Интеллектуальная игра «Литературный ринг»

для учащихся 8 – 10 классов.

Авторы: Юркова Л.Б., Бронских Л.В., Захарова Л.П., учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №3 г. Камышлова.

Описание игры. Игра состоит из нескольких раундов, в каждом участвует две команды. Право на ответ получает команда, которая первой подала знак (звонок) о готовности ответить. Победившая в раунде команда остается играть со следующей. Побеждает команда, выигравшая в большем количестве раундов.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! В этом зале сегодня собрались друзья и поклонники Ее Величества Литературы. В Её честь здесь пройдет турнир Любопытных и Неленивых, Умных и Знающих. Пусть радость встречи с Великой литературой надолго запомнится Вам, её рыцари! Пусть сегодняшний день принесет новые победы, открытия, а с ними и новые знания. Пусть будут победители, а побежденных не будет, ведь сегодня праздник Литературы, праздник Книги и Знаний. А сейчас время представить рыцарей Её Величества Литературы, и я передаю слово учителю литературы Юрковой Л.Б,

Ведущий на сцене: Раз в апрельский вечерок

Девушки гадали,

Не бросали башмачок,

Духов вызывали.

Вы чувствуете, как в этом зале витают духи великих писателей, поэтов, драматургов и их персонажей? Любая книга – это тайна. Давайте заглянем вот в эту загадочную книгу.

( Гаснет свет. Открывается занавес. На сцене идет спиритический сеанс. Три девушки в длинных белых рубашках, с распущенными волосами склонились над столом, глядя на блюдце со свечой.)

Первая девушка: мы хотим услышать голос великого драматурга, писателя, сатирика! Мы вызываем тебя, о дух!

(Из-за занавеса выходит Н.В.Гоголь. Звучит музыка песни «Слышен звон бубенцов издалека».)

Гоголь: Русь, куда несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постараниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

Так было и так будет всегда. Вечный вопрос и вечный ответ в ваших умных головах. Не посрамим же Русь – матушку!

Ведущий: Вы узнали этот голос? Вспомнили великие слова? О рыцари литературы, те, кто учится в 8 классе, пусть вам укажет путь великий Гоголь. В добрый час!

(Гоголь уводит учащихся 8-х классов в зал.)

Вторая девушка: Где ты, о дух гениального писателя, патриота своей Родины! Ты, чьи произведения олицетворяют литературу России. Мы вызываем тебя!

( Появляется Л.Н.Толстой и под музыку Баха говорит слова.)

Л.Н.Толстой: Чтобы быть приняту в число моих избранных читателей, я требую очень немногого; чтобы вы были чувствительны, т.е. могли бы иногда пожалеть от души и даже пролить несколько слез об вымышленном лице, которое вы полюбили, и от сердца порадоваться за него и не стыдились бы этого, чтобы вы были человеком понимающим, одним из тех людей, с которым, когда познакомишься, видишь, что не нужно толковать свои чувства и свое направление, а видишь, что он понимает меня, что всякий звук в моей душе отзовется в его.

Ведущий: Вы не могли не узнать этого писателя. Кто он?

Пусть десятиклассников ведет гений Толстого. Побед Вам!

(Толстой уводит учащихся.)

Третья девушка: Мы чувствуем легкую поступь светлого поэта, нежного сына своей матери и любящего сына России. Мы ждем тебя, о дух, приди!

(Выходит Есенин и говорит свои слова.)

Есенин: Правду нашу ласкать и корябать.

Роковая на ней печать.

Розу белую с черной жабой

Я хотел на земле повенчать.

Что такое поэзия? Во все времена это поиск связей между небом и землей, между людьми и вещами, между минувшим и будущим. Поэт – это открыватель часто незамечаемых связей, организатор гармонии… Поиск продолжается. Будут ли открытия, покажут творческие состязания. В добрый путь!

Ведущий: Не узнать его стихи невозможно. Пусть с нами, старшеклассниками, останется С.Есенин. Радости вам и удачи!

(Есенин уводит одиннадцатиклассников.)

Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня мы рады приветствовать гостей из Лицея. Им наши аплодисменты. Желаем им успехов в сегодняшней игре.

