Урок по литературному чтению 4 класс.
Тема урока: « Русалочка грустная сказка о любви.
1.Цели и задачи урока
.Познавательные
обобщение и систематизация знаний учащихся по сказке Андерсена «Русалочка»;
постановка и формирование проблемы, решение проблем творческого и поискового характера;
смысловое чтение
Личностные
духовно-нравственное воспитание учащихся;
осознание нравственной глубины данного произведения;
нравственно-этическая ориентация, личностный моральный выбор;
совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости , чуткости);
развитие творческих способностей.
Метапредметные
приобщение детей к основам мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества;
развитие ценностно-смысловой сферы деятельности;
знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.
Предметные
формирование положительной мотивации к чтению;
создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения худ. литературы;
развитие воображения; совершенствование навыка чтения;
развитие литературных способностей.
Регулятивные
целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того , что ещё нужно понять
Коммуникативные: совершенствовать групповые формы работы.
Ход урока.
-
Орг момент.
Ваша речь на уроке должна быть:
Хоровое чтение с доски.
Обдуманной
Последовательной
Содержательной
Четкой
Правильной
В меру эмоциональной
В меру быстрой
2. Целеполагание.
Пушкин
Есенин
Тютчев
Андерсен
Блок
-почему слова объединены в одну группу (фамилии).
-какая фамилия лишняя? Почему? (Андерсен, он сказочник) С каким произведением будем работать на уроке и кто автор?
Мне хотелось бы начать этот урок словами самого Г. Х. Андерсена:
«Моя жизнь — прекрасная сказка, богатая событиями, благословенная. История моей жизни поведает миру то , что она говорит мне:
-Господь милостив , и всё , что творится — к лучшему.»
Запомните эти слова. Мы ещё вернёмся к ним в конце урока.
У каждого возраста — свой Андерсен. Для маленьких читателей (даже слушателей)-это «Дюймовочка»,»Стойкий оловянный солдатик», «Огниво»…В 9-10 лет приходят «Дикие лебеди» , «Снежная королева» и , конечно же , — «Русалочка» ; грустная сказка о преданности и любви.
С содержанием этой сказки вы познакомились на предыдущих уроках , а многие знали её и раньше , хотя бы по одноимённому мультфильму ; но по словам Андерсена у этой сказки есть «скрытый смысл», доступный не каждому..
-Давайте попробуем познать этот смысл , разгадать тайну этой сказки….
Релаксация
-Чтобы лучше проникнуться настроением сказки, почувствовать жизнь моря , а значит и жизнь Русалочки , закроем глаза и попробуем нарисовать картины морских глубин под музыку , которая так и называется «Зов моря».
4. Проверка дз. Оцените свою подготовку к уроку по 5-ти бальной шкале.
— к какой части сказки вы сделали иллюстрацию. (рассказ детей)
-какие чувства испытывали, рисуя эпизоды сказки?
5. Словарная работа. Работа в паре по рядам.
Прочитав текст, вы встретились с новыми словами. Как вы их поняли, я сейчас проверю.
1 ряд.
2 ряд.
вам в тексте встречались слова. Подберите к ним синонимы.
Омерзительные – скверные, противные.
Зардеть – покраснеть, стать румяным.
Великолепные – превосходные, роскошные.
3 ряд.
а) каждая парта получает слово, обменивается мнением о его значении.
Кораллы – ярко- красный, розовый или белый камень – известковое отложение морского полипа.
Прилив – периодически повторяющееся в течение суток поднятие уровня моря
Пучина — морская бездна, водоворот, гибельное место
Пурпурная — темно- или ярко-красный цвет, занавесь из красной ткани как признак роскоши и величия.
Гавань – прибрежная часть моря, используемая для стоянки судов, синоним порта
Мачта – сооружение в виде укрепленного столба или ствола, для установки парусов
Муслин – легкая и тонкая ткань.
6. Работа по тексту сказки.
-Русалочка-младшая дочь морского царя.
-Выделяет ли её автор из числа сестёр? Докажите.
(Он описывает пять сестёр вместе, а её отдельно)
-Для чего автор использует элемент сравнения? (Видно, что Русалочка другая.)
-В чём проявляется её странность?
(В её увлечениях, в интересе к людям.)
-Докажите словами автора.
(«Больше всего Русалочка любила рассказы о людях…»)
-О чём Русалочка узнала от бабушки?
(О бессмертии души.)
(Чтение диалога подготовленными учащимися.) зачитать с. 66-68
-Когда Русалочка решила уйти к людям?
(Тогда , когда поняла , что любит принца.)
(«Как я люблю его! Больше, чем отца и мать!…») зачитать с.68
-Но не только к принцу тянулась её душа… Какая ещё у неё была цель?
(«…обрести бессмертие души…»)
-Каким был путь Русалочки к людям?
(Она пошла к ведьме.)
-Зачем автор так подробно описывает этот путь?
(Чтобы показать, как Русалочке было страшно.)
Найдите слова автора , подтверждающие это. Зачитать с.69
-Почему Русалочка не повернула назад?
(«Она вспомнила о принце и о бессмертной душе».)
-Что принесла в жертву Русалочка?
(Свой чудный голос, хвост.)
-Русалочка отказалась от себя; ведь голос — это сущность русалки, от близких, от Родины
( ей было тяжело психологически , а физически?
