Урок по литературному чтению, 2 класс
Тема: К. Г. Паустовский «Барсучий нос»
Цель : создание условий для ознакомления учащихся с творчеством русского писателя К. Г. Паустовского, обеспечение целостного восприятия и понимания текста; развитие умения определять главную мысль произведения, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга; развивать познавательный и читательский интерес; воспитывать любовь к природе.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | У У Д | |
1.Организац. момент
2.Актуализация знаний, фиксация затруднений.
3.Постановка учебной задачи.
4.Построение проекта выхода из затруднений.
5.Первичное закрепление
6. Самостоятельная работа
7.Рефлексивные действия | Словесный настрой на работу: Долгожданный дан звонок, Начинается урок. На столах у нас в порядке Книжки, ручки и тетрадки
Скороговорка на листочках: На байдарке раз барсук
Загадка: Роет норы он умело, Знает, любит это дело. Потому кроту и друг, А зовут его /барсук/, Прочитайте автора и название произведения. Кто-нибудь сможет что-то рассказать об авторе?
2. А что вы можете сами рассказать о барсуке
3. Словарная работа.
4. Чтение и анализ рассказа. – О каких приметах осенней природы рассказывает писатель? – С чем сравнивает воду в озере? – Какую рыбу ловили рыбаки? – О чём вы узнали из этой части? – Как мы её озаглавим? (Осенняя рыбалка на озере)/слайд/
II часть – чтение по абзацам./ – Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре? – Найдите и прочитайте, как отдыхавшие у костра люди, обнаружили присутствие какого- то зверя? – Почему барсук прибежал к костру? – Прочитайте, какими словами автор характеризует мальчика? – Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»? –Нарисуйте словесную картину к этой части – О чём говорится во второй части? – Как мы её озаглавим? (Ужин у костра)/слайд/
Физминутка — Как живешь?
VI. Продолжение работы по теме III часть – читает учитель. – Кто первым услышал фырканье зверя? а) Краткий пересказ по опорным словам: фырканье зверя, мокрый чёрный нос, маленький барсук, картошка. б) Прочитайте отрывок о том, как было больно барсуку. /Барсук (взвизгнул) и с отчаянным воплем (бросился) обратно в траву. Он (бежал и голосил) на весь лес, (ломал) кусты и (плевался) от негодования и боли./ в) Прочитайте, как повели себя обитатели леса и реки. /Без времени (заорали) испуганные лягушки, (всполошились) птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, (ударила) пудовая щука./ — О чём узнали из третьей части? -Как мы её озаглавим? (Зверёк решил поужинать у людей.) /слайд/
Работа с 4 частью. – Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика? – Из каких строк видно, что барсуку было очень больно? – Поднимите руку, кто из вас получал ожог? – При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место. – Что мы можем сказать о барсуке? – О чём говорится в этой части? – Как мы её озаглавим? (Барсук лечит свой нос.)/слайд
V часть – читает учитель. – Почему автор узнал барсука? –Как мы озаглавим эту часть? (Встреча через год.)/слайд/ 2. Чтение полученного плана. /слайд/ I. Осенняя рыбалка на озере. II. Ужин у костра. III. Зверёк решил поужинать у людей. IV .Барсук лечит нос. V. Встреча через год.
Работа в тетради
Составляют модель обложки произведения
– Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай? – Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик? А что нельзя делать при прогулке в лесу, в степи, на реке? — Запомните, что наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники. – Какова главная мысль рассказа? — Итак, красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. Оценивание работы детей. Д/задание – пересказ по частям, дифференцированные задания
| Проверяют готовность к уроку.
Читают сам-но; парами друг другу; вслух индивидуально несколько уч-ся, хором с разным темпом чтения. Желающие рассказывают наизусть в быстром темпе. Определяют жанр произведения. Проблемный вопрос: зачем нужно читать скороговорки?
Читают сам-но,вслух 1 учащийся, отгадывают, определяют жанр.
Предполагают тему урока.
1.Читают в учебнике название и автора произведения. Знакомство с биографией писателя – сообщение учащегося. /слайд/ Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине у деда и бабки. Учился в киевской гимназии, поступил в Киевский университет, но закончить его не успел в связи с переездом в Москву. Работал репетитором, санитаром, кондуктором трамвая, рабочим на заводе. Много путешествовал по стране. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями. Во второй половине 30 годов появляются рассказы и сказки, написанные для детей: «Резиновая лодка», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос» и другие. Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе.
2.Желающие высказываются/ Ученик /сообщение/ Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. Длина тела 60-90 сантиметров, масса тела- 24-34 килограмма. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Обитает в лесах Европы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Ведёт ночной образ жизни. Всеядный, питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых. На зиму впадает в спячку. Приносит пользу сельскому хозяйству – уничтожает вредных насекомых./слайд/
3.Просматривают и зачитывают/ слайд/ Дёготь – тёмный, смолянистый жидкий продукт. Вереск – вечнозелёный кустарничек с мелкими трёхгранными листьями, растёт в сосновых лесах, торфяных болотах. Чёлн – выдолбленная из дерева лодка. Пуд – это старинная единица массы, равная 16 килограммам.
4.I часть – читает ученик./Авлоев Али/
Саид, Камила, Марьяна, Эльза, Тахир, Кудрат – читают по абзацам
Выполняют все движения
Дети стараются сами с помощью учителя задавать друг другу вопросы по содержанию части.
IV часть – самостоятельное чтение.
Просматривают слайд, отвечают на вопросы
Выполняют задания
Работают группами.
Высказывают свои мнения и впечатления.
| Самоорганизация .
Познавательные: -смысловое чтение как осмысление цели чтение -анализ текста с целью выделения признаков;
Коммуникативные: -умеют вести диалог; сотрудничать друг с другом.
Познавательные: -умение размышлять логически; — осознание цели действий.
Коммуникативные: умение вести диалог,высказывать свои мысли. Познавательные: находить информацию в других источниках и готовить сообщения
Познавательные: находить информацию в других источниках и готовить сообщения. Коммуникативные: умение высказывать свои мысли
Познавательные: умение работать со словарём, объяснять лексическое значение слов Коммуникативные: умение работать по цепочке
Познавательные: проводят анализ текста, сравнение, обобщение.
Коммуникативные: работают по цепочке Познавательные: находят информацию в тексте, умеют логически размышлять.
Личностные: самоорганизация, самоконтроль
Коммуникативные: умение сотрудничать друг с другом, вести диалог Личностные: получают опыт нравственных переживаний
Личностные: осуществление самоконтроля Коммуникативные: умение делать простые выводы
Коммуникативные: умение вести диалог, делать выводы. Познавательные: работают с текстом
Регулятивные : умение работать по предложенному плану. Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем и одноклассниками
Коммуникативные: умение сотрудничать с соседом Личностные: осуществление самоконтроля
Личностные : получают опыт нравственных переживаний Коммуникативные: умеют вести диалог, отстаивать свои взгляды |