объединяет героев и чем они отличаются?
Общие черты: сильные, красивые, смелые.
Различие: У Данко глаза полны необыкновенным сиянием;
У Ларры глаза были холодны и горды как у птицы.
(Слайд 11) (Ларра перед старейшинами)
—Какой эпизод запечатлил художник? Каким мы видим Ларру?
Ларра внешне похож на человека. Гордый, смелый, бесстрашный. В гордом одиночестве противостоит людям, не боится суда, потому что не принимает его.
Зачитать эпизод.
Учитель: Попробуем порассуждать: гордость, уверенность в своём превосходстве – это сила или слабость Ларры? После ответов учащихся подвожу их к мысли, что презрение и гордость – это образ Ларры.
— К чему ведёт презрение к людям?
Ученик: К духовному омертвению личности, к нарушению моральных и нравственных норм. Такие люди обречены на вечные муки и одиночество.
—Такой человек, как Ларра, способен совершить подвиг?
—Нет, потому что живёт он ради себя. Он «хочет сохранить себя целым». Он стал тенью. Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. «Вот как был поражён человек за гордость», за презрение к людям.
(Слайд 12) Слова:»Красивые- всегда смелы!»
— В чём настоящая привлекательность героя?
Используя текст, дети зачитывают: « В его очах светилось много силы и живого огня. Он лучший из всех», один из людей своего племени.
— Ценят ли люди его красоту? Как складываются у него отношения с людьми? (После ответов зачитать текст)
-Какими представлены люди писателем? Зачитать(сильные, смелые, весёлые).
— Почему они оказались бессильны перед опасностью? Зачитать (ими овладел страх).(Слайд 13)
-Как этот страх усиливается? Зачитывают.
(пейзаж зловещего, дремучего леса, сквозь который вынуждены пробираться люди, убегая от врагов).
Пейзаж построен на контрасте: свет – тень.
-Какие автор использует выразительные средства для описания леса?
Гипербола- «в лесу стало темно, точно в нём собрались все ночи сразу»
Олицетворение – «великаны – деревья гудели сердитые песни».
Эпитеты – холодный огонь, ядовитый смрад. (Слайд 14)
—С какой целью автор использует выразительные средства?
Они помогают создать напряжённый, взволнованный тон.
-Почему Данко берёт на себя ответственность за жизнь людей?
Он «лучший из всех», верит в торжество добра. Он ответственен за свои поступки.
— Как складываются отношения в пути между Данко и толпой?
Зачитать: 1- Сначала шли за ним..
2 – Но путь был трудный…
3 – Они стали роптать…
4 – потом решили его убить..
-Как выглядят в этот момент люди?
Они были как звери, на их лицах не было благородства. Были в злобе, в гневе.
— Какие чувства испытывал Данко? ( после ответов зачитывают эпизоды)
1. В его сердце кипело негодование: «Вы только шли …».
2. Но от жалости к людям оно погасло: « Вы шли как стадо овец».
3. Вспыхнуло огнём желание спасти их.
Он простил им их грех.
— Что сделал для людей Данко? Зачитать ( вырвал сердце из груди и осветил путь)
-Какие художественные средства использует автор, чтобы показать огромную любовь к людям, описывая сердце?(Слайд 15)
Градация –«оно пылало так ярко, как солнце, ярче солнца»
Повторы – пылало, ярко, факел, освещённый.
Перифраз – сердце – факел великой любви к людям. Символ жертвенной любви.
Учитель: Данко решил добыть свободу для людей своего племени. Освещая путь вперёд, он «сжёг для людей своё сердце и умер, не прося у них ничего в награду»
— Можно ли назвать Данко героем? Обращаемся к эпиграфу: « Я называю героем лишь того, кто велик сердцем.» Р, Ролан.
После предположения учащихся делаю вывод: Данко – личность героическая. Героизм – это способность человека совершать то, что другим не под силу.
— Можно ли поступок Данко назвать подвигом? (Обращаемся ещё раз к эпиграфу)
Да, можно, потому что он жертвует собой, спасая людей.
— Какими качествами должен обладать человек, совершивший подвиг?
Ответы детей заслушиваются, а затем по представленной на слайде информации проверяются.
(Слайд 16)
1.Мужеством, которое включает в себя 7 добродетелей:
— стойкость в беде и борьбе;
-духовную крепость;
-доблесть;
-храбрость;
-отвагу;
-спокойную смелость;
-терпение.
2.Убеждённостью в необходимости идти навстречу опасности;
3.благородством;
4.любовью к людям;
5.способностью жертвовать собой во имя свободы и счастья других.
-Что же такое настоящий подвиг?
-В чём настоящее бессмертие человека?
( картина художника Палеха) (Слайд 17) После размышлений детей задаю следующий вопрос:
—Назовите героев литературных произведений, которые так же, как Данко, приносили себя в жертву, спасая людей?
(Слайд 18 )(картина «Прометей Прикованный»)
(Слайд 19) (Моисей водит израильтянский народ»)
Учитель: Я хочу закончить наши размышления словами Б.Шоу: « Жизнь – не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям»
Экспресс- опрос (Слайд 20)
-
Над чем заставил задуматься урок?
-
Что нового для себя вы сегодня открыли?
-
Со всем ли вы согласны о чём мы говорили?
Предлагаю оценить свою работу на уроке и поставить оценку уроку. У каждого на столе оценочные листы.
Оценки за урок объявляются.
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему: « Можно ли считать поступок Алеся Ивановича Мороза подвигом?»(по произведению В.Быкова «Обелиск»)