Внеклассное занятие на тему: «Дом мой – в сердце твоем!»
Час поэзии по творчеству Вероники Тушновой.
Цели:
1. Формирование любви к поэзии, воспевающей и выражающей человеческие чувства, нравственную чистоту, интереса к творчеству Вероники Тушновой.
2.Работа с понятиями “счастье”, “любовь”, “природа”.
3.Воспитание интереса к истории страны, историческим корням своего народа, семье как высшей ценности человеческой жизни. Понятие экология души, экология человеческих отношений, экология мира, в котором живем.
Ход занятия
1. Вступительное слово учителя.
Дом, по словарю С.И.Ожегова, — жилое здание, а также люди, живущие в нем, семья, их хозяйство.
А что значит “дом” для каждого из нас, из чего он состоит? Издавна русские женщины берегли свой дом с помощью заклинания (заговор на благополучие семьи):
В доме моем 4 угла,
В каждом углу 3 молодца,
Добро, Уют, Покой живут,
Дом мой от напасти стерегут,
От угла к углу ходит девица,
По земле коса ее стелется,
Зовут девицу Любовь,
На ней и держится мой кров.
Добро, Уют, Покой, Любовь — вот главные основы жизни каждой семьи, каждого дома. Именно эти понятия мы берем в тот дом, который в недалеком будущем предстоит построить каждому из вас. Я предлагаю добавить к ним те понятия, которыми пронизано творчество Вероники Тушновой: Любовь, Счастье, дети, мир, природа вокруг нас. И, конечно, венцом всего станет в нашем доме здоровье, ведь “было бы здоровье, а все остальное приложится”.
Творчество Вероники Тушновой давно нашло свой дом в моем сердце, вся моя жизнь, все ее события измеряю я строчками любимых стихов. Когда я приезжаю летом в дом своих родителей, просыпаясь по утрам, чувствую “душу дома”, как и моя любимая поэтесса.
Звуки дома. Читает учитель на фоне мелодии Е.Доги ( приложение).
Все очень легко и просто,
знакомо и незнаком.,
Я просыпаюсь рано,
слушаю звуки дома:
дрова перед печкой брошены,
брякнул дверной замок,
одна за другой картошины
падают в чугунок…
Гремит печная заслонка,
трещит береста в огне,
стучат торопливо, ломко
ходики на стене.
Лежу, ни о чем не думая,
слушаю, как легки
старческие, бесшумные,
войлочные шаги.
Страшно пошевелиться мне:
слушаю не дыша —
поскрипывает половицами
дома душа.
Учитель: Моими помощниками будут ведущие. Они будут говорить от имени поэтессы — строчками из автобиографии.
Начало творчества (Из автобиографии)
1 ведущий: “Меня часто спрашивают: А когда вы начали писать стихи”? И мне всегда бывает трудно ответить на этот вопрос. Что понимать под словами “писать стихи”? Складывать фразы в правильно чередующиеся, зарифмованные строки и строфы? Если так, то я начала писать в самом раннем детстве, лет в шесть-семь.
Солнышко светит и греет,
Птичек слышны голоса…”
2 ведущий: Стихи у меня получались такими же гладкими и аккуратными, как многие из тех, которые я читала в детских книжках; писать их было просто и легко, Я иногда брала тетрадку и говорила себе: “А теперь я запишу про зиму. А теперь про весну”… И это всегда удавалось”.
3 ведущий: “Своим умением писать стихи я гордилась, но мысль о том, что, став взрослой, я буду продолжать это увлекательное, но отнюдь не серьёзное занятие, мне и в голову не приходила. Повторяю – писать мне было очень легко”.
1 ведущий: “Но вот однажды пропал без вести престарелый чёрный кот Буська, и мне захотелось увековечить в стихах это печальное событие. К своему немалому удивлению, я вдруг поняла, что написать об этом гораздо труднее, чем о зиме, весне или ручейке. И вполне понятно, ведь никто до меня не писал об этом”
2 ведущий: “Никто, кроме меня, не знал нашего грузного, облезлого кота, его привычки спать в печке, его хриплого мяуканья, разорванного уха, манеру, привставая, толкать лбом в колени. В данном случае я уже не могла пользоваться чужими удивительно красивыми словами, приходилось придумывать свои”.
