Урок внеклассного чтения для учащихся 7 класса

по рассказу Натальи Ванханен «Дети индиго»

Тип урока: урок-размышление.Мастерская формирования нравственных ценностей. 
Цели урока: 
познакомить учащихся с творчеством писателя;
 
проанализировать рассказ, используя « приём погружения в текст»;
 

Виды работы на уроке: беседа, чтение и анализ эпизодов, сопоставление, обобщение, творческая работа, исследовательская работа.

1.Урок начинается со слов учителя:

Сегодня у нас необычный урок-урок знакомства с современной литературой.Эта литература о нас с вами, о нашей жизни, о тех проблемах, которые существуют сегодня.Начать урок мне хотелось бы, познакомив вас с автором рассказа «Дети индиго».Именно по этому рассказу мы сегодня будем работать.

2.Слово подготовленному ученику:

ВАНХАНЕН НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА – русский поэт, переводчик. 

Родилась 12 ноября 1951 году в Москве. В 1975 году окончила филологический факультет МГУ по специальности испанский язык и литература. Посещала университетскую литературную студию «Луч». Входила в группу поэтов «Московское время». 

Первая стихотворная публикация – в 1975 году в газете «Московский комсомолец». 
Автор поэтических книг «Дневной месяц» Москва, Худ. лит. 1991; «Далекие ласточки» «РБП» Москва, 1995; «Зима империи» Мадрид, INEEDIT 1998. 
Стихи печатались в журналах «Новый мир, «Дружба народов», «Континент», «Нева», «Постскриптум», «Арион», «Предлог», «Кольцо А» и др. 

Переводчик испанской и латиноамериканской поэзии: Лопе де Вега, Кальдерон, Беккер, Антонио Мачадо, Гарсиа Лорка, Луис Сернуда, Рафаэль Альберти, Габриэла Мистраль, Хосе Лесама Лима и др. 

Член Союза Писателей Москвы. В 1998 году книга «Зима империи» вошла в шорт-лист номинантов на премию «Антибукер». Лауреат премии «Инолитл 2000» журнала «Иностранная литература», присуждаемой за поэтический перевод. Кавалер международного ордена Габриэлы Мистраль (Чили), 2002 г. Лауреат всероссийского конкурса поэзии 2000 г., проводившегося Московским Союзом литераторов. Живет в Москве.
Пьеса Кальдерона «Молчанье – золото» в ее переводе вошла в репертуар московского театра «Сопричастность».

3.Слово учителя:

Как вы только что услышали, Наталья Юрьевна –человек разносторонне развитый, работает в разных амплуа: поэт, переводчик, прозаик. Ее произведения интересны , легко читаются и запоминаются. Одно из них мы прочитали и постараемся вместе разобраться в прочитанном.

Итак «Дети индиго» Кто же они-эти дети? Что в них необычного? Почему так часто в последнее время мы слышим это сочетание?

Справка: Как распознать детей индиго?

 

Ниже приведён перечень качеств и основных признаков, которыми обычно обладают «дети индиго».

— асоциальность, низкая коммуникабельность, склонность замыкаться в себе;

— высокая самооценка, индивидуализм, нежелание подчиняться другим, неприятие авторитетов;

— большой творческий потенциал в сочетании с высоким уровнем интеллекта;

— склонность приобретать знания эмпирическим путём; интерес к далёким друг от друга предметам;

— неусидчивость, энергичность, дефицит внимания;

-склонность к депрессиям;

— чувство социальной справедливости, повышенное чувство ответственности;

— невосприимчивость к традиционным приёмам воспитания;

— развитая интуиция и чувство опасности;

— способность быстро осваивать цифровые технологии.

 

Прочитав этот список, практически каждый современный ребенок может причислить себя к детям индиго, но так ли это?

В энциклопедии читаем: В мире, в котором мы живем, эти дети имеют уникальную задачу. Они – люди из будущего, воплотившиеся на нашей планете. Они обладают высокоразвитым сознанием и повышенной восприимчивостью. Дети индиго нетерпимы к неискренности и фальши. 

4.Анализ текста .Цитирование. Вспомним рассказ Натальи Ванханен и поразмышляем о прочитанном:

1.Кто является героями рассказа?( героев 2: репетитор по испанскому языку Наталья Юрьевна и мальчик 12 лет, который приходит к ней заниматься языком)

«маленький, хрупкий, белокожий, с большими черными глазами в пушистых ресницах . Ему двенадцать. Штаны у него почему-то сползают, и он неудобно, локтями, их время от времени ловит. Худ очень.».

2.Как проходит занятие( процитируйте диалог ученика и учителя)

А)Когда упоминают Лондон, мальчик интересуется:

Наталья Юрьевна, а вы в Лондоне были?

Я? Нет. А ты?

Я был. Когда был маленький.(уже маленьким был в Лондоне!)

Помнишь что-нибудь?

Не очень.

Б)Далее мальчик спрашивает о машинах:

— Наталья Юрьевна, а вам какая машина больше нравится? «Майбах» или «Крайслер 300ЭС»?

— Я в них, детка, не понимаю. Давай дальше, первое спряжение.

— Нет, ну правда, «Майбах» или…

— Да не различаю я их. Я знаю только «Победу» и «Москвич».

— А что это?

В) как учитель пытается вернуть мальчика к теме урока?

 Все, хватит! Возьмем новое время, а то занимаемся, занимаемся, и всего два времени. Слушай, почему ты все время ложишься? Ты что, не выспался? Да еще отворачиваешься, я же тебя не вижу — может, ты там спишь вообще или рожи корчишь.

— Я не корчу.

— Тебя что, в школе за это не ругают?

— Нет. У меня с первого класса голова не держится. Все привыкли.

