МАОУ СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов г.Екатеринбурга Свердловской области

Урок мужества, доброты и настоящей дружбы по сказочной повести

В.П. Крапивина «Дети Синего Фламинго»

(в рамках проведения Всероссийского урока внеклассного чтения)

5 класс

Подготовила

Любовь Николаевна Овчинникова,

учитель русского языка и литературы

Г.Екатеринбург,

2014 г.

Оборудование: на доске размещены рисунки детей к повести, цитаты из произведения, портрет с краткой биографией В.П.Крапивина, а также законы отряда «Каравелла»; на столе учителя оформлена выставка книг с произведениями В.П. Крапивина; песня В.С. Высоцкого «Баллада о борьбе».

Тип урока: урок-беседа, с ведущей ролью учащихся.

Цели урока:

  1. Знакомство детей с личностью и творчеством В.П. Крапивина, привлечение внимания детей к творчеству писателя.

  2. Воспитание чувства дружбы, справедливости, ответственности за жизнь другого человека.

  3. Развитие навыков коллективной работы.

  4. Развитие умений и навыков работы с текстом произведения.

  5. Воспитание культуры слушания учащихся и уважительного отношения друг к другу.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

На окраине Екатеринбурга есть ничем не приметное здание, но оно хорошо известно всем юным жителям города. Каждый день здесь собираются начинающие моряки, фехтовальщики, журналисты и барабанщики. Они приходят в свой клуб с гордым названием «Каравелла». И хотя наш город находится далеко от моря, у клуба есть свои яхты, на которых ежегодно совершаются походы, есть свои палаточные лагеря, живущие по строгим армейским законам. Но не это, в первую очередь, привлекает сюда ребят. «Каравелла» — это клуб товарищей, единомышленников, смелых и честных людей. Честь и справедливость – главные качества, которыми должен обладать каждый член клуба. Равнодушие и трусость – главные враги каравелльцев. Основатель этого клуба — Владислав Петрович Крапивин, писатель, журналист, замечательный человек, с удивительными добрыми глазами.

1.2. Индивидуальное сообщение ученика (краткая биография В.П. Крапивина).

Примерное содержание.

Владислав Петрович Крапивин родился в городе Тюмени, 14 октября 1938 года, в семье педагогов Петра Федоровича и Ольги Петровны Крапивиных.

В 1956 году поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета им. А. М. Горького.

Во время обучения в университете был зачислен в штат газеты «Вечерний Свердловск». Несколько лет работал литературным сотрудником и заведующим отделом в журнале «Уральский Следопыт». Позднее, в 1965 году, ушел на творческую работу.

В 1961 году Владиславом Крапивиным был создан детский отряд «Каравелла» (в 1965 году над отрядом взял шефство журнал «Пионер»). Профиль отряда — журналистика, морское дело, фехтование. Отряд существует до настоящего времени, ранее имел статус пионерской дружины, пресс-центра и парусной флотилии журнала «Пионер». Владислав Петрович руководил отрядом более тридцати лет, в настоящее время во главе «Каравеллы» молодые выпускники отряда.

Первая книга Владислава Крапивина «Рейс «Ориона»» вышла в 1962 году в Свердловске. Спустя два года автор был принят в члены Союза писателей СССР.

В настоящее время у В. Крапивина около двухсот изданий на различных языках. Его книги были включены в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества», «Библиотеку приключений и научной фантастики», «Библиотеку мировой литературы для детей», в японскую 26-томную серию «Избранные сочинения русских писателей для подростков».

Книги Владислава Крапивина неоднократно переиздавались в Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, Японии, Венгрии, переводились на английский, испанский, персидский и другие языки.

Часть произведений Владислава Крапивина были экранизированы и показывались по Центральному телевидению. Нескольких премий был удостоен фильм «Колыбельная для брата» по сценарию Владислава Крапивина и Станислава Фурина.

