Перед вами небольшой сборник стихов. Авторы представленных здесь стихотворений – это ваши же соклассники, с которыми вы общаетесь бок о бок каждый день, и, может быть, не подозреваете, что кто-то из них умеет или только пробует писать стихи.

Итак, первым представляем «Этюд о дороге и ветре», написанный Шайкеновой Мадиной, ученицей 9 класса «А».

Ветер и дорога –

Разные враги.

От ветров в дороге

Мысли береги.

Ветер – мысли-пыли

Ветер – это да!

В это время мысли

Бегают в года.

Стихотворение одновременно и чрезвычайно по-детски наивное, и в то же время философское, очень глубокое: в пути, в жизни береги себя, свои мысли, свою цельность от ветров дороги, иначе ветры распалят их; но вместе с тем она не предлагает спрятаться от ветров («ветер – это да!»): ведь только через ветер, через бурю мысли «бегают в года».

Следующее стихотворение ученицы 5 класса «А» Малышевой Валерии:

Мир, в покрывало белое одетый,

Ждёт тепла. Весну он ждёт.

Чтобы всё живое было

солнышком согрето,

Ручеёк проснётся, птичка запоёт.

Тихо, незаметно снег растаял,

Унесла с собой зима покров земли

Каждый кустик расцветает,

С юга прилетают журавли.

Тонкое, изящное стихотворение, передающее настроение. Первое четверостишие в литературном отношении просто хорошее. Можно отметить интересные словарные находки «мир, одетый в белое покрывало», «тихо снег растаял».

Своё четверостишье Дакиева Камилла, ученица 5 класса «А», назвала «Первый весенний день».

Белый снег неспешно тает,

И подснежник расцветает.

Тёплый пар идёт с земли,

Прилетают журавли.

Всего одно четверостишье, в котором прослушивается и литературная традиция, и есть что-то своё, раскрывающее самого автора.

Было бы неправдой сказать, что все стихи написаны на высоком уровне, но несмотря на то, что с литературной точки зрения в них присутствуют недостатки, также в них передается внутреннее состояние авторов, эмоциональный настрой.

Стихотворение «Ранняя весна» написано Сейчеевой Алиной, ученицей 5 класса «А».

Весной снег белый тает,

Ручьи все сбегают с земли,

Вся природа расцветает,

Прилетают, прилетают, прилетают журавли!

Или другое стихотворение Яреско Никиты, 5 класс «А».

Весною быстро снег тает,

Подснежники красиво расцветают.

Отдыхают наши земли,

Прилетают журавли.

В старших классах ребята очень часто пишут свои произведения после изучения творчества какого-либо поэта. Вот один из примеров такого стихотворения. Написала его ученица 10 класса Уткина Регина. Посвящено это стихотворение творчеству Марины Цветаевой. Оно так и называется «О жизни Цветаевой».

Она жила не для победы,

Своею чистою душой

Она предотвращала беды,

И мир сулила нам большой.

Но для неё был мир наш тесен,

Она жила в нём, как во сне.

Она не пела звонких песен,

Что всюду слышны по весне.

Ей так хотелось жить спокойно,

Растить детей, писать, творить,

Но многочисленные войны

Ей всё ж не дали вольно жить.

Она жила не для победы,

Но для победы родилась,

Когда, как струнка лютни звонкой,

Её судьба оборвалась.

Автор попыталась передать не только своё отношение к творчеству понравившегося поэта, здесь присутствуют и философские рассуждения, ученица пытается посмотреть на мир глазами поэтессы, хорошо передано эмоциональное настроение. Органично в стихи входит её собственная боль. По форме стихотворение удачное: четкий ритм, рифма не режет глаз. Есть по-настоящему поэтические строки.

Многих ребят волнует судьба нашего государства, история города, в котором они родились и живут. Они создают произведения, где рассказывают о судьбе своей малой родины. В таких произведениях чувствуется нравственная ответственность авторов.

Стихотворение Акпаровой Болжан, ученицы 10 класса «А» называется «Семипалатинск».

Мой милый дом – Семипалатинск,

Ты мой приют и мой очаг.

Я Иртыша тяжёлый натиск

С тобою чувствую, как брат.

Ты – моя малая Отчизна,

Моя Великая Страна,

И полон я патриотизма

При виде улицы, двора.