Ведущий: На каждом состязании находятся гости-зрители, а также уважаемые эксперты. Позвольте представить жюри нашего литературного ринга.

Представление жюри.

А сейчас за игровые столы приглашаются команды 8а, 8б классов.

1й раунд. Играют команды 8-х классов.

Ведущий: Начинаем игру.

Рубрика1. Портрет литературного героя.

Назовите имя героя, название произведения и автора. Цена правильного ответа – 3 балла.

Молодой человек 17 лет отроду, из обедневшей дворянской семьи, прекрасно владеющий приемами одного из самых распространенных в 18 веке видов спорта – фехтования. Нашего молодого дворянина отличают такие качества, как верность, честность, смелость.

(Петр Гринев из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»). 3б

Рубрика 2. «Третий лишний».

Перед вами портреты исторических личностей: Екатерина 2, Емельян Пугачев, Степан Разин. Вспомните произведение, в котором один из этих персонажей является лишним.

(Степан Разин. А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»). 3б

Рубрика 3. Узнай произведение.

Какое произведение заканчивается словами:

И с этой мыслью я засну

И никого не прокляну.

Назовите автора.

(М.Ю.Лермонтов «Мцыри») 2б

Рубрика 4. Кто больше?

Назовите литературные произведения, в названии которых есть числительные.

(«Три мушкетера», «Двенадцать», «Белоснежка и семь гномов»,

«Два капитана», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,

«Как мужик двух генералов прокормил», Три поросенка»,

«Три сестры», «Тысяча и одна ночь» и др.)

За каждого автора и произведение – 3б

Рубрика 5. Мудрые мысли.

Кто из классиков мог утверждать это: «Мы в ответе за тех, кого приручили?

(А. Экзюпери) 1б

Рубрика 6. Вспомним средства художественной выразительности.

Какое образное средство использует А.С.Пушкин в предложении:

«Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается младость».

(олицетворение) 1б

Рубрика 7. Рифма в помощь вам.

По рифме определите стихотворение и назовите автора.

……………………..сырой.

……………………..молодой,

………………………крылом,

………………………под окном.

(А.С.Пушкин «Узник») 2б

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА. ПОЕТ ТАМЕРЛАН АЛИЕВ.

2-й раунд. Играют команды 9-х классов.

Рубрика 1. Портрет литературного героя.

Этот молодой дворянин родился на брегах Невы. Получил хорошее по тем временам образование. Мог хорошо изъясняться по-французски, легко танцевать мазурку, непринужденно кланяться. Но, к сожалению, не мог он отличить ямба от хорея.

(Евгений Онегин из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин») 3б

Рубрика 2. Угадай произведение.

Какое литературное произведение заканчивается словами: «…Сюда я больше не ездок! Карету мне! Карету!»?

(А.С.Грибоедов «Горе от ума») 2б

Рубрика 3. Кто больше?

В заголовках каких литературных произведениях есть географические названия?

(«Тихий Дон» Шолохова, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Бородино» Лермонтова, «Рассказ о Кузнецкстрое и людях Кузнецка» Маяковского, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Полтава» Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, «На Волге» Некрасова, « Севастопольские рассказы» Л.Толстого и др.)

(2б за название каждого произведения с указанием автора)

Рубрика 4. Мудрые мысли.

Кто из классиков мог утверждать это: «В человеке все должно быть прекрасно: и одежда, и лицо, и душа, и мысли».

(А.П.Чехов) 1б

Рубрика 5. Вспомним средства художественной выразительности.

Какое средство художественной выразительности используется А.С.Пушкин в отрывке из поэмы «Полтава».

Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно.

(метафора) 1б

Рубрика 6. Портрет поэта.

На экране портреты А.С. Пушкина художников Тропинина, Соколова и Кипренского. О портрете какого художника Пушкин сказал:

Себя, как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Оно гласит, что не увижу

Пристрастья важных аонид (муз).

Так, Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид.

(О.А.Кипренский) 2б

Рубрика 7. «Темная лошадка».

Какой конь не является литературным героем?

Карагез, Изумруд, Буцефал.

(Буцефал – конь А.Македонского) 2б

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПАУЗА.

3-й раунд. Играют учащиеся 11-х классов.

Рубрика 1.Портрет литературного героя.