Владислав Петрович Крапивин — лауреат премии Ленинского комсомола, премии «Аэлита» журнала «Уральский Следопыт» и Союза писателей РСФСР, премии имени А. Гайдара журнала «Пионер» и других литературных премий .

За литературную и общественную деятельность награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, медалью «За доблестный труд», знаком ЦК ВЛКСМ имени А. Гайдара.

Почетный гражданин города Екатеринбурга, в котором жил и работал более сорока лет. В настоящее время по ряду причин писатель вернулся на родину и проживает в городе Тюмень (материал официального сайта В.П. Крапивина htt://www. rusf.ru ).

1.3 Учитель знакомит учащихся с законами отряда « Каравелла»

В.П. Крапивин явился основателем юношеского отряда «Каравелла», помог ребятам создать законы этого отряда, научил их следовать им не только в клубе, но и в жизни. Вот эти законы (представлены на доске в напечатанном виде):

Я вступаю в бой с любой несправедливостью, подлостью, жестокостью, где бы я их не встретил.

Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то другой. Раньше меня.

Смелость – это то, когда человек боится и все-таки не сворачивает с дороги.

Я никогда не должен пройти мимо плачущего ребенка (материал официального сайта В.П. Крапивина htt://www. rusf.ru ).

Учитель зачитывает законы.

Руководствуясь этими законами, живут герои крапивинских произведений.

О чем же пишет В.П. Крапивин? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к анализу сказочной повести В.П. Крапивина «Дети синего фламинго», которая входит в цикл «Летящих сказок» и относится к 1981 году издания.

3.Обсуждение повести «Дети синего фламинго»

3.1. Предлагаю начать обсуждение сказочной повести «Дети синего фламинго» с определения, что такое «дружба».

Учащиеся по цепочке дают свое определение «дружбы».

Учитель подводит итоги (определение записывается учащимися в тетрадях):

Дружба – это, когда тебя понимают, разделяют твои убеждения, помогают, поддерживают в любой трудной ситуации, разделяют радости и горести. Дружба — это и умение жертвовать собой во имя друзей, своими выгодами, благами, жизнью. Дружба помогает человеку стать сильнее, лучше, добрее:

«Если люди дружат, они становятся сильнее, они могут спорить и бороться» (слова из повести «Дети синего фламнго»).

Каким же должен быть настоящий друг? На этот вопрос мы ответим в конце нашего занятия.

3.2. Викторина к повести

Прежде всего, давайте вспомним ключевые моменты повести «Дети синего фламинго». Определиться с ними нам поможет викторина (вопросы викторины).

Викторину можно проводить, разделив класс на три группы. Капитаны каждой команды выходят к доске и по очереди вытаскивают вопросы викторины и зачитывают их. Если команда не может дать ответ, то на вопрос отвечают две другие команды. Победителем становится команда, которая ответила на большее количество вопросов.

  1. Как познакомились Женька с Толиком? (во время уличного боя)

  2. Что Толик подарил Женьке? (деревянный нож)

  3. Почему этот деревянный нож входил в камни, как в масло? (был сделан с любовью)

  4. Какой человек в этом произведении был и в прямом и в переносном смысле двуличным? (Ктор Эхо, он же Тахомир Тихо)

  5. Почему Женька убежал с поля боя, не стал сражаться с Ящером? (испугался огромного чудовища)

  6. Как Женька познакомился с птицей? Что помогало вызывать птицу? (Женька познакомился с птицей в лесу, помог птице вернуть ее детеныша в гнездо. Птицу вызывал ключ-свисток).

  7. Кто такие дети синего фламинго? (Это дети- беглецы, ушедшие из города)

  8. Где нашли спасение дети-беглецы после гибели Дуга? (Дети нашли спасение в Синей долине)

10. Как Женька попал домой? (Женька попал домой на воздушном шаре)

11. Как мальчики Женька и Юлька победили Ящера? (Уничтожили пульт управления)

3.3. Знакомство с главными героями повести

Итак, героями повести становятся мальчишки 5-тиклассники, ваши ровесники, Женька, Юлька.

