МОУ СОШ № 19 г. Томска
«ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ»
Урок по повести В. Закруткина «Матерь человеческая»
11 класс
УЧИТЕЛЬ: АГАФОНОВА И.Е.
Цель урока: знакомство с повестью В. Закруткина «Матерь человеческая».
Задачи урока:
-
дать понятие об интерпретации библейских сюжетов в светской литературе;
-
приобщать учащихся к чтению духовной литературы;
-
показать ведущую роль женщины-матери в жизни общества;
-
формировать гражданскую позицию и патриотизм;
-
развивать творческие способности обучающихся.
Подготовительная работа:
-
прочтение произведения;
-
подготовка выписок и цитат;
-
работа по группам (биографы, историки, искусствоведы, литературоведы, чтецы).
Оборудование:
-
эпиграф: «Как мать, Она знает подходы к сердцу человеческому, и под Ее безмолвную речь… вера становится живым видением и ясным предчувствием»;
-
репродукция иконы Казанской Божьей Матери;
-
репродукция картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна»;
-
репродукция картины В. Васнецова «Богоматерь с младенцем»;
-
репродукция картины М. Врубеля «Богоматерь с младенцем»;
-
портрет писателя В. Закруткина;
-
книга «Пресвятая Богородица». Чудотворные иконы и молитвы в житейских нуждах. Составитель И. Панкеев;
-
книга В. Закруткина «Матерь человеческая».
ХОД УРОКА:
-
Вступительное слово учителя.
Каждый год, чаще всего в канун 9 мая, мы вспоминаем всех тех, кто ничего не жалел для Победы. Каждый год уносится от нас все дальше и дальше это незабываемое страшное время. И чем дальше уходим мы от войны, тем явственнее видим, что не было бы ни Победы, ни счастья, ни мира, если бы не было на земле женщины-матери, женщины-труженицы, женщины-жены. Мы обращаемся теперь к тем, кто своими женскими плечами поднял знамя Победы, кто не доедал, не досыпал, потерял женское и материнское счастье, кому мы никогда не сможем отдать наши долги. Их подвиг бесценен.
Одной из таких женщин посвятил свое произведение «Матерь человеческая» Виталий Закруткин.
-
Биографическая справка.
Виталий Александрович Закруткин родился 27 марта 1908 г. в Феодосии в семье учителей. Шесть человек семьи, девять десятин земельного надела да выбракованная лошаденка – вот все, чем располагали Закруткины. Окончил Благовещенский педагогический институт. В Ленинграде защитил кандидатскую диссертацию. В Ростове-на-Дону несколько лет заведовал кафедрой русской литературы педагогического института. В должности доцента не стал эвакуироваться в тыл, а сразу же в 1941 году ушел на фронт. Автор рассказов, очерков, статей, таких произведений, как «Плавучая станица», «Сотворение мира», «Подсолнух», «Матерь человеческая», за которую ему в 1970 году была присуждена Государственная премия имени А.М. Горького.
«Счастлив художник, который силой своего слова мог исторгнуть из сердец очень разных людей огромное признание. И счастлив народ, который рождает таких художников. «Матери человеческой» суждена долгая и прекрасная жизнь»,- писал М. Алексеев.
-
История создания повести.
«Я своими глазами увидел все, что натворили гитлеровцы… Горы присыпанных снежком трупов женщин и детей, противотанковые рвы, заполненные расстрелянными, разграбленные дома, кварталы, сожженные совсем… Ранней осенью 1943 года мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, удаляясь от магистрали… В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного хутора. На нем не было ничего живого… Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрытая лохмотьями женщина. Придя в себя, она рассказала нам, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора, Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем погребе…».
Реальный факт, увиденный самим Виталием Закруткиным, который прошел всю войну военным корреспондентом, стал основой рассказа «О живом и мертвом». Спустя много лет, лишь в 1969 году, из рассказа родилась эта повесть.