Когда я вижу все музеи,

Театры, площади, дома,

Я вижу Неоколизеи,

Я вижу Врубеля, Дюма,

Я вижу след стопы Абая,

Чокана стройный вижу стан.

Я вижу, город расцветает,

Как новый, юный Казахстан.

И запах ленточного бора

Приносит ветер налегке

И этот запах скоро-скоро

Приносит ветер по реке.

Над нами небо голубое,

Под нами – матушка-земля;

Здесь всё своё и всё родное,

Здесь счастлив и свободен я.

Наш малый дом – Семипалатинск,

Огромный дом наш – Казахстан.

Он средь степи большой – оазис,

В степи он – выросший тюльпан.

Я, в этом городе рождённый,

Я в этом городе умру.

Я с детства в город наш влюблённый

И до сих пор его люблю.

Ещё одно стихотворение на эту же тему. «Малая Родина». Автор – Яуденова Жулдыз, ученица 7 класса «А».

Знакомая дорога, берёзы, тополя.

Ещё совсем немного – дома буду я.

Что ждёт меня, не знаю, в моём краю родном?

Наверное, всё то же, на месте, на одном.

И вот я приезжаю, а изменений нет.

Такая же картина уж много-много лет:

Цветы, деревья, небо – но здесь они родней.

К ним я уже привыкла и нет мне их милей.

Когда я уезжаю, на них смотрю я вновь.

Во мне к ним просыпается огромная любовь.

И каждый раз перед поездкой

Смотр на все, как в первый раз,

По-новому, с любовью прежней,

Как будто бы в последний раз.

И чувствую себя счастливой,

Как никогда в других краях,

И лучше ничего нет в мире,

Чем этот город, Родина моя!!!

Нам продемонстрировано два удивительно точных, поэтических восприятия своего города. В каждом из стихотворений представлена авторская гражданская позиция. Идейное содержание стихотворений глубоко нравственное.

Нередко случается так, сто стихи становятся подражательными, и выражается это по-разному: встречаются стихотворения, подражательные по духу, где-то по образной структуре, но в целом довольно самостоятельные. Встречается подражание непроизвольное. Но есть подражательные стихи другого плана: автор нарочито и полностью заимствует стиль, манеру поэта, его образный и словарный строй и раскрывает замысел таким образом, чтобы подчеркнуть общность мировоззрения с поэтом.

Стихотворение Анарбековой Мадины 7 «А» класс.

Разлито Черное море кругом.

Волны на солнце играют, резвяся.

Виден рыбак. Он идёт к себе в дом,

Оставив на море рыбацкие снасти.

На берегу по дороге он видит:

Гусь и лебедь здесь отдыхают.

Лебедь к воде потихоньку подходит,

Гусь величаво в траве восседает.

Вот уж наш лебедь у моря стоит,

Клювом тихо воду задевает.

Пред ним открыт морской прекрасный вид,

И где-то вдалеке там ветер завывает.

И видит это все наш чудный гусь.

Но только лишь заденет лебедь воду,

Как с громким криком, клюв подняв свой ввысь,

Повсюду вести станет разносить он.

Таким образом ученице удалось передать содержание одной казахской загадки:

Черное море кругом разлито.

Гусь и лебедь на берегу отдыхают.

Но чуть заденут клювом воды,

С криком вести разносят.

Вот второй вариант подобного произведения:

Черное море кругом разлито,

Словно мазками дождей умыто,

Гусь и лебедь на берегу отдыхают,

Заботы и радости переживают.

Но чуть заденут клювом воды,

Не оберёшься тогда уж беды.

С криком вести разносят,

В умы наши ясность вносят!

Уткина Регина 10 «А» класс

А вот его же подражание в стиле Андрея Кнышева.

Черное море кругом разлито, вылито, влито, умыто,

грязно, не чищено, не брито – иди умойся!

Гусь и лебедь на берегу отдыхают, выдыхают, воют,

пьют, переживают, недоживают,

недожили, сдохли, сгнили.

Но чуть заденут клювом воды, не ты, курды-мурды, и

не туды и не сюды, Калаберды, Пушкин,

Достоевский, Пугачева.

С криком вести разносят, подносят, уносят, семь

поросят.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here