Давайте познакомимся с ними.

Звучат индивидуальные сообщения учащихся, подготовленные заранее.

Сообщение первого ученика – история Женьки Ушакова от лица героя.

Другом Женьки Ушакова был Юлька Гаранин, мальчик, которого Женька нашел на острове Двид и узнал в нем пропавшего.

Кто такой Юлька Гаранин? Давайте поближе познакомимся с этим героем.

Сообщение второго ученика — история Юльки Гаранина от лица героя.

После того, как рассказы героев о самих себе прозвучали, следует общее обсуждение услышанного.

Учитель задает учащимся вопросы:

Кто вам больше нравится Женька или Юлька? Почему? Чей выбор вам близок? (Ученики дают свои ответы, высказывают мнения).

3.4. Следующий вопрос для обсуждения: как устроен остров Двид?

Юлька с Женькой встретились в удивительном месте – на острове Двид. Что представляет собой это место?

Заслушивается индивидуальное сообщение ученика об Острове Двид .

После чего ведется обсуждение. Учитель задает вопросы.

Понравилось ли вам устройства острова Двид?

Что показалось неприемлемым, а что понравилось?

Кто такие жители острова Двид?

Почему жители острова Двид сразу же становились взрослыми, минуя юношеские годы? Почему Дуг и его друзья избежали этого?

Кто правит островом? Кого боятся жители острова? Как был создан ящер?

(Идет работа с текстом, учащиеся отвечают на вопросы, иллюстрируя свои ответы примерами из текста).

На острове Двид с детьми происходят удивительные события Женька и Юлька знакомятся с детьми-беглецами и удивительной синей птицей.

3.5. Следующий вопрос: кто такие дети-беглецы, их взаимоотношения с удивительной синей птицей.

Звучит индивидуальное сообщение ученика, подготовленное заранее: «Кто такие дети-беглецы острова Двид (коллективный портрет детей)».

По завершении сообщения учитель задает вопросы:

Почему повесть называется «Дети синего фламинго»?

Кем была птица фламинго для детей острова? Почему она помогала детям?

Почему в книге есть горестные события (погибает птица, Дуг).

8. Подведение итогов.

Мы сказали, что «Дети синего фламинго» — книга о дружбе. В этой книге две пары мальчиков-друзей. Юлька и Женька. Женька и Толик.

Кто они?

Каковы их судьбы? Чем герои похожи друг на друга и в чем их отличие?

Какую пару можно назвать настоящими друзьями? Почему?

Предполагается, что учащиеся вступят в открытую дискуссию, доказывая свою позицию, отстаивая свою точку зрения по предложенным вопросам.

4. В заключение учитель предлагает прослушать песню Владимира Высоцкого «Баллада о борьбе», которая как нельзя лучше предает чувства, эмоции человека (ребенка-подростка), вступающего в борьбу с несправедливостью, отстаивающего идеалы настоящей дружбы, преданности, верности и чести.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ВИКТОРИНА

  1. Во время уличного боя.

  2. Деревянный нож.

  3. Был сделан с любовью.

  4. Ктор Эхо, он же Тахомир Тихо.

  5. Испугался огромного чудовища.

  6. Женька познакомился с птицей в лесу, помог птице вернуть ее детеныша в гнездо. Птицу вызывал ключ-свисток.

  7. Это дети- беглецы, ушедшие из города.

  8. Дети нашли спасение в Синей долине.

10. Женька попал домой на воздушном шаре.

11. Уничтожили пульт управления.

Использованная литература:

В.П. Крапивин «Летящие сказки». Свердловск. Сред. – Урал.кн. изд-во 1991,

Куду Р. Сказка как избавляющая сила. // Детская литература, 1995, №5, Липовецкий М. Чтоб сильнее стала сказка (Традиции романтической сказки в современной детской литературе). // Детская литература, 1987, №1, Липовецкий М. В одеждах романтики// Литературное обозрение, 1988, № 5, Официальный сайт В.П. Крапивина htt://www. rusf.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here