МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им.М.М.Рудченко с.Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Урок развития речи во 2 классе
«Напиши мне письмо…»
Учитель начальных классов
Фекличева С.В.
2012 год
Цель: научить учащихся писать письма.
Задачи: — расширить знания учащихся о русском языке; об истории возникновения письменности;- познакомить учащихся со структурой письма;- развивать желание к свободному сочинительству;- способствовать развитию воображения и творческой речевой мысли учащихся.
Используемые учебники и учебные пособия:
«Словарь русского языка » С.И.Ожегов, Э. Успенский сказка «Дядя Федор, пес и кот», учебник русского язык
Используемая методическая литература:
Методика русского языка
Используемое оборудование:
компьютер
Используемые ЦОР:
диск — детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»
Краткое описание:
На уроке развития речи «Напиши мне письмо» учащиеся знакомятся — с историей возникновения письменности; -со структурой письма;- с памяткой написания письма.
Оборудование: компьютер, толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, словарь синонимов, сказки А.С.Пушкина, сказка Э.Успенского «Дядя Федор, пёс и кот».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Проверь, дружок, Само и взаимопроверка готовности
Готов ли ты начать урок? к уроку.
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки
2. Целеполагание и мотивация.
Слайд № 1.
— О чем просит автор строк? Коллективный обмен
— Что обозначает слово «письмо»? мнениями.
Слайд № 2
3. Актуализация знаний.
— Что вы уже знаете об истории
возникновения письма? Учащиеся отвечают на вопрос.
— Для записи своей речи древние люди изобрели особые знаки, обозначающие слова. Это можно назвать началом письменности. Что только не использовали люди для письма: глину, камень, дереву, кору деревьев…Но самое большое распространение получили глина, папирус пергамент; на Руси – береста.
Показ слайдов № 4, 5, 6
· В наше время археологи во время раскопок в Новгороде Великом, Рязани и других городах обнаружили сотни грамот. По этим документам можно судить, что в 11-15 веках грамотность была широко распространена на Руси.
· В 1840 — начале 1850-х гг. во время раскопок дворца в Ниневии была открыта Библиотека Ашшурбанипала, содержавшая около 20720 глиняных табличек и их фрагментов с клинописными текстами.
· «Розеттский камень», базальтовая плита с текстами на греческом и древнеегипетском языках.
— А жители Перу (Южная Америка) использовали цветовое знаковое письмо. Они брали ветку от дерева и привязывали разноцветные нитки, которые имели разные значения: красные – война, белый – мир.
— Где мы встречаемся с этими цветами?
Слайд № 7
Слайд № 8.
— 24 мая весь наш народ будет отмечать Праздник славянской письменности и культуры. В Москве на Славянской площади открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника установлена неугасимая Лампада – знак вечной памяти.
Слайд № 9.
Слайд № 10
Слайд № 11.
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах,
О земле о древнерусской
Быль записывал монах,
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ. (Н.Кончаловская).
Слайд № 12
4. «Открытие» нового знания.
— Ребята, как в наше время люди общаются между собой?
— Как передают друг другу сообщения?
— А пишут ли друг другу письма?
Слайд № 13.
— Рассмотрите внимательно надпись на конверте. Где помещены сведения об отправителе? Какие слова помогают найти того, кто должен получить письмо? Человек, который передает информацию, — отправитель, или АДРЕСАНТ. Тот, кто ее получает, — получатель, или АДРЕСАТ.
(Чтение письма почтальона Печкина из сказки Э.Успенского «Дядя Федор, пёс и кот».)
«Здравствуйте, папа и мама!
Пишет вам почтальон Печкин из деревни Простоквашино. Вы спрашиваете про мальчика дядю Федора. Вы про него еще заметку в газете писали. Этот мальчик живет у нас. Я недавно заходил к нему посмотреть, все ли у них плитки выключены, а его корова меня на дерево загнала.
А потом я у них чай пил и незаметно пуговицу отрезал от курточки. Посмотрите, ваша ли это пуговица. Если пуговица ваша, значит, и мальчик ваш…
Все у вашего мальчика хорошо. И трактор есть, и корова. Он всяких зверей кормит. И кот у него есть хитрый-прехитрый. Я из-за этого кота в изолятор попал: он меня молоком угостил, от которого с ума сходят.
Вы можете приехать за вашим мальчиком. Потому что он ничего не знает. Я ему ничего не скажу. А мне привезите велосипед. Я на нем буду почту развозить. И от новых штанов я бы тоже не отказался.
До свидания. Почтальон деревни Простоквашино, Можайского района, Печкин»
— Кому Печкин написал Письмо?
— Почему и для чего написал Печкин это письмо?
— Как вы думаете, как должен был обратиться почтальон к родителям Федора?
— А вы писали кому-нибудь письма?
— А что необходимо знать для написания письма?
5. Первичное закрепление.
Слайд № 14
— Чтобы правильно написать письмо, нам необходимо знать основные части письма, определить тип и стиль речи, который вы будете использовать для его написания. В письмах люди не только что-то сообщают друг другу, но и договариваются о делах, помогают друг другу советами, делятся мыслями, планами, размышляют о будущем, рассказывают о чем – то интересном……
Слайд № 15.
Основная мысль.
В каждом параграфе,
В каждом рассказе,
В сказке и песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Откроется
САМАЯ ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ.
(С.Бондаренко)
Слайд 16.
Слайд 17
Слайд 18
Письмо родным и близким (другу)
Примеры | |
Обращение | Здравствуй(те), дорогой мой друг.. |
Начало переписки | Получил твое письмо… Давно не было от тебя письма… |
Благодарности | Спасибо за внимание… Благодарю за интересную информацию… Приятно было узнать о…… |
Основное содержание письма | Хочу поделиться радостью… Хочу тебе описать, как идет моя жизнь в школе……. У меня много новостей…. Я встретился с удивительным… Меня заинтересовало….. Однажды со мной случилось…. |
Вопросы адресату | Чем занимаешься? Что интересного у тебя происходит? Какие у тебя планы на каникулы?… |
Просьба | Прошу тебя сообщить мне….. Я надеюсь, что …… Приятно будет получить от тебя сообщение (ответ на..) про…. |
Прощание | До свидания…. До скорой встречи….. Крепко целую… |
— При написании письма необходимо использовать глаголы прошедшего времени совершенного вида. Для выразительности текста, вместе с ними можно употреблять и другие глаголы. Глаголы прошедшего времени несовершенного вида позволяют выделить действие, подчеркнуть его длительность. Формы будущего времени совершенного вида с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг подчеркнуть стремительность, неожиданность того или иного действия.
— Для грамотного написания письма всегда необходимо пользоваться различными словарями: орфографическим, словарем – синонимов и др.
«Не стыдно — не знать, стыдно – не учиться».
— При написании письма можно использовать памятку «Как написать письмо»
· Подумай КОМУ? будешь писать письмо.
· Вдумайся в цель письма ЗАЧЕМ?
· Определи основную мысль письма О ЧЕМ?
· Реши, какой тип речи будет преобладать
(повествование, описание, рассуждение)
ЧТО? КАКОЙ? ПОЧЕМУ? ПОТОМУ….
· Определи возможный стиль письма
(разговорный, официально-деловой).
· Используй при написании письма
орфографический словарь,
словарь синонимов.
· Напиши черновик.
· Проверь, исправь ошибки.
· Перепиши.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
7. Рефлексия занятия.
— Какие открытия сегодня вы сделали для себя?
8.. Итог занятия.
— Спасибо за урок!