«В этой повести писатель поведал историю простой русской женщины Марии, воздал ей должное за преодоление страшных ударов судьбы, за ее неустанный труд, за любовь к людям и милосердие, за материнское терпение, за пролитые ею слезы, за все, что пережила она и свершила во имя жизни на любимой ею нелегкой земле. Мария – и живой человеческий характер, и одновременно символическое воплощение той матери человеческой, в образе которой и наша вера, и наша надежда, и наша любовь. Все, что пишет о ней В. Закруткин, — это гимн женщине как прекрасному символу жизни и бессмертия рода человеческого», — сказал об этом произведении В. Петелин.
Прошли годы… После войны Закруткин во во время прогулки увидел в каменной нише «изваяние мадонны с младенцем на руках…Тебя, женщину по имени Мария, люди назвали матерью божьей… За что, женщина, люди поклоняются тебе? Ведь ты никогда не жила на свете. Ты выдумана людьми. А если даже ты была, Мария, то что тобою свершено в жизни, и чем заслужила ты поклонение?»
-
Обращение к первоисточнику.
Обратимся к книге «Пресвятая Богородица» составителя И. Панкеева.
«Нет и не было на земле ни одного человека, который не испытал бы скорбей и несчастий. От них не свободны ни богатые, ни знатные. Куда ни посмотрите, везде встретите заботы, труды, лишения, болезни, горе. Возьмите самого счастливого человека, и он скажет вам, что не знает полного счастья. «Я был царь, обладал богатством, какого не имел никто, но я познал и уразумел, что все земное суета сует», — говорит премудрый Соломон. «Все житие наше на земле болезненно и печали исполнено», — вторит ему святой Ефрем.
Кто утешит и избавит нас от всех скорбей?
Пресвятая Богородица – Матерь всех христиан. К ней, Всеблагой, какое бы несчастие или скорбь не постигала, все мы должны обращаться за помощью и утешением.
Кто, с верою обратившийся к Ней, не был услышан? Всем и каждому спешит Она на помощь и утешение.
Тот, кто однажды доверил Ей свою жизнь, приобрел в Ней неизменную Заступницу.
Если жизнь человеческая представляется страшным полем, где в безумной борьбе между собою валятся люди, где гибнут мечты, надежды, где звучали нескончаемые вопли и стоны, то над этим житейским адом царит одно отрадное видение. Чудная Дева Небесная с безграничной скорбью… стоит над этим морем людского страдания, спускаясь туда, где оно особенно ожесточилось. Не в силах она изменить лица земли, водворить рай на месте земной каторги. Но, приникая к отчаявшейся душе человеческой, Она шепчет верную весть о лучших днях… Как мать, Она знает подходы к сердцу человеческому, и под Ее безмолвную речь ослабевшая, одряхлевшая вера становится живым видением и ясным предчувствием.
Слава, слава Деве Марии!
Она была таинственной лестницей, по которой соскучившееся и стосковавшееся на земле человечество восходило на небо. Она была связью между Богом и людьми: благоволением Бога к людям, дерзновением людей к Богу…».
«Смерть сына, — читаем мы повесть Закруткина, — тяжкое, неизбывное горе для матери. Но разве нет на земле матерей человеческих, испытавших более страшные удары судьбы, чем те, которые ниспосланы были тебе? Кто измерит их горе? Кто исчислит все их утраты? Кто им воздаст за их неустанный труд, за любовь к людям и милосердие, за материнское терпение, за пролитые ими слезы, за все, что пережили они и свершили во имя жизни на любимой ими нелегкой земле?
…И в этот миг вспомнил женщину, которую не смел, не имел права забыть. Однажды, в годы войны, наши пути с ней случайно пересеклись, и теперь, спустя много лет, я не могу не рассказать о ней людям».
-
Работа с текстом.
Почему, глядя на скульптуру Мадонны, автор вспоминает именно эту женщину? Почему он не имеет права ее забыть?
Скульптура Мадонны будит его воспоминания о земной страдающей женщине и выпавшей на ее долю жестокой судьбе. Они обе пережили мученические казни своих детей, лишились самого святого для любой женщины, хоть Богоматери, хоть грешной земной. Они обе выжили после этого, чтобы сохранить свою любовь и память.
