Учитель Сесина Н. В
Класс 2 «В»
МОУ лицей № 6
Г . Шахты
Цели: 1. Познакомить учащихся с произведением.
2. Развивать умение работать с текстом.
3. Показать, что хвастовство – порок человека.
4. Воспитывать любовь к животным.
I. Организационные моменты.
II. Проверка домашнего задания, конкурс чтецов (оценка учащихся).
-На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с авторскими произведениями Л.Толстого и Н. Рубцова о зайцах, об их жизни.
-На какие группы делятся зайцы? (лесные, полевые, гуменники).
-Чем они питаются?
-В стихотворении Николая Рубцова о каком зайце идет речь? (о лесном)
-Какие слова или словосочетания доказывают, что это лесной заяц? (докажите)
-Что вы узнали о лесном зайце?
-Какой он? (трусливый, бестолковый, всего боится)
III. Милые зверюшки, герои народных сказок и детских песенок- славные, добрые зайчишки! В сказках заяц – трусишка. Ну, перехитрит иногда волка, обманет лисицу и все. А так – всего боится. И ведь не только в сказках подобная репутация у зайца. Заяц стал также символом трусости, боязливости.
-А сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Заяц – хваста».
-Кто автор этой сказки?
1.Словарная работа.
При/хо/ди/лось пот/ре/па/ла у/си/щи
Гум/но подх/ва/ти/ли ла/пи/щи
Кресть/я/нин встре/ти/ла зу/би/щи
Рас/ска/за/ли
Ра/зыс/ки/вать
Ко/ко/ри/ной
-Значение каких слов вам не понятно?
Гумно – площадка, где крестьяне молотили сжатое зерно. Сарай, где хранится урожай зерна.
Кокорина – суковатый кусок сваленного дерева.
Усищи, лапищи,зубищи – увеличительное значение слов «лапы, зубы, усы». —Сравните, чем отличаются?
Физминутка
Лесная лужайка
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал-
Не столкнулся, не упал.
2. Первичное знакомство с текстом.
(читает учитель)
— О чем эта сказка?
— Кто главные герои этого произведения?
— Какой заяц?
3. Вторичное знакомство с текстом.
— Сейчас сказку вы прочитаете про себя и ответите мне на вопросы.
— Каким заяц предстает в начале сказки? (хвастливым)
— Почему зайцам приходилось ходить на гумно? ( прочитайте)
— Как отреагировала ворона на рассказ зайцев? ( прочитайте)
— Как вы понимаете выражение «маленько потрепала»?
(трепать – дергать, трясти( приводить в порядок)).
— Зачем ворона его потрепала? ( потому что хвастаться не красиво)
— Что однажды произошло с вороной? (прочитайте)
— Как вы понимаете словосочетание « собаки ее подхватили»( подняли, уцепились в нее, кусали ее).
— Как вы понимаете словосочетание «давай мять»?(давить, тискать, сжимать в давке, т.е. обижать).
— Как заяц повел себя в этой ситуации?( прочитайте)
— Почему народ не написал «пришел на горку или выбежал», а написал «выскочил»? ( Потому, что народ вложил в это слово определенное значение, он хотел подчеркнуть стремительные действия зайца, его желание оказать
вороне бескорыстную помощь. Ведь зайца тоже могли разорвать собаки, но он не задумываясь бросился на выручку вороне.)
— Найдите в тексте слова подтверждающие это.
— Заяц бросился на выручку вороне как? ( молниеносно, мгновенно)
— Какие качества зайца мы видим в конце сказки?
— Вспомните, каким заяц был в начале сказки и каким мы видим его в конце?
— В чем главная мысль этого произведения? Найдите предложение в тексте раскрывающее основную идею сказки. («Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!»)
-Подберите синонимы к слову храбрец ( смелый, отважный, мужнственный)
Физминутка Заинька
Утром заинька проснулся,
Потянулся, улыбнулся.
Раз умылся
Два прогнулся
Три нагнулся и присел,
У сосны остановился
И легонько покружился.
IV. Работа с рисунками.
— На интерактивной доске вы видите рисунки, расположите их в порядке возрастания сюжетной линии.
— Найдите в тексте сказки образ соответствующий первой картинке ( прочитайте), (2-ой, 3-ей, 4-ой).
V. Работа с пословицами.
— На доске вы видите пословицы. Какая из этих пословиц подходит к нашей сказке?
-
« За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» (Не стоит браться за несколько дел сразу, толку будет мало).
-
« Любишь кататься – люби и саночки возить» ( Эта пословица о труде.)
-
«Доброе дело само себя хвалит». Почему так утверждает народ? ( Маленькое дело люди все равно замечают, а кто сам выставляет свои дела на показ, тот хвастун.)
— Какое маленькое дело сделал заяц?
VI. Путешествие в театр.
— Посмотрим как эту сказку можно разыграть на сцене.
VII. Вывод.
— Какое качество в человеке высмеивает народ в этой сказке?( хвастоство)
— Что такое «хвастовство»? Подберите синонимы к этому слову.
— Как вы считаете хорошее это качество или плохое? Докажите?
— А в нашей сказке кто помогает нам показать это качество?(животные)
— Какие сказки вы знаете?
— Так какая это сказка? К какой группе мы можем отнести эту сказку?
VIII. Чтение сказки по ролям.