МБОУ ЛСОШ №2

Подготовила : Чернозуб И. В.

Брянская обл, Брасовский р-н. п. Локоть

Урок литературы в 8 классе «Фазиль Искандер»

Познакомить учащихся с рассказом «Возмездие» ;

Привлечь внимание учащихся к проблеме соразмерности цели и средства, избираемым для ее достижения;

совершенствовать навык анализа художественного произведения.

Эпиграф :

Ты живешь среди людей… Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо…

В. Сухомлинский.

  1. Вступительное слово учителя – ст. Ю. Левитанского.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждому когда – то приходится делать выбор: сказать или промолчать; помочь или сделать вид, что не заметил.

Делают свой выбор и герои рассказа Ф. Искандера «Возмездие», о котором пойдет речь сегодня на нашем уроке.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Эпиграф:

Я не люблю уверенности сытой

Уж лучше пусть откажут тормоза.

Досадно мне, коль слово «честь» забыто

И коль в чести наветы за глаза.

В. Высоцкий.

Имя Ф. Искандера не ново для вас. Вспомните, когда вы встретились с ним?

( «Тридцатый подвиг Геракла» )

Сегодня мы откроем для себя новую страницу творческой биографии писателя – рассказ «Возмездие».

Рассказ – небольшое произведение с ограниченным количеством действующим лиц (согласны?) .

Дома вы прочитали рассказ. Определим тему рассказа.

— О чем этот рассказ?

Тема созвучна с названием.

— От чего имени ведется повествование?

(Чика – все его глазами)

Керопчик Чик Мотя

Обида Алихану жаждет Защитник

Подлость возмездия Алихану

Керопчик

Чик

!

Мотя

— С чего начинается повествование? (прямое вступление – совершено действие, вокруг которого разворачиваются события)

/Появление Керопчика, предчувствие Чика, портрет/

— Когда Чик начинает желать возмездия?

(после обиды Алихана)

Давайте проследим по тексту за реакцией Чика.

/Стр. 55, сердце разрывается от жалости и возмущения/

Возмущение было такой силы, что Чику захотелось физически уничтожить обидчика и его друзей.

Ни Чик, никто другой не захотел заступиться за Алихана! Почему?

Дальше как обычно возмущения …

И вдруг по толпе прошелся благоговейный шепот и в то же время испуганный. Что случилось?

/Появление Моти/

Реакция окружающих на его появление. (Стр. 56)

/Портрет, обращение к прошлому/

Ретроспектива.

Глаза Моти! Восхищение Чика. Алихан – Мотя. Немногословность – кто?

Керопчик

Чик

Мотя

Совершил подлость

Сердце разрывалось от несправедливости

Обещание заступиться

Ненавидел с довоенных лет

Желает возмездия

Тайно восхищается холодным взглядом

Приступ тоски по возмездию

Стр. 60

Жалкий, но человек

Возмездие

? ?

Презрение к людям, хозяин жизни

Тост за Мотю

Отказывается от такого возмездия

Почему?

(Несправедливое наказание)

Наслаждение от страха людей

Возмездие должно быть, но равнозначное, чтобы человек знал, за что его наказывают.

— Для Моти это не главное, а что главное — ?

— Почему?

Чужой бедой не все умеют жить

Голодных сытые не разумеют

Тобою, жизнь, балован я и пытан,

И впредь со мною делай, что угодно,

Корми, как хочешь, но не делай сытым,

Глухим, не понимающим голодных.

( К. Кулиев)

К кому это относится?

Каждый выбирает по себе меру

окончательной расплаты

Справедливости Утверждения своего я,

выбирает Чик прев – ва над людьми Мотя

  1. Домашнее задание

Стр. 69, вопрос №7.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here