3 ведущий: “Кроме того, мне было жалко кота и хотелось, чтобы другие его пожалели. Я писала долго, и стихи получились хуже, чем обычно. Я поняла, что мои стихи совсем не хороши и гордиться ими не следует и начала прятать тетрадки от посторонних глаз”.
Учитель: С чего начинается каждый дом? С чего мы с вами начнем? С любви.
Стихотворение “Людские души — души разные” (Читает ученик)
1. Любовь
Учитель: Любовь — чувство самоотверженной сердечной привязанности.
Беззащитно сердце человека,
Если без любви…
Любовь — река,
Ты швырнул в сердцах булыжник в реку,
Канул камень в реку на века
…………………………………
Пять минут качались облака.
1 ведущий: (Из автобиографии). “Я была школьницей старших классов, когда ощутила необходимость писать замечательные стихи о любви”,
Стихи о любви: “Мне говорят…”, “Не знаю — права ли”, “А знаешь ли ты, когда мы…”, “Я давно спросить…”, “Гонит ветер”, “У зеркала”, “Письмо”, “Маяк”, “Пускай лучше ты”, “Быть хорошим другом”, “Жизнь твою читаю” (по выбору учителя и учащихся)
Поэма. “Дом мой — в сердце твоем”. Читает учитель под музыкальное сопровождение ( музыка к к/ф Е. Доги).
Сделаем выводы.
Вопрос: Что значит любовь в жизни поэтессы? Подумайте, пока звучит песня.
Музыкальная пауза. Песня: “Не отрекаются, любя” на слова В. Тушновой, музыка М.Минкова в исполнении Аллы Пугачёвой.
Ответ (примерные ответы учащихся): Любовь для Тушновой — смысл всей жизни, это разлука, ожидание, страдание и счастье. “Смело вторгаясь в чувств неосвоенную область, она призывает к подлинно человеческим отношениям между людьми, говорит о высокой любви.
2. Дом, семья, дети в период войны
Учитель: Есть дом, есть любовь… А что же дальше? Конечно, дети.
Когда началась война, дочери Тушновой Наташе шел 3-й год, и эти 2 понятия — дети и война — слились в ее стихи
Дом военных лет, “раскрытый”, разоренный, с постоянной тревогой за судьбы близких, с лихорадочными сборами в бомбоубежище:
И снова поиски ключа,
И дверь с задвижкою тугою.
И снова тельце у плеча,
Обмякшее и дорогое…
Как назло, лестница крута, —
Скользят по сбитым плитам ноги, —
И вот навстречу, на пороге
Бормочущая темнота.
Это дом, брошенный в спешке людьми, бежавшими от фашистов (картинка):
Ни скрипа, ни шороха в доме пустом,
Он весь потемнел и намок.
Ступени завалены палым листом,
Висит заржавелый замок.
Это эвакуация в глубь России:
Наш новый дом в сугробах под горой,
К нему бежит петлистая дорожка,
В нем есть окно за ледяной корой,
Печурка есть, горячая картошка…
Из автобиографии
1 ведущий: “По-настоящему писать я стала во время войны. Я работала в госпитале с утра до ночи и очень редко бралась за карандаш. Но сколько я передумала и перечувствовала за это время! И что самое удивительное, у меня появилось новое, никогда ещё не испытанное мною чувство – мне вдруг захотелось, чтобы стихи мои узнали, прочли, мне хотелось своими стихами вмешаться в жизнь, что-то изменить в ней”.
2 ведущий: “В 1944 году напечатаны “Стихи о дочери”. Я написала их действительно о своей маленькой дочке, и они казались слишком личными. Но их напечатали, и я была этим обрадована и встревожена. Но это не главное. Главное то, что через некоторое время я стала получать письма полевой почты”.