Разночинец-нигилист, отец которого был лекарем. Одевался в черный балахон с кистями. Для своих медицинских экспериментов ловил лягушек, отчего руки его были постоянно красными. А лицо его «выражало самоуверенность и ум»

(Базаров из «Отцов и детей» И.С. Тургенева) 3б

Рубрика 2. Третий лишний.

Кто из этих авторов творил под своим настоящим именем, а не пользовался псевдонимом? А.Ахматова, М.Цветаева, М.Горький.

Назовите настоящие имена двух других авторов.

(Ахматова – Горенко, Горький – Пешков) 3б

Рубрика 3.Узнай произведение

Назовите автора и произведение, которое заканчивается словами: «В белом венчике из роз – Впереди – Иисус Христос».

(А.Блок. «Двенадцать») 2б

Рубрика 4. Мудрые мысли.

Кто из авторов мог утверждать это: «Только влюбленный имеет право на звание человека».

(А. Блок) 2б

Рубрика 5. Назовите произведения и их авторов.

А). «За мной, читатель!

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да обрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

Булгаков. «Мастер и Маргарита».

Б). Небо – как колокол,

Месяц – язык,

Мать моя – Родина,

Я – большевик.

(Есенин)

В). Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей.

(Маяковский «Нате!») 6б

Рубрика 6. Вспомним средства художественной выразительности.

Какое образное средство использует Гоголь в отрывке из повести «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

У Ивана Никифоровича…. шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением.

( гипербола) 1б

Рубрика 7. Рифма в помощь вам.

По рифме определите произведение и назовите автора.

……………………..правил,

……………………..занемог,

……………………..заставил

……………………..не мог.

(А.С.Пушкин. «Евгений Онегин») 2б

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.

4-й раунд. Заключительный.

Рубрика 1. Литературная путаница

Герои каких произведений встретились в этой сценке? Назовите авторов.

12б

Рубрика 2. Портрет литературного героя.

Герой какого произведения «проврется самым жестоким образом, так что, наконец, самому сделается совестно и наврет совершенно без всякой нужды; вдруг расскажет, что у него была лошадь какой-нибудь голубой или розовой шерсти и тому подобную чепуху, так что слушающие, наконец, все отходят, произнесши: «Ну, брат, ты, кажется, уж начал пули лить»?

(Ноздрев из «Мертвых душ» Н.В.Гоголя.) 3б

Рубрика 3. «Третий лишний»

А. Белый, М. Шолохов, Л. Толстой. Один из этих людей творил под псевдонимом. Кто? 2б

Рубрика 4. Кто больше?

В названиях каких произведений уже определен жанр?

За название произведения и автора – 2б

Рубрика 5.Вспомним средства художественной выразительности.

Какое средство художественной выразительности использует А.С. Пушкин в этом тексте?

И день настал. Встает с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, ещё вчера
Стонавший слабо над могилой. (Оксюморон) 2б

Рубрика 6. Рифма в помощь вам.

……………….не плачу,

……………….дым,

……………….охваченный,

……………….молодым.

(С. Есенин. Не жалею, не зову, не плачу…) 2б

Рубрика 7.Литература в критике

О ком критик Н.А. Добролюбов сказал: «Смерть явилась для нее избавлением»?

(О Ларисе Огудаловой из «Бесприданницы» А. Островского) 3б

Рубрика 8. Женщина – всегда загадка

Наташа Ростова, Татьяна Ларина, Соня Мармеладова. Что объединяет этих героинь? (Это нравственные идеалы писателей) 2б

Рубрика 9. Мудрые мысли.

Кто из великих утверждал это: «Добро всегда в душе нашей, и душа добра, а зло привитое…»? (Л.Н. Толстой) 3б

Ведущий: Давайте представим на минуту, что было бы, если бы не было такого вида искусства, как литература.

Страшно подумать даже, как оскудела бы наша жизнь, насколько примитивен и удручающим казалось бы все, окружающее нас. И если наивысшие достижения художественного гения – это праздник искусства, то повседневное чтение – это своеобразные будни художественного творчества, которые сопутствуют человеку в течение всей его жизни. И наша игра – подтверждение этому. А теперь слово жюри.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here