Писатель не стремится отождествить земную Марию и мраморную Мадонну. Их различает боль и сострадание одной и безразличие второй, человеческие приметы одной и приметы раскрашенной куклы у другой (бледно-желтое лицо, кукольные глаза). Автор стремится создать как бы живую икону женщины-матери, сохраняя ей имя Марии, Матери Человеческой. В конце повести Мария как бы «приобретает незримый нимб святости», и сама заключительная сцена напоминает икону. Символический образ материнства – образ мадонны с младенцем на руках, воплощенный в мраморе неизвестным художником, — оживил в памяти писателя то, что нельзя забыть: «Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. Вокруг нее сгрудились дети, коровы, овцы, куры. Заметив нас, звонко заржали рыжие кони. Вверху носились белокрылые голуби. Командир полка снял фуражку, опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке…».
В повествовании мы видим страшную картину опустошения, хаоса и смерти, которая несет конец миру. Его избежала только одна женщина, женщина по имени Мария, которая хочет населить хоть кем-то этот опустевший и жестокий мир. Именно она станет той Матерью Человеческой, которая должна сохранить связь ушедшего и пришедшего ему на смену поколения. Именно она станет Матерью Человеческой всего людского рода.
Мы не знаем, случайно или неслучайно писатель дал этой женщине имя Мария, но видим, что она действительно достойна называться единой Матерью для всех нас.
Налицо почти библейский сюжет сотворения жизни из мрака разрушения и хаоса. Слабая женщина изо дня в день сражается с грозным враждебным миром. Она стала как бы центром мироздания, первым человеком на земле, который все видит и оценивает.
Автор показывает нам ту повседневность, которая приобретает историческое значение. Скромная доярка затерявшегося в степях, сожженного фашистами хутора, потеряв всех родных, оказалась без крова и пищи с сентября по апрель одна, да еще она ждет ребенка. Эта «слабая» женщина хранила в себе неимоверные силы: она перенесла роды, выходила ребенка, согрела любовью найденных сирот; она одна (!) работала за целую бригаду на брошенном поле. Она не одичала, не ожесточилась, а выжила и осталась человеком.
Жизнь родится заново. Это ли не христианский подвиг? Но… Земная Мария не верит в Бога, нельзя было верить в то время. Тогда была другая идеология, заставлявшая насильно отрекаться от веры, от церкви, от истины. Но внутренняя духовная жизнь человека не умерла, как бы ни желала этого советская система. Люди не могут забыть того, что сидело в них веками, и в подсознании человека вера живет, она не может умереть сразу. Пример этому — обращение Марии к Богу в самые трудные минуты.
«Я помру с голода, и так будет лучше… Скорей бы и мой конец пришел. Кому я теперь нужна? Не осталось у меня никого на свете, и я не хочу жить».
Оставшись одна, Мария молит Господа забрать ее к себе: «Я не могу жить, я не хочу жить. Если Ты есть, Господи, видишь мое горе! Разве можно так жить? У меня все отняли. Не хочу я жить, Господи! Пошли мне смерть! Забери меня с этой земли…».
Почему Мария остается жить, пересиливая все?
Жизнь напоминает ей, что в ней есть новая, маленькая, слабая пока жизнь ее неродившегося ребенка.
В чем находит Мария силы? Кто дает ей силы?
Хороня погибших, Мария разговаривает с каждым из них, обращается к ним. Она плачет о каждом, будь это свой или чужой:
о девочке Сане — «…учительницей быть хотела, не довелось тебе выучиться»;
о молодом немецком солдате Вернере Брахте — «Вот и отгулял ты на земле. Когда вам, детям, плохо да больно становится, вы все матерей вспоминаете… Может, и лучше, что ты помер и остался чистым…»;
все достойны слова доброго, а особенно свои. Но вот как раз, дойдя до своих, Мария поняла, что плакать уже не может – выплакала все свои слезы: «Теперь вот своих хороню, а сердце мое стало как камень, потому что сил уже нет…».