3 ведущий: “Писали их самые разные люди. Были письма, написанные корявым неуклюжим почерком, со множеством ошибок (самые для меня дорогие). Но во всех них говорилось одно: “Хорошо, что вы написали о наших детях”…
Поэма “Стихи о дочери”. — Музыкальное сопровождение (Шостакович, 8 симфония) – Фотографии В. Тушновой с дочерью.
Стихотворения: “Уходит день”, “Всех его сил проверка” ( читают учащиеся)
Сделаем выводы.
Дети — самые близкие люди, Тушнова очень бережно, стараясь не ранить душу маленькой дочери, с нежностью и любовью относится к детям. Без детей семьи нет и быть не может.
3. Счастье
Учитель: В доме нужен покой, мир, мир в стране. Без мира невозможно счастье многих и многих, особенно принадлежащих к военному поколению людей.
Счастье — чувство и состояние полного высшего удовлетворения, блаженства.
Что же значит счастье для нас, для поэтессы? Кого она считает счастливым человеком? И счастлива ли она сама? Поищем ответ в стихах Вероники Тушновой.
Стихотворения: “О счастье”, “Я желаю тебе добра”, “Горе несешь — не думаешь”, “Сто часов счастья” (по выбору учителя и учащихся).
Вопросы: Что же значит счастье для нас, для поэтессы? Кого она считает счастливым человеком? И счастлива ли она сама?
Сделаем выводы: Счастье для Тушновой — сделать счастливым другого!
А как вы думаете — “Сто часов счастья” — много или мало?
4. Природа, весна.
Учитель: Природа – это всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир; место вне городов, загородные местности (поля, лес, горы).
Счастье для поэтессы неразрывно связано с природой, лесом, с окружающим миром, природа у нее “не раскрашенная, не украшенная, — зримая и милая, именно в ней черпает поэтесса жизненные силы, здоровье, творческое вдохновение, именно она успокаивает и лечит ее душевные раны:
— Осчастливь меня однажды,
Позови с собою в рай,
Исцели меня от жажды,
Подышать немного дай!
Он ведь не за облаками,
Не за тридевять земель, —
Там снежок висит клоками,
Спит апрельская метель,
Там синеет ельник мелкий,
На стволах ржавеет мох,
Перепархивает белка,
Словно розовый дымок.
Учитель: Любовь к одному, единственному человеку на Земле, сливается в её стихах с любовью к Земле, на которой он живёт, к Родине.
Стихотворения: “Бывают весны разными”, “И живешь-то ты близко”, “Где-то чавкает вязкая глина”, “Шишка”, “Черемуха”, “Жизнь обмелела”, “Нынче долго я не засну”, “Подмосковная ночь”, “Вот уеду, исчезну”, “Сияет небо снежными горами”, “Все говорят: Россия” (по выбору учителя и учащихся).
Сделаем выводы: Вероника Тушнова очень любит лес, живой огонь, снег, весну, стремится уехать из города и хоть немного глотнуть настоящего воздуха.
V. Последние стихи
Учитель: Чувство, подсказавшее Тушновой стихи последних лет жизни, было трудным и драматичным: “Благословляю бурю, с которой не справлюсь”, — писала она. И в этой буре раскрылось все лучшее в ее душе.
Стихотворение “Ты все еще тревожишься”
Учитель: И еще – предчувствие конца и страстная жажда жизни.
Стихотворения: “Наверно, это просто усталость” (Бабочка – символ в стихотворениях Тушновой), “Не о чем мне печалиться”, “Я прощаюсь с тобой”.
Учитель: Вероника Тушнова умерла 7 июля 1965 года. Ей было 50 лет.
Стихотворение: “Человек живет совсем немного”
Учитель: Друзья поэтессы после смерти Вероники, говоря о ее стихах, вспоминали слова знаменитого хирурга о человеческом сердце, оказавшемся на его ладони: “Это, знаете ли, вот когда оно в руке трепещет, — это я ни с чем в жизни не могу сравнить…”
В надгробном слове на похоронах поэтессы Александр Яшин говорил о ее “благородном сердце, обнаженном до предела”.
Ю. Друнина. “Да, ты ушла”
Да, ты ушла.
Со смерти взятки гладки.
Звучат иных поэтов голоса.
Иные голосистей. Правда это.