— А я не привыкла. Я же перед тобой прямо сижу, потому что я тебя уважаю. Вот и ты меня уважай.

— Я уважаю, Наталья Юрьевна, я вас даже очень уважаю.

Г) Бывает ли на уроках ситуации, когда ребята специально отвлекают учителя от основной темы?(да, когда им не очень интересно на уроке)

Д)Похож ли этот мальчик на обычного ученика?(Конечно, похож! Ничего особенного мы в нем не замечаем?)

Далее ребенок опять пытается отвлечь учителя от занятий:

— Наталья Юрьевна, а вы знаете, кто самый богатый человек у нас в стране?

— Не знаю и знать не хочу.

— Вы что, правда, не знаете? Сказать?

— Ну, скажи.

— Абрамович.

Но учитель всячески пытается не срывать занятие и продолжает спрашивать дом. задание:

— Спрягай давай: «говорить», «есть», «пить». Так, теперь — стихотворение.

— Я не выучил.

— Второй раз уже задаю.

— Я ж говорил — я стихов не запоминаю.

— А по-русски?

— И по-русски.

— Ни Пушкина, ни Лермонтова?

— Пушкина учил вообще-то.

— Ладно, все, занимаемся испанским.

Далее выясняется, что ребенок не знает элементарного о творчестве Лермонтова:

— Нет, Лермонтова мы вроде тоже проходили.

— Что значит «вроде»?

— «Мцыри» — это он?

— Он. Ну, не «Мцыри» же вы учили!

— Вроде нет. А он еще что-нибудь написал?

— Человек прожил всего двадцать семь лет, написал бог знает сколько! Абсолютный гений — а ты ничего не знаешь!

— Он что, болел?

— Ты что, не знаешь даже, что Лермонтов погиб на дуэли?

— Как? И он тоже?

Мальчик поинтересовался, кто же застрелил Лермонтова и за что, но учитель понимает, что нужно заниматься испанским языком и ей платят именно за это.

Скажите, как по-вашему мальчик относится к учительнице? Ему нравятся занятия?

Почему он постоянно разговаривает о другом? Может, его просто никто не слушает? Может быть, с ним не разговаривают дома?

Расскажите эпизод с тестом, можно ли стать миллионером. Как относится мальчик к результату?

Как ни странно, даже при таком раскладе в результате подсчета очков оказывается, что мой шанс — пятьдесят на пятьдесят. Пятьдесят процентов за то, что я могу при определенном желании стать миллионером. Словом, дело во мне самой. Кто б сомневался!

— У меня тоже так вышло, — со вздохом говорит мой ученик. Он явно огорчен. За нас обоих.

— Слушай, давай работать, а? Ну что ты расстраиваешься? Ты что, бедный, что ли?

— Ну, миллионер же все может.

— Не все. Стихотворение хорошее он написать не может.

— Правда?

Он искренне поражен.

Но и учительница очень удивлена, что ребенок сегодня к ней ехал на метро, называет его подземкой.ЕЕ удивило, что мальчик не ходит в школу, а живет там:

— Наталья Юрьевна, я в школу — из школы не хожу. Я там живу.

— ???

— Ну, мама говорит, у нас в городе хорошей школы нет. Поэтому я в другом городе учусь.

— А когда же ты дома?

— В пятницу. Ко мне вечером в пятницу домой учитель английского приходит.

— А потом ты, значит, ко мне готовишься, к испанскому.

— Ну да, вроде того.

— Слушай, а ты на птичку успеваешь посмотреть?

— На какую птичку?

— Ну, на какую-нибудь.

Счастлив ли ребенок? У него все есть. Он не раз бывал за границей, но это ли нужно для счастья?

Наталья Юрьевна потрясена жизнью мальчика и теперь уже она ему задает вопросы не по уроку:

— Ты «Принц и нищий» читал?

— Это что?

— Это Марк Твен.

— А это что?

— Книжка детская. Там принц и нищий поменялись местами. Они были похожи, прямо одинаковые мальчики. И принц стал нищим.

— Совсем бедным, да? Без денег? Плохо ему было, да?

— Да нет. Он отдохнул.

— Как это?

— Ты прочитай. Тебе понравится.

— Мне читать некогда. Нет времени.

Как заканчивается урок?( учитель решает не задавать домашнего задания, а просто написать слова, связанные с Новым годом и Рождеством)

-Ты же любишь Новый год?

— Ну да. Папа уже такой торт купил — взрывчатка. На сто бабахов! Представляете?

— С трудом. Пиши: рождественское дерево, часы бьют двенадцать, испанцы едят двенадцать виноградин, одну за другой, с каждым ударом. Сан Николас приходит, ну как Санта Клаус. А подарки у них приносят волхвы. Они называются Короли-Волшебники. Правда, здорово?

— Наталья Юрьевна, а вы видели фильм «Санта киллер». Он там сигару как пульнет, в этого. И она прямо в клетку с попугаем. И попугай закурил…

Скажите, не возникло ли у вас ощущения, что учитель и ученик говорят на разных языках?

Можно ли назвать мальчика Инопланетянином?

Согласны ли вы, что он Индиго?

Чем понравился рассказ?

А можно ли в наше время обойтись без знаний о Пушкине, Лермонтове, Некрасове?

Можно ли быть счастливым , не имея много денег?

Могут ли деньги заменить друзей, книги, любование природой?

А встречали вы детей индиго?

(ребята по –разному отвечают на вопросы учителя, пытаются доказать свое мнение фактами из жизни)

Домашнее задание: Попробуйте придумать продолжение рассказа. Каким будет этот мальчик , когда вырастет?

Рефлексия:

_Что нового вы узнали на уроке?

-Какой эпизод вам понравился больше всего?

-Хочется ли вам прочитать другие произведения Натальи Ванханен?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here