Описание кладбища наводит на мысль, что силы дает Марии не только ее неродившийся ребенок, но и память о мертвых.
Мы не может не помнить своего родства, своего единения с народом. Мария ищет выхода. Сердцем она понимает, что нужно беречься, хотя бы для ребенка, но разум указывает ей на неубранные поля.
Куда же идет Мария в поисках решения? Кто подсказывает ей, как найти выход?
Она отправляется в единственное уцелевшее от хутора место. В поисках ответа она идет на кладбище поговорить с предками: «Промолвите хоть словечко, мама! Дайте совет, как мне жить на белом свете…
— Что же вы молчите, мама? Не молчите! Скажите, для чего вы породили меня? Вы хотели, чтоб ваша дочка была счастливой… Вы голубили меня, ласкали… Вы учили, вы, нет у меня никого, ни счастья, ни доли, и не знаю я, куда приклонить бедную свою головушку…».
Она вспоминает день поминовения усопших. «Радоница как бы объединяла людские поколения, делала людей добрее и лучше… И именно неразрывная связь умерших и живых помогла ей найти правильное решение: «Негоже… мне быть последней…». Разум перевесил, и уже на следующий день Мария идет в поле собирать оставшийся урожай.
Что помогло Марии не совершить страшный грех – убийство немецкого мальчика-солдата?
«Знакомые с детства слова: «Смертию смерть поправ…». Ей казалось, что именно они властно требуют: убей убийцу…», ведь Вернер – это враг, убийцу надо карать. Она вспомнила Ивана, Феню, удавку на шее Васятки. Помогло, спасло жизнь немцу одно слово, святое на все времена слово – «мама». Мария услышала ту мольбу, «которую вложил этот несчастный мальчик в свой тихий, захлебывающийся крик». «Слабый крик … пронзил ее сердце, а короткое слово «мама» заставило содрогнуться… Мария выронила вилы, ноги ее подкосились. Она упала на колени и … близко-близко увидела светло-голубые, мокрые от слез мальчишеские глаза…»
Материнское сердце, милосердие победило чувство мести. И как христианский символ святого Духа к Марии возвращаются голуби: «Вся стая опустилась у ног Марии, доверчиво окружила ее руку…». Господь простил ее за минутное зло, за желание лишить жизни того, кто лишал жизни ее сородичей. Он поставил ее на дорогу заступничества, утешительства, призвал ее стать матерью своего врага.
Какие еще эпизоды приводит нам писатель, чтобы показать великую миссию этой женщины?
«…Там, в Германии, годами будет слезы лить, выплакивать свое горе твоя осиротевшая, потерявшая сына мать … и никто ей не скажет, и никогда она не узнает, кому нужна была твоя смерть на чужой земле… И Мария поняла, не могла не понять, что она – последний человек, которого обреченный на смерть немец видит в своей жизни, что в эти горькие и торжественные часы его прощания с жизнью в ней, в Марии, заключено все, что еще связывает его с людьми, — мать, отец, небо, солнце, родная немецкая земля, деревья, цветы, весь огромный и прекрасный мир, который медленно уходит из сознания умирающего. И его протянутые к ней худые, грязные руки и полный мольбы и отчаяния угасающий взгляд – Мария и это поняла – выражают надежду, что она в силах отстоять его уходящую жизнь, отогнать смерть…».
«… Перед смертным концом проснулась его совесть, и он плакал горькими слезами, и меня, чужую русскую женщину, называл мамой, и руки мне целовал, и в тот последний час его жизни, наверное, все женщины, которые живут на земле, показались ему одной матерью, которая всех любит, жалеет, голубит, и плачет, и терзается, и места себе не может найти, когда убивают ее родных мальчиков, деток ее любимых…».