Но только утверждаю я одно:
И самому горластому поэту
Твой голос заглушить не суждено.
Твой голос – тихий, как
сердцебиенье.
В нём чувствуется школа поколенья
Науку скромности
прошедших на войне
Тех, что свою карьеру начинали
В сырой землянке –
не в концертном зале
И не в огне реклам –
в другом огне.
Из автобиографии
1 ведущий: “Чувства и мысли – вот что такое стихи. И, конечно, мастерство, потому что оно позволяет полнее и свежее выразить и чувства, и мысли. Я написала много стихов – удачных и неудачных, снова и снова убеждаясь, как нелегко создать что-то ценное…”
2 ведущий: “Мне хотелось поделиться с молодым читателем своими размышлениями о жизни, воспитании, своей юности. Ведь даже у людей разных поколений есть много общего и дорогого”.
3 ведущий: “ И ещё мне хотелось, чтобы это молодое поколение полюбило поэзию, чтобы оно видело в стихах не ряды зарифмованных строк, а живое сердце человека, в котором эти строки родились”.
Стихотворение: “Я говорю с тобой стихами”.
Учитель: Сердце — слово многозначное. Это 1) центральный орган кровообращения, 2) символ переживаний, чувств, 3) душа человека.
Сделаем выводы: Как вы думаете, в каком значении употреблено это слово в названии нашего часа поэзии – “Дом мой – в сердце твоём”?
А чем для вас стала поэзия В. Тушновой?
Стихотворение: “Открываю томик одинокий”
Учитель: Не хотелось бы заканчивать на печальной ноте, ведь Тушнова всегда верила в будущее.
Песня “А знаешь, все еще будет” на слова В. Тушновой, музыка М. Минкова в исполнении Аллы Пугачёвой (со второго куплета до конца).
Использованная литература.
-
Вероника Тушнова. Сборник стихотворений “Второе дыхание” М. 1989г.
-
Вероника Тушнова. Сборник стихотворений. Вступительная статья А. Туркова. Издательство “Художественная литература” 1988 г.
Приложение 1. ПРОГРАММА
1. Вступительное слово учителя “Звуки дома”
2. Из автобиографии
Начало творчества.
“Людские души”
I. ЛЮБОВЬ
“Мне говорят”
“Не знаю, правда ли”
“А знаешь ли ты”
“Я давно спросить”
“Письмо”
“Пускай лучше я”
“Были женщины”
“Жизнь твою читаю”
“Гонит ветер”
“У зеркала”
“Быть хорошим другом”
“Дом мой — в сердце твоём”(музыка Е.Доги)
“Маяк”
Песня: “Не отрекаются, любя” ( в исполнении А.Пугачёвой, приложение)
II. Дом, семья, дети в период войны
“Стихи о дочери” (Шостакович, 8 симфония), “Уходит день”, “Всех его сил проверка”
Ш. Счастье
“Ты когда- нибудь плыл”
“Я желаю тебе добра”
“Горе несешь”
“Сто часов счастья”
“Всё говорят: Россия”
Песня: “А знаешь, все еще будет” 1 куплет ( в исполнении А.Пугачёвой, приложение)
IV. Природа, весна.
“ Бывают вёсны разные”
“И живёшь-то ты близко”
“ Где-то чавкает вязкая глина”
“Шишка” “ Черёмуха”
“Вот уеду, исчезну”
“Сияет небо… ”
V. Последние стихи
“Наверно, это попросту”…
“Не о чем мне печалиться”
“Я прощаюсь с тобой”
“Человек живет совсем немного”
Ю. Друнина “Да, ты ушла”.
Из автобиографии
“Открываю томик одинокий”, “Я говорю с тобой стихами… ”
Песня: “А знаешь, все еще будет” со 2 куплета и до конца.
Музыкальное оформление
Песни на слова В. Тушновой, музыка М.Минкова в исполнении Аллы Пугачёвой:
1. “Не отрекаются, любя”.
2. “А знаешь, всё ещё будет”.
3. Д. Шостакович, 8 симфония.
4. Е. Дога. Музыка к к/фильмам.