Урок по литературному чтению, 2 класс

Тема: К. Г. Паустовский «Барсучий нос»

Цель :  создание условий для ознакомления учащихся с творчеством русского писателя К. Г. Паустовского, обеспечение целостного восприятия и понимания текста; развитие умения определять главную мысль произведения, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга;  развивать познавательный и читательский интерес; воспитывать любовь к природе.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

У У Д

1.Организац.

момент

2.Актуализация знаний, фиксация

затруднений.

3.Постановка учебной задачи.

4.Построение проекта выхода из затруднений.

5.Первичное закрепление

6. Самостоятельная работа

7.Рефлексивные действия

Словесный настрой на работу:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

На столах у нас в порядке

Книжки, ручки и тетрадки

Скороговорка на листочках:

На байдарке раз барсук
Плыть решив на Барбадос,
Взять с собой решил бамбук
И букет бегоний, роз.

Загадка:

Роет норы он умело,

Знает, любит это дело.

Потому кроту и друг,

А зовут его /барсук/,
А зовут его …
(Барсук)
1.Работа с учебником.

Прочитайте автора и название произведения. Кто-нибудь сможет что-то рассказать об авторе?

2. А что вы можете сами рассказать о барсуке

3. Словарная работа.

4. Чтение и анализ рассказа.

О каких приметах осенней природы рассказывает писатель?

С чем сравнивает воду в озере?

Какую рыбу ловили рыбаки?

О чём вы узнали из этой части?

Как мы её озаглавим? (Осенняя рыбалка на озере)/слайд/

II часть – чтение по абзацам./

Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?

Найдите и прочитайте, как отдыхавшие у костра люди, обнаружили присутствие какого- то зверя?

Почему барсук прибежал к костру?

Прочитайте, какими словами автор характеризует мальчика?

Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»?

 –Нарисуйте словесную картину к этой части

О чём говорится во второй части?

Как мы её озаглавим? (Ужин у костра)/слайд/

Физминутка

— Как живешь?
— Вот так!
(Дети показывают большой палец.)
— Как идешь?
— Вот так!
(По ладони ведут двумя пальцами, показывая шаги.)
— Как бежишь?
— Вот так!
(Дети имитируют бег движениями рук.)
— Как ты спишь?
— Вот так!
(Дети подкладывают на руки голову.)
— Как смеешься?
— Вот так!
(Дети улыбаются друг другу.)
— Как садишься?
— Вот так!
(Дети садятся тихонько за парты.)

VI. Продолжение работы по теме

III часть – читает учитель.

Кто первым услышал фырканье зверя?

а) Краткий пересказ по опорным словам: фырканье зверя, мокрый чёрный нос, маленький барсук, картошка.

б) Прочитайте отрывок о том, как было больно барсуку.

/Барсук (взвизгнул) и с отчаянным воплем (бросился) обратно в траву. Он (бежал и голосил) на весь лес, (ломал) кусты и (плевался) от негодования и боли./

в) Прочитайте, как повели себя обитатели леса и реки.

/Без времени (заорали) испуганные лягушки, (всполошились) птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, (ударила) пудовая щука./

— О чём узнали из третьей части?

-Как мы её озаглавим? (Зверёк решил поужинать у людей.) /слайд/

Работа с 4 частью.

Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?

Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?

Поднимите руку, кто из вас получал ожог?

При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.

Что мы можем сказать о барсуке?

О чём говорится в этой части?

Как мы её озаглавим? (Барсук лечит свой нос.)/слайд

V часть – читает учитель.

Почему автор узнал барсука?

Как мы озаглавим эту часть? (Встреча через год.)/слайд/

2. Чтение полученного плана. /слайд/

I. Осенняя рыбалка на озере.

II. Ужин у костра.

III. Зверёк решил поужинать у людей.

IV .Барсук лечит нос.

V. Встреча через год.

Работа в тетради

Составляют модель обложки произведения

Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик? А что нельзя делать при прогулке в лесу, в степи, на реке?

— Запомните, что наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.

Какова главная мысль рассказа?

— Итак, красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.

Оценивание работы детей.

Д/задание – пересказ по частям, дифференцированные задания

Проверяют готовность к уроку.

Читают сам-но; парами друг другу; вслух индивидуально несколько уч-ся, хором с разным темпом чтения.

Желающие рассказывают наизусть

в быстром темпе.

Определяют жанр произведения. Проблемный вопрос: зачем нужно читать скороговорки?

Читают сам-но,вслух 1 учащийся, отгадывают, определяют жанр.

Предполагают тему урока.

1.Читают в учебнике название и автора произведения.

Знакомство с биографией писателя – сообщение учащегося. /слайд/

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине у деда и бабки. Учился в киевской гимназии, поступил в Киевский университет, но закончить его не успел в связи с переездом в Москву. Работал репетитором, санитаром, кондуктором трамвая, рабочим на заводе. Много путешествовал по стране. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями. Во второй половине 30 годов появляются рассказы и сказки, написанные для детей: «Резиновая лодка», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос» и другие. Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе.

2.Желающие высказываются/

Ученик /сообщение/ Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. Длина тела 60-90 сантиметров, масса тела- 24-34 килограмма. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Обитает в лесах Европы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Ведёт ночной образ жизни. Всеядный, питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых. На зиму впадает в спячку. Приносит пользу сельскому хозяйству – уничтожает вредных насекомых./слайд/

3.Просматривают и зачитывают/ слайд/

Дёготь – тёмный, смолянистый жидкий продукт.

Вереск – вечнозелёный кустарничек с мелкими трёхгранными листьями, растёт в сосновых лесах, торфяных болотах.

Чёлн – выдолбленная из дерева лодка.

Пуд – это старинная единица массы, равная 16 килограммам.

4.I часть – читает ученик./Авлоев Али/

Саид, Камила, Марьяна, Эльза, Тахир, Кудрат – читают по абзацам

Выполняют все движения

Дети стараются сами с помощью учителя задавать друг другу вопросы по содержанию части.

IV часть – самостоятельное чтение.

Просматривают слайд, отвечают на вопросы

Выполняют задания

Работают группами.

Высказывают свои мнения и впечатления.

Самоорганизация .

Познавательные:

-смысловое чтение как осмысление цели чтение

-анализ текста с целью выделения признаков;

Коммуникативные:

-умеют вести диалог; сотрудничать друг с другом.

Познавательные:

-умение размышлять логически;

— осознание цели действий.

Коммуникативные:

умение вести диалог,высказывать свои мысли.

Познавательные:

находить информацию в других источниках и готовить сообщения

Познавательные:

находить информацию в других источниках и готовить сообщения.

Коммуникативные:

умение высказывать свои мысли

Познавательные: умение работать со словарём, объяснять лексическое значение слов

Коммуникативные: умение работать по цепочке

Познавательные: проводят анализ текста, сравнение, обобщение.

Коммуникативные: работают по цепочке

Познавательные: находят информацию в тексте, умеют логически размышлять.

Личностные:

самоорганизация, самоконтроль

Коммуникативные: умение сотрудничать друг с другом, вести диалог

Личностные: получают опыт нравственных переживаний

Личностные: осуществление самоконтроля

Коммуникативные: умение делать простые выводы

Коммуникативные: умение вести диалог, делать выводы.

Познавательные: работают с текстом

Регулятивные : умение работать по предложенному плану.

Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем и одноклассниками

Коммуникативные: умение сотрудничать с соседом

Личностные: осуществление самоконтроля

Личностные : получают опыт нравственных переживаний

Коммуникативные: умеют вести диалог, отстаивать свои взгляды

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here