Так оно и было. Всех, кого нашла Мария, и живых, и мертвых, стала считать она своими детьми. Матерь человеческая оплакивает всех, кого любит, жалеет, зовет. Умирающего немецкого мальчика она тоже назвала своим сыном. «И все, что пережила Мария в эти страшные дни, все потери, горе сдавили ей сердце, прорвались хриплым рыданием. И она запричитала, будто сама прощалась с жизнью:
— Сыночек мой, Васенька! Песчиночка моя бедная! Не уходи от меня, поживи хоть немножечко… Не бросай меня одну…».
Умирающую девочку Саню она просит: «Санечка, деточка моя, открой глазки, дите мое бедное, сиротиночка моя…».
Хороня молодого политрука, Мария причитает: «Милое ты мое дитя…».
Она находит чужих, измученных войной детей: «Голубяточки мои… Деточки родные…» и слышит от них тоже это святое великое слово – «мама». «А я и есть ваша мама. Был у меня один-единственный сыночек, а теперь вон вас сколько, и все славные, хорошие деточки…».
И, наконец, родив собственного ребенка, зубами разорвав «горячий плодный пузырь, она подумала: «В сорочке родился, счастливым будет».
После родов она ясно поняла, что «родила не только сына, родила всех детей истерзанной земли, требующих от нее, матери, защиты и ласки». Мы видим, что Мария уже не может не жалеть, не сострадать, не любить всех в ней нуждающихся. Она становится Матерью для всех.
«За ней послушно шли спасенные ею животные. Должно быть, их согревала любовь и привязанность к единственному живому человеку, к ласковой женщине, у которой были нежные руки и такой грудной, спокойный голос». Борьба с голодом, холодом, усталостью, долгое одиночество не сломили душу Марии, не иссушили ее сердца. Именно чувство близости к обездоленным, связь с родной землей и народом возвысили эту женщину до символа материнства – до Матери человеческой, а ее жизнь – до уровня жития.
-
Сопоставление образов Богоматери, Мадонны и Матери на иконах и полотнах художников и героини повести.
Глядя на репродукции картин художников и на иконы, мы и представить себе Марию по другому не можем, потому что видим ее в ореоле святости.
Чтение подготовленных учащимися работ.
Все образы значимы, ведь везде на первом плане показана любовь женщины-Матери к своему ребенку, а в глазах ее – печаль, предчувствие страданий и желание оградить от этого свое чадо.
-
Заключительное слово учителя.
Именно эта материнская любовь, чувство страха и ответственность за всех и помогло выжить Марии и всем, кто ее окружал. Автор не делает Марию слепо верующей, но само действие приближает нас к Всевышнему: Мария становится Мадонной, мы слышим голоса предков, видим командира, преклонившего перед ней свои колена. Сама того не зная, героиня становится последовательницей Богоматери и превращается в символ всего святого и вечного – в Единую для всех Матерь Человеческую.
Молитва гласит: «Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница: избави же и всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапныя смерти: даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешения…».
Вечное осталось вечным; оно нужно и тем, кто впервые поклонился Матери Марии, кто воздал славу ее любви и терпению, и, в первую очередь, нам, живущим сегодня.
Произведение дает нам возможность задуматься о каждодневном материнском труде, который часто совершенно нами не оценивается.
-
Напутствие автора.
Вспоминая эту простую русскую женщину, Виталий Закруткин пишет: « Таких, как Мария, у нас на земле великое множество, и придет время – люди воздадут им должное…
Да, такое время придет. Исчезнут на земле войны, не будет убийств, грабежей, лжи, коварства, клеветы. Белые, черные и желтые люди станут людьми-братьями. Они не будут знать ни угнетения, ни голода, ни унижающей человека нищеты. Они обретут радость, счастье и мир.
Так будет. И может, тогда не выдуманной мадонне воздвигнут благодарные люди самый прекрасный, самый величественный монумент, а ей, женщине-труженице земли. Соберут белые, черные и желтые люди-братья все золото мира, все драгоценные камни, все дары морей, океанов и недр земных, и, сотворенный гением новых неведомых творцов, засияет над землей образ Матери Человеческой, нашей нетленной веры, нашей надежды, вечной нашей любви…».
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4
Приложение № 5