(«…Будет больно так , как будто тебя пронзят острым мечом…»)
-Для чего были принесены эти жертвы?
Вывод: истинная любовь — это жертвенность.
Физкультминутка.
-Как относился принц к Русалочке?
(Принц любил за любовь Русалочки к себе ; любил, «как милое дитя».)
Чтение текста.
-Такую ли любовь ждала Русалочка?
(Нет.)
Вывод: не всякая любовь вызывает ответное чувство.
-Почему оказалась невозможной любовь Русалочки и принца?
(Они разные.)
-Чем они отличаются? Докажите.
(Принц живёт «земной» жизнью, а Русалочка — духовной.)
-Русалочка любила, но была ли она счастлива?
(Нет.)
Вывод: любовь и счастье — не всегда синонимы.
-Бывает, что любовь приносит страдание. Докажите это словами автора.
-Почему не сбылось предсказание ведьмы, и Русалочка не умерла?
(Её спасли сёстры. Они отдали свои прекрасные волосы.)
Вывод: «Русалочка»- это сказка ещё и о великой родственной любви.
-Чтобы спастись, Русалочка должна убить принца. Его смерть — её жизнь. Почему она этого не сделала?
(Она любила его.)
-Русалочка снова приносит жертву… Есть ли разница между первой и второй жертвами?
(Есть — Русалочка отдаёт свою жизнь.)
-Итак, история любви Русалочки начинается и заканчивается жертвами.
-Что изменилось за этот промежуток земной жизни?
— В чём Русалочка осталась прежней?
(В своей любви.)
-Композиция сказки подчёркивает нерушимость любви Русалочки к принцу. И пусть она не добилась его любви , но в награду за свою любовь она получила возможность обретения бессмертной души. Душа Русалочки уже не зависит от чьей-то любви, она прошла свой путь и приблизилась к заветной цели.
-Как мы можем это понять, какие подсказки даёт нам автор?
Русалочка в первый раз почувствовала слёзы.
(Слёзы — шаг к бессмертию души.)
3. Итоги урока
-Каков же финал сказки? Однозначен ли он?
(Русалочка не добилась любви принца, но у неё осталась бессмертная душа. Она была не очень счастлива на земле, но у неё есть надежда , что она будет счастлива на небе.)
Вывод: «Русалочка» — это сказка о любви , как смысле жизни ,
(Русалочка и принц);
о любви родственной
(Русалочка и сёстры);
о любви, как дороге к Богу;
о любви, помогающей пережить нам все земные тяготы и заботы.
-Давайте вспомним начало урока, слова Г. Х. Андерсена…
-Согласны ли Вы, что и в нашей жизни есть место сказке, чуду?
И даже, когда нам очень плохо, нужно уметь достойно преодолевать трудности, верить, что всё к лучшему и любить.
Самооценка детей.
23 августа 1913 года , 98 лет назад, в Копенгагене был открыт памятник Русалочке.
Урок для меня показался
коротким/длинным
На уроке я работал
активно/пассивно
Своей работой на уроке я
доволен/не доволен
За урок я
не устал/устал
Моё настроение
стало лучше/стало хуже
Материал урока был
понятен/не понятен
Домашнее задание мне кажется
лёгким/трудным
5.Самоанализ
Данный урок является 3-м уроком по теме: «Сказка Г.Х.
Андерсена «Русалочка.» Ранее дети были знакомы на уроках внеклассного чтения с такими сказками Андерсена, как, или, как их ещё называют «сказками для взрослых». Эти глубоко нравственные произведения были восприняты детьми, так как их восприятие и осмысление было основано на субъективном опыте.
«Русалочка» — сказка о любви…Не рано ли? Но просматривая программу телепередач глядя на время их показа, на качество содержания, понимаешь, что разговор о любви, чистой и бескорыстной, будет уместен и своевременен.
Тип урока: » Анализ художественного произведения.»
Решение задач урока соответствует требованиям программы по лит. чтению для 4-го класса УМК «Школа России.»
Чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы.
Для активизации мышления учащихся использовалась система вопросов по сюжетной линии произведения , создавались проблемные ситуации , домашнее задание ученики выполняли по группам , на уроке активно использовался учебник.
Использование компьютерных технологий на уроке даёт возможность для развития детей.
Особенно важен уровень самостоятельного мышления детей , их нравственная оценка , и как её продолжение самооценка своих поступков.
Этот урок должен стать ещё одним «кирпичиком» в фундаменте духовно-нравственного воспитания учащихся.
Для эмоц. восприятия материала были использованы рисунки учащихся , музыка , слайды.
Особый аспект на уроке имеет здоровьесберегающий эффект.Я постараюсь создать ситуацию психологического комфорта , когда каждый ребёнок успешен в своём мнении , не боится высказываться .
На уроке применена гимнастика для глаз (по тексту Сологуб) , дыхательная гимнастика.
Использованы возможности кабинета ИКТ.
Думаю, что дети будут активны , внимательны , работоспособны , и данная форма организации учебной деятельности будет достаточно эффективной.
С моей стороны будут соблюдены нормы пед. этики и такта , культура общения «ученик-учитель» , «ученик-ученик».
Надеюсь, что дети осознают глубокий нравственный смысл этого произведения, кто-то на уроке, кто-то позже…